Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК «Школа России»

1
0
Материал опубликован 24 March 2018 в группе

Структура документа

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС НОО, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Программа адресована для изучения русского языка в общеобразовательных организациях с русским языком обучения.

В системе предметов начального общего образования предмет «Русский язык» реализует две основные цели: познавательную и социокультурную.

Познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель включает коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач средствами предмета «Русский язык»:

- формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

В учебном плане на изучение русского языка в 3 классе выделяется 170 ч. (5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих личностных результатов:

представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные

- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные

- Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные.

Общие предметные результаты освоения программы

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- знакомиться с жанрами объявления, письма;

- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающиеся научатся:

- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с раздели- тельными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающиеся научатся:

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

- выделять нулевое окончание;

- подбирать слова с заданной морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

- сравнивать, классифицировать слова по их составу;

- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающиеся научатся:

- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

- наблюдать за словообразованием частей речи;

- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающиеся научатся:

- различать предложение, словосочетание и слово;

- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

-выделять в предложении основу и словосочетания;

- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающиеся научатся:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

- непроизносимые согласные;

- разделительный твёрдый знак (ъ);

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень слов дан в словаре учебника);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

- безударные родовые окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

а) применять правила правописания:

- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

- запятая при обращении;

- запятая между частями в сложном предложении;

- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

разделительные ъ и ь

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание частицы не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Тематическое планирование.

п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Язык и речь

2 часа

1 (1)

Виды речи и их назначение.

1

2 (2)

Для чего нужен язык?

1

Текст. Предложение. Словосочетание

14 часов

3 (1)

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

1

4 (2)

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

5 (3)

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

1

6 (4)

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

1

7 (5)

Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием.

1

8 (6)

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1

9 (7)

Виды предложений по интонации.

1

10 (8)

Предложения с обращением (общее представление)

1

11 (9)

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

2

12 (10)

13 (11)

Простое и сложное предложение (общее представление)

2

14 (12)

15 (13)

Словосочетание (общее представление)

1

16 (14)

Проверочная работа №1 по теме "Текст. Предложение. Словосочетание"

1

Слово в языке и речи

19 часов

17 (1)

Лексическое значение слова Анализ проверочной работы.

1

18 (2)

Синонимы и антонимы, слова в переносном и прямом значении.

1

19 (3)

Омонимы.

1

20 (4)

Слово и словосочетание.

1

21 (5)

Фразеологизмы (первоначальное представление)

1

22 (6)

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

23 (7)

Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

24 (8)

Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

1

25 (9)

Имя прилагательное. Глагол.

1

26 (10)

Имя числительное (общее представление)

1

27 (11)

Проверочная работа №2 по теме "Слово в языке и речи"

1

28 (12)

Однокоренные слова. Анализ проверочной работы.

1

29 (13)

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

30 (14)

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща.

1

31 (15)

Правописание слов с парными согласными на конце слова.

1

32 (16)

Правописание слов с разделительным ь.

1

33 (17)

Контрольный диктант № 1 по теме "Слово в языке и речи"

1

34 (18)

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

35 (19)

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности "Рассказ о слове". Анализ диктанта и изложения.

1

Состав слова

45 часов

36 (1)

Корень слова. Однокоренные слова.

1

37 (2)

Правописание корня в однокоренных словах.

1

38 (3)

Сложные слова.

1

39 (4)

Формы слова. Окончание.

1

40 (5)

Алгоритм определения окончания в слове.

1

41 (6)

Слова, которые не имеют окончания.

1

42 (7)

Приставка как значимая часть слова.

1

43 (8)

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок.

1

44 (9)

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.

1

45 (10)

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

1

46 (11)

Значение суффиксов в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

1

47(12)

Основа слова. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

1

48 (13)

Разбор слова по составу.

1

49 (14)

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

50 (15)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

1

51 (16)

Проверочная работа №3 по теме "Состав слова"

1

52 (17)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Анализ проверочной работы.

1

53 (18)

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

1

54 (19)

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

1

55 (20)

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

1

56 (21)

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

1

57 (22)

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова.

1

58 (23)

Правописание слов с парными согласными в корне слова.

4

59 (24)

60 (25)

61 (26)

62 (27)

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

5

63 (28)

64 (29)

65 (30)

66 (31)

67 (32)

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

68 (33)

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова.

1

69 (34)

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах.

1

70 (35)

Правописание суффиксов в словах.

1

71 (36)

Правописание приставок в словах.

2

72 (37)

73 (38)

Правописание приставок и предлогов в словах.

3

74 (39)

75 (40)

76 (41)

Место и роль разделительного ъ в слове.

1

77 (42)

Правописание слов с разделительным ъ.

1

78 (43)

Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста по плану.

1

79 (44)

Контрольный диктант №2 по теме "Состав слова"

1

80 (45)

Анализ диктанта и изложения.

1

Части речи

76 часов

81 (1)

Части речи.

1

82 (2)

Значение и употребление имен существительных в речи.

2

83 (3)

84 (4)

Начальная форма имени существительного.

1

85 (5)

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

86 (6)

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

87 (7)

Собственные и нарицательные имена существительные.

2

88 (8)

89 (9)

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности "Тайна имени".

1

90 (10)

Число имен существительных.

2

91 (11)

92 (12)

Род имен существительных.

1

93 (13)

Определение рода имен существительных, употребленных в начальной форме.

1

94 (14)

Определение рода имен существительных, употребленных в начальной и других формах.

1

95 (15)

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

2

96 (16)

97 (17)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

98 (18)

Контрольный диктант №3 по теме "Имя существительное".

1

99 (19)

Склонение имен существительных. Анализ диктанта.

1

100 (20)

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я.Билибина.

1

101 (21)

Именительный падеж.

1

102 (22)

Родительный падеж.

1

103 (23)

Дательный падеж.

1

104 (24)

Винительный падеж.

1

105 (25)

Творительный падеж.

1

106 (26)

Предложный падеж.

1

107 (27)

Развитие речи. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

108 (28)

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

1

109 (29)

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности.

1

110 (30)

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф Юона «Конец зимы».

1

111 (31)

Контрольный диктант №4 по теме "Имя существительное".

1

112 (32)

Имя прилагательное.

1

113 (33)

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

114 (34)

Текст - описание. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

1

115 (34)

Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле.

1

116 (36)

Развитие речи. Сопоставление содержания текста и репродукции картины М.А.Врубеля.

1

117 (37)

Изменение имен прилагательных по родам.

1

118 (38)

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

3

119 (39)

120 (40)

121 (41)

Число имен прилагательных.

1

122 (42)

Развитие речи. Составление текста-описания по личным наблюдениям.

1

123 (43)

Падеж имен прилагательных (общее представление).

1

124 (44)

Начальная форма имени прилагательного.

1

125 (45)

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

3

126 (46)

127 (47)

128 (48)

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова.

1

129 (49)

Контрольный диктант №5 по теме "Имя прилагательное"

1

130 (50)

Анализ сочинения и диктанта. Рекомендации к проекту.

1

131 (51)

Личные местоимения 1, 2, 3 лица.

1

132 (52)

Лицо и число личных местоимений.

1

133 (53)

Употребление личных местоимений для замены имен существительных.

1

134 (54)

Развитие речи. Составление письма.

1

135 (55)

Проверочная работа №4 по теме "Части речи"

1

136 (56)

Глагол. Значение и употребление в речи. Анализ проверочной работы.

3

137 (57)

138 (58)

139 (59)

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

1

140 (60)

Начальная (неопределенная) форма глагола.

2

141 (61)

142 (62)

Число глаголов.

2

143 (63)

144 (64)

Первоначальное представление о временах глаголов.

1

145 (65)

Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

1

146 (66)

Изменение глаголов по временам.

1

147 (67)

Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста.

1

148 (68)

Время и число глаголов.

1

149 (69)

Род глаголов в прошедшем времени.

2

150 (70)

151 (71)

Правописание частицы не с глаголами.

2

152 (72)

153 (73)

Обобщение знаний о глаголе.

2

154 (74)

155 (75)

Обобщение знаний о частях речи.

1

156 (76)

Итоговый контрольный диктант №6.

1

Повторение изученного

14 часов

157 (1)

Части речи. Повторение.

1

158 (2)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

159 (3)

Части речи. Повторение.

5

160 (4)

161 (5)

162 (6)

163 (7)

164 (8)

Правописание слов с изученными орфограммами.

7

165 (9)

166 (10)

167 (11)

168 (12)

169 (13)

170 (14)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.