12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мартынова Надежда Михайловна85 Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ № _____
от «____»______________20 г.
Рабочая программа по русскому языку
/Базовый уровень/
3 класс
Разработала:
Учитель начальных классов: Мартынова Надежда Михайловна
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению курса русского языка в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, авторской программы по русскому языку (В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, М.: Просвещение, 2015г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2013.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс русского языка 3 класса направлен на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма;
Программа определяет ряд задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников;
формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры культуры речи во всехеё проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные и письменные тексты.
развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности.
Количество учебных часов в год – 170, в неделю – 5ч, что соответствует плану МОУ Юрцовской СОШ. Изменения в авторскую программу не вносились.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 17 |
4 | Состав слова | 47 |
6 | Части речи | 75 |
7 | Повторение | 15 |
Итого | 170 |
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита и использование его при работе со словарями, справочниками.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного, изменение его по падежам и определение падежа.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма, словообразование, морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте и частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (176 ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата |
Язык и речь- 2ч | ||||
1. | Наша речь. Виды речи. | 1 | ||
2. | Наш язык | 1 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч | ||||
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | ||
4 | Текст. Типы текстов. | 1 | ||
5. | Предложение | 1 | ||
6. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||
7. | Виды предложений по интонации. | 1 | ||
8. | Предложения с обращением. | 1 | ||
9. | Обучающее изложение | 1 | ||
10 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
11 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
12. | Простое и сложное предложение | 1 | ||
13. | Простое и сложное предложение | 1 | ||
14 | Словосочетание | 1 | ||
15 | Словосочетание | 1 | ||
16. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||
Слово в языке и речи -17 ч | ||||
17. | Лексическое значение слова | 1 | ||
18. | Синонимы и антонимы | 1 | ||
19. | Омонимы | 1 | ||
20. | Слово и словосочетание | 1 | ||
21. | Фразеологизмы. Обучающее изложение | 1 | ||
22. | Части речи | 1 | ||
23 | Имя существительное | 1 | ||
24 | Имя прилагательное | 1 | ||
25 | Глагол | 1 | ||
26 | Что такое имя числительное? | 1 | ||
27 | Однокоренные слова | 1 | ||
28 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | ||
29 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | ||
30 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | ||
31 | Обучающее изложение | 1 | ||
32 | Закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» | 1 | ||
33 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | ||
Состав слова – 47 ч | ||||
34 | Что такое корень слова? | 1 | ||
35 | Как найти в слове корень? | 1 | ||
36 | Сложные слова | 1 | ||
37 | Что такое окончание? | 1 | ||
38 | Как найти в слове окончание? | 1 | ||
39 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | ||
40 | Значение приставок | 1 | ||
41 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | ||
42 | Значение суффиксов | 1 | ||
43 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||
44 | Что такое основа слова? | 1 | ||
45 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||
46 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | ||
47 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова | 1 | ||
48 | Обучающее изложение | 1 | ||
49 | Проект «Семья слов» | 1 | ||
50 | Закрепление пройденного материала | 1 | ||
51 | Обобщение пройденного материала | 1 | ||
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | ||
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | ||
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | ||
55 | Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне | 1 | ||
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | ||
57 | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | ||
58 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | ||
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | ||
60 | Обучающее изложение | 1 | ||
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||
62 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||
64 | Двойные согласные | 1 | ||
65 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | ||
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | ||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | ||
68 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы – ек, - ик | 1 | ||
69 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
70 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
71 | Упражнение в правописании суффиксов и приставок | 1 | ||
72 | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
73 | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | ||
75 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | ||
76 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | ||
77 | Контрольное списывание (с. 139 упр. 276) | 1 | ||
78 | Обучающее изложение | 1 | ||
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | ||
Части речи -75 ч | ||||
81. | Общее представление о частях речи | 1 | ||
82 | Части речи | 1 | ||
Имя существительное – 30 ч | ||||
83 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | ||
84 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | ||
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||
86 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||
87 | Обучающее изложение | 1 | ||
88 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||
89 | Проект «Тайна имени» | 1 | ||
90 | Число имён существительных | 1 | ||
91 | Число имён существительных | 1 | ||
92 | Род имен существительных | 1 | ||
93 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах | 1 | ||
94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | ||
95 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | ||
96 | Обучающее изложение | 1 | ||
97 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
98 | Склонение имен существительных (общее понятие) | 1 | ||
99 | Падеж имен существительных | 1 | ||
100 | Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных | 1 | ||
101 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | ||
102 | Именительный падеж | 1 | ||
103 | Родительный падеж | 1 | ||
104 | Дательный падеж | 1 | ||
105 | Винительный падеж | 1 | ||
106 | Творительный падеж | 1 | ||
107 | Предложный падеж | 1 | ||
108 | Обучающее изложение | 1 | ||
109 | Все падежи . Обобщение знаний о падежах имен существительных | 1 | ||
110 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | ||
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
112 | Проект «Зимняя страничка» | 1 | ||
Имя прилагательное – 18 ч. | ||||
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | ||
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | ||
115. | Роль прилагательных в тексте | 1 | ||
116. | Текст – описание. Художественное и научное описание. | 1 | ||
117. | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь» | 1 | ||
118. | Род имён прилагательных | 1 | ||
119 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | ||
120 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | ||
121 | Число имён прилагательных | 1 | ||
122 | Число имён прилагательных | 1 | ||
123 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | ||
124 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | ||
125. | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | ||
126. | Обобщение знаний | 1 | ||
127. | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | ||
128. | Закрепление и обобщение знаний | 1 | ||
129. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
130. | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||
Местоимение – 4ч | ||||
131. | Личные местоимения. | 1 | ||
132. | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | ||
133. | Грамматические признаки личных местоимений. | 1 | ||
134. | Обобщение знаний. Употребление местоимений в речи. Обучающее изложение | 1 | ||
Глагол – 21 ч. | ||||
135 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | ||
136 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | ||
137. | Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. | 1 | ||
138 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||
139 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||
140 | Число глаголов | 1 | ||
141 | Число глаголов | 1 | ||
142. | Времена глаголов | 1 | ||
143. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | ||
144 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
146 | Обучающее изложение | 1 | ||
147 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | ||
148 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | ||
149 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | ||
150 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | ||
151 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||
152 | Обобщение знаний | 1 | ||
153. | Контрольное списывание (упр.251 с.136) | 1 | ||
154. | Обобщение знаний. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 1 | ||
155. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
Повторение – 15 ч. | ||||
156. | Части речи. | 1 | ||
157. | Обучающее изложение. | 1 | ||
158. | Обобщение знаний о слове, предложении. | 1 | ||
159. | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | ||
160. | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
161 | Правописание безударных гласных | 1 | ||
162. | Правописание значимых частей слов | 1 | ||
163. | Итоговый контрольный диктант | 1 | ||
164. | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | ||
165. | Обучающее изложение | 1 | ||
166 | Текст | 1 | ||
167 | Повторение и закрепление пройденного | 1 | ||
168-169 | Повторение и обобщение знаний | 2 | ||
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; производить звукобуквенный анализ слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь знаком;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме , образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учебно-методическая литература по русскому языку:
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
1. Учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс. М: « Просвещение» 2013 г.
2. Рабочая тетрадь В. П. Канакина «Русский язык» 3 класс М: «Просвещение», 2016 г.
3. «Поурочное планирование по русскому языку» О. И. Дмитриева М: «Вако» 2016 г.
4.Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. учрежден.- М.: Просвещение, 2012
5. Электронное приложение (СД – диск)
«Согласовано»
ШМО учителей начальных классов
Протокол № _________________
Руководитель ШМО ___________________ Н.М. Мартынова
«__________»_______________________2017 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________Т.А. Бухарова
«__________»_______________________2017 года
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата | Содержание | Причина | Подпись |