Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ № _____
от «____»______________20 г.
Рабочая программа по русскому языку
/Базовый уровень/
3 класс
Разработала:
Учитель начальных классов: Мартынова Надежда Михайловна
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению курса русского языка в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, авторской программы по русскому языку (В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, М.: Просвещение, 2015г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2013.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс русского языка 3 класса направлен на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма;
Программа определяет ряд задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников;
формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры культуры речи во всехеё проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные и письменные тексты.
развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности.
Количество учебных часов в год – 170, в неделю – 5ч, что соответствует плану МОУ Юрцовской СОШ. Изменения в авторскую программу не вносились.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Язык и речь |
2 |
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание |
14 |
3 |
Слово в языке и речи |
17 |
4 |
Состав слова |
47 |
6 |
Части речи |
75 |
7 |
Повторение |
15 |
Итого |
170 |
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита и использование его при работе со словарями, справочниками.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного, изменение его по падежам и определение падежа.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма, словообразование, морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте и частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (176 ч)
№ п/п |
Название раздела и тем |
Количество часов |
Планируемые сроки прохождения |
Фактическая дата |
Язык и речь- 2ч |
||||
1. |
Наша речь. Виды речи. |
1 |
||
2. |
Наш язык |
1 |
||
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч |
||||
3 |
Текст. Типы текстов. |
1 |
||
4 |
Текст. Типы текстов. |
1 |
||
5. |
Предложение |
1 |
||
6. |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
||
7. |
Виды предложений по интонации. |
1 |
||
8. |
Предложения с обращением. |
1 |
||
9. |
Обучающее изложение |
1 |
||
10 |
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
||
11 |
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
||
12. |
Простое и сложное предложение |
1 |
||
13. |
Простое и сложное предложение |
1 |
||
14 |
Словосочетание |
1 |
||
15 |
Словосочетание |
1 |
||
16. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1 |
||
Слово в языке и речи -17 ч |
||||
17. |
Лексическое значение слова |
1 |
||
18. |
Синонимы и антонимы |
1 |
||
19. |
Омонимы |
1 |
||
20. |
Слово и словосочетание |
1 |
||
21. |
Фразеологизмы. Обучающее изложение |
1 |
||
22. |
Части речи |
1 |
||
23 |
Имя существительное |
1 |
||
24 |
Имя прилагательное |
1 |
||
25 |
Глагол |
1 |
||
26 |
Что такое имя числительное? |
1 |
||
27 |
Однокоренные слова |
1 |
||
28 |
Звуки и буквы. Гласные звуки |
1 |
||
29 |
Звуки и буквы. Согласные звуки |
1 |
||
30 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак |
1 |
||
31 |
Обучающее изложение |
1 |
||
32 |
Закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» |
1 |
||
33 |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
1 |
||
Состав слова – 47 ч |
||||
34 |
Что такое корень слова? |
1 |
||
35 |
Как найти в слове корень? |
1 |
||
36 |
Сложные слова |
1 |
||
37 |
Что такое окончание? |
1 |
||
38 |
Как найти в слове окончание? |
1 |
||
39 |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
1 |
||
40 |
Значение приставок |
1 |
||
41 |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
1 |
||
42 |
Значение суффиксов |
1 |
||
43 |
Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» |
1 |
||
44 |
Что такое основа слова? |
1 |
||
45 |
Обобщение знаний о составе слова. |
1 |
||
46 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
1 |
||
47 |
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова |
1 |
||
48 |
Обучающее изложение |
1 |
||
49 |
Проект «Семья слов» |
1 |
||
50 |
Закрепление пройденного материала |
1 |
||
51 |
Обобщение пройденного материала |
1 |
||
52 |
В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
1 |
||
53 |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
1 |
||
54 |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне |
1 |
||
55 |
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне |
1 |
||
56 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
||
57 |
Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
||
58 |
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
||
59 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
||
60 |
Обучающее изложение |
1 |
||
61 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
1 |
||
62 |
Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне |
1 |
||
63 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
1 |
||
64 |
Двойные согласные |
1 |
||
65 |
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
||
66 |
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» |
1 |
||
67 |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» |
1 |
||
68 |
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы – ек, - ик |
1 |
||
69 |
Правописание суффиксов и приставок |
1 |
||
70 |
Правописание суффиксов и приставок |
1 |
||
71 |
Упражнение в правописании суффиксов и приставок |
1 |
||
72 |
Правописание приставок и предлогов |
1 |
||
73 |
Правописание приставок и предлогов |
1 |
||
74 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком |
1 |
||
75 |
Разделительный твердый и мягкий знаки |
1 |
||
76 |
Разделительный твердый и мягкий знаки |
1 |
||
77 |
Контрольное списывание (с. 139 упр. 276) |
1 |
||
78 |
Обучающее изложение |
1 |
||
79 |
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» |
1 |
||
80 |
Проект «Составляем орфографический словарь» |
1 |
||
Части речи -75 ч |
||||
81. |
Общее представление о частях речи |
1 |
||
82 |
Части речи |
1 |
||
Имя существительное – 30 ч |
||||
83 |
Имя существительное и его роль в речи |
1 |
||
84 |
Имя существительное и его роль в речи |
1 |
||
85 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
1 |
||
86 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
1 |
||
87 |
Обучающее изложение |
1 |
||
88 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
||
89 |
Проект «Тайна имени» |
1 |
||
90 |
Число имён существительных |
1 |
||
91 |
Число имён существительных |
1 |
||
92 |
Род имен существительных |
1 |
||
93 |
Определение рода имен существительных в косвенных падежах |
1 |
||
94 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
1 |
||
95 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
1 |
||
96 |
Обучающее изложение |
1 |
||
97 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
||
98 |
Склонение имен существительных (общее понятие) |
1 |
||
99 |
Падеж имен существительных |
1 |
||
100 |
Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных |
1 |
||
101 |
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
1 |
||
102 |
Именительный падеж |
1 |
||
103 |
Родительный падеж |
1 |
||
104 |
Дательный падеж |
1 |
||
105 |
Винительный падеж |
1 |
||
106 |
Творительный падеж |
1 |
||
107 |
Предложный падеж |
1 |
||
108 |
Обучающее изложение |
1 |
||
109 |
Все падежи . Обобщение знаний о падежах имен существительных |
1 |
||
110 |
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» |
1 |
||
111 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
||
112 |
Проект «Зимняя страничка» |
1 |
||
Имя прилагательное – 18 ч. |
||||
113 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи |
1 |
||
114 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи |
1 |
||
115. |
Роль прилагательных в тексте |
1 |
||
116. |
Текст – описание. Художественное и научное описание. |
1 |
||
117. |
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь» |
1 |
||
118. |
Род имён прилагательных |
1 |
||
119 |
Изменение имён прилагательных по родам |
1 |
||
120 |
Изменение имён прилагательных по родам |
1 |
||
121 |
Число имён прилагательных |
1 |
||
122 |
Число имён прилагательных |
1 |
||
123 |
Изменение имен прилагательных по падежам |
1 |
||
124 |
Изменение имен прилагательных по падежам |
1 |
||
125. |
Обобщение знаний об имени прилагательном |
1 |
||
126. |
Обобщение знаний |
1 |
||
127. |
Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» |
1 |
||
128. |
Закрепление и обобщение знаний |
1 |
||
129. |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
||
130. |
Проект «Имена прилагательные в загадках» |
1 |
||
Местоимение – 4ч |
||||
131. |
Личные местоимения. |
1 |
||
132. |
Изменение личных местоимений по родам. |
1 |
||
133. |
Грамматические признаки личных местоимений. |
1 |
||
134. |
Обобщение знаний. Употребление местоимений в речи. Обучающее изложение |
1 |
||
Глагол – 21 ч. |
||||
135 |
Значение и употребление глаголов в речи |
1 |
||
136 |
Значение и употребление глаголов в речи |
1 |
||
137. |
Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. |
1 |
||
138 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
||
139 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
||
140 |
Число глаголов |
1 |
||
141 |
Число глаголов |
1 |
||
142. |
Времена глаголов |
1 |
||
143. |
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов |
1 |
||
144 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
||
145 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
||
146 |
Обучающее изложение |
1 |
||
147 |
Род глаголов в прошедшем времени |
1 |
||
148 |
Род глаголов в прошедшем времени |
1 |
||
149 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
1 |
||
150 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
1 |
||
151 |
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
||
152 |
Обобщение знаний |
1 |
||
153. |
Контрольное списывание (упр.251 с.136) |
1 |
||
154. |
Обобщение знаний. Упражнение в разборе глагола как части речи. |
1 |
||
155. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
||
Повторение – 15 ч. |
||||
156. |
Части речи. |
1 |
||
157. |
Обучающее изложение. |
1 |
||
158. |
Обобщение знаний о слове, предложении. |
1 |
||
159. |
Правописание окончаний имён прилагательных |
1 |
||
160. |
Правописание приставок и предлогов |
1 |
||
161 |
Правописание безударных гласных |
1 |
||
162. |
Правописание значимых частей слов |
1 |
||
163. |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
||
164. |
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова |
1 |
||
165. |
Обучающее изложение |
1 |
||
166 |
Текст |
1 |
||
167 |
Повторение и закрепление пройденного |
1 |
||
168-169 |
Повторение и обобщение знаний |
2 |
||
170 |
КВН «Знатоки русского языка» |
1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; производить звукобуквенный анализ слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь знаком;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме , образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учебно-методическая литература по русскому языку:
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
1. Учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс. М: « Просвещение» 2013 г.
2. Рабочая тетрадь В. П. Канакина «Русский язык» 3 класс М: «Просвещение», 2016 г.
3. «Поурочное планирование по русскому языку» О. И. Дмитриева М: «Вако» 2016 г.
4.Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. учрежден.- М.: Просвещение, 2012
5. Электронное приложение (СД – диск)
«Согласовано»
ШМО учителей начальных классов
Протокол № _________________
Руководитель ШМО ___________________ Н.М. Мартынова
«__________»_______________________2017 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________Т.А. Бухарова
«__________»_______________________2017 года
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |