Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России»

3
0
Материал опубликован 20 August 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Юрцовская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

_____________М.Е.Дубинская

Приказ № _____

от «____»______________20 г.

Рабочая программа по русскому языку

/Базовый уровень/

3 класс

Разработала:

Учитель начальных классов: Мартынова Надежда Михайловна

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изучению курса русского языка в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, авторской программы по русскому языку (В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, М.: Просвещение, 2015г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2013.

Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Курс русского языка 3 класса направлен на достижение следующих целей:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма;

Программа определяет ряд задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников;

формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры культуры речи во всехеё проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные и письменные тексты.

развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности.

Количество учебных часов в год170, в неделю – 5ч, что соответствует плану МОУ Юрцовской СОШ. Изменения в авторскую программу не вносились.

Учебно - тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

17

4

Состав слова

47

6

Части речи

75

7

Повторение

15

Итого

170


 


 

Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. На­хождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мяг­ких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — со­гласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита и использование его при работе со словарями, справочниками.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Вы­явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени суще­ствительного, изменение его по падежам и определение па­дежа.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от фор­мы имени существительного. Начальная форма, словообразование, морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Предложения распро­страненные и нераспространённые.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зорко­сти, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Овладение диалогической формой речи. Выражение соб­ственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе­ние умениями ведения разговора и нормами речевого этикета в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использо­ванием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте и частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректи­рование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание соб­ственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучи­вания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи­нение-описание, сочинение-рассуждение.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (176 ч)

 

п/п

Название раздела и тем

Количество часов

Планируемые сроки прохождения

Фактическая дата

 

Язык и речь- 2ч

     

1.

Наша речь. Виды речи.

1

   

2.

Наш язык

1

   
 

Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч

     

3

Текст. Типы текстов.

1

   

4

Текст. Типы текстов.

1

   

5.

Предложение

1

   

6.

Виды предложений по цели высказывания

1

   

7.

Виды предложений по интонации.

1

   

8.

Предложения с обращением.

1

   

9.

Обучающее изложение

1

   

10

Главные и второстепенные члены предложения

1

   

11

Главные и второстепенные члены предложения

1

   

12.

Простое и сложное предложение

1

   

13.

Простое и сложное предложение

1

   

14

Словосочетание

1

   

15

Словосочетание

1

   

16.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

   
 

Слово в языке и речи -17 ч

     

17.

Лексическое значение слова

1

   

18.

Синонимы и антонимы

1

   

19.

Омонимы

1

   

20.

Слово и словосочетание

1

   

21.

Фразеологизмы. Обучающее изложение

1

   

22.

Части речи

1

   

23

Имя существительное

1

   

24

Имя прилагательное

1

   

25

Глагол

1

   

26

Что такое имя числительное?

1

   

27

Однокоренные слова

1

   

28

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

   

29

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

   

30

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

   

31

Обучающее изложение

1

   

32

Закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове»

1

   

33

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

   
 

Состав слова – 47 ч

     

34

Что такое корень слова?

1

   

35

Как найти в слове корень?

1

   

36

Сложные слова

1

   

37

Что такое окончание?

1

   

38

Как найти в слове окончание?

1

   

39

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

   

40

Значение приставок

1

   

41

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

   

42

Значение суффиксов

1

   

43

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

   

44

Что такое основа слова?

1

   

45

Обобщение знаний о составе слова.

1

   

46

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

   

47

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

1

   

48

Обучающее изложение

1

   

49

Проект «Семья слов»

1

   

50

Закрепление пройденного материала

1

   

51

Обобщение пройденного материала

1

   

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

   

53

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

   

54

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

1

   

55

Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне

1

   

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

   

57

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

   

58

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

   

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

   

60

Обучающее изложение

1

   

61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

   

62

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне

1

   

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

   

64

Двойные согласные

1

   

65

Правописание слов с удвоенными согласными

1

   

66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

   

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

   

68

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы – ек, - ик

1

   

69

Правописание суффиксов и приставок

1

   

70

Правописание суффиксов и приставок

1

   

71

Упражнение в правописании суффиксов и приставок

1

   

72

Правописание приставок и предлогов

1

   

73

Правописание приставок и предлогов

1

   

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

   

75

Разделительный твердый и мягкий знаки

1

   

76

Разделительный твердый и мягкий знаки

1

   

77

Контрольное списывание (с. 139 упр. 276)

1

   

78

Обучающее изложение

1

   

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

   

80

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

   
 

Части речи -75 ч

     

81.

Общее представление о частях речи

1

   

82

Части речи

1

   
 

Имя существительное – 30 ч

     

83

Имя существительное и его роль в речи

1

   

84

Имя существительное и его роль в речи

1

   

85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

   

86

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

   

87

Обучающее изложение

1

   

88

Собственные и нарицательные имена существительные

1

   

89

Проект «Тайна имени»

1

   

90

Число имён существительных

1

   

91

Число имён существительных

1

   

92

Род имен существительных

1

   

93

Определение рода имен существительных в косвенных падежах

1

   

94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

   

95

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

   

96

Обучающее изложение

1

   

97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

   

98

Склонение имен существительных (общее понятие)

1

   

99

Падеж имен существительных

1

   

100

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных

1

   

101

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

   

102

Именительный падеж

1

   

103

Родительный падеж

1

   

104

Дательный падеж

1

   

105

Винительный падеж

1

   

106

Творительный падеж

1

   

107

Предложный падеж

1

   

108

Обучающее изложение

1

   

109

Все падежи . Обобщение знаний о падежах имен существительных

1

   

110

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

   

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

   

112

Проект «Зимняя страничка»

1

   
 

Имя прилагательное – 18 ч.

     

113

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

   

114

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

   

115.

Роль прилагательных в тексте

1

   

116.

Текст – описание. Художественное и научное описание.

1

   

117.

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь»

1

   

118.

Род имён прилагательных

1

   

119

Изменение имён прилагательных по родам

1

   

120

Изменение имён прилагательных по родам

1

   

121

Число имён прилагательных

1

   

122

Число имён прилагательных

1

   

123

Изменение имен прилагательных по падежам

1

   

124

Изменение имен прилагательных по падежам

1

   

125.

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

   

126.

Обобщение знаний

1

   

127.

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

1

   

128.

Закрепление и обобщение знаний

1

   

129.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

   

130.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

   
 

Местоимение – 4ч

     

131.

Личные местоимения.

1

   

132.

Изменение личных местоимений по родам.

1

   

133.

Грамматические признаки личных местоимений.

1

   

134.

Обобщение знаний. Употребление местоимений в речи. Обучающее изложение

1

   
 

Глагол – 21 ч.

     

135

Значение и употребление глаголов в речи

1

   

136

Значение и употребление глаголов в речи

1

   

137.

Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи.

1

   

138

Неопределённая форма глагола

1

   

139

Неопределённая форма глагола

1

   

140

Число глаголов

1

   

141

Число глаголов

1

   

142.

Времена глаголов

1

   

143.

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

1

   

144

Изменение глаголов по временам.

1

   

145

Изменение глаголов по временам.

1

   

146

Обучающее изложение

1

   

147

Род глаголов в прошедшем времени

1

   

148

Род глаголов в прошедшем времени

1

   

149

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

   

150

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

   

151

Обобщение знаний о глаголе

1

   

152

Обобщение знаний

1

   

153.

Контрольное списывание (упр.251 с.136)

1

   

154.

Обобщение знаний. Упражнение в разборе глагола как части речи.

1

   

155.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

   

Повторение – 15 ч.

156.

Части речи.

1

   

157.

Обучающее изложение.

1

   

158.

Обобщение знаний о слове, предложении.

1

   

159.

Правописание окончаний имён прилагательных

1

   

160.

Правописание приставок и предлогов

1

   

161

Правописание безударных гласных

1

   

162.

Правописание значимых частей слов

1

   

163.

Итоговый контрольный диктант

1

   

164.

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

1

   

165.

Обучающее изложение

1

   

166

Текст

1

   

167

Повторение и закрепление пройденного

1

   

168-169

Повторение и обобщение знаний

2

   

170

КВН «Знатоки русского языка»

1

   


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; производить звукобуквенный анализ слов;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь знаком;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме , образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Учебно-методическая литература по русскому языку:

Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

1. Учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс. М: « Просвещение» 2013 г.

2. Рабочая тетрадь В. П. Канакина «Русский язык» 3 класс М: «Просвещение», 2016 г.

3. «Поурочное планирование по русскому языку» О. И. Дмитриева М: «Вако» 2016 г.

4.Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. учрежден.- М.: Просвещение, 2012

5. Электронное приложение (СД – диск)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Согласовано»

ШМО учителей начальных классов

Протокол № _________________

Руководитель ШМО ___________________ Н.М. Мартынова

«__________»_______________________2017 года


 


 

 

«Согласовано»


 

Заместитель директора по УВР ____________________Т.А. Бухарова

«__________»_______________________2017 года

 

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.

Дата

Содержание

Причина

Подпись

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.