Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК «Школа России»

2
0
Материал опубликован 13 November 2017

Рабочая программа

по русскому языку

 3 класс

 

Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,

М. Н. Дементьева, Н.  А. Стефаненко,  М. В.Бойкина

Введение

 Рабочая программа для 3 класса по русскому языку составлена  на основании:

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями);

  •  
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку;
  • авторской программы «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией  В. П. Канакиной (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Н.  А. Стефаненко,  М. В.Бойкина), - М.: Просвещение, 2011, утверждённой МО  и науки РФ;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
  • Положения о рабочей программе  МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново на текущий учебный год.

 

 УМК « Школа России»

 Используемый учебник:

 ·         В. П. Канакина,  В. Г. Горецкий.  Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением  на электронном носителе: в 2 ч./ В. П. Канакина,  В. Г. Горецкий. – М.:  Просвещение,

2012 г.

 Учебный план МБОУ «СОШ № 4» г.  Сафоново предусматривает изучение предмета  «Русский язык» в 3 классе на базовом уровне  - 170 часов в год (по 5 часов в неделю).

 

Промежуточная аттестация (годовой контроль) проходит  в форме контрольного диктанта (1 час).

 

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

 У обучающего будут сформированы:

 ·         представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного  гражданина России;

· осознание своей этнической и национальной принадлежности;

· развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

·         развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

·         становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

·         становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

·         развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

·         формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.;

·         развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

·         ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

·         развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

·         понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

·         .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

·         осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

·         развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

·         ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

·         представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

 

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные

Обучающийся научится:

 

·         принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

·         планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

· учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

·         выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «справочных материалах» учебника — в памятках);

·         выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

·         контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

·         оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

·         адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

 

Познавательные

 Обучающийся научится:

 ·         осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

·         самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

·         понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

·         использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

·         воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

·         анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·         осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

·         использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

· пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;

·         анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

· осуществлять синтез как составление целого из их частей;

· овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

·         ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

·         осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

·         осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

·         составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

·         строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

 

Коммуникативные

 Обучающийся научится:

 ·         выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

·                      ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

·         участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

·         задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·         контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

·         учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

·         оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

·         строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

·                      применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  

Общие предметные результаты

Обучающийся получит возможность научиться:

·  Понимать  значение  русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

·  Представлению о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

·  Формированию позитивного  эмоционально – оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

·  Пониманию значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;

·  Приобретению опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

·  Овладению изучаемыми  нормами  русского языка  (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,  орфографическими, пунктуационными),  правилами культурного речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использованию этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формированию сознательного отношения к качеству своей речи, контроля  за ней;

·  Овладению основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использованию этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • Овладению основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применению правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

 Предметные

 Развитие речи

 

Обучающийся научится:

·         Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила  речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

·         Осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

·         Применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ, соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

·         Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном и письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

·         Строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему – либо;

·         Понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

·         Понимать тему и главную мысль текста, подбирать  к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять  их последовательность, озаглавливать части текста;

·         Восстанавливать последовательность частей или предложений в тексте повествовательного характера;

·         Распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

·         Замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

·         Работать с жанрами объявления, письма;

·         Строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· Определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

· Пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учебником;

· Письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия, сохранять основные особенности текста – образца, грамотно записывать текст, соблюдать требование каллиграфии на письме;

· Составлять  под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, по репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы и поговорки;

· Использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

· Пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

· Находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

· Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

·  Характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный  (в объёме материала изучаемого курса);

·  Определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

·  Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,коньки;  в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют); в словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким  (ь) знаками (вьюга, съел);  в словах с непроизносимыми согласными;

·  Осуществлять звуко – буквенный анализ доступных по составу слов;

·  Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён материалом «Орфоэпического словаря» в учебнике);

·  Использовать знание алфавита для упорядочивания слов и  при работе со словарями и справочниками;

·  Применять знания фонетического материала при использовании правил написания;

·  Пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

 Обучающийся получит возможность научится:

·         Осуществлять звуко – буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

·         Оценивать правильность проведения звуко – буквенного анализа слова;

·         Соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (в объёме материала «Орфоэпического словаря» учебника);

·         Пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова, обращаться за помощью  к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.

 

Лексика

 

Обучающийся научится:

·         Находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту учителя или  по «Толковому словарю»; спрашивать учителя о значении слова;

·         Наблюдать над употреблением  синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

·         Иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

·         Иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

·         Наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и в разговорной речи;

·         Распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

·         Иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

·         Пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

 

Обучающийся получит возможность научится:

·         Осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

·         Замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально – оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

·         Оценивать уместность использования слов в тексте;

·         Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·         Размышлять над этимологией некоторых слов – названий;

·         Приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

 

Состав слова (Морфемика)

 Обучающийся научится:

·         Владеть опознавательными признаками для опознавания однокоренных слов;

·         Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

·         Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

·         Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

·         Выделять нулевое окончание;

·         Подбирать слова с заданной морфемой;

·         Образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

 

Обучающийся получит возможность научится:

·         Находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

·         Различать изменяемые и неизменяемые слова;

·         Узнавать сложные слова, выделять в них корни, находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных  словах;

·         Сравнивать, классифицировать слова по их составу;

·         Соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

·         Осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

·         Наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (суффикса);

·         Разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

·         Подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне  слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

 

Морфология

 Обучающийся научится:

·         распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

·         распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

·         распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

·       распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род  (в прошедшем времени);

·         распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

·         узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

·       устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

·       узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

·         подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·         производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

·                   наблюдать над словообразованием частей речи;

·         замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

 

Синтаксис

 Обучающийся научится:

·            различать предложение, словосочетание и слово;

·            выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

·         определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

·            различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

·         находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

·         устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

·            соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

·         различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

·         отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

·         разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

 Обучающийсяполучит возможность научиться:

·         устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

· выделять в предложении основу и словосочетания;

· находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

· опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

·         выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

 Орфография и пунктуация

 Обучающийся научится:

·         применять ранее изученные правила правописания, а также:

- непроизносимые согласные;

- разделительный твёрдый знак (ъ);

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

- безударные родовые окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

·                     подбирать примеры с определённой орфограммой;

· обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

· определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

·         применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

·         безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

·         писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

·         проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·                      применять правила правописания:

- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

-запятая при обращении;

- запятая между частями в сложном предложении;

- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

·         при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

 

  

2.     Содержание учебного предмета

 

Виды речевой деятельности

 Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Систематический курс

 Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленнымпланам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 

3 КЛАСС (170 ч)

 

Язык и речь (2 ч)

 

Наша речь и наш язык.

 

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

 

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

 

Слово в языке и речи (18 ч)

 

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

 

Состав слова (47 ч)

 

Состав слова (18 ч)

 

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

 

Правописание частей слова (29 ч)

 

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

 

Части речи (76 ч)

 

Части речи (2 ч)

 

Части речи (повторение и углубление представлений). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

 

Имя существительное (31 ч)

 

Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Число имен существительных.  Род имён существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (18 ч)

 

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

 

Местоимение (4 ч)

 

Личные местоимения. Лицо, число, род личных местоимений.

 

Глагол (22 ч)

 

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

 

Повторение (12 ч)

 

 

[1] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

Комментарии
Комментариев пока нет.