Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (УМК «Школа России»)

3
0
Материал опубликован 19 June 2022 в группе



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено

Руководитель ШМО

_______/Лушникова Т.И.

Протокол № 1

« »__________2021г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

__________/И.Н. Чехова


« »____________2021 г.

Утверждаю

Директор МКОУ Поселковой СОШ

______В.И. Калиничев

Приказ №

« »____________2021 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 «А» КЛАСС







Разработала учитель начальных классов

Ефременко Ольга Владимировна

















2021 – 2022 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В. Г по русскому языку для 1-4 классов (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г.

Содержание реализуется с помощью учебника «Русский язык » для 3 класса в двух частях , авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.: «Просвещение», 2013г.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.


Общая характеристика учебного предмета:


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).



Место предмета в учебном плане


В связи с утверждённым годовым календарным учебным графиком на изучение алгебры отводится 5 часов в неделю. Продолжительность учебного года составляет 35 недель, соответственно, на изучение тем по данному предмету отводится в количестве 175 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентации;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образо­вания на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объек­та системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающе­го мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:

умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

способность проверять написанное.































Содержание учебного предмета



Название разделов

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Язык и речь

2

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Выделять части текста, обосновывать правильность их выполнения.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст, подбирать заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Различать словосочетания в предложении. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложение из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

3

Слово в языке и речи

19

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.  Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.  Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

4

Состав слова

16

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.


5

Правописание частей слова

29

Определять наличие в слове изученных орфограмм.  Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 Работать с орфографическим словарем.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста,

составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить

неправильно написанные слова и

исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.


6

Части речи

76

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.


Определять число имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Изменить форму числа имен существительных.

Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Определять род имен существительных.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Изменять имена существительные по падежам.

Запоминать названия падежей.

Определять падеж имен существительных.

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.).

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Писать диктант и проверять написанное.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имен прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.).

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Писать правильно родовые окончания имен прилагательных

Распознавать глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам.

Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола.

Изменять глаголы по числам.

Распознавать время глагола.

Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.



7

Повторение

19

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме,  анализировать высказывания одноклассников,  составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.



Итого:

175 часов


















Формы организации учебной деятельности:



Фронтальная

Индивидуальная



Виды учебной деятельности:



1.Контрольный диктант

2.Контрольное списывание

3. Изложение

4.Сочинение

5.Словарный диктант

6.Проверочная работа

7.Проектная работа

8.Диагностическая работа

9.Устный опрос


Календарно-тематическое планирование



п/п


Тема урока

Дата

Примечание


Язык и речь (2 часа)




1

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку.




2

Наша речь и наш язык.

Входная диагностическая работа.




Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)




3

Работа над ошибками.

Текст.




4

Типы текстов.




5

Предложение.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины.




6

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.




7

Восклицательные и невосклицательные предложения.




8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.


Словарный

диктант №1.




9

Предложение с обращением.

Развитие речи.Составление рассказа по рисунку.




10

Состав

предложения.




11

Главные и второстепенные члены предложения.




12

Контрольный диктант № 1.




13

Работа над ошибками.

Простое и сложное предложения.




14

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.




15

Словосочетание.




16

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».




Слово в языке и речи (19 часов)




17

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.




18

Синонимы и антонимы.




19

Омонимы.




20

Слово и словосочетание.




21

Фразеологизмы.




22

Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».




23

Части речи.




24

Части речи. Развитие речи.Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и

плоды».




25

Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.




26

Имя числительное.




27

Имя числительное.

Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».




28

Однокоренные слова.




29

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.




30

Согласные звуки и буквы.




31

Правописание разделительного мягкого знака.



32

Слово и слог. Звуки и буквы.



33

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Словарный диктант №2.



34

Проверочный диктант № 1 по теме «Слово в языке и речи».



35

Проект «Рассказ о слове».



Состав слова (16 часов)



36

Корень слова. Однокоренные слова.



37

Корень слова. Однокоренные слова.



38

Контрольное списывание №1.



39

Работа над ошибками.

Формы слова. Окончание.



40

Формы слова. Окончание.



41

Контрольный диктант №2.



42

Работа над ошибками.

Приставка.



43

Приставка.



44

Приставка.



45

Суффикс.



46

Суффикс.



47

Суффикс.

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».



48

Основа слова.



49

Обобщение

знаний о составе слова.



50

Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.


Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова».



51

Проект «Семья слов».



Правописание частей слова (29 часов)



52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.



53

Правописание слов с безударными гласными в корне.



54

Правописание слов с безударными гласными в корне.



55

Правописание слов с безударными гласными в корне.



56

Правописание слов с безударными гласными в корне.



57

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



58

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



61

Контрольное списывание №2.



62

Работа над ошибками.

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.



63

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.



64

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.



65

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.



66

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.



67

Правописание слов с удвоенными согласными.



68

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».



69

Правописание суффиксов и приставок.



70

Правописание суффиксов –ек,

-ик; -ок.



71

Правописание приставок.



72

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный

диктант № 3.



73

Правописание приставок и предлогов.



74

Правописание приставок и предлогов.



75

Правописание приставок и предлогов.




76

Промежуточная диагностическая работа.




77

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).




78

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).




79

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).




80

Контрольный диктант № 3.




Части речи (76 часов)




81

Работа над ошибками.Части речи.




82

Имя существительное как часть речи.




83

Начальная форма имени существительного.




84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.




85

Устаревшие слова.




86

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану.




87

Собственные и нарицательные имена существительные.




88

Контрольное списывание №3.




89

Проект «Тайна имени».




90

Работа над ошибками. Число имён существительных.




91

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи.

Письмо по памяти.




92

Род имён существительных.




93

Род имён существительных.




94

Род имён существительных.




95

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.




96

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.





97

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин.




98

Проверочный диктант № 2 по теме «Род и число имён

существительных».




99

Работа над ошибками.

Изменение имён существительных по падежам.




100

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».




101

Именительный падеж.




102

Родительный падеж.




103

Дательный падеж.




104

Винительный падеж.




105

Творительный падеж.




106

Предложный падеж.




107

Развитие речи.Изложение текста повествовательного типа.




108

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного.




109

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».




110

Проект «Зимняя страничка».




111

Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное».




112

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.




113

Связь имени прилагательного с именем существительным.




114

Сложные имена прилагательные.




115

Развитие речи.Составление текста-описания в научном стиле.




116

Развитие речи.Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».




117

Изменение имён прилагательных по родам.




118

Изменение имён прилагательных по родам.




119

Изменение имён прилагательных по родам.




120

Изменение имён прилагательных по числам.




121

Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном.




122

Изменение имён прилагательных по падежам.




123

Изменение имён прилагательных по падежам.




124

Обобщение знаний об имени прилагательном.




125

Морфологический разбор имени прилагательного.




126

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Словарный диктант №4.




127

Проверочная работа № 4 по теме «Имя прилагательное».




128

Развитие речи.Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».




129

Проект «Имена прилагательные в загадках».




130

Контрольный диктант № 4.




131

Работа над ошибками.

Личные местоимения.




132

Местоимения 3-го лица.




133

Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма.




134

Морфологический разбор местоимения.




135

Проверочная работа № 5 по теме

«Местоимение».




136

Глагол как часть речи.




137

Глагол как часть речи.




138

Значение и употребление в речи глаголов.




139

Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам.




140

Начальная форма глагола.




141

Начальная форма глагола.




142

Изменение глаголов по числам.




143

Число глаголов .Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов.




144

Изменение

глаголов по

временам.




145

Изменение глаголов по временам.




146

Изменение глаголов по временам.




147

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




148

Изменение глаголов по временам.




149

Род глаголов в прошедшем времени.




150

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.Развитие речи.

Составление предложений и текста.




151

Правописание частицы НЕ с глаголами.




152

Правописание частицы НЕ с глаголами.




153

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.




154

Развитие речи.Конференция на тему «Части речи в русском языке».




155

Проверочная работа № 6 по теме «Глагол».




156

Контрольный диктант № 5.




Повторение (14 часов)


157

Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи».




158

Повторение по теме «Части речи».

Словарный диктант № 5.




159

Орфограммы в значимых частях слова.




160

Контрольный диктант № 6.




161

Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова.




162

Развитие речи. Составление предложений по рисункам.




163

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».




164

Контрольное списывание №4.




165

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».




166

Итоговая диагностическая работа.





167

Повторение изученного за год.




168

Викторина «Знаешь ли ты русский язык».




169

Повторение изученного за год.




170

Игра «Язык родной, дружи со мной».




171-175

Повторение пройденного материала










Планируемые результаты обучения


Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

знакомство с жанрами объявления, письма;

строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объёме изученного);

определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

оценивать уместность использования слов в тексте;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

выделять нулевое окончание;

подбирать слова с заданной морфемой;

образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

наблюдать над словообразованием частей речи;

замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

выделять в предложении основу и словосочетания;

находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять ранее изученные правила правописания, а также:

непроизносимые согласные;

разделительный твёрдый знак (ъ);

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

безударные родовые окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

раздельное написание частицы не с глаголами;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);

писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик - ключика, замочек - замочка);

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).





















Перечень учебно - методического обеспечения образовательного процесса

1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е изд. - М.:Просвещение.

2..Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -2-е изд.- М.: Просвещение.

3. Методическое пособие .ФГОС .В помощь школьному учителю Автор: О.И.Дмитриева.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.