Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК «Школа России»
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы 3
Учитель
Всего -170 часов + 5 часов экскурсии; в неделю- 5часов
Плановых контрольных уроков - 8 часов
Административных контрольных уроков - 5 часов
Планирование составлено на основе авторской программы УМК «Школа России» под руководством А А Плешакова
Учебник Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык, 3 класс,
2 части, М.:«Просвещение», 2017
Дополнительная литература
Методическое пособие к учебнику «Русский язык 2 класс», Канакина В. П., «Просвещение»,2017
Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Практическое пособие для начальной школы, Голубь В. Т. «М-КНИГА», 2017
Информационное обеспечение
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс, авт. Л.Ф. Климанова,
С.Г. Макеева
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
2. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
3. Официальный сайт УМК «ШР»
Рабочая программа по предмету русский язык
составлена на основе:
– локального акта школы «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района» от 29.08.2019 года;
– основной образовательной программы школы ФГОС НОО.
Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык», 3 класс
(авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
– уважительно относиться к иному мнению;
– понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
– соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
– осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
– стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
– использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
– безошибочно списывать текст объемом 60-70 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 55—65 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год + 5 часов экскурсии, 34 учебные недели + 1 неделя экскурсии (5 часов в неделю).
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений).
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения. Простое и сложное предложения.
Словосочетания
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова.
Омонимы.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы.
Части речи.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова.
Слово и слог.
Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений
Состав слова (16 ч)
Корень слова.
Формы слова.
Окончание.
Приставка.
Суффикс.
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29)
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Части речи
Имя существительное (31 ч)
Повторение и углубление представлений.
Число имен существительных.
Падеж имён существительных.
Имя прилагательное (18 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Текст-описание.
Формы имен прилагательных.
Род имён прилагательных.
Число имён прилагательных.
Падеж имён прилагательных.
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе.
Формы глагола.
Число глаголов.
Времена глагола.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (10ч)
Текст, Предложение
Текст, Предложение
Корень слова.
Формы слова
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
- ЧАСТИ РЕЧИ
Экскурсии (5 часов)
Практическая работа по теме «Паспорт имени существительного» |
Виртуальная экскурсия в музей русского языка Проектная работа по теме «Мир фразеологизмов» |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА УРОКА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА | |
ПО ПЛАНУ | ПО ФАКТУ | |||
| Язык и речь (2 ч) | | | |
1 | Виды речевой деятельности. Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. | 1 | | |
2 | Виды речевой деятельности. Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | | | |
3 | Текст. Признаки текста. Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | 1 | | |
4 | Текст. Признаки текста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | 1 | | |
5 | Различение предложения, словосочетания, слова. Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | | |
6 | Различение предложений по цели высказывания. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | | |
7 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений Обучающее сочинение по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | | |
8 | Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов. Анализ сочинений. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. | 1 | | |
9 | Обращение. Что такое обращение? | 1 | | |
10 | Различение главных и второстепенных членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
11 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе». | 1 | | |
12 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
13 | Различение простых и сложных предложений. Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | | |
14 | Различение простых и сложных предложений. Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | | |
15 | Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Словосочетание (общее представление) Словарный диктант. | 1 | | |
16 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений Обучающее сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | | |
17 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | | |
18 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 1 | | |
19 | Работа над ошибками. допущенными в контрольном диктанте. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
| Слово в языке и речи (19 ч) | | | |
20 | Понимание слова как единства звучания и значения. Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. | 1 | | |
21 | Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Однозначные и многозначные слова.Слова в прямом и переносном значении. | 1 | | |
22 | Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Синонимы и антонимы. | 1 | | |
23 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря Что такое омонимы? | 1 | | |
24 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Чем словосочетание отличается от слова? | 1 | | |
25 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | 1 | | |
26 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 | | |
27 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи | 1 | | |
28 | Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имя существительное. Предлоги с именами существительными. | 1 | | |
29 | Общее представление о местоимении. Местоимение. | 1 | | |
30 | Значение и употребление в речи. Имя прилагательное. Глагол. | 1 | | |
31 | Значение и употребление в речи. Имя числительное (общее представление). | 1 | | |
32 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 | | |
33 | Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
34 | Знакомство с правилами правописания и их применение Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниямичк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши. | 1 | | |
35 | Знакомство с правилами правописания и их применение Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | | |
36 | Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение» Словарный диктант. | 1 | | |
37 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | | |
38 | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | | |
39 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши. | 1 | | |
| Состав слова (16 ч) | | | |
40 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | | |
41 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Как найти корень в слове? Словарный диктант. | 1 | | |
42 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов | 1 | | |
43 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | 1 | | |
44 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | | |
45 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | 1 | | |
46 | Представление о значении суффиксов и приставок. Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок. | 1 | | |
47 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Значения приставок. | 1 | | |
48 | Представление о значении суффиксов и приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | |
49 | Представление о значении суффиксов и приставок. Значения суффиксов. Словарный диктант | 1 | | |
50 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | | |
51 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | | |
52 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Что такое основа слова? | 1 | | |
53 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | 1 | | |
54 | Разбор слова по составу. Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний. | 1 | | |
55 | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» | 1 | | |
56 | Работа над ошибками. допущенными в контрольном диктанте Разбор слова по составу. | 1 | | |
57 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | 1 | | |
58 | Анализ сочинений. Проект «Семья слов» | 1 | | |
| Правописание частей слова (29) | | | |
59 | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | |
60 | Проверяемые безударные гласные в корне слова Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
61 | Проверяемые безударные гласные в корне слова Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | | |
62 | Проверяемые безударные гласные в корне слова Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-,-ере-. | 1 | | |
63 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
64 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Проверка слов с парными согласными в корне | 1 | | |
65 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Проверка слов с парными согласными в корне | 1 | | |
66 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | | |
67 | Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | | |
68 | Анализ сочинений. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
69 | Непроизносимые согласные.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
70 | Непроизносимые согласные Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
71 | Удвоенные согласные. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
72 | Удвоенные согласные. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
73 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов» | 1 | | |
74 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
75 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
76 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | 1 | | |
77 | Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффикса -ок | 1 | | |
78 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
79 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | 1 | | |
80 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
81 | Разделительные ъ и ь. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | |
82 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | 1 | | |
83 | Разделительные ъ и ь. Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками | 1 | | |
84 | Создание собственных текстов по предложенным планам. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по данному плану. | 1 | | |
85 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | |
86 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слов» | 1 | | |
87 | Работа над ошибками. допущенными в контрольном диктанте »Проект «Составляем орфографический словарь | 1 | | |
| Части речи Имя существительное (31 ч) | | | |
88 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. | 1 | | |
89 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | 1 | | |
90 | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | | |
91 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | |
92 | Создание собственных текстов. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
93 | Работа над ошибкам, допущенными в изложении.. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | 1 | | |
94 | Проект «Тайна имени» | 1 | | |
95 | Изменение существительных по числам. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | 1 | | |
96 | Изменение существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | | |
97 | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных. Словарный диктант. | 1 | | |
98 | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. | 1 | | |
99 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | |
100 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | |
101 | Создание собственных текстов. Обучающее сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | |
102 | Работа над ошибками. Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | 1 | | |
103 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | 1 | | |
104 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен существительных. | 1 | | |
105 | Изменение существительных по падежам. Падеж имен существительных. | 1 | | |
106 | Изменение существительных по падежам. Именительный падеж. | 1 | | |
107 | Изменение существительных по падежам. Родительный падеж. | 1 | | |
108 | Изменение существительных по падежам. Дательный падеж. | 1 | | |
109 | Изменение существительных по падежам. Винительный падеж. | 1 | | |
110 | Изменение существительных по падежам. Творительный падеж. | 1 | | |
111 | Изменение существительных по падежам. Предложный падеж. Словарный диктант. | 1 | | |
112 | Создание собственных текстов. Обучающее изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
113 | Работа над ошибками. допущенными в изложении Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | | |
114 | Обобщение знаний об имени существительном. допущенными в изложении | 1 | | |
115 | Создание собственных текстов. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | | |
116 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. допущенными в изложении | 1 | | |
117 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | 1 | | |
118 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Зимняя страничка» | 1 | | |
| Имя прилагательное (18 ч) | | | |
119 | Значение и употребление в речи. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | 1 | | |
120 | Значение и употребление в речи. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. | 1 | | |
121 | Значение и употребление в речи. Роль прилагательных в тексте. | 1 | | |
122 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | | |
123 | Создание собственных текстов Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | | |
124 | Работа над ошибками. Род имён прилагательных. | 1 | | |
125 | Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | | |
126 | Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | | |
127 | Имя прилагательное. Число имён прилагательных | 1 | | |
128 | Имя прилагательное. Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | 1 | | |
129 | Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | | |
130 | Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | | |
131 | Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | | |
132 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
133 | Создание собственных текстов Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | | |
134 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
135 | Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
136 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | |
| Местоимение 5 ч | | | |
137 | Местоимение .Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | 1 | | |
138 | Местоимение .Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | | |
139 | Местоимение .Употребление личных местоимений в речи .Словарный диктант. | 1 | | |
140 | Знакомство с жанрами письма и поздравления. Обучающее изложение. Жанр письма. | 1 | | |
141 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Употребление личных местоимений в речи. | 1 | | |
| Глагол 21 ч | | | |
142 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. | 1 | | |
143 | Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
144 | Глагол. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | 1 | | |
145 | Создание собственных текстов .Обучающее сочинение по сюжетным рисункам. | 1 | | |
146 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. | 1 | | |
147 | Глагол. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
148 | Глагол. Число глаголов. | 1 | | |
149 | Глагол. Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | 1 | | |
150 | Глагол. Времена глаголов. | 1 | | |
151 | Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
152 | Глагол. Время и число глаголов. | 1 | | |
153 | Создание собственных текстов . Обучающее изложение текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
154 | Глагол. Род глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
155 | Глагол. Род глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
156 | Глагол. Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
157 | Глагол. Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
158 | Глагол. Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | | |
159 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
160 | Глагол. Морфологический разбор глагола | 1 | | |
161 | Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол» | 1 | | |
162 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | | |
| | | | |
| Повторение (10 ч) | | | |
163 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 1 | | |
164 | Создание собственных текстов . Обучающее изложение «Зайчонок» | 1 | | |
165 | Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | | |
166 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | | |
167 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | | |
168 | . Итоговый контрольный диктант | 1 | | |
169 | . Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
170 | Правописание слов с изученными орфограммами | 1 | | |
| Экскурсии 5 ч | | | |
171 | Практическая работа по теме «Паспорт имени существительного» | 1 | | |
172 | Практическая работа по теме «Паспорт имени существительного» | 1 | | |
173 | Виртуальная экскурсия в музей русского языка | 1 | | |
174 | Проектная работа по теме «Мир фразеологизмов» | 1 | | |
175 | Проектная работа по теме «Мир фразеологизмов» | 1 | | |
Контрольная работа по теме «Текст»
Осенний лес
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
Грамматические задания
1 вариант
В третьем предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Запишите слова речевого этикета.
Составьте и запишите три предложения о лете.
II вариант
В девятом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. Птицы отправились в далёкий путь на юг.
Выпишите два слова с парной согласной на конце или в середине слова, подберите проверочные слова.
Запишите слова речевого этикета.
Составьте и запишите три предложения о зиме.
Ответы:
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Граммат. основа: лес был Части речи: прил., сущ., гл., прил., сущ. | Б | 2 б. |
2 | Свои варианты слов | Б | 2 б. |
3 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл, но не более 3 баллов | Б | 3 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 1 балл. | П | 3 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Граммат. основа: птицы отправились Части речи: сущ., глагол, пр., прил., сущ., пр., сущ. | Б | 2 б. |
2 | Свои варианты слов | Б | 2 б. |
3 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл, но не более 3 баллов | Б | 3 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 1 балл. | П | 3 б. |
| | | Итого 10 б. |
Критерии оценивания:
Диктант :
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-5 ошибок.
«2» - более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
Грамматические задания:
«5» - 9 -10 б.
«4» - 7 -8 б.
«3» - 5 -6 б.
«2» -4 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Девять правил орфографии»
Скучная картина.
Пришла ненастная пора. Осенью леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под тёмным серым небом.
Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.
Грамматические задания
I вариант
Выпишите из текста 2 слова с разделительным мягким знаком.
Разделите слова для переноса: группа, автомобиль.
Напишите три слова с непроизносимой согласной.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. С каждым из этих слов напишите новое предложение.
II вариант
Выпишите из текста 2 слова с разделительным мягким знаком.
Разделите слова для переноса: ванна, автобус.
Напишите три слова с удвоенной согласной.
Выпишите два слова с непроверяемой безударной гласной. С каждым из этих слов напишите новое предложение.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. | Б | 2 б. |
2 | Груп-па, ав-то-мо-биль | Б | 2 б. |
3 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. | Б | 3 б. |
4 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. За каждое правильно составленное предложение 1 балл. | П | 4 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. | Б | 2 б. |
2 | Ван-на, ав-то-бус | Б | 2 б. |
3 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. | Б | 3 б. |
4 | Свои варианты слов. За каждый правильный ответ 1 балл. За каждое правильно составленное предложение 1 балл. | П | 3 б. |
| | | Итого 11 б. |
Грамматические задания:
«5» - 10-11 б.
«4» - 8 -9 б.
«3» - 6 -7 б.
«2» -5 б. и меньше
Контрольная работа теме «Предложение и словосочетание»
Снегирь
Родина снегирей - суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным опереньем. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины.
Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.
Грамматические задания
I вариант
Выпишите из текста два предложения с однородными членами.
Составьте распространённое предложение от основы. Укажите части речи.
Солнце освещает_______________________________.
Составь и запиши предложение. Выдели основу предложения.
изредка, от, деревья, мороза, потрескивают
Составьте и запишите предложения со словом труд. В первом предложении это слово употребите в роли подлежащего, во втором в роли второстепенного члена.
II вариант
Выпишите из текста два предложения с однородными членами.
Составьте распространённое предложение от основы. Укажите части речи.
Мальчики выбежали_______________________________.
Составь и запиши предложение. Выдели основу предложения.
солнце, лес, утреннее, осветило, спящий
Составьте и запишите предложения со словом снег. В первом предложении это слово употребите в роли подлежащего, во втором в роли второстепенного члена.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Один из вариантов: Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным опереньем. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна.Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. | Б | 2 б. |
2 | За правильно составленное предложение 1 балл. Правильно указанные части речи – 1балл. | Б | 2 б. |
3 | От мороза изредка потрескивают деревья. Возможны другие варианты. Потрескивают деревья. | Б | 2 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 2 балла. | П | 4 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Один из вариантов: Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным опереньем. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна.Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. | Б | 2 б. |
2 | За правильно составленное предложение 1 балл | Б | 2 б. |
3 | Утреннее солнце осветило спящий лес. Солнце осветило. | Б | 2 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 2 балла. | П | 4 б. |
| | | Итого 10 б. |
Грамматические задания:
«5» - 9 -10 б.
«4» - 7 -8 б.
«3» - 5 -6 б.
«2» -4 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Синички.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Грамматические задания
I вариант
Выписать из текста 3 слова в которых суффикс придает слову уменьшительное значение.
Записать и разобрать по составу слова.
Кормушка, прилёт, подводники
*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
Продавать -….., выходить -……
II вариант
Выписать из текста 3 слова в которых суффикс придает слову уменьшительное значение.
Записать и разобрать по составу слова.
Сахарница, заход, заморозки
*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
Помолчать …., приехать- ….
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Денёк, шапочка, птичка и др. | Б | 3 б. |
2 | Кормушка, прилёт, подводники | Б | 3 б. |
3 | Покупать, заходить. Приставки по-, за-. | П | 4 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Денёк, шапочка, птичка и др. | Б | 3 б. |
2 | Сахарница, заход, заморозки | Б | 3 б. |
3 | Закричать, уехать. Приставки за-, у-. | П | 4 б. |
| | | Итого 10 б. |
Грамматические задания:
«5» - 9 -10 б.
«4» - 7 -8 б.
«3» - 5 -6 б.
«2» -4 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»
На охоте
Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
У леса нас встретил егерь-лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.
И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
Грамматические задания
I вариант
Выпишите из текста три существительных в дательном падеже.
Запишите существительные деревенька, город, храбрость в родительном, дательном, предложном падеже.
Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Составьте предложение, используя эти слова. Определите и напишите падежи всех существительных в этом предложении.
II вариант
Выпишите из текста три существительных в родительном падеже.
Запишите существительные дорожка, учебник, смелость в родительном, дательном, предложном падеже.
Запишите два слова, в которых звуков больше, чем букв. Составьте предложение, используя эти слова. Определите и напишите падежи всех существительных в этом предложении.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант К лесу, к сторожке, по сторонам | Б | 3 б. |
2 | В родительном, дательном, предложном падеже деревеньки, города, храбрости деревеньке, городу, храбрости деревеньке, городе, храбрости | Б | 3 б. |
3 | Свои варианты. | П | 4 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Солнца, у леса, у опушки. | Б | 3 б. |
2 | В родительном, дательном, предложном падеже дорожки, учебника, смелости дорожке, учебнику, смелости дорожке, учебнике, смелости | Б | 3 б. |
3 | Закричать, уехать. Приставки за-, у-. | П | 4 б. |
| | | Итого 10 б. |
Грамматические задания:
«5» - 9 -10 б.
«4» - 7 -8 б.
«3» - 5 -6 б.
«2» -4 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходить? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматические задания
I вариант
Из первого предложения выпиши все существительные, определи падеж.
Напиши к данным словам антонимы, определи род всех существительных.
Друг -____________
добро -___________
день -____________
Напиши шесть имён существительных, обозначающих явления природы.
II вариант
Из последнего предложения выпиши все существительные, определи падеж.
Напиши к данным словам антонимы, определи род всех существительных.
Зима -____________
начало -___________
соль -____________
Напиши шесть имён существительных, обозначающих чувства человека.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Гараж, мышь –в.п. Правильно выписаны слова – 1балл, правильно определены падежи -1 балл. | Б | 2 б. |
2 | Враг – м.р. Зло – ср.р. Ночь – ж.р. | Б | 3 б. |
3 | Свои варианты. 0,5 балла за каждое слово. | П | 3 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Ушки-и.п., зверька-р.п., сигнал-в.п. Правильно выписаны слова – 1балл, правильно определены падежи -1 балл. | Б | 2 б. |
2 | Конец – м.р. лето – ср.р. Сахар – м.р. | Б | 3 б. |
3 | Свои варианты. 0,5 балла за каждое слово. | П | 3 б. |
| | | Итого 10 б. |
Грамматические задания:
«5» - 7-8 б.
«4» - 5-6 б.
«3» - 3-4 б.
«2» -3 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Глагол»
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Грамматические задания
I вариант
Подчеркните грамматическую основу 8 предложения, указав части речи (Она разбудила своих подруг)
Выпишите 3 глагола, употреблённые в единственном числе.
Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
Рассказывать-…, смотреть-…
4. Составьте и запишите два предложения с отрицательной частицей не о том, чего нельзя делать в лесу.
II вариант
Подчеркните грамматическую основу 12 предложения, указав части речи (Она открыла свою чашечку)
Выпишите 3 глагола, употреблённые во множественном числе
Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
Трудиться – …, видеть -…
Составьте и запишите два предложения с отрицательной частицей не о том, чего нельзя делать на озере.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Она разбудила. Мест., гл., мест., сущ. | Б | 2 б. |
2 | За каждый правильно выписанный глагол 1 балл | Б | 3 б. |
3 | Говорить, видеть. | Б | 2 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 2 балла. | П | 4 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Она открыла. Мест., гл., мест., сущ. | Б | 2 б. |
2 | За каждый правильно выписанный глагол 1 балл | Б | 2 б. |
3 | Работать, смотреть. | Б | 2 б. |
4 | За каждое правильно составленное предложение 2 балла. | П | 4 б. |
| | | Итого 11 б. |
Грамматические задания:
«5» - 10-11 б.
«4» - 8 -9 б.
«3» - 6 -7 б.
«2» -5 б. и меньше
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Деревья скрипят
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – все скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем.
Грамматические задания
I вариант
Сделайте разбор как части речи имени прилагательного из последнего предложения.
Замените устойчивое выражение именем прилагательным
Как в воду опущенный-
Заячья душа -
Распредели слова в три группы.
Веселый, синий, умная, светлое, праздничный, голубое, рыжая, зимняя, чуткое.
II вариант
Сделайте разбор как части речи имени прилагательного из первого предложения.
Замените устойчивое выражение именем прилагательным
От горшка два вершка –
Язык без костей
Распредели слова в три группы.
Горный, трудная, дружный, первая, опасная, дальнее, спелое, горячий, липкое.
№ задания | Ответы | Уровень | Кол-во баллов |
1 | 1 вариант Скрипучее | Б | 3 б. |
2 | Грустный, трусливый | Б | 2 б. |
3 | Распределение по родам. | П | 3 б. |
| 2 вариант | | |
1 | Каждое | Б | 3 б. |
2 | Маленький, болтливый | Б | 2 б. |
3 | Распределение по родам. | П | 3 б. |
| | | Итого 10 б. |
Грамматические задания:
«5» - 7-8 б.
«4» - 5-6 б.
«3» - 3-4 б.
«2» -3 б. и меньше