12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова А.С.9

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 

t1672170984aa.gif

Принято

Решением Педагогического совета

ГБОУ школы № Санкт-Петербурга

Протокол №1 от 31.08.2022



t1672170984ab.gif

Утверждено

Директор ГБОУ школы №

Санкт-Петербурга

______________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По предмету: Русский язык


Количество часов по программе: 3 часа в неделю (всего 102 часа)


Уровень образования, класс: Основное общее, 9 А класс


Учитель

















2022-2023


Пояснительная записка

к программе по русскому языку для 9 класса на 2022 – 2023 учебный год


Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку в соответствии с ФГОС ООО, 5- 9 классы. Автор – составитель Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2016 г.

Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и ориентированы на учебник ФГОС. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, М., «Просвещение», 2022 год.

Данная рабочая программа обеспечивает изучение основных разделов: «Сложное предложение», «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Основные группы сложноподчиненных предложений», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи».

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно–коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными;

умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса сводятся к следующему:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 100 часов. Контрольных работ – 8; сочинений – 5; изложений – 6; контрольных тестов 2.


Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 9 классе

на 2022 2023 уч. год


Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа;

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

стремление к речевому самосовершенствованию; ответственное отношение к учению, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Познавательные УУД:

формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.

Коммуникативные УУД:

владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

сотрудничать с учителями и сверстниками, работать индивидуально, в группах;

адекватно воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и её основные разделы: словосочетание и предложение, простое и сложное предложение, главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения; средства связи предложений в тексте; смысловые типы текстов, их отличительные особенности; стили литературного языка; нормы русского литературного языка; причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, междометие, служебные части речи, их морфологические особенности, правописание, употребление в устной и письменной речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

понимание коммуникативно эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Личностные, метапредметные, предметные подходы к изучению предмета в совокупности позволяют осуществить более глубокое и детальное изучение курса русского языка в 9 классе.

Ценностные ориентиры позволяют воспитывать чувство патриотизма, уважения к родному языку, способность хранить и приумножать богатства своего родного языка, традиции русского народа, бороться за чистоту русского языка.














IY. Тематическое планирование.


Наименование разделов и тем

Часы

Часы

р/р

Контрольные

Практические

Диктанты

Сочинения

Изложения

1.

Международное значение русского языка

1





2.

Повторение изученного в 5 – 8 классах

12

3

Контрольная работа (диктант) № 1

1

1

3.

Сложное предложение

4

1

Контрольная работа (тест) № 2


2

4.

Сложносочиненн ые предложения

9

2

Контрольная работа № 3


3

5.

Сложноподчинен ные предложения

29

5

Контрольная работа № 4

2,№ 3,№ 4

4, № 5

6.

Сложноподчинен ные предложения с несколькими придаточными

6

1

Контрольная работа № 5



7.

Бессоюзные сложные предложения

9

1

Контрольная работа № 6



8.

Сложные предложения с различными видами связи

9

2

Контрольная работа № 7

5, № 6


9.

Общие сведения о языке

2

1



6

10.

Повторение

22


Контрольная работа № 8



Итого:

102

16

8

6

6



Y. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

Наименование

тем уроков

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Международное значение русского языка.

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах


Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -рассуждения

Лексикология и фразеология.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Групповая лабораторная работа (анализ текста), ра­бота в парах сильный - слабый по па­мятке выполнения задания (конструи­рование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя)

Приёмы подготовки к сжатому изложению

Научиться использовать различные способы сжатия текста

Практикум: работа по деформации текста на основе применения разных способов сжатия

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Групповая лабораторная работа (анализ текста на лингвистическую тему), кон­струирование лингвистического рассу­ждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопровер­кой, объяснительный диктант, работа с орфограммами, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -

рассуждения

Морфология и орфография. Служебные части речи.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лаборатор­ная работа с художественным текстом

по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирова­ние дифференцированного домашнего

задания, комментирование выставлен­ных оценок

Сочинение по картине

Научиться использовать алгоритм написания сочинения по картине

Написание сочинения по картине по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Взаимопроверка выборочного диктанта и грамматического задания по алгоритму проведения при консультативной помощи учителя, комплексный анализ текста при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон

в изученных темах

Взаимопроверка выборочного диктанта и грамматического задания по алгоритму проведения при консультативной помощи учителя, комплексный анализ текста при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой

Изложение

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы

Подготовка к ОГЭ.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Выполнение тестовых заданий

Диктант по теме «Повторение изученного в V – VIII классах»

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания с последующей самопроверкой

по памятке выполнения работы, про­ектирование выполнения домашнего задания

Основные виды сложных предложений

Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Самостоятельная работа с лингвисти­ческим портфолио (построение схем предложения, наблюдение за инто­нацией предложения), интонационный диктант с последующей взаимопроверкой

Способы сжатия текста изложения. Тезисы

Научиться использовать различные способы сжатия текста

Практикум: работа по деформации текста на основе применения разных способов сжатия

Изложение

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Определение структуры ССП, повторение роли сочинительных союзов в предложении, составление таблицы, конструирование нескольких сложных предложений из двух простых, объяснение выбора союзов для связи простых предложений в сложном

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Групповая работа над ошибками в домашнем задании, объяснительный диктант с после­дующей самопроверкой по памятке выполнения задания, групповое про­ектирование дифференцированного выполнения домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Составление ССП из двух простых со значением противопоставления с разными союзами, запись предложений, расстановка пропущенных запятых, подчёркивание грамматических основ, составление схем предложений, определение смысловых отношений между частями

Пунктуация в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Развёрнутый устный ответ об отличии простого предложения от сложного, продолжение предложения дважды, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом; составление схем предложений, сочинение по картине

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Объяснительный диктант с последующей самопровер­кой по памятке выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (раз­бор предложений с последующей са­мопроверкой по алгоритму проведения работы)

Изложение

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы

Рецензия

Обучить составлению рецензии на произведение литературы; формировать языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи

Написание рецензии

Обобщение и материала по теме «Сложносочинённые предложения»

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов ССП с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями, синтаксический разбор ССП, объяснение постановки тире в предложениях, запись текста с выделением основ

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения» и её анализ

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Научиться применять алгоритм определения сложноподчиненного предложения

Самостоятельная и парная лабораторная работа с публицистическим материалом для конструирования сложного предложения,

конспектирование содержания параграфа учебника, составление памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя

Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лабораторная работа по вариантам по художественному тексту (объясне­ние написания указательных слов), построение сложноподчиненных предложений по схемам (по вариан­там) при консультативной помощи учителя, объяснительный диктант

Место придаточного предложения

Научиться находить сложноподчиненное предложение

с придаточным

Самостоятельная работа (построение схем сложноподчиненном предложения с придаточным определительным и синонимичная замена простым предложением с обособленными опре­делениями по алгоритму выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста)

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Научиться находить сложноподчиненное предложение

с придаточным определительным по его грамматическим признакам

Самостоятельная работа (построение схем сложноподчиненном предложения с придаточным определительным и синонимичная замена простым предложением с обособленными опре­делениями по алгоритму выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста)

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Научиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным по его грамматическим признакам

Самостоятельная работа (построение схем сложноподчиненном предложениятс придаточным определительным и синонимичная замена простым предложением с обособленными опре­делениями по алгоритму выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста)

Изложение с элементами сочинения.

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание о изложения с элементами сочинения


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными


Научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточным

изъяснительным

Групповая работа по составлению текста лингвистического описания по теме «Сложноподчиненное предложение

с придаточным изъяснительным, самостоятельная работа с дидактиче­ским материалом при консультатив­ной помощи учителя с последующей

самопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточными обстоятельственными


Индивидуальная работа с дидактиче­ским материалом и учебником с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственны­ми, составление текста со СПП

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени

Научиться определять СПП с придаточными образа действия, степени


Написание объяснительного диктан­та с последующей самопроверкой по алгоритму, групповое выполнение грамматиче­ского задания с последующей взаимопроверкой, работа в парах сильный - слабый (комплексный анализ текста, компрессия текста публицистического стиля

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени

Научиться определять СПП с придаточными образа действия, степени


Написание объяснительного диктан­та с последующей самопроверкой по алгоритму, групповое выполнение грамматиче­ского задания с последующей взаимопроверкой, работа в парах сильный - слабый (комплексный анализ текста, компрессия текста публицистического стиля

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными места

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными времени

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Изложение

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой

по памятке выполнения работы, про­ектирование выполнения домашнего задания

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными времени

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными условными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины




Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными причины

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели


Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными цели

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными сравнительными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными сравнительными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными уступительными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными


Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными уступительными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия


Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными следствия

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Сочинение-сообщение на лингвистическую тему

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с придаточными присоединительными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Обобщение материала по теме «Сложноподчинённые предложения»


Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СПП с разными видами придаточных, синтаксический и пунктуационный разбор СПП, подбор необходимых для данных СПП средств связи, составление схем предложений, написание сочинения-рассуждения

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопро­веркой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование

выставленных оценок

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с несколькими придаточными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

Научиться определять сложноподчиненные предложения

с несколькими придаточными

Конструирование текста со слож­ноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме уро­ка, объяснительный диктант с после­дующей взаимопроверкой

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения

Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Объяснительный диктант с последующей самопровер­кой по памятке выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (раз­бор предложений с последующей са­мопроверкой по алгоритму проведения работы)

Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными»

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СПП с разными видами придаточных, синтаксический и пунктуационный разбор СПП, подбор необходимых для данных СПП средств связи, составление схем предложений, написание сочинения-рассуждения

Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание диктанта

Деловые бумаги.

Закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля; формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, доверенность, апелляция, автобиография), необходимые в повседневной жизни; совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

Составление различных документов: заявление, доверенность, апелляция, автобиография

Понятие о бессоюзном сложном предложении.



Научиться определять бессоюзные сложные предложения

по их грамматическим признакам

Работа в парах сильный – слабый по конструированию предложений с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выпол­нения задания при консультативной помощи учителя, работа в парах силь­ный - слабый (компрессия текста)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


Научиться определять БСП

со значением перечисления по грамматическим

признакам

Групповая работа по дидактическому материалу с использованием мате­риалов лингвистического портфолио

с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, ра­бота в парах сильный - слабый (анализ текста с последующей самопроверкой по памятке)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Научиться определять БСП

со значением перечисления по грамматическим

признакам

Групповая работа по дидактическому материалу с использованием мате­риалов лингвистического портфолио

с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, ра­бота в парах сильный - слабый (анализ текста с последующей самопроверкой по памятке)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.





Научиться применять алгоритм постановки двоеточия

в бессоюзном сложном предложении

Последующая взаимопроверка, самопроверка, работа над ошибка­ми в диктанте и домашнем задании

по диагностической карте

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Научиться применять алгоритм постановки двоеточия

в бессоюзном сложном предложении

Последующая взаимопроверка, самопроверка, работа над ошибка­ми в диктанте и домашнем задании

по диагностической карте

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Научиться применять алгоритм постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Лабораторная рабо­та (комплексный анализ по тексту художественной

и публицистической литературы с орфограммами, составление

рассуждения, написание объяснительного диктан­та с использованием аудиозаписи; выполнение грам­матического задания

Тире в бессоюзном сложном предложении

Научиться применять алгоритм постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Лабораторная рабо­та (комплексный анализ по тексту художественной

и публицистической литературы с орфограммами, составление

рассуждения, написание объяснительного диктан­та с использованием аудиозаписи; выполнение грам­матического задания

Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СБП, синтаксический и пунктуационный разбор СБП, подбор

Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Научиться применять алгоритм самодиагностики и самокоррекции

Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой по алгоритму

Реферат

Познакомить учащихся с рекомендациями по составлению реферата, этапами работы, структурой.

Формировать навыки и умения реферирования, то есть краткой логичной записи прочитанного, развивать речь учащихся

Написание реферата

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Коллективная работа над ошибками

в домашнем задании (групповая, проектная) с использованием алгоритма

работы по диагностической карте, групповой комплексный анализ текста, составление рассуждения на лингвистическую тему при консультативной

помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания

Сочинение-рассуждение на нравственную тему

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Коллективная работа над ошибками

в домашнем задании (групповая, проектная) с использованием алгоритма

работы по диагностической карте, групповой комплексный анализ текста, составление рассуждения на лингвистическую тему при консультативной

помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания

Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Коллективная работа над ошибками

в домашнем задании (групповая, проектная) с использованием алгоритма

работы по диагностической карте, групповой комплексный анализ текста, составление рассуждения на лингвистическую тему при консультативной

помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания

Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи

Научиться применять алгоритм синтаксического

и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи

Работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по алгорит­му выполнения упражнений учебника, самостоятельное заполнение таблицы с использованием материалов учебника и лингвистического портфолио

Авторские знаки препинания


Научиться применять алгоритм постановки авторских знаков препинания

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Прямая речь и знаки препинания при ней

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Косвенная речь и знаки препинания при ней

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания при косвенной речи

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Перевод прямой речи в косвенную и обратно

Научиться применять алгоритм построения публичной речи

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Цитаты и знаки препинания при них

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания при цитатах

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Тест.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

выполнения домашнего задания

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консульта­тивной помощи учителя с последую­щей взаимопроверкой, групповое про­ектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы). Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, состав­ление лингвистического рассуждения по теме урока

Русский литературный язык и культура речи




Повторить и обобщить знания о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся


Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

выполнения домашнего задания

Изложение на нравственную тему

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание изложения на нравственную тему


Итоговая контрольная работа

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

выполнения домашнего задания

Работа над ошибками

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Комплексное повторение

с использованием дидактического

материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление

плана лингвистического описания

по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -

рассуждения

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лаборатор­ная работа с художественным текстом

по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирова­ние дифференцированного домашнего

задания, комментирование выставлен­ных оценок

Комплексное повторение.

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Комплексное повторение

с использованием дидактического

материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление

плана лингвистического описания

по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта

Комплексное повторение.

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Написание выборочного дик­танта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического зада­ния (комплексный анализ текста; компрессия текста), самодиагностика по материалам диагностической карты типичных ошибок

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах (конструирование предложений, тек­ста (по вариантам), объяснение орфо­грамм и пунктограмм с последующей взаимопроверкой), групповая работа над ошибками по диагностической карте типичных ошибок в контрольной работе при консультативной помощи учителя

Комплексное повторение.

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Комплексное повторение

с использованием дидактического

материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление

плана лингвистического описания

по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лаборатор­ная работа с художественным текстом

по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирова­ние дифференцированного домашнего

задания, комментирование выставлен­ных оценок

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -

рассуждения

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Групповая лабораторная работа (анализ текста), ра­бота в парах сильный - слабый по па­мятке выполнения задания (конструи­рование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя)

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Групповая лабораторная работа (анализ текста), ра­бота в парах сильный - слабый по па­мятке выполнения задания (конструи­рование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя)

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -

рассуждения

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лаборатор­ная работа с художественным текстом

по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирова­ние дифференцированного домашнего

задания, комментирование выставлен­ных оценок

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Лаборатор­ная работа с художественным текстом

по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирова­ние дифференцированного домашнего

задания, комментирование выставлен­ных оценок

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Групповая лабораторная работа (анализ текста), ра­бота в парах сильный - слабый по па­мятке выполнения задания (конструи­рование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя)

Комплексное повторение.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа в парах сильный - слабый по практическому материалу учебника, по памятке выполнения лингвистиче­ской задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, составление текста -

рассуждения


Приложение

Диктант по теме «Повторение изученного в V – VIII классах».

Диктант


Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только – только оделась по – весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья – великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь – в – точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

(165 слов)



Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»


Вариант 1.

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

тоже, либо, зато;

и, да, тоже;

да, не то…не то;

однако, или, но.


1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

Снег такой, что не сыщешь друг друга.

Я проснулся оттого, что хотелось пить.

Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.


1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ЕСТЬ ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН:

Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.


УКАЖИТЕ, НА МЕСТЕ КАКИХ ЦИФР ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

1. Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни все лучшее (3) что та ей преподнесет.

1. 1,2,3;

2. 2,3;

3. 1,3;

4. 3.


1. УКАЖИТЕ, СКОЛЬКО ЗАПЯТЫХ НУЖНО ПОСТАВИТЬ В ДАННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.

1. 1;

2. 2;

3. 3;

4. 4.


1. УКАЖИТЕ, В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ВЕРНО РАССТАВЛЕНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

Радостно весной чирикают воробьи и поют синички.


СКОЛЬКО ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томиться.

1. 2;

2. 3.


1. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок.

их не зовет;

не зовет его;

не зовет рожок.


1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ:

Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.


УКАЖИТЕ, НА МЕСТЕ КАКИХ ЦИФР ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Так навеки и осталась церковь (1) с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

2. 2,3,4,5,6.

3. 2,3,4,5.


ВАРИАНТ 2


В КАКОМ РЯДУ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ?

1. то…то, зато;

2. или, либо;

3. да, не также;

4. однако, но.


УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне.

Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни все лучшее.

Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.


УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ЕСТЬ ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН:

Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву.

У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.


УКАЖИТЕ, НА МЕСТЕ КАКИХ ЦИФР ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен.

1. 1,2,3;

2. 1;

3. 1,3;

4. 2, 3.


УКАЖИТЕ, СКОЛЬКО ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО:

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание.

1)2;

1. 3;


УКАЖИТЕ, В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ НЕ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна.

Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины.

В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры.

Чугуннаярешетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету.


В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОПУЩЕНА ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА?

Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе.

На небе были звезды, и светился изредка застилаемый дымом месяц.


КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?


Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу.

отдохнув и напившись, мы;

понесла нас;

она понесла.


УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ:

Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка.

Маслята либо маринуют, либо сушат.

Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме. Но никогда они о том друг с другом не говорили.


УКАЖИТЕ, НА МЕСТЕ КАКИХ ЦИФР ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встретившиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну.

1. 1, 2, 3, 4.

2. 1,4.

3. 4.


Ответы:


Вариант 1.

1-2, 2-1,3-3, 4-4, 5-3, 6-2, 7-2, 8-3, 9-3, 10-2.

Вариант 2.

1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2, 7-2, 8-3, 9-3, 10-1.



Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»


Диктант.

Певец родной природы.


Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая все новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.


Книги Пришвина это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(К.Г. Паустовский)


(183 слова)



Грамматическое задание:

Сделать синтаксический разбор первых двух предложений;

Сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.



Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Задание: подчеркните основы и пронумеруйте части в бессоюзных предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания.

Часто хаживал я в Чаплыгино. Весь этот лес состоял из каких – нибудь двух- или трехсот огромных дубов и ясеней. Их статные, могучие стволы великолепно чернели на золотисто – прозрачной зелени орешников и рябин (…) поднимаясь выше, стройно рисовались на ясной лазури и там уже раскидывали шатром свои широкие узловатые сучья (…) ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились под неподвижными верхушками, пестрые дятлы крепко стучали по толстой коре (…) звучный напев черного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги (…) внизу, в кустах, чирикали и пели малиновки, чижи и пеночки; зяблики проворно бегали по дорожкам (…) беляк прокрадывался вдоль опушки, осторожно «костыляя» (…) красно – бурая белка резво прыгала от дерева к дереву и вдруг садилась, поднявши хвост над головой. В траве, около высоких муравейников, под легкой тенью вырезных красивых листьев папоротника, цвели фиалки и ландыши, росли сыроежки, волвянки, грузди, дубовики, красные мухоморы (…) на лужайках, между широкими кустами, алела земляника… А что в лесу за тень была! В самый жар, в полдень – ночь настоящая (…) тишина, запах, свежесть… Весело проводил я время в Чаплыгине.

(И.С.Тургенев. Смерть)


Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Летний день

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, — и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (170 слов)

(И. С. Тургенев)

Грамматические задания:

1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

2. Найдите бессоюзные сложные предложения, укажите грамматические основы входящих в них простых предложений, составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

«Сложные предложения с разными видами связи»

Списать предложение, расставить знаки препинания, составить схему.

                                 

1.Пора было уезжать и когда за нами пришли из города автобусы мы поняли как жаль расставаться с озером.

2. Физкультура ключ к здоровью но иногда увлечение спортом приобретает отнюдь не здоровые формы речь идёт о перегрузках которым некоторые люди подвергают себя вопреки здравому смыслу.

3. Гонец бежал под палящим солнцем в Афины чтобы сообщить горожанам радостную весть возле деревни Марафон греческие фаланги разгромили персов.

4.  К вечеру пошёл дождь и пока мы ехали по просёлку лошади еле переступали будто потеряли последние силы.

5.Створки окна выходившего на улицу были неплотно прикрыты и я вдруг услышал как кто- то стал их прикрывать.

6.Для этого нужно было сначала попасть в Москву и тут мне неожиданно повезло  получила двухнедельную командировку в Москву от газеты «Уральский рабочий».

7.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния и пока она светила я увидел как мерцает какая-то точка на берегу.

8.Благополучно долетели до Казани а там застряли погода нелётная.

9.Мнение что Земля шар уже широко распространилось и Колумб решил что если ехать морем на запад тоже попадёшь в Индию.

10. В родительском доме всё было по-прежнему и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся то это только от того что за годы отсутствия он очень постарел и вырос.


Итоговая контрольная работа

Диктант.

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятнику Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда закончится.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать старику, но не знали, куда их положить: фуляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.