Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы авторов М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской для преподавания русского языка в общеобразовательных классах.
Соотношение содержания лингвистического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности лингвистического образования и специфики каждой из них этих ступеней.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- развитие умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения:
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистичекими словарями; совершенствование умений навыков письменной речи;
освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.
Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учетом вида ОУ и контингента учащихся предполагает:
При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности учащихся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является ее конкретность в организации учебного процесса. В связи с тем, что уроки выпали на праздничные дни, произошло уменьшение часов, но все разделы и темы включены в программу.
Сроки реализации рабочей программы сентябрь 2013 год-май 2014
Формы, методы и технологии обучения:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы и методы, технологии обучения.
Планируемые результаты обучения достигаются при использовании современных образовательных технологий: ИКТ, технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, ориентации на компетентностный подход в обучении, технология критического мышления.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие методы обучения, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод работы под руководством учителя, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся, метод контроля и самоконтроля.
Формы обучения: для реализации рабочей программы предусмотрены общеклассные, индивидуальные, групповые и парные формы работы.
Формы и способы проверки и контроля знаний.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: промежуточные и итоговые тесты, ответы на вопросы, самостоятельные и контрольные работы, взаимопроверка, творческие работы, зачеты, лингвистические задачи различной сложности, устные сообщения учащихся, изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы: доступность, вариативность подобранных заданий на развитие творческих способностей учащихся. Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные технологии; предложенные задания и упражнения позволяют повторить, закрепить и систематизировать полученные знания.
Планируемые результаты образования
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:
Определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Учащиеся должны уметь:
Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 8 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Способы достижения и формы оценки этих результатов
Способы достижения результатов: планируемые результаты обучения достигаются при использовании элементов технологий уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения и ориентации на компетентностный подход в обучении.
- тестирование;
- самостоятельные и контрольные работы;
- творческие работы;
- зачеты;
- устный опрос;
- ответы на вопросы;
- взаимопроверка;
- диктант.
Формы занятий (теоретические, практические)
Уроки-практикумы
Урок развития речи
Урок-беседа
Повторительно-обобщающий урок
Урок-экскурсия
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Комбинированный урок
Урок-зачет
Урок усвоения новых знаний.
Приемы и методы преподавания
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский;
- метод работы под руководством учителя;
- метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- метод контроля и самоконтроля.
Виды деятельности учащихся:
- словарная работа;
- разные виды разбора;
- работа над ошибками;
-работа со справочной литературой;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- устные и письменные сочинения;
- творческие работы.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы.
В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Литература
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2008.
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – М.: Просвещение, 2005.
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М., «Просвещение», 2010г.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
письмо:
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);
- уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- подробное и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение-описание памятника;
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Дата |
I четверть (27ч.) |
|||
Функции русского языка в современном мире |
|||
(1ч.) |
|||
1 |
1 |
Русский язык в современном мире. |
|
Повторение изученного в 5-7 классах (8ч. + 2ч.) |
|||
2 |
1 |
Пунктуация и орфография |
|
3 |
2 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
|
4 |
3 |
Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
|
5 |
4 |
Фонетика и орфография. Морфология и образование. |
|
6 |
5 |
Морфемика. Морфемный разбор. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. |
|
7-8 |
6-7 |
Р.р. Изложение с грамматическим заданием |
|
9 |
8 |
Буква ь на конце слов после шипящих. |
|
10 |
9 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
|
11 |
10 |
Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 7 классе» |
|
12 |
11 |
Р.р. Сжатое изложение. «Человек и история» |
|
Словосочетание (4ч. + 1ч.) |
|||
13 |
1 |
Словосочетание как единица синтаксиса |
|
14 |
2 |
Виды словосочетаний |
|
15 |
3 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
|
16 |
4 |
Синтаксический разбор словосочетаний. Тест |
|
17 |
5 |
Р.р. Сочинение. |
|
Простое предложение (2ч. + 1ч.) |
|||
18 |
1 |
Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
|
19 |
2 |
Порядок слов в предложении. Интонация |
|
20 |
3 |
Р.р. Описание памятника культуры. |
|
Главные члены предложения (6ч. + 2ч.) |
|||
21 |
1 |
Подлежащее. Сказуемое |
|
22 |
2 |
Простое глагольное сказуемое |
|
23-24 |
3-4 |
Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» |
|
25 |
5 |
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое |
|
26 |
7 |
Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения» |
|
27 |
8 |
Работа над ошибками. |
|
II четверть (21ч.) |
|||
Второстепенные члены предложения (9ч. + 1ч.) |
|||
28 |
1 |
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. |
|
29 |
2 |
Дополнение |
|
30 |
3 |
Сочинение. |
|
31 |
4 |
Определение |
|
32 |
5 |
Приложение. Знаки препинания при нём |
|
33 |
6 |
Обстоятельство |
|
34 |
7 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
|
35 |
8 |
Р.р. Характеристика человека |
|
36 |
9 |
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» |
|
37 |
10 |
Работа над ошибками. |
|
Односоставные предложения (7ч. + 2ч.) |
|||
38 |
1 |
Главный член односоставного предложения |
|
39 |
2 |
Назывные предложения |
|
40 |
3 |
Определенно-личные предложения |
|
41 |
4 |
Неопределенно-личные предложения |
|
42 |
5 |
Р.р. Инструкция |
|
43 |
6 |
Безличные предложения |
|
44 |
7 |
Р.р. Рассуждение. Изложение с элементами сочинения |
|
45 |
8 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
|
46 |
9 |
Контрольный диктант по теме: «Односоставные предложения» |
|
Неполные предложения (2ч.) |
|||
47 |
1 |
Неполные предложения |
|
48 |
2 |
Контрольный тест по односоставным предложениям. |
|
III четверть (33 ч.) |
|||
Однородные члены предложения(11ч+2ч) |
|||
49 |
1 |
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. |
|
50-51 |
2-3 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. |
|
52 |
4 |
Р.р. Изложение. Текст - сравнительная характеристика. |
|
53 |
5 |
Однородные и неоднородные определения. |
|
54-55 |
6-7 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. |
|
56 |
8 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. |
|
57 |
9 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
|
58 |
10 |
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. |
|
59 |
11 |
Обобщающий урок по теме «однородные члены предложения» |
|
60 |
12 |
Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения». |
|
61 |
13 |
Работа над ошибками. |
|
Обособленные члены предложения (18ч+2ч) |
|||
62 |
1 |
Понятие об обособление. |
|
63-64 |
2-3 |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. |
|
65 |
4 |
Урок-зачет по теме: Обособленные определения. |
|
66-67 |
5-6 |
Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему. |
|
68-69 |
7-8 |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. |
|
70 |
9 |
Урок-зачет по теме: «Обособленные приложения». |
|
71-72 |
10-11 |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. |
|
73 |
12 |
Урок-зачет по теме: «Обособленные обстоятельства». |
|
74-75 |
13-14 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
|
76 |
15 |
Урок-зачет по теме: «Обособленные уточняющие члены предложения». |
|
4 четверть |
|||
Обособленные члены предложения (18ч+2ч) |
|||
77 |
16 |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
|
78 |
17 |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. |
|
80 |
18 |
Повторение по теме: «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. |
|
81 |
19 |
Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения» |
|
82 |
20 |
Работа над ошибками. |
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
|||
Обращения (9ч+2ч) |
|||
83 |
1 |
Обращение. Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. |
|
84 |
2 |
Употребление обращений. Текст. |
|
85-86 |
3-4 |
Р.р. Составление делового письма. |
|
87 |
5 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
|
88 |
6 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. |
|
89 |
7 |
Вставные слова, словосочетания и предложения. Публичное выступление. |
|
90 |
8 |
Междометия в предложениях. |
|
91 |
9 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения. |
|
92 |
10 |
Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
|
93 |
11 |
Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
|
Прямая и косвенная речь (5ч.+1ч.) |
|||
94 |
1 |
Работа над ошибками. Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь и знаки препинания при ней. |
|
95 |
2 |
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
|
96 |
3 |
Диалог. Оформление диалога на письме. Цитаты и их оформление на письме. |
|
97 |
4 |
Р.р. Сжатое изложение. Рассказ. |
|
98 |
5 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». |
|
99 |
6 |
Итоговый контрольный диктант. |
|
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (2ч+1ч) |
|||
100 |
1 |
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. |
|
101 |
2 |
Р.р. Контрольное изложение |
|
102 |
3 |
Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография |
Рахимова Нурчиан Хайрулловна
Первухина Мария Николаевна
Рахимова Нурчиан Хайрулловна