Рабочая программа по «Социально-бытовой ориентировке» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Социально-бытовой ориентировке» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).

 

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

расстройство аутистического спектра – 2 человек;

нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.

Цель программы:

освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Цель уроков СБО – подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

На уроках дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определённый диапазон моделей коммуникативного общения.

На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.

 

Коррекционно-развивающие задачи обучения и воспитания для детей с разными уровнями развития.

 

- учить показывать и называть (по возможности) предметы одежды и обуви;

- учить соблюдать санитарно-гигиенические требования к содержанию посуды;

- учить выбирать и элементарно использовать инвентарь по уходу за жилищем;

- учить правилам поведения дома;

- учить правилам поведения в общественном транспорте;

- учить правилам дорожного движения;

- учить использовать вербальные и невербальные средства общения в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире.

Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи: коррекция и развитие по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов. В один ряд с традиционными методами становятся использование специальных символов, с которыми дети многократно знакомятся в различных игровых и бытовых ситуациях.

В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

1 УРОВЕНЬ

Дать элементарные представления об одежде и обуви

Дать элементарные представления о посуде, столовых приборах

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Знакомить учащихся с обобщенным понятием «жилище».

Учить узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.

Знакомить учащихся с правилами обращения к взрослым людям.

Дать элементарные представления о транспорте.

2 УРОВЕНЬ

Дать элементарные представления об одежде и обуви.

Познакомить со способами ухода за одеждой (чистка, стирка).

Познакомить с элементар­ными средствами по уходу за зимней одеждой (щетка, вода, мыльный раствор).

Дать представления об оборудование для стирки одежды (сти­ральная машина).

Учить сервировать стол

Дать элементарные представления о посуде, столовых приборах

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Знакомить учащихся с обобщенным понятием «жилище».

Учить узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.

Знакомить учащихся с правилами обращения к взрослым людям.

Дать элементарные представления о транспорте.

Учить распознавать членов семьи и показ их на иллюстрации.

Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи:

Корригировать высшие психические функции, такие как внимание, мышление, память и тд.

Воспитывать доброжелательное отношение к учебе

Учить усидчивости на уроках

Развивать сенсорную сферу

Воспитывать умение бережно относится к школьным принадлежностям

Учить работать в коллективе.

Уроки по социально - бытовой ориентировке организуются в форме классных занятий и проходят в виде сюжетно - ролевых игр, бесед, практических работ и уроков - экскурсий. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимает ведущее место в обучении воспитанников.

В ходе реализации программы у детей с умеренной умственной отсталостью

формируется тот необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им стать более самостоятельными и независимыми от взрослых, уверенными в своих возможностях, что обеспечивает последующую их социализацию.

Программа по данному предмету является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей.

Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого материала, и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению, повторению материала всегда отводится значительная часть времени в учебной работе.

ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

Требования к 1 уровню

Наличие у детей следующих знаний и умений:

Иметь элементарные представления об одежде и обуви

Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах

Бережно отношение к посуде.

Иметь обобщенным понятием «жилище».

Уметь узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.

Знать правила обращения к взрослым людям.

Иметь элементарные представления о транспорте.

Требования к 2 уровню

Наличие у детей следующих знаний и умений:

Иметь элементарные представления об одежде и обуви

Знать способы ухода за одеждой (чистка, стирка).

Знать элементар­ные средствами по уходу за зимней одеждой (щетка, вода, мыльный раствор).

Иметь представления об оборудование для стирки одежды (сти­ральная машина).

Уметь сервировать стол

Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах

Узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.

Распознавать членов семьи и показ их на иллюстрации.

Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах

Бережно отношение к посуде.

Иметь обобщенным понятием «жилище».

Уметь узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.

Знать правила обращения к взрослым людям.

Иметь элементарные представления о транспорте

Содержание программы.

Раздел программы: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (12 ч)

Одежда для улицы, дома: пальто, платье, рубашка, пиджак, брюки, кофта, юбка. Как мы одеваемся в разное время года.

Одежда для мальчиков: рубашка, брюки. Одежда для девочек: платье, юбка.

Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Раздел программы: «ПИТАНИЕ» (8 ч)

Посуда, используемая для приготовления пищи. Кухонные принадлежности, правила пользования и ухода за ними. Назначение посуды и столовых приборов.

Раздел программы: «ЖИЛИЩЕ» (7 ч)

Дом, квартира, домашний адрес, дома в городе и в деревне. Почтовый адрес дома, школы. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Мебель: стул, стол, диван, кровать, шкаф. Назначение мебели.

Раздел программы: « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» (4 ч)

Знакомство учащихся с правилами поведения дома, в транспорте.

Раздел программы: «ТРАНСПОРТ » (5 ч)

Виды городского транспорта. Знакомство с автобусом, троллейбусом, трамваем. Правила поведения в общественном транспорте. Пользование городским транспортом. Правила поведения на остановке при ожидании транспорта. Проезд в школу, пешеходный маршрут.

Наш друг – светофор. Три цвета есть у светофора – что они означают. Знакомство с работой светофора. Как перейти дорогу?

Наша улица. Дорога для машин. Тротуар для пешеходов. Пешеходный переход. Правила поведения на улице. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Правила дорожного движения.

Знакомство с дорожными знаками: «Осторожно - дети!», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Мед. пункт», «Телефон», «Железнодорожный переезд».

 

Календарно – тематическое планирование по СБО (34 ч)

Содержание материала

Кол-во

часов

Дата

 

Одежда и обувь (6 ч)

   

1

Различные виды одежды, назначение

1

 

2

Сезонная одежда

1

 

3

Формирование навыка аккуратного ношения одежды

1

 

4

Повседневный уход за одеждой

Сушка, уход за сезонной одеждой

1

 

5-6

Средства по уходу за одеждой. Практические упражнения по уходу за одеждой

2

 
 

Питание (4 ч)

   

7-8

Значение воды в жизни человека. Напитки (морс, компот)

2

 

9-10

Практические занятие «Приготовление морса из воды и варенья»

2

 
 

Жилище (4 ч)

   

11-12

Названия предметов мебели

2

 

13-14

Дидактические игры на запоминание предметов мебели

2

 
 

Культура поведения (2 ч)

   

15

Правила поведения дома

1

 

16

Проигрывание ситуаций «В дом пришли гости»

1

 
 

Транспорт (2ч)

   

17

Правила поведения в автобусе

1

 

18

Ролевая игра «Я еду к бабушке»

1

 
 

Одежда и обувь (6 ч)

   

19-20

Различные виды обуви. Формирование навыка аккуратного ношения обуви

2

 

21-22

Овладение различными способами застегивания обуви

2

 
 

Питание (4 ч)

   

23

Сервировка стола к чаю

1

 

24

Игры и упражнения «Узнай посуду», «Сервировка стола».

1

 

25

Средства по уходу за посудой

1

 

26

Практические занятия «Мытье чашек»

1

 
 

Жилище (3 ч)

   

27

Знакомство с предметами мебели

1

 

28

Внутренний интерьер квартир

1

 

29

Рассматривание сюжетных картин

1

 
 

Культура поведения (2 ч)

   

30

Правила поведения в транспорте

1

 

31

Проигрывание ситуаций «В автобусе»

1

 
 

Транспорт (3 ч)

   

32

Правила дорожного движения. Переход через дорогу

1

 

33

Правила дорожного движения. Ролевые игры с «Азбукой дорожного движения»

1

 

34

Итоговое повторение пройденного материала

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.