Рабочая программа по «Социально-бытовой ориентировке» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Социально-бытовой ориентировке» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Цель программы:
освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Цель уроков СБО – подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
На уроках дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определённый диапазон моделей коммуникативного общения.
На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Коррекционно-развивающие задачи обучения и воспитания для детей с разными уровнями развития.
- учить показывать и называть (по возможности) предметы одежды и обуви;
- учить соблюдать санитарно-гигиенические требования к содержанию посуды;
- учить выбирать и элементарно использовать инвентарь по уходу за жилищем;
- учить правилам поведения дома;
- учить правилам поведения в общественном транспорте;
- учить правилам дорожного движения;
- учить использовать вербальные и невербальные средства общения в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире.
Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов. В один ряд с традиционными методами становятся использование специальных символов, с которыми дети многократно знакомятся в различных игровых и бытовых ситуациях.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ
1 УРОВЕНЬ
Дать элементарные представления об одежде и обуви
Дать элементарные представления о посуде, столовых приборах
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Знакомить учащихся с обобщенным понятием «жилище».
Учить узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.
Знакомить учащихся с правилами обращения к взрослым людям.
Дать элементарные представления о транспорте.
2 УРОВЕНЬ
Дать элементарные представления об одежде и обуви.
Познакомить со способами ухода за одеждой (чистка, стирка).
Познакомить с элементарными средствами по уходу за зимней одеждой (щетка, вода, мыльный раствор).
Дать представления об оборудование для стирки одежды (стиральная машина).
Учить сервировать стол
Дать элементарные представления о посуде, столовых приборах
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Знакомить учащихся с обобщенным понятием «жилище».
Учить узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.
Знакомить учащихся с правилами обращения к взрослым людям.
Дать элементарные представления о транспорте.
Учить распознавать членов семьи и показ их на иллюстрации.
Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи:
Корригировать высшие психические функции, такие как внимание, мышление, память и тд.
Воспитывать доброжелательное отношение к учебе
Учить усидчивости на уроках
Развивать сенсорную сферу
Воспитывать умение бережно относится к школьным принадлежностям
Учить работать в коллективе.
Уроки по социально - бытовой ориентировке организуются в форме классных занятий и проходят в виде сюжетно - ролевых игр, бесед, практических работ и уроков - экскурсий. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимает ведущее место в обучении воспитанников.
В ходе реализации программы у детей с умеренной умственной отсталостью
формируется тот необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им стать более самостоятельными и независимыми от взрослых, уверенными в своих возможностях, что обеспечивает последующую их социализацию.
Программа по данному предмету является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей.
Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого материала, и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению, повторению материала всегда отводится значительная часть времени в учебной работе.
ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ
Требования к 1 уровню
Наличие у детей следующих знаний и умений:
Иметь элементарные представления об одежде и обуви
Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах
Бережно отношение к посуде.
Иметь обобщенным понятием «жилище».
Уметь узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.
Знать правила обращения к взрослым людям.
Иметь элементарные представления о транспорте.
Требования к 2 уровню
Наличие у детей следующих знаний и умений:
Иметь элементарные представления об одежде и обуви
Знать способы ухода за одеждой (чистка, стирка).
Знать элементарные средствами по уходу за зимней одеждой (щетка, вода, мыльный раствор).
Иметь представления об оборудование для стирки одежды (стиральная машина).
Уметь сервировать стол
Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах
Узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.
Распознавать членов семьи и показ их на иллюстрации.
Иметь элементарные представления о посуде, столовых приборах
Бережно отношение к посуде.
Иметь обобщенным понятием «жилище».
Уметь узнавать и называть членов своей семьи по фотографии.
Знать правила обращения к взрослым людям.
Иметь элементарные представления о транспорте
Содержание программы.
Раздел программы: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (12 ч)
Одежда для улицы, дома: пальто, платье, рубашка, пиджак, брюки, кофта, юбка. Как мы одеваемся в разное время года.
Одежда для мальчиков: рубашка, брюки. Одежда для девочек: платье, юбка.
Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Раздел программы: «ПИТАНИЕ» (8 ч)
Посуда, используемая для приготовления пищи. Кухонные принадлежности, правила пользования и ухода за ними. Назначение посуды и столовых приборов.
Раздел программы: «ЖИЛИЩЕ» (7 ч)
Дом, квартира, домашний адрес, дома в городе и в деревне. Почтовый адрес дома, школы. Гигиенические требования к жилым помещениям.
Мебель: стул, стол, диван, кровать, шкаф. Назначение мебели.
Раздел программы: « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» (4 ч)
Знакомство учащихся с правилами поведения дома, в транспорте.
Раздел программы: «ТРАНСПОРТ » (5 ч)
Виды городского транспорта. Знакомство с автобусом, троллейбусом, трамваем. Правила поведения в общественном транспорте. Пользование городским транспортом. Правила поведения на остановке при ожидании транспорта. Проезд в школу, пешеходный маршрут.
Наш друг – светофор. Три цвета есть у светофора – что они означают. Знакомство с работой светофора. Как перейти дорогу?
Наша улица. Дорога для машин. Тротуар для пешеходов. Пешеходный переход. Правила поведения на улице. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Правила дорожного движения.
Знакомство с дорожными знаками: «Осторожно - дети!», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Мед. пункт», «Телефон», «Железнодорожный переезд».
Календарно – тематическое планирование по СБО (34 ч)
№ |
Содержание материала |
Кол-во часов |
Дата |
Одежда и обувь (6 ч) |
|||
1 |
Различные виды одежды, назначение |
1 |
|
2 |
Сезонная одежда |
1 |
|
3 |
Формирование навыка аккуратного ношения одежды |
1 |
|
4 |
Повседневный уход за одеждой Сушка, уход за сезонной одеждой |
1 |
|
5-6 |
Средства по уходу за одеждой. Практические упражнения по уходу за одеждой |
2 |
|
Питание (4 ч) |
|||
7-8 |
Значение воды в жизни человека. Напитки (морс, компот) |
2 |
|
9-10 |
Практические занятие «Приготовление морса из воды и варенья» |
2 |
|
Жилище (4 ч) |
|||
11-12 |
Названия предметов мебели |
2 |
|
13-14 |
Дидактические игры на запоминание предметов мебели |
2 |
|
Культура поведения (2 ч) |
|||
15 |
Правила поведения дома |
1 |
|
16 |
Проигрывание ситуаций «В дом пришли гости» |
1 |
|
Транспорт (2ч) |
|||
17 |
Правила поведения в автобусе |
1 |
|
18 |
Ролевая игра «Я еду к бабушке» |
1 |
|
Одежда и обувь (6 ч) |
|||
19-20 |
Различные виды обуви. Формирование навыка аккуратного ношения обуви |
2 |
|
21-22 |
Овладение различными способами застегивания обуви |
2 |
|
Питание (4 ч) |
|||
23 |
Сервировка стола к чаю |
1 |
|
24 |
Игры и упражнения «Узнай посуду», «Сервировка стола». |
1 |
|
25 |
Средства по уходу за посудой |
1 |
|
26 |
Практические занятия «Мытье чашек» |
1 |
|
Жилище (3 ч) |
|||
27 |
Знакомство с предметами мебели |
1 |
|
28 |
Внутренний интерьер квартир |
1 |
|
29 |
Рассматривание сюжетных картин |
1 |
|
Культура поведения (2 ч) |
|||
30 |
Правила поведения в транспорте |
1 |
|
31 |
Проигрывание ситуаций «В автобусе» |
1 |
|
Транспорт (3 ч) |
|||
32 |
Правила дорожного движения. Переход через дорогу |
1 |
|
33 |
Правила дорожного движения. Ролевые игры с «Азбукой дорожного движения» |
1 |
|
34 |
Итоговое повторение пройденного материала |
1 |