Рабочая программа по «Музыке и движению» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Альтернативному чтению» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа по «Альтернативному чтению» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 136 часов (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Целью обучения предмету «Альтернативное чтение» в 3 классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования коммуникации.
Главной задачей в ходе обучения чтению является организация речевой среды, пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слов).
В процессе работы по предмету «Альтернативное чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- упражнения по прослушанному тексту;
- упражнения со словами.
В ходе уроков по альтернативному чтению учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации. При этом под невербальными средствами коммуникации подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:
- естественно-экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика), выполняющие функции передачи эмоций, комментирования, замещение отдельных слов или фраз. Характерный признак этих средств - их обобщенность, зависимость грамматического значения от контекста;
- специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.
Эффективным средством организации общения с неговорящими учащимися, является метод пиктограмм. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи учащихся, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.
Ребёнок, владеющий кодовой системой, сможет не только «читать», но и «отвечать» на вопросы по содержанию прочитанного. Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:
- как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью;
- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
- как этап в освоении детьми чтения.
Цель применения метода пиктограмм организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребёнка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.)
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разным уровнем развития (1 и 2 уровни) задачи освоения программы разделены на 2 уровня развития.
Коррекционно-развивающие задачи обучения и воспитания детей с разными уровнями развития.
2 уровень
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать мотивацию слушания и самостоятельного «чтения» книг-картинок в специально созданных ситуациях общения;
- поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- учить задавать вопросы;
- развивать фразовую речь;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, сказками;
- формировать способность к коллективной деятельности;
- закрепить умения учащихся выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры по словесной инструкции;
- учить показывать картинку, серию пиктограмм к предложению;
- учить соотносить неречевые звуки с картинкой, пиктограммой.
Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи: развитие восприятия, памяти, мышления, внимания; формирование умений работать в коллективе, воспитывать культуру поведения, выполнение эстетической и этической функции воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов. Наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения – слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов». А также, игры с образными игрушками, упражнения с иллюстративным материалом, упражнения на подражание действиям педагога. Метод пиктограмм положен в основу обучения альтернативному чтению.
Предполагаемые результаты усвоения программы детьми с разными уровнями развития.
1 уровень
Учащиеся должны уметь:
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе пиктограммы.
Выполнять действия по подражанию.
Ходить в заданном направлении.
Показывать части тела на себе.
2 уровень
Учащиеся должны уметь:
Проговаривать вслед за учителем стихотворения.
Проговаривать слова в сопровождении с ритмическими движениями.
«Читать» сигнальные слова (имя на парте, наименования предметов мебели, вещей, вывесок) глобальным способом.
Соотносить слова, прочитанные глобальным способом с картинкой, предметом.
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе пиктограммы.
Ходить в заданном направлении.
Учить показывать части тела на себе.
Пользоваться альтернативными способами коммуникации.
Содержание программы.
«Чтение» телесных и мимических движений (26 ч)
Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.
Упражнения для губ и языка.
Двигательные упражнения.
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах (48 ч)
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок.
Работа с пиктограммами.
«Аудиальное чтение» (62 ч)
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков.
Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг.
Календарно-тематическое планирование по альтернативному чтению (136 ч)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Чтение телесных и мимических движений (18 ч) |
|||
1-2 |
Упражнения по подражанию на движение мимической мускулатуры. |
2 |
|
3-6 |
Упражнения для губ и языка перед зеркалом |
4 |
|
7-10 |
Игры – имитации сопровождаемые текстом стихов |
4 |
|
11-14 |
Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание. |
4 |
|
15-18 |
«Чтение» движений в подвижных играх - импровизациях |
4 |
|
Чтение изображений на картинках и пиктограммах (14 ч) |
|||
19-20 |
Аудиальные и зрительные упражнения « Слушай и показывай картинку» |
2 |
|
21-22 |
Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движения» |
2 |
|
23-26 |
Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками |
4 |
|
27-28 |
Разыгрывание содержания картинок с помощью плоскостных моделей |
2 |
|
29-32 |
Работа с пиктограммами «Игрушки», «Животные», «Растения» и т.п. |
4 |
|
«Аудиальное чтение» (30 ч) |
|||
33-34 |
Слушание и узнавание голосов животных. |
2 |
|
35-36 |
Слушание и узнавание звуков природы |
2 |
|
37-38 |
Слушание и узнавание звуков улицы |
2 |
|
39-42 |
Соотношение звука с предметом. Музыкальные инструменты |
4 |
|
43-46 |
Игры на развитие слухового восприятия |
4 |
|
47-50 |
Игры на развитие умения различать неречевые звуки |
4 |
|
51-54 |
Слушание аудиокниг |
4 |
|
55-58 |
Чтение и обыгрывание стихов и потешек. |
4 |
|
59-62 |
Изображение действий по прочитанному тексту |
4 |
|
Чтение телесных и мимических движений (8 ч) |
|||
63-64 |
«Чтение» движений, которые выполняет кукла |
2 |
|
65-66 |
«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях |
2 |
|
67-70 |
«Чтение» необходимого действия: расстегивание, застегивание |
4 |
|
Чтение изображений на картинах, картинках и пиктограммах (34 ч) |
|||
71-74 |
Аудиальные и зрительные упражнения с использованием картинок изображающих животных |
4 |
|
75-78 |
Аудиальные и зрительные упражнения с использованием картинок изображающих природу |
4 |
|
79-82 |
Аудиальные и зрительные упражнения с использованием картинок изображающих предметы бытовой техники |
4 |
|
83-84 |
Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом |
2 |
|
85-86 |
Знакомство с пиктограммами «нюхать», «идти», «смеяться», «спать» |
2 |
|
87-88 |
Зрительные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками, картинками |
2 |
|
89-90 |
Игровые ситуации на узнавание предмета, игрушки по описанию |
2 |
|
91-92 |
Рассматривание картин и картинок с доступным содержанием |
2 |
|
93-94 |
Игровые ситуации на выбор пиктограммы среди ряда других |
2 |
|
95-96 |
Упражнения на выбор детских книг с иллюстрациями на тему |
2 |
|
97-100 |
«Чтение» знаков ПДД, сигналов светофора |
4 |
|
101-104 |
Создание игровых ситуаций на узнавание сказок, потешок |
4 |
|
«Аудиальное чтение» (32 ч) |
|||
105-108 |
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками |
4 |
|
109-112 |
Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти |
4 |
|
113-116 |
Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий |
4 |
|
117-120 |
Привлечение к слушанию аудиокниг |
4 |
|
121-124 |
Образовательные ситуации для формирования навыка слушания сказок, стихов |
4 |
|
125-128 |
Чтение сказок, стихов с последующим проведением игр |
4 |
|
129-132 |
Театрализованные игры |
4 |
|
133-136 |
Повторение и обобщение изученного материала. |
4 |