Пояснительная записка «Социально-бытовая ориентировка» (6 класс)
Пояснительная записка
«Социально-бытовая ориентировка»
6 класс 68 часов
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 6 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1;
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» – это система специальных коррекционных занятий, направленных на практическую подготовку детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, на всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем:
•сформировать знания о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам
•коррекция личностного развития ребёнка и подготовка его к самостоятельной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Контрольно измерительные материалы
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, проверочных и практических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов в соответствии с психофизическими особенностями детей. Программа предусматривает следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение социально – бытовой ориентировки в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 2 часа в неделю (68 часов).
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 6 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Личностные результаты:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты:
1 Обучающиеся должны знать:
Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества
2. Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов
Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
Содержание учебного предмета
Темы |
Краткое содержание тем |
«Личная гигиена» |
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы и правила закаливания. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач. Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм. |
«Одежда и обувь» |
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков , косынок и носовых платков. |
«Питание» |
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд. |
«Семья» |
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность и их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи. |
«Культура поведения» |
Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со сверстниками и старшими. |
«Жилище» |
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. |
«Транспорт» |
Городской транспорт. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. |
«Торговля» |
Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли. |
«Средства связи» |
Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок отправления. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. |
«Медицинская помощь» |
Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение и работники. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний. |
«Учреждения, организации и предприятия» |
Дошкольные учреждения и их назначения, работники. |
Информационно – методический материал
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Литература для обучающихся:
1.Махалова Т.И. Для вас, девочки! «Детская литература», 1993. – 345с
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
«Питание» |
12ч |
2 |
«Личная гигиена» |
4ч |
3 |
«Одежда и обувь» |
8ч |
4 |
«Семья» |
2ч |
5 |
«Культура поведения» |
4ч |
6 |
«Жилище» |
10ч |
7 |
«Транспорт» |
6ч |
8 |
«Торговля» |
4ч |
9 |
«Средства связи» |
8ч |
10 |
«Медицинская помощь» |
6ч |
11 |
«Учреждения, организации» |
2ч |
12 |
«Подведение итогов» |
2ч |
ИТОГО: |
68 часов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 6 классов.
1 Львова С, А. «Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в спец.(кор.) общеобразовательной школе 8 вида.
2. Девяткова Т. А. , Кочетова Л. Л. И др. «Социально – бытовая ориентировка в спец. (кор.) общеобразовательных
учреждениях 8 вида.
Интернет ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
3. http://www.zavuch.ru
Дополнительные средства обучения для учащихся
Дидактические карточки-задания по русскому языку
Наглядные пособия.
Тесты.
Планирование коррекционной работы
№ п/п |
Крупные темы |
Коррекционная работа |
1 |
«Питание» |
Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
2 |
«Личная гигиена» |
Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 |
«Одежда и обувь» |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
4 |
«Семья» |
Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
5 |
«Культура поведения» |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 |
«Жилище» |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
7 |
«Транспорт» |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
8 |
«Торговля» |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
9 |
«Средства связи» |
Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. |
10 |
«Медицина» |
Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
11 |
«Учреждения, организации и предприятия» |
Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
Учебно-тематическое и календарное планирование
№ урока |
Название темы урока |
Содержания изучаемого материала |
Кол-во часов |
Тип, форма урока |
Коррекционная работа |
Дата по плану |
Дата факт |
|
1/1 |
Личная гигиена (4ч) Значение закаливания организма. |
1. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. 2. Способы закаливания. 3. Правила и приемы выполнения воздушных, водных и солнечных процедур, физических упражнений. 4. Сезонная одежда, обувь, головной убор. |
1 |
Комбинированный урок |
Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 |
||
2/1 |
Правила и приёмы ухода за органами зрения. |
1. Правила и приёмы ухода за органами зрения. 2. Способы сохранения зрения - контактные линзы, очки и хирургическое вмешательство. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. |
5 |
||
3/1 |
Гигиена чтения и письма, просмотра телепередач. |
1. Гигиена чтения и письма, просмотра телепередач: освещённость, расстояние между глазами и объектом. 2. Упражнения и время отдыха глаз. |
1 |
Комбинированный урок |
Развивать самоконтроль при выполнении гигиены чтения и письма, просмотра телепередач. |
10 |
||
4/1 |
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ. Тест 1 |
1. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения. |
12 |
||
Обучающиеся должны знать: Правила закаливания организма Приёмы обтирания и мытья ног Правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов О вреде наркотиков и токсических веществ |
Обучающиеся должны уметь: Закаливать свой организм Соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий Отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость |
|||||||
5/2 |
Одежда и обувь (8ч) Значение опрятного вида человека |
Значение опрятного вида человека |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
17 |
||
6/2 |
Поддержание одежды в порядке. |
Поддержание одежды в порядке. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
19 |
||
7/2 |
Практическая работа. Пришиванию пуговиц, крючков, петель, кнопок. |
Практическая работа. Пришиванию пуговиц, крючков, петель, кнопок. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. |
24 |
||
8/2 |
1 |
26 |
||||||
9/2 |
Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. |
Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. |
1 |
Комбинированный урок |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. |
1 |
||
10/2 |
Практическая работа. Стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную. |
Практическая работа. Стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. |
3 |
||
11/2 |
Утюжка фартуков, косынок, носовых платочков. |
Утюжка фартуков, косынок, носовых платочков с соблюдением правил безопасной работы с электроприборами |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. |
8 |
||
12/2 |
Практическая работа. Утюжка изделий из хлопчатобумажной ткани. Тест 2 |
Практическая работа. Утюжка изделий из хлопчатобумажной ткани, строго соблюдая правила безопасной работы с утюгом. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. |
10 |
||
Обучающиеся должны знать: Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами Правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей |
Обучающиеся должны уметь: Пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки Зашивать одежду по распоровшемуся шву Подшить платье, брюки, рубашки Подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей Стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей Гладить их |
|||||||
13/3 |
Жилище (10ч) Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. |
1. Гигиенические требования к жилому помещению. 2. Меры по их обеспечению. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
15 |
||
14/3 |
Повседневная сухая и влажная уборка помещений. |
1. Повседневная сухая и влажная уборка помещений; 2. Использование в уборке электропылесоса. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
17.10 |
||
15/3 |
Практическая работа. Уборка помещения, мытьё окон, зеркал. |
Практическая работа. Уборка помещения, мытьё окон, зеркал. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения. |
22.10 |
||
16/3 |
Практическая работа. Утепление окон. |
Практическая работа. Утепление окон. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
24.10 |
|||
17/3 |
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. |
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая мебель) |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
29.10 |
||
18/3 |
Практическая работа. Чистка мягкой мебели. |
Практическая работа. Чистка мягкой мебели. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
31.10 |
||
19/3 |
Уход за полами. |
Уход за полами. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
|||
20/3 |
Практическая работа. Уход за полами. |
Практическая работа. Уход за полами. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
||||
21/3 |
Обобщающий урок по теме «Жилище» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
|||||
22/3 |
Проверочная работа. Тест 3 |
1 |
Контрольный урок |
|||||
Обучающиеся должны знать: Гигиенические требования к жилому помещению Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки Правила пользования электропылесосом Санитарно-технические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами |
Обучающиеся должны уметь: Производить сухую и влажную уборку помещения Чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи Чистить мебель Соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами |
|||||||
23/4 |
Семья (2ч) Место работы каждого члена семьи. |
1. Место работы каждого члена семьи, 2. Занимаемая должность, 3. Продуктивная деятельность. |
1 |
Комбинированный урок |
Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
|||
24/4 |
Права и обязанности каждого члена семьи. Тест 4 |
Права и обязанности каждого члена семьи. |
1 |
Комбинированный урок |
Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
|||
Обучающиеся должны знать: Место работы, должность продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников Как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи Свои права и обязанности в семье |
Обучающиеся должны уметь: Рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и их продуктивной деятельности Выполнять определённые обязанности в семье |
|||||||
25/5 |
Питание (6ч) Гигиена приготовления пищи. |
Гигиена приготовления пищи. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. |
|||
26/5 |
Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. |
Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. |
1 |
Комбинированный урок |
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования правил и приёмов хранения продуктов и готовой пищи. |
|||
27/5 |
Способы выбора доброкачественных продуктов. |
Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. |
1 |
Комбинированный урок |
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о выборе продуктов |
|||
28/5 |
Экскурсия в продуктовый магазин. |
1. Экскурсия в продуктовый магазин, 2. Наблюдение за выбором продуктов. |
1 |
Урок – экскурсия |
Развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения. |
|||
29/5 |
Практическая работа. Выбор продуктов в продуктовом магазине. |
Практическая работа. Выбор продуктов в продуктовом магазине. |
1 |
Урок – экскурсия |
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о выборе продуктов |
|||
30/5 |
Обобщающий урок по теме «Питание». Тест 5 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Коррекция и развитие мелкой моторики, навыков пространственного ориентирования, умения готовить по рецепту, самостоятельно ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, делать вывод о качестве работы |
||||
Обучающиеся должны знать: Способы выбора доброкачественных продуктов Приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния Способы хранения продуктов и готовой пищи Правила составления рецепта блюда |
Обучающиеся должны уметь: Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности Приготовить кашу, сварить картошку, заваривать чай, строго соблюдая правила безопасности Составить рецепт блюда Вымыть, вычистить посуду |
|||||||
31/6 |
Культура поведения (4ч) Правила поведения в общественных местах. |
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). |
1 |
Комбинированный урок |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
|||
32/6 |
Практическая работа. Сюжетная игра «Посещение театра». |
Практическая работа. Сюжетная игра «Посещение театра» - подготовка к игре и проведение её силами участников. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
|||
33/6 |
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками |
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками |
1 |
Комбинированный урок |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
|||
34/6 |
Обобщающий урок по теме «Семья» и «Культура поведения» Тест 6 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
||||
Обучающиеся должны знать: Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях Способы ведения разговора со старшими, сверстниками |
Обучающиеся должны уметь: Культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками |
|||||||
35/7 |
Транспорт (6ч) Городской транспорт. Оплата проезда. |
1. Городской транспорт. 2. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проезд, проездной единый билет). |
1 |
Комбинированный урок |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
|||
36/7 |
Наиболее рациональные маршруты передвижения. |
Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, в ближайшие населённые пункты. |
1 |
Комбинированный урок |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал |
|||
37/7 |
Вводная экскурсия на вокзал. |
1 |
Урок – экскурсия |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал |
||||
38/7 |
1 |
|||||||
39/7 |
Виды междугороднего транспорта. |
1. Виды междугороднего транспорта. 2. Пригородные поезда. 3. Расписание. 4. Направления, зоны. 5. Разовые и сезонные билеты. |
1 |
Комбинированный урок |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал |
|||
40/7 |
Обобщающий урок по теме «Транспорт» Тест 7 |
1 |
Контрольный урок |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал |
||||
Обучающиеся должны знать: Виды междугороднего транспорта Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов) Порядок приобретения билетов |
Обучающиеся должны уметь: Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу Ориентироваться в расписании движения пригородных поездов Определять направление и зоны |
|||||||
41/8 |
Торговля (4ч) Магазины промышленных товаров и их отделы. |
Магазины промышленных товаров и их отделы (ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменные принадлежности, хозяйственные товары). |
1 |
Комбинированный урок |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
|||
42/8 |
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. |
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и т.д.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. |
1 |
Комбинированный урок |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
|||
43/8 |
Экскурсия в магазин промышленных товаров. |
1. Экскурсия в магазин промышленных товаров. 2. Знакомство с отделами магазинов и видами товаров. 3. Порядок приобретения товара. 4. Оплата. |
1 |
Урок – экскурсия |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
|||
44/8 |
Обобщающий урок по теме «Торговля» Тест 8 |
1 |
общающий урок. |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
||||
Обучающиеся должны знать: Виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы Правила поведения в магазине и общения с работниками магазина Правила покупки товаров Стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды, и других часто используемых товаров) |
Обучающиеся должны уметь: Выбрать нужный товар Выяснить срок гарантии на его использование Оплатить, проверить чек и сдачу Хранить чек в течение срока гарантии на товар Вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя |
|||||||
45/5 |
Питание (6ч) Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих веществ. |
Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих веществ. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при зна-комстве с видами и значением питания. |
|||
46/5 |
Практическая работа. Мытьё посуды с применением химических моющих средств. |
Практическая работа. Мытьё посуды с применением химических моющих средств. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при зна-комстве с видами и значением питания. |
|||
47/5 |
Приготовление пищи с минимум тепловой обработки. |
Приготовление пищи с минимум тепловой обработки. Составление рецептов приготовления блюд (салат, каша, омлет). |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при зна-комстве с видами и значением питания |
|||
48/5 |
Практическая работа. Приготовление пищи с минимум тепловой обработки. Приготовление салата. |
Практическая работа. Приготовление пищи с минимум тепловой обработки. Приготовление салата. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
|||
49/5 |
Практическая работа. Приготовление каши на молоке, омлета. |
Практическая работа. Приготовление каши на молоке, омлета. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
|||
50/5 |
Проверочная работа за III четверть. Тест 9 |
1 |
Контрольный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
||||
Обучающиеся должны знать: Способы выбора доброкачественных продуктов Приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния Способы хранения продуктов и готовой пищи Правила составления рецепта блюда |
Обучающиеся должны уметь: Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности Приготовить кашу, сварить картошку, заваривать чай, строго соблюдая правила безопасности Составить рецепт блюда Вымыть, вычистить посуду |
|||||||
51/9 |
Средства связи (8ч) Основные средства связи. |
1. Основные средства связи (почта, телефон, телеграф, компьютер). 2. Их назначение. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. |
|||
52/9 |
Почта. Виды почтовых отправлений. |
1. Почта. 2. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. |
|||
53/9 |
Экскурсия на почту-телеграф. |
Экскурсия на почту-телеграф. |
1 |
Урок – экскурсия |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
54/9 |
1 |
|||||||
55/9 |
Виды писем. |
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). 2. Международные и на территории своего государства. 3. Порядок отправления письма различного вида. 4. Стоимость пересылки. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
56/9 |
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. |
1. Телеграф. 2. Виды телеграмм и телеграфных услуг. 3. Тарифы. |
1 |
Комбинированный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
57/9 |
Практическая работа. Составление текста телеграммы. Отличие от писем. |
Практическая работа. Составление текста телеграммы. Отличие от писем. |
1 |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
58/9 |
Обобщающий урок по теме «Средства связи». Тест 10 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
||||
Обучающиеся должны знать: Основные средства связи Виды почтовых отправлений Стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм |
Обучающиеся должны уметь: Находить индекс почтового отделения по справочнику Записать адрес на конверте Составить текст телеграммы Заполнить телеграфный бланк, подсчитать стоимость телеграммы |
|||||||
59/10 |
Медицинская помощь (6ч) Виды медицинской помощи. Виды врачебной помощи. |
1. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная 2. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
60/10 |
Виды медицинских учреждений. |
1. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека 2. Их назначение в оказании медицинской помощи. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
61/10 |
Работники медицинских учреждений. |
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
62/10 |
Экскурсия в аптеку. |
1. Экскурсия в аптеку. 2. Знакомство с отделами, видами отпуска товаров: по рецепту, без рецепта, готовые и на заказ. 3. Медицинское оборудование: пипетка, термометр, пинцет и др. |
1 |
Урок – экскурсия |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
|||
63/10 |
Меры предупреждения глистных заболеваний. |
Меры предупреждения глистных заболеваний. |
1 |
Комбинированный урок |
Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи |
|||
64/10 |
Обобщающий урок по теме «Медицинская помощь». Тест 11 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
||||
Обучающиеся должны знать: Способы вызова врача на дом Меры по предупреждению глистных заболеваний Функции основных врачей-специалистов Основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку О возможном вреде самолечения |
Обучающиеся должны уметь: Записаться на приём к врачу Вызвать врача на дом В экстренных случаях врачей «скорой помощи» Приобрести лекарство в аптеке |
|||||||
65/11 |
Учреждения, организации, предприятия (4ч) Дошкольные учреждения, школа, УВК, ДДТ, гимназия, лицей, колледж и их назначение. |
1. Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без неё, школа, УВК (детский сад-школа) – учебно-воспитательный комплекс, ДДТ, гимназия, лицей, колледж 2. Их назначение. |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
|||
66/11 |
Экскурсия в ДДТ. |
Экскурсия в ДДТ для ознакомления с видами кружков. |
1 |
Урок – экскурсия |
Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
|||
67/11 |
Обобщающий урок по курсу СБО за 6 класс |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
||||
68/11 |
Проверочная работа за курс 6 класса по СБО Тест 12 |
1 |
Контрольный урок |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
||||
Обучающиеся должны знать: Виды детских учреждений и назначение Адрес дома детского творчества Какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети |
Обучающиеся должны уметь: Обращаться к работникам ДДТ Правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале Соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах |