12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Родионова Ольга Алексеевна105
0

Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» для 3 класса «Особый ребёнок»

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).


 

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

расстройство аутистического спектра – 2 человек;

нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.


 

Физическое воспитание отличается от других видов вос­питания тем, что в его основе лежит обучение упорядо­ченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культу­ра» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклоне­ниями в состоянии здоровья, включая школьников с вы­раженным недоразвитием интеллекта. Обучение организуется с уче­том климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о без­опасности движений во время занятий физической культу­рой и т. п.

Цели программы:

Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.

Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Задачи программы:

В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физи­ческая культура» должны решаться следующие основные задачи:

- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся;

- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двига­тельной деятельности знаний, умений, навыков и воспита­ние сознательного отношения к их использованию;

- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

- Создание условий для  воспитания нравственных качеств, приучения к дис­циплинированности, организованности, ответственности, эле­ментарной самостоятельности.

В основу обучения положена система простейших физи­ческих упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой ка­тегории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. За­медленность психических процессов, конкретность мыш­ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез­вычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение было тесно связано с реше­нием задач нравственного, умственного, речевого, трудово­го, эстетического и физического воспитания. Из этого сле­дует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Биологический возраст ребенка с нарушениями в раз­витии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуа­лен, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально ис­пользовать для развития и личностного роста учащегося.

Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с наруше­ниями в развитии будет выше, если педагогическое воз­действие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода инди­видуального развития.

        Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовитель­ной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесо­образно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности.

Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упраж­нений и инструкции педагога, требуется многократное по­вторение, сочетающееся с правильным показом. Упражне­ния, подвижные игры, игры с элементами спорта подби­раются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Поскольку учащиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систе­матическая помощь педагога.

На уроках по предмету «Адаптивная физическая куль­тура» детей и подростков учат:

- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;

- согласовывать двигательные, интеллектуальные, во­левые и эмоциональные усилия для закрепления форми­руемых навыков;

- дисциплинированности, организованности, ответствен­ности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.

Содержание программы

Дыхательные упражнения (16 ч)

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Из исходного положения руки за голову, развести локти в стороны, слегка прогнуться – вдох, свести локти вперед, слегка наклониться вперед – выдох.

Построения и перестроения (7 ч)

Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции. Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!»

Ходьба и упражнения в равновесии (22 ч)

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Бег (8 ч)

Бег с различной скоростью.

Прыжки (17 ч)

Перепрыгивание через начерченную линию, шнур. Прыжки в длину с места толчком двух ног (с пола на мат). Прыжки в глубину с мягким приземлением.

Катание, бросание, ловля округлых предметов (17 ч)

Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Выполнение основных движений руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча. Броски малого мяча в стену. Сбивание большим мячом предметов (булавы, кегли). Передача большого мяча над головой.

Перекладывание флажков из одной руки в другую. Круговые движения руками с флажками. Переноска 6-7 гимнастических палок. Перешагивание через бруски высотой 15-20 см.

Ползание и лазание (15 ч)

Развитие умений учащихся ползать на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через невысокие препятствия (конструкции из мягких модулей и др.). Дальнейшее обучение выполнению упражнений на коврике со следочками и подобных ему (движение на чет­вереньках по следочкам от рук и цыпочек).


 

Календарно – тематическое планирование по адаптивной физической культуре

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Дыхательные упражнения. (10 ч)

 

 

 1

Дыхательные упражнения с имитационными движениями.

1

 

 2-3

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.

2

 

 4-5

Упражнения в грудном, брюшном и полном дыхании: в исходном положении лежа на спине, сидя, стоя.

2

 

 6-7

Дыхательные упражнения: вдох и выдох через рот; вдох и выдох через нос; вход через рот и выдох через нос

2

 

 8-9

Упражнения на изменение длительности вдоха и выдоха: вдох короче выдоха; вдох длиннее выдоха.

2

 

 10

Упражнения на регулирование дыхания в ходьбе со звукоподражанием

1

 

 

Построения и перестроения (4 ч)

   

11-14

Дальнейшее обучение учащихся построению в шеренгу по росту и перестроению в колонну (с помощью учителя).

4

 

 

Ходьба и упражнения в равновесии (12 ч)

 

 

15-16

Развитие навыка обычной ходьбы, ходьбы на носках.

2

 

17-18

Обучение ходьбе с заданиями: руки на поясе, к плечам, и стороны и т. д.

2

 

19-20

Дальнейшее обучение ходьбе по дорожкам, приподнятым над полом (коврику «Топ-топ», коврику «Гофр», скамейке и др.).

2

 

21-22

Развитие умения ходить по кругу. Использование для этого ограничительной линии (круга)

2

 

23-24

Хороводные игры.

2

 

25-26

Обучение регулированию дыхания при ходьбе под музыку, выполнении движений с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков.

2

 
 

Бег (4 ч)

 

 

27-28

Обучение бегу в колонне по одному, змейкой между предметами за учителем, между линиями, между цилиндрами, между мягкими модулями и т. п.

2

 

29-30

Обучение бегу на носках, в медленном и среднем темпе, бегу по дорожке, приподнятой над полом (игровая дорожка, коврик «Топ-топ») (со страховкой)

2

 

 

Прыжки (10 ч)

 

 

 31-32

Обучение прыжкам: на двух ногах (ноги вместе — ноги врозь, руки на поясе)

2

 

33-34

Обучение прыжкам: с продвижением вперед (3-4 м)\ в длину с места (50 см), в высоту (15-20 см) с места

2

 

35-36

Обучение прыжкам: на надувных гимнастических мячах

2

 

37-38

Обучение прыжкам: на детском каркасном пружинном батуте «Прыжок» и др.

2

 

39-40

Обучение подпрыгиванию на надувном шаре (фитболе) (со страховкой).

2

 
 

Катание, бросание, ловля округлых предметов (12 ч)

 

 

41-43

Формирование умений прокатывать мяч, обруч из разных исходных позиций двумя руками друг другу; бросать и ловить мяч (2-5 раз), бросать мяч друг другу, бросать мяч вверх.

3

 

44-45

Упражнения в метании мячей малого размера в вертикальную (1,5-2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 м).

2

 

46-48

Упражнения с набивными (сенсорными) мячами: катание набивных (сенсорных) мячей, размер и вес которых соответствуют возможностям учащихся; прокатывание на сенсорных мячах, лежа на них животом.

3

 

49-50

Обучение прокатыванию набивного (сенсорного) мяча по полу в цель.

2

 

51-52

Игровые упражнения в сухом бассейне

2

 
 

Ползание и лазание (10 ч)

 

 

53-54

Обучение ползанию ни четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами с поворотом кругом.

2

 

55-56

Проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей (полифункциональные наборы «Радуга», «Забава»), под дугой и т. п.

2

 

57-58

Упражнения на коврике со следочками и подобных ему ковриках (движение на четвереньках по следочкам от рук и цыпочек).

2

 

59-60

В играх в сухом бассейне закрепление умений ползать по шарикам

2

 

61-62

Дальнейшее обучение лазанию по лестнице-стремянке (индивидуально, со страховкой или минимальной поддержкой).

2

 
 

Дыхательные упражнения. (6 ч)

 

 

63

Дыхательные упражнения с имитационными движениями

1

 

64

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет

1

 

65

Упражнения в грудном, брюшном и полном дыхании: в исходном положении лежа на спине, сидя, стоя.

1

 

66

Дыхательные упражнения: вдох и выдох через рот; вдох и выдох через нос; вход через рот и выдох через нос

1

 

67

Упражнения на изменение длительности вдоха и выдоха: вдох короче выдоха; вдох длиннее выдоха

1

 

68

Упражнения на регулирование дыхания в ходьбе со звукоподражанием

   
 

Построение и перестроение (3ч)

 

 

69

Совершенствование построению в шеренгу по росту

1

 

70

Совершенствование перестроению в колонну

1

 

71

Совершенствование построения из колонны по одному в колонну по двое

1

 

 

Ходьба и упражнения в равновесии (10 ч)

 

 

72

Ходьба: обычная, на носках, с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны)

1

 

73

Ходьба на пятках, в полуприседе

1

 

74-76

Ходьба с перешагиванием через предметы (высота 15- НО см), по наклонной доске (высота наклона 30 см, 25 см), с предметами в руках, на голове, без предметов, спиной вперед (2-3 м), «змейкой» со сменой темпа, приставным шагом по шнуру, дидактической змейке, по детской сенсорной дорожке, с утяжелителями в руках (в руке)

3

 

77-79

Ходьба по дорожкам, приподнятым над полом (по игровой дорожке, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр»); по дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина, мягких модулей; с изменением темпа движения (быстро, медленно).

3

 

80

Ходьба по кругу.

1

 

81

Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стихов.

1

 
 

Бег (4 ч)

 

 

82

Бег в колонне по одному (добавляется бег парами)

1

 

83

Бег змейкой между предметами за учителем

1

 

84

Обучение бегу между линиями, между мягкими модулями.

1

 

85

Бег на носках, в медленном и среднем темпе, по дорожке, приподнятой над полом

1

 
 

Прыжки (7 ч)

 

 

86

Обучение прыжкам на двух ногах (с поворотом кругом со сменой ног), ноги вместе — ноги врозь

1

 

87

Прыжки с хлопками над головой, за спиной

1

 

88

Прыжки с продвижением вперед (3-4 м), вперед — назад, с поворотами, с высоты 25 см

1

 

89-90

Прыжки через два-три предмета высотой 5-10 см, и длину с места (50 см), в высоту (15-20 см) с места

2

 

91

Прыжки на батутах типа «Малыш», «Теремок», «Джунгли» и на каркасном пружинном батуте «Прыжок».

1

 

92

Игровые упражнения на мячах-хопах (фитбол) (со страховкой)

1

 
 

Катание, бросание, ловля округлых предметов (5 ч)

 

 

93

Обучение прокатыванию мяча, обруча из разных исходных позиций двумя руками друг другу

1

 

94

Бросание и ловля мяча (2-6 раз), бросание мяча друг другу, бросание мяча вверх

1

 

95

Обучение отбиванию мяча от пола (2-4 раза подряд

1

 

96

Метание мячей малого размера в вертикальную (1,5-2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 ж). Игра «Бросайка»

1

 

97

Игровые упражнения с набивными (сенсорными) мячами, с игровой трубой «Перекати поле», с шариками в сухом бассейне

1

 
 

Ползание и лазание (5 ч)

 

 

98

Обучение ползанию на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами, прокатывая мяч, с поворотом кругом

1

 

99

Совершенствование навыков проползания на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей.

1

 

100

Развитие умений учащихся ползать на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через невысокие препятствия (конструкции из мягких модулей и др.).

1

 

101

Обучение выполнению упражнений на коврике со следами и подобных ему (движение на четвереньках по следам от рук и цыпочек).

1

 

102

Обучение лазанью по гимнастической лестнице (со страховкой).

1

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.