Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Адаптивной физической культуре» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
Цели программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Задачи программы:
В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должны решаться следующие основные задачи:
- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся;
- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста учащегося.
Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития.
Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности.
Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Поскольку учащиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат:
- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;
- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;
- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.
Содержание программы
Дыхательные упражнения (16 ч)
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Из исходного положения руки за голову, развести локти в стороны, слегка прогнуться – вдох, свести локти вперед, слегка наклониться вперед – выдох.
Построения и перестроения (7 ч)
Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции. Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!»
Ходьба и упражнения в равновесии (22 ч)
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Бег (8 ч)
Бег с различной скоростью.
Прыжки (17 ч)
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур. Прыжки в длину с места толчком двух ног (с пола на мат). Прыжки в глубину с мягким приземлением.
Катание, бросание, ловля округлых предметов (17 ч)
Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Выполнение основных движений руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча. Броски малого мяча в стену. Сбивание большим мячом предметов (булавы, кегли). Передача большого мяча над головой.
Перекладывание флажков из одной руки в другую. Круговые движения руками с флажками. Переноска 6-7 гимнастических палок. Перешагивание через бруски высотой 15-20 см.
Ползание и лазание (15 ч)
Развитие умений учащихся ползать на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через невысокие препятствия (конструкции из мягких модулей и др.). Дальнейшее обучение выполнению упражнений на коврике со следочками и подобных ему (движение на четвереньках по следочкам от рук и цыпочек).
Календарно – тематическое планирование по адаптивной физической культуре
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Дыхательные упражнения. (10 ч) |
|
|
|
1 |
Дыхательные упражнения с имитационными движениями. |
1 |
|
2-3 |
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. |
2 |
|
4-5 |
Упражнения в грудном, брюшном и полном дыхании: в исходном положении лежа на спине, сидя, стоя. |
2 |
|
6-7 |
Дыхательные упражнения: вдох и выдох через рот; вдох и выдох через нос; вход через рот и выдох через нос |
2 |
|
8-9 |
Упражнения на изменение длительности вдоха и выдоха: вдох короче выдоха; вдох длиннее выдоха. |
2 |
|
10 |
Упражнения на регулирование дыхания в ходьбе со звукоподражанием |
1 |
|
Построения и перестроения (4 ч) |
|||
11-14 |
Дальнейшее обучение учащихся построению в шеренгу по росту и перестроению в колонну (с помощью учителя). |
4 |
|
Ходьба и упражнения в равновесии (12 ч) |
|
|
|
15-16 |
Развитие навыка обычной ходьбы, ходьбы на носках. |
2 |
|
17-18 |
Обучение ходьбе с заданиями: руки на поясе, к плечам, и стороны и т. д. |
2 |
|
19-20 |
Дальнейшее обучение ходьбе по дорожкам, приподнятым над полом (коврику «Топ-топ», коврику «Гофр», скамейке и др.). |
2 |
|
21-22 |
Развитие умения ходить по кругу. Использование для этого ограничительной линии (круга) |
2 |
|
23-24 |
Хороводные игры. |
2 |
|
25-26 |
Обучение регулированию дыхания при ходьбе под музыку, выполнении движений с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков. |
2 |
|
Бег (4 ч) |
|
|
|
27-28 |
Обучение бегу в колонне по одному, змейкой между предметами за учителем, между линиями, между цилиндрами, между мягкими модулями и т. п. |
2 |
|
29-30 |
Обучение бегу на носках, в медленном и среднем темпе, бегу по дорожке, приподнятой над полом (игровая дорожка, коврик «Топ-топ») (со страховкой) |
2 |
|
Прыжки (10 ч) |
|
|
|
31-32 |
Обучение прыжкам: на двух ногах (ноги вместе — ноги врозь, руки на поясе) |
2 |
|
33-34 |
Обучение прыжкам: с продвижением вперед (3-4 м)\ в длину с места (50 см), в высоту (15-20 см) с места |
2 |
|
35-36 |
Обучение прыжкам: на надувных гимнастических мячах |
2 |
|
37-38 |
Обучение прыжкам: на детском каркасном пружинном батуте «Прыжок» и др. |
2 |
|
39-40 |
Обучение подпрыгиванию на надувном шаре (фитболе) (со страховкой). |
2 |
|
Катание, бросание, ловля округлых предметов (12 ч) |
|
|
|
41-43 |
Формирование умений прокатывать мяч, обруч из разных исходных позиций двумя руками друг другу; бросать и ловить мяч (2-5 раз), бросать мяч друг другу, бросать мяч вверх. |
3 |
|
44-45 |
Упражнения в метании мячей малого размера в вертикальную (1,5-2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 м). |
2 |
|
46-48 |
Упражнения с набивными (сенсорными) мячами: катание набивных (сенсорных) мячей, размер и вес которых соответствуют возможностям учащихся; прокатывание на сенсорных мячах, лежа на них животом. |
3 |
|
49-50 |
Обучение прокатыванию набивного (сенсорного) мяча по полу в цель. |
2 |
|
51-52 |
Игровые упражнения в сухом бассейне |
2 |
|
Ползание и лазание (10 ч) |
|
||
53-54 |
Обучение ползанию ни четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами с поворотом кругом. |
2 |
|
55-56 |
Проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей (полифункциональные наборы «Радуга», «Забава»), под дугой и т. п. |
2 |
|
57-58 |
Упражнения на коврике со следочками и подобных ему ковриках (движение на четвереньках по следочкам от рук и цыпочек). |
2 |
|
59-60 |
В играх в сухом бассейне закрепление умений ползать по шарикам |
2 |
|
61-62 |
Дальнейшее обучение лазанию по лестнице-стремянке (индивидуально, со страховкой или минимальной поддержкой). |
2 |
|
Дыхательные упражнения. (6 ч) |
|
|
|
63 |
Дыхательные упражнения с имитационными движениями |
1 |
|
64 |
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет |
1 |
|
65 |
Упражнения в грудном, брюшном и полном дыхании: в исходном положении лежа на спине, сидя, стоя. |
1 |
|
66 |
Дыхательные упражнения: вдох и выдох через рот; вдох и выдох через нос; вход через рот и выдох через нос |
1 |
|
67 |
Упражнения на изменение длительности вдоха и выдоха: вдох короче выдоха; вдох длиннее выдоха |
1 |
|
68 |
Упражнения на регулирование дыхания в ходьбе со звукоподражанием |
||
Построение и перестроение (3ч) |
|
|
|
69 |
Совершенствование построению в шеренгу по росту |
1 |
|
70 |
Совершенствование перестроению в колонну |
1 |
|
71 |
Совершенствование построения из колонны по одному в колонну по двое |
1 |
|
Ходьба и упражнения в равновесии (10 ч) |
|
|
|
72 |
Ходьба: обычная, на носках, с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны) |
1 |
|
73 |
Ходьба на пятках, в полуприседе |
1 |
|
74-76 |
Ходьба с перешагиванием через предметы (высота 15- НО см), по наклонной доске (высота наклона 30 см, 25 см), с предметами в руках, на голове, без предметов, спиной вперед (2-3 м), «змейкой» со сменой темпа, приставным шагом по шнуру, дидактической змейке, по детской сенсорной дорожке, с утяжелителями в руках (в руке) |
3 |
|
77-79 |
Ходьба по дорожкам, приподнятым над полом (по игровой дорожке, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр»); по дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина, мягких модулей; с изменением темпа движения (быстро, медленно). |
3 |
|
80 |
Ходьба по кругу. |
1 |
|
81 |
Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стихов. |
1 |
|
Бег (4 ч) |
|
|
|
82 |
Бег в колонне по одному (добавляется бег парами) |
1 |
|
83 |
Бег змейкой между предметами за учителем |
1 |
|
84 |
Обучение бегу между линиями, между мягкими модулями. |
1 |
|
85 |
Бег на носках, в медленном и среднем темпе, по дорожке, приподнятой над полом |
1 |
|
Прыжки (7 ч) |
|
|
|
86 |
Обучение прыжкам на двух ногах (с поворотом кругом со сменой ног), ноги вместе — ноги врозь |
1 |
|
87 |
Прыжки с хлопками над головой, за спиной |
1 |
|
88 |
Прыжки с продвижением вперед (3-4 м), вперед — назад, с поворотами, с высоты 25 см |
1 |
|
89-90 |
Прыжки через два-три предмета высотой 5-10 см, и длину с места (50 см), в высоту (15-20 см) с места |
2 |
|
91 |
Прыжки на батутах типа «Малыш», «Теремок», «Джунгли» и на каркасном пружинном батуте «Прыжок». |
1 |
|
92 |
Игровые упражнения на мячах-хопах (фитбол) (со страховкой) |
1 |
|
Катание, бросание, ловля округлых предметов (5 ч) |
|
|
|
93 |
Обучение прокатыванию мяча, обруча из разных исходных позиций двумя руками друг другу |
1 |
|
94 |
Бросание и ловля мяча (2-6 раз), бросание мяча друг другу, бросание мяча вверх |
1 |
|
95 |
Обучение отбиванию мяча от пола (2-4 раза подряд |
1 |
|
96 |
Метание мячей малого размера в вертикальную (1,5-2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 ж). Игра «Бросайка» |
1 |
|
97 |
Игровые упражнения с набивными (сенсорными) мячами, с игровой трубой «Перекати поле», с шариками в сухом бассейне |
1 |
|
Ползание и лазание (5 ч) |
|
|
|
98 |
Обучение ползанию на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами, прокатывая мяч, с поворотом кругом |
1 |
|
99 |
Совершенствование навыков проползания на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей. |
1 |
|
100 |
Развитие умений учащихся ползать на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через невысокие препятствия (конструкции из мягких модулей и др.). |
1 |
|
101 |
Обучение выполнению упражнений на коврике со следами и подобных ему (движение на четвереньках по следам от рук и цыпочек). |
1 |
|
102 |
Обучение лазанью по гимнастической лестнице (со страховкой). |
1 |