Рабочая программа по «Ручному труду» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Ручному труду» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Ручному труду» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
В данной программе ручной труд рассматривается - как ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно — в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников.
Целью обучения ручному труду является освоение детьми и практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами.
Задачи:
формирование представлений о свойствах материалов
формирование умений (в доступной форме) выполнять практические задания по ручному труду
формирование положительного эмоционального отношения к самой деятельности и её результатам
коррекция недостатков познавательной деятельности детей через различные виды трудового обучения путем целенаправленного восприятия формы, величины, цвета предметов.
коррекция недостатков мыслительной деятельности, т.е. развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения
развитие мышц рук, глазомера, обогащение сенсорного опыта
воспитание интереса к процессу трудовой деятельности
С целью улучшения эффективности качества образования: реализации индивидуализации и дифференциации учебного процесса, на основе анализа диагностических карт по уровням развития учащихся и собеседования с родителями осуществлена корректировка программы. Весь материал адаптирован и скорректирован в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями и зоной ближайшего развития учащихся.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
Задачи:
1 уровень
Учить раскатывать пластилин
Учить размазывать пластилин по поверхности
Учить отщипывать пластилин
Учить сжимать и разжимать кисти рук
Учить наматывать веревочку на палочку
Учит мять бумагу
Учить сортировать природный материал (желуди, шишки, ракушки).
2 уровень
Учить раскатывать пластилин
Учить размазывать пластилин по поверхности
Учить отщипывать пластилин
Учить обводить по опорным точкам
Учить выкладывать узоры
Учить плести косички из веревок.
Учить сжимать и разжимать кисти рук
Учить наматывать веревочку на палочку
Учит мять бумагу
Учить сортировать природный материал (желуди, шишки, ракушки).
Учить лепить предметы округлой формы.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Уметь раскатывать пластилин
Уметь размазывать пластилин по поверхности
Уметь отщипывать пластилин
Уметь сжимать и разжимать кисти рук
Уметь наматывать веревочку на палочку
Уметь мять бумагу
Уметь сортировать природный материал (желуди, шишки, ракушки).
2 уровень
Уметь раскатывать пластилин
Уметь размазывать пластилин по поверхности
Уметь отщипывать пластилин
Уметь обводить по опорным точкам
Уметь выкладывать узоры
Уметь плести косички из веревок.
Уметь сжимать и разжимать кисти рук
Уметь наматывать веревочку на палочку
Уметь мять бумагу
Уметь сортировать природный материал (желуди, шишки, ракушки).
Уметь лепить предметы округлой формы.
Содержание программы.
Упражнения для развития тонкой моторики рук (12 ч)
Упражнения на сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах.
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук.
Упражнения с пластичными материалами (глина, пластилин, тесто) (18 ч)
Знакомство с пластичными материалами и их свойствами.
Раскатывание пластичных материалов прямыми (колбаска, верёвочка, столбик) и круговыми (шарик) движениями. Изготовление поделок из полученных форм, используя различные приёмы: соединение деталей, прищипывание, оттягивание, вдавливание и т.д.
Размазывание пластичных материалов на твёрдой основе. Изготовление различных поделок этим способом, используя рисование острым предметом, вдавливание и накладывание различных форм.
Изготовление различных поделок, используя в одной работе различные материалы (пластичный, бросовый, природный и текстильный материалы, бумагу и картон).
Упражнения со строительными материалами (15 ч)
Дидактические упражнения и игры со сборно-разборными игрушками.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений разной величины.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами (23 ч)
Знакомство с бумагой и картоном, их свойствами.
Изготовление аппликаций из вырезанных деталей (отдельные предметы и композиции) и «рваным способом».
Изготовление различных поделок из бумаги и картона, используя приёмы складывания, сгибания, разрезания, склеивания и др.
Использование при изготовлении поделок приёма «дорисовка деталей», а так-же других материалов.
Изготовление различных поделок из природного и бросового материала (отдельные предметы и композиции). Использовать при изготовлении поделок другие материалы и дорисовывание деталей.
Знакомство с текстильными материалами (нитки, ткани). Их виды и свойства.
Изготовление поделок из ниток.
Аппликации из ткани (наклеивание деталей из ткани на бумагу, картон).
Календарно-тематическое планирование по ручному труду (68 ч)
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Дата |
|
Упражнения для развития тонкой моторики рук (6 ч) |
||||
1 - 2 |
Порядок работы на уроках труда. Игровые упражнения на узнавание предметов из дерева, бумаги, пластмассы, ткани |
2 |
||
3 - 4 |
Игры с пальчиками: «Пальчики – ножницы» и т.п. |
2 |
||
5 - 6 |
Обучение приемам самомассажа рук |
2 |
||
Упражнения с пластичными материалами (10 ч) |
||||
7-8 |
Лепка из пластилина приемами защипывания краев (блюдце, миска, печенье) |
2 |
||
9-10 |
Лепка из пластилина приемами оттягивания (морковка, банан, лимон) |
2 |
||
11-12 |
Лепка грибов по образцу с использованием природного материала |
2 |
||
13-14 |
Создание диарамы «Грибная поляна» |
2 |
||
15-16 |
Лепка съедобных и несъедобных грибов |
2 |
||
Упражнения со строительными материалами (7 ч) |
||||
17-19 |
Конструктивные игры с деталями из дерева, пластмассы, природных материалов |
3 |
||
20-21 |
Создание знакомых объектов из конструктора Лего |
2 |
||
22-23 |
Конструктивные игры: «Построим башню: кубик на кубик» и т.п. |
2 |
||
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами (11 ч) |
||||
24 |
Упражнения с бумагой: сгибание, разгибание |
1 |
||
25-26 |
Техника «рваная аппликация» |
2 |
||
27-28 |
Изготовление бумажных пакетов из заготовок |
2 |
||
29-30 |
Изготовление ветряных игрушек |
2 |
||
31-32 |
Рассматривание реальных природных объектов, растений и их плодов |
2 |
||
33-34 |
Изготовление простых поделок из природного материала: веток, шишек и т.п. |
2 |
||
Упражнения для развития тонкой моторики рук (6 ч) |
||||
35-36 |
Игры с пальчиками: «Пальчики – ножницы» и т.п. |
2 |
||
37-38 |
Упражнения на развитие умения узнавать предметы художественных промыслов |
2 |
||
39-40 |
Упражнения для кистей по образцу и словесной инструкции. Игры «Потрогай и скажи, что это» |
2 |
||
Упражнения с пластичными материалами (8 ч) |
||||
41 |
Лепка «Баранки». |
1 |
||
42 |
Лепка «Крендельки». |
1 |
||
43 |
Лепка «Лепешки большие и маленькие». |
1 |
||
44 |
Лепка «Печенье для куклы Маши»». |
1 |
||
45 |
Лепка « Пирожки». |
1 |
||
46 |
Лепка «Яйцо». |
1 |
||
47 |
Лепка «Тарелка» |
1 |
||
48 |
Лепка «Морковка» |
1 |
||
Упражнения со строительными материалами (8 ч) |
||||
49-50 |
Конструирование из детского строительного конструктора «Стол и стульчик для мишки из сказки «Три медведя»». |
2 |
||
51-52 |
Конструирование из детского строительного конструктора «Три медведя»(кровати для медведей). |
2 |
||
53-54 |
Конструирование из детского строительного конструктора «Гараж для автомобиля». |
2 |
||
55-56 |
Конструирование из картонных фигур |
1 |
||
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами (12 ч) |
||||
57-58 |
Плетение косички из толстых шнуров |
2 |
||
59 |
Поделка из природного материала «Цветы». |
1 |
||
60 |
Аппликация из готовых форм «Божья коровка». |
1 |
||
61 |
Аппликация из готовых форм «Флажки». |
1 |
||
62 |
Аппликация из природного материала «Курочка Ряба». |
1 |
||
63 |
Аппликация на полосе из готовых геометрических форм. |
1 |
||
64-65 |
Наматывание ниток в клубок, на катушку |
2 |
||
66-67 |
Шары из ниток |
2 |
||
68 |
Итоговое занятие |
1 |