Рабочая программа по «Музыке и движению» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музыке и движению» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по «Музыке и движению» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).


 

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

• расстройство аутистического спектра – 2 человек;

• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

В основу данной программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, включают в себя: слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.

Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания и исполнительские умения и навыки, не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, вкусов учащихся.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащихся являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).

Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.

Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.

Цель и задачи программы:

Цель: эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи:

Подготовка детей к восприятию музыки.

Развитие эмоциональной и двигательной активности.

Формирование музыкально-ритмических движений.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

системности;

преемственности.

Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений:

- музыкально-ритмические движения;

- упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;

- вокальные упражнения.

Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.

В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания.

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Содержание программы

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся  являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов  (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).

Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.

Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.

Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка и движение» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.

На музыкальных  уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки.

Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.

Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).

Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся.  Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него.

В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений  детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.

Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Слушание и пение (10 ч)

Обучение учащихся пропеванию под музыку своих имен. Обучение слушанию и пропеванию попевок, песенок с различной интонацией, динамической окрашенностью, сочетания пение с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста попевки).

Слушание и различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов и т.д.

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Название инструмента.

Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.

Совместное слушание сказок, записанных на аудиокассеты.

Музыкально-ритмические  движения (8 ч)

Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям, которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.

Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры, основанные на потешках.

Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным дорожкам.

Совместные с учащимися музыкальные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.

Обучение учащихся ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых сказочных персонажей.

Игра на музыкальных инструментах (8 ч)

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещетках, колокольчиками и др.

Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями, подпеванием и подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д. Формирование у учащихся навыков игры на самодельных музыкальных инструментах.

Музыкально - ритмические движения (8 ч)

Совершенствование музыкально-ритмических движений н подводящих, подготовительных упражнениях под музыку: элементы бега, поскоки, подпрыгивания. Вовлечение уча­щихся в музыкальные игры, пляски и хороводы, в которых используются эти движения.

Календарно-тематическое планирование по «Музыке и движению» (34 ч)

п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

 

Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен (6 ч)

   

1-2

Слушание звучания музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий разных музыкальных жанров

2

 

3-4

Музыкальные игры на различие и воспроизведение серий звуков

2

 

5-6

Игры на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики музыкального произведения

2

 
 

Пение (5 ч)

   

7

Пропевание имен детей, приветствий

1

 

8-9

Обучение пению с произнесением слов песни

2

 

10-11

Обучение пению с музыкальным сопровождением

2

 
 

Музыкально-ритмические движения (4 ч)

   

12

Совместное с уча­щимися исполнение хороводных песенок, в ходе которых они побуждаются к созданию простейших характерных об­разов.

1

 

13-14

Бессловесные игры-импровизации с музыкальным сопро­вождением с участием одного персонажа по текстам песенок (пропевает учитель), например, «Заинька, попляши...».

2

 

15

Игры под музыку, включающие противоположные дей­ствия, крупные и мелкие движения

1

 
 

Игра на музыкальных инструментах (2 ч)

   

16

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия.

1

 

17

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов»

1

 
 

Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен (4 ч)

   

18-19

Слушание звучания музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий разных музыкальных жанров

2

 

20-21

Игры на различие звуков по длительности звучания, силе, темпу

2

 
 

Пение (4 ч)

   

22-23

Пропевание имен детей, приветствий

2

 

23-24

Знакомство с исполнением песен для сопровождения движений

2

 
 

Музыкально-ритмические движения (4 ч)

   

25-26

Обучение выполнению музыкально – ритмических движений в соответствии с музыкой

2

 

27-28

Игры с музыкальным сопровождением на сохранение равновесия

2

 
 

Игра на музыкальных инструментах (6 ч)

   

29-30

Знакомство с музыкальными инструментами. Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками

2

 

31-32

Упражнения в игре на различных музыкальных инструментах

2

 

33-34

Игры на самодельных музыкальных инструментах

2

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.