Рабочая программа по «Музыке и движению» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Музыке и движению» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Музыке и движению» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.
В основу данной программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, включают в себя: слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания и исполнительские умения и навыки, не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, вкусов учащихся.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащихся являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.
Цель и задачи программы:
Цель: эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи:
Подготовка детей к восприятию музыки.
Развитие эмоциональной и двигательной активности.
Формирование музыкально-ритмических движений.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
системности;
преемственности.
Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений:
- музыкально-ритмические движения;
- упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
- вокальные упражнения.
Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.
В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Содержание программы
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка и движение» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.
На музыкальных уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки.
Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.
Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Слушание и пение (10 ч)
Обучение учащихся пропеванию под музыку своих имен. Обучение слушанию и пропеванию попевок, песенок с различной интонацией, динамической окрашенностью, сочетания пение с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста попевки).
Слушание и различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов и т.д.
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Название инструмента.
Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.
Совместное слушание сказок, записанных на аудиокассеты.
Музыкально-ритмические движения (8 ч)
Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям, которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.
Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры, основанные на потешках.
Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным дорожкам.
Совместные с учащимися музыкальные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.
Обучение учащихся ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых сказочных персонажей.
Игра на музыкальных инструментах (8 ч)
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещетках, колокольчиками и др.
Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями, подпеванием и подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д. Формирование у учащихся навыков игры на самодельных музыкальных инструментах.
Музыкально - ритмические движения (8 ч)
Совершенствование музыкально-ритмических движений н подводящих, подготовительных упражнениях под музыку: элементы бега, поскоки, подпрыгивания. Вовлечение учащихся в музыкальные игры, пляски и хороводы, в которых используются эти движения.
Календарно-тематическое планирование по «Музыке и движению» (34 ч)
№ п/п |
ТЕМА |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен (6 ч) |
|||
1-2 |
Слушание звучания музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий разных музыкальных жанров |
2 |
|
3-4 |
Музыкальные игры на различие и воспроизведение серий звуков |
2 |
|
5-6 |
Игры на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики музыкального произведения |
2 |
|
Пение (5 ч) |
|||
7 |
Пропевание имен детей, приветствий |
1 |
|
8-9 |
Обучение пению с произнесением слов песни |
2 |
|
10-11 |
Обучение пению с музыкальным сопровождением |
2 |
|
Музыкально-ритмические движения (4 ч) |
|||
12 |
Совместное с учащимися исполнение хороводных песенок, в ходе которых они побуждаются к созданию простейших характерных образов. |
1 |
|
13-14 |
Бессловесные игры-импровизации с музыкальным сопровождением с участием одного персонажа по текстам песенок (пропевает учитель), например, «Заинька, попляши...». |
2 |
|
15 |
Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения |
1 |
|
Игра на музыкальных инструментах (2 ч) |
|||
16 |
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. |
1 |
|
17 |
Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов» |
1 |
|
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен (4 ч) |
|||
18-19 |
Слушание звучания музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек, простых мелодий разных музыкальных жанров |
2 |
|
20-21 |
Игры на различие звуков по длительности звучания, силе, темпу |
2 |
|
Пение (4 ч) |
|||
22-23 |
Пропевание имен детей, приветствий |
2 |
|
23-24 |
Знакомство с исполнением песен для сопровождения движений |
2 |
|
Музыкально-ритмические движения (4 ч) |
|||
25-26 |
Обучение выполнению музыкально – ритмических движений в соответствии с музыкой |
2 |
|
27-28 |
Игры с музыкальным сопровождением на сохранение равновесия |
2 |
|
Игра на музыкальных инструментах (6 ч) |
|||
29-30 |
Знакомство с музыкальными инструментами. Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками |
2 |
|
31-32 |
Упражнения в игре на различных музыкальных инструментах |
2 |
|
33-34 |
Игры на самодельных музыкальных инструментах |
2 |