Рабочая программа по технологии в 4 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МС «Утверждаю»
Протокол № 1 от 31.08.2018 Директор МКОУ Никольская СОШ
________________/Л.А.Ощепкова/
Приказ № 30/3-01-03от31.08.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Учитель начальных классов –
Авдиенко Дарья Сергеевна
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по технологии для средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. (п.19.5) № 1060, 29 декабря 2014 № 1643;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников...»
Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1 786 "О рабочих программах учебных
предметов";
-Приказом № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
-Приказом «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
- Образовательной программы ООО НОО МКОУ Никольской СОШ
- Примерной программы.
-Авторской программы по технологии авторы Хохлова М.В, Синица Н.В. Технология, М.:Просвещение, 2011
- Положение о рабочей программе МКОУ Никольской СОШ.
- Учебного плана ОУ.
- Устава образовательного учреждения.
Цели изучения технологии в начальной школе:
овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
освоение продуктивной проектной деятельности.
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1.2.9.Технология.
Предметные результаты
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно
обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
|
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль |
|
Готовность конструктивно разрешать конфликты |
|
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
|
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами |
|
Умение работать в материальной и информационной среде НОО |
Содержание учебного предмета, курса
На изучение технологии в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели.
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)
Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч)
Технология как наука о преобразовании мира. Развитие технологий. Непрерывность процесса преобразовательной деятельности человека. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение потребностей человека в продуктах материальной культуры. Ключевые технические изобретения в истории человечества и на современном этапе развития общества.
Профессии людей, связанные с производством и обработкой бумаги и картона, текстильных материалов
Тема 2. Основы проектной деятельности* (2/2 ч)
Представление результатов проектной деятельности в виде электронной презентации с использованием программы Power Point. Критерии оценки проектной деятельности и защиты творческого проекта
Тема 3. Основы самообслуживания (1/1 ч)
Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные изделия, бижутерия). Особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов.
Изготовление украшений для себя и своих близких
Тема 4. Основы культуры быта (2/2 ч)
Основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд.
Особенности интерьера жилища человека в разные исторические времена. Дизайн окон. Приёмы изготовления украшений для дизайна окон.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16/16 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч)
Виды бумаги специального назначения, их свойства: твёрдость, упругость, электропроводность, жиро- и водопроницаемость.
Нетканые швейные материалы, их виды. Общие сведения о назначении и характерных особенностях трикотажных полотен, синтепона, ватина, флизелина, их применении для изготовления одежды.
Заготовка и обработка древесины (технологический и экологический аспекты). Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства и производство.
Папье-маше. История и современность техники. Изделия в технике папье-маше и их конструктивные особенности. Способы отделки готового изделия.
Изонить. Основные элементы техники изонити. Приёмы стилизации деталей композиции для техники изонити.
Макраме. История плетения, его основные узлы.
Динамические игрушки. Конструктивные особенности деталей и способы их соединения в изделие.
Плоские игрушки из ткани. Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. Постоянное и временное соединение деталей.
Изделия из реек, их конструктивные особенности и приёмы изготовления. Изделия из фанеры, выпиленные лобзиком по внешнему контуру. Лобзик, его устройство, приёмы работы им. Декорирование фанеры выжиганием. Прибор для выжигания, приёмы выжигания рисунков
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч)
Инструменты и приспособления для выполнения изонити, плетения, макраме; папье-маше; выпиливания лобзиком, выжигания, пиления древесины и соединения деталей с помощью гвоздей; обработки фанеры. Правила безопасной работы с ними
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч)
Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): на основе развёрток куба и прямоугольного параллелепипеда, в технике папье-маше по готовой и самодельной формам; динамических игрушек разных типов; в технике шитья; обработки древесины и выпиливания фигур лобзиком
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (6/6 ч)
Правила и приёмы: чтения чертежей из трёх видов детали или изделия, технических рисунков, развёрток; создания базовой формы из папье-маше и её декорирования; выполнения элементов техники изонити; узелкового плетения в технике макраме; раскроя и соединения деталей из ткани (временного и постоянного); динамических соединений деталей; разметки, пиления, зачистки и отделки древесины; выжигания; выпиливания фигур лобзиком
Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности (2/2 ч)
Чтение чертежей, состоящих из трёх видов. Признаки и конструктивные элементы куба и прямоугольного параллелепипеда. Этапы построения развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда. Технический рисунок, его назначение и этапы чтения
Раздел 3. Конструирование и моделирование (7/7 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (1/1 ч)
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.)
Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (6/6 ч)
Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения. Приёмы проектных задач. Презентация результатов проектной деятельности. Критерии оценки качества проектной деятельности и защиты творческого проекта
Раздел 4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (5/5 ч)
Тема 1. Знакомство с компьютером (1/1 ч)
Современные технические устройства для работы
с информацией, история их создания и современные функции
Тема 2. Работа с информацией (2/2 ч)
Электронная почта, приёмы передачи электронного письма.
Электронная презентация
Тема 3. Компьютерное письмо (2/2 ч) Приёмы создания электронной презентации в программе Power Point
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
В том числе, контрольные, проверочные работы |
Дата |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. (6 ч) |
||||
1 |
Введение. Технологии в жизни. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
1 |
||
2 |
Внутренние признаки труда. Первичный инструктаж по технике безопасности. |
1 |
||
3 |
Все профессии нужны - все профессии важны. |
1 |
||
4 |
Введение в проектную деятельность |
1 |
||
5 |
Исследование мотивов выбора проекта |
1 |
||
6 |
Планирование технологического процесса: выбор лучшей идеи. |
1 |
||
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. ( 16ч.) |
||||
7 |
Бумага и ее свойства. Оригами. |
1 |
||
8 |
Виды бумаги. Подставка для карандашей. |
1 |
||
9 |
Чтение чертежей. Технический рисунок. |
1 |
||
10 |
Папье-маше. Тарелка. |
1 |
||
11 |
Способы. Тарелка. |
1 |
||
12 |
Динамические соединения. Клоун. |
1 |
||
13 |
Практическая работа. Домик. |
1 |
||
14 |
Аппликация из ткани. |
1 |
||
15 |
Вязание на спицах. Панно. |
1 |
||
16 |
Лицевые и изнаночные петли. |
1 |
||
17 |
Изонить. Открытка. |
1 |
||
18 |
Изонить. Закладка. |
1 |
||
19 |
Изонить. Панно. |
1 |
||
20 |
Игрушки из ткани.Кот. |
1 |
||
21 |
Оформление. Кот. |
1 |
||
22 |
Макраме. |
1 |
||
Раздел 3. Конструирование и моделирование. ( 7 ч.) |
||||
23 |
Древесина, ее виды и свойства. |
1 |
||
24 |
Пиломатериалы. Подставка под горячее. |
1 |
||
25 |
Выжигание. Разделочные доски. |
1 |
||
26 |
Оформление разделочной доски. |
1 |
||
27 |
Дизайн окон. |
1 |
||
28 |
Окна- вчера, сегодня, завтра. |
1 |
||
29 |
Выставка. Защита творческих работ. |
1 |
||
Раздел 4. Практика работы на компьютере. (5 ч.) |
||||
30 |
Компьютер и технологии |
1 |
||
31 |
Компьютер работает с нами |
1 |
||
32 |
Оформление информации |
1 |
||
33 |
Компьютерное письмо |
1 |
||
34 |
Выставка. Защита творческих проектов. |
1 |