Рабочая программа по музыке (4 класс, УМК: Школа России)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе следующих документов:
- Конституция Российской Федерац ии (ст. 43).
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060
- "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован в Минюст России от 11 февраля 2013 г. N 26993
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
- Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Рекомендации инструктивно-методического письма Кузбасского регионального института повышения квалификации переподготовки работников образования "о преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2015-2016 учебном году".
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
- Примерная программа по музыке к у чебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина).
Основная цель курса:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Для достижения поставленных целей изучения предмета музыка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям;
понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание;
осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучать особенности музыкального языка;
формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей.
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
3. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
Учебным планом МБОУ "Курск - Смоленская ООШ" на изучение предмета музыка в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета музыка.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.
Кирилл и Мефодий. Обобщение.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Святогорский монастырь.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Зимнее утро. Зимний вечер.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. Обобщение.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)
Счастье в сирени живет…
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Обобщение.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Исходила младешенька.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Русский восток.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Балет «Петрушка»
балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Обобщнеие.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальные инструменты- гитара.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
|||||||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||||||
Пл. |
Факт. |
||||||||||||
«Россия – Родина моя» (3 ч.) |
|||||||||||||
1 |
07.09 |
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» |
Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; Отклик на звучащую на уроке музыку, Заинтересованность. |
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, Регулятивные: Участие в коллективной работе. |
Научится: понимать что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Получит возможность научиться: получать общие представления о музыкальной жизни современного социума. |
Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально Откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
|||||||
2 |
14.09 |
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» |
Понимание смысла духовного праздника. Освоить детский фольклор. |
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. Регулятивные: Участие в коллективной работе. |
Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; давать определения общего характера музыки. |
Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|||||||
3 |
21.09 |
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! |
Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований |
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения способности встать на позицию другого человека, Регулятивные: Участие в коллективной работе. |
Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении; |
Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. |
|||||||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) |
|||||||||||||
4 |
28.09 |
Святые земли Русской. Илья Муромец. |
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике |
Познавательные: Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль |
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике Научится: понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Получит возможность научиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях |
Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. |
|||||||
5 |
05.10 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. |
Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку |
Познавательные: Научатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. |
Научится: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; Получит возможность научиться: осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, -составлять рассказ по рисунку; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли |
Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. |
|||||||
6 |
12.10 |
Родной обычай старины |
Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. |
Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца Коммуникативные: приобрести опыт общения со слушателями Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. |
Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Получит возможность научиться: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш), наблюдать за использованием музыки в жизни человека. |
Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; -выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). |
|||||||
7 |
19.10 |
Кирилл и Мефодий. |
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
Познавательные: Определять своеобразие маршевой музыки. Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Научится : понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), Получит возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. |
|||||||
«День, полный событий» (6 ч.) |
|||||||||||||
8 |
26.10 |
В краю великих вдохновений. |
Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
|
Познавательные: Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. |
Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении |
Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. |
|||||||
9 |
09.11 |
Что за прелесть эти сказки! Три чуда. |
Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
|
Познавательные: Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. |
Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. |
|||||||
10 |
16.11 |
Ярмарочное гулянье. |
.
|
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Научится: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Получит возможность научиться: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей |
Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). |
|||||||
11 |
23.11 |
Святогорский монастырь. |
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы |
Научится: передавать с помощью пластики движений, разный характер колокольных звонов. Получит возможность научиться: распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. |
Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
|||||||
12 |
30.11 |
Зимнее утро. Зимний вечер. |
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. |
|||||||
13 |
07.12 |
Приют, сияньем муз одетый. |
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- чатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. |
Научится: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике. Получит возможность научиться: исполнять рождественские песни на уроке и дома; интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. |
|||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
|||||||||||||
14 |
14.12 |
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научится: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|||||||
15 |
21.12 |
Оркестр русских народных инструментов. |
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения |
Научится: понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, исполнять несколько народных песен. Получит возможность научиться осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек, наблюдать за использованием музыки в жизни человека. |
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности |
Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. |
|||||||
16 |
11.01 |
Народные праздники. «Троица». |
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания |
Научится: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Получит возможность научиться эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балет |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. |
|||||||
«В концертном зале» (5 ч.) |
|||||||||||||
17 |
18.01 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Получит возможность научиться воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. |
|||||||
18 |
25.01 |
Счастье в сирени живет… |
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания |
Научится: понимать смысл понятий – солист, хор, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. Получит возможность научиться: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. |
|||||||
19 |
01.02 |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
|||||||
20 |
08.02 |
«Патетическая» соната. |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств |
|||||||
21 |
15.02 |
Царит гармония оркестра. |
Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра |
Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Научится : узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Получит возможность научиться: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|||||||
«В музыкальном театре» (6 ч.) |
|||||||||||||
22 |
22.02 |
Опера «Иван Сусанин». |
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научиться: понимать названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Получит возможность научиться: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов. |
Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
|||||||
23 |
29.02 |
Опера «Иван Сусанин». |
|||||||||||
24 |
07.03 |
Исходила младешенька. |
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. |
|||||||
25 |
14.03 |
Русский восток. |
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. |
Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов |
|||||||
26 |
21.03 |
Балет «Петрушка» |
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. |
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
|||||||
27 |
04.04 |
Театр музыкальной комедии. |
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой). |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.) |
|||||||||||||
28 |
11.04 |
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. |
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Получит возможность научиться: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
|||||||
29 |
18.04 |
Исповедь души. Революционный этюд. |
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Получит возможность научиться: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
|||||||
30 |
25.04 |
Мастерство исполнителя. |
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|||||||
31 |
02.05 |
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
|||||||
32 |
16.05 |
Музыкальные инструменты- гитара. |
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения
|
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. |
|||||||
33 |
23.05 |
Музыкальный сказочник |
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. |
|||||||
34 |
30.05 |
«Рассвет на Москве-реке»
|
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию |
Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.
|
8.Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя:
1.«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2014 г.
2.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка», М., Просвещение, 2014г.
3.Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2014 г.
4.Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2014 г.
5.«Рабочая тетрадь по музыке 4 класс» М., Просвещение, 2014 г.
для учащихся:
1.Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2014 г.
2.«Рабочая тетрадь по музыке 4 класс» М., Просвещение, 2014 г.
Звуковые пособия
Магнитофон
Аудиозаписи и фонохрестоматии в музыке
Учебно-практическое оборудование
Расходные материалы: нотная бумага; цветные фломастеры; цветные мелки