Рабочая программа по технологии в 4 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основании
ФГОС НОО(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 от 18 декабря 2012г.,29 декабря 2014г.№1643;31 декабряг. № 1576
ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2013г.
Образовательная программа начального общего образования школы приказ № 01-02/191 от 01.09.2015г. с изменениями № 01-02/137-а от 30.08.2016г
Приказ об утверждении календарного графика работы школы № 01-02/122 от 30.08.2019г. (34 учебные недели).
Приказ № 01-02/122 от 30.08.2019г. на утверждение УМК
Учебный план утвержден приказом № 01-02/122 от 30.08.2019г.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по технологии 1-4 классы Е.А. Лутцевой «Технология». Москва. «Вентана – Граф», 2014.
Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе «Технология», таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий
Декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей;
Уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
Материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
Определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
Формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
Слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений
О творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
Об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
О правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
Организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
Изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
Бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
Безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
Выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2.Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
Названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
Последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
Основные линии чертежа (осевая и центровая);
Правила безопасной работы канцелярским ножом;
Петельную строчку, ее варианты, их назначение;
Названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление
О дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
Об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
О композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
Стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
Художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
Читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологическиеприемы изготовления изделий; выполнять рицовку;
Оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3.Конструирование и моделирование
Знать
Простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь
Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
Изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере) Иметь представление:
Об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
Названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
Создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
Оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
Работать с доступной информацией;
Работать в программах Word, powerpoint.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в 4 классе обучающиеся получат возможность:
Иметь представление:
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
Уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных само стоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)
Владеть обще трудовыми и обще учебными умениями:
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах.
При помощи учителя:
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
выбирать темы для практических и проектных работ;
Содержание и результаты освоения программы по технологии в 4 классе (34ч.)
Раздел | Содержание учебного курса | Планируемый результат по содержанию учебного предмета. Предметные умения | |
Научится | Получит возможность научиться | ||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) | Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении. Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту. Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях. Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами. | Представлять -о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах; -называть основные правила дизайна и учитывать их при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); -соблюдать правила безопасного пользования бытовыми приборами; -организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; -безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); -выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву). | -использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности; -бережно относиться и защищать природу и материальный мир; -использовать правила безопасного пользования бытовыми приборами. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч) | Изобретение ииспользование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг. | -называть свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей); -последовательно читать и выполнять разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; -основные линии чертежа (осевая и центровая); -правила безопасной работы канцелярским ножом; -петельную строчку, ее варианты, их назначение; -названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). -читать простейший чертеж (эскиз) разверток; -выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; -подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; -выполнять рицовку; -оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; | - использовать знания о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; -об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты; -о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; -традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий; -стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.; Художественных техниках (в рамках изученного). -находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет) |
Конструирование и моделирование (5 ч) | Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Техника ХХ — начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). | -называть простейшие способы достижения прочности конструкций. -конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; -изменять конструкцию изделия по заданным условиям; -выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. | -самостоятельно конструировать и моделировать изделия из разных материалов по собственным декоративно-художественным условиям; -вносить изменения в конструкцию изделия, выбирать способ соединения и соединительный материал . |
Использование информационных технологий (5 ч) | Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, powerpoint | -называть основные части компьютера (с которыми работали на уроках). -создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; -оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); -работать с доступной информацией; -работать в программах Word, powerpoint. | -использовать компьютер в различных сферах жизни и деятельности человека. |
7