Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № 210 от…….2018г.
Рабочая программа
по курсу «Технология» для 4 «Б» класса
начального общего образования по УМК «Школа России»
на 2018-2019 учебный год
Ташкиновой Елены Анатольевны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей начальных классов
протокол №4
«..»августа2018 г.
руководитель МО ____________В. Ф. Убогова
Принята
на заседании методического совета
протокол №4
от «..» августа 2018 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2018
Технология
УМК "Школа России"
I. Пояснительная записка
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Основной образовательной программы НОО.
4. Авторской программы Н.И.Роговцевой «Технология»,утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ начального общего образования )
5. Методических рекомендаций к учебнику «Технология », 4 класс (авторы – Н.И. Роговцева)
6.Учебного плана на 2017-2018 учебный год.
7. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"
Обоснование УМК
Предмет «Технология » занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Данный предмет даёт возможность:
1) Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Цели и задачи обучения предмету:
-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение личного опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоение трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование навыка планировать свою проектную деятельность.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
На учебный предмет «Технология» отводится 1 час в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
Всего часов - 34.
Информация о внесенных изменениях в рабочую программу и их обоснование.
Изменения в рабочую программу не внесены.
Формы организации учебного процесса: программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используются формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проектирования, исследовательский, практические методы: работа с книгой, различными источниками информации.
Средства обучения:
Печатные, наглядные плоскостные (карты, магнитные доски, плакаты), демонстрационные (макеты, гербарии, модели, муляжи), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, видеофильмы)
Общая характеристика организации учебного процесса:
Развивающие возможности системы УМК "Школа России"связаны с богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учебного процесса. Данная программа реализуется через:
• личностно-ориентированные технологии,
• здоровьесберегающие технологии,
• технологию критического мышления,
• технологию проектного обучения,
• системно-деятельностный подход.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
•знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
•знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
•знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
•учатся экономно расходовать материалы;
•осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распреде¬лять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
•учатся преимущественно конструкторской деятельности;
•знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС является:
оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку;
Основными видами контроля являются:
- стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер.
Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
- тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- промежуточный контроль предполагает две стандартизированные контрольные работы:
- итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебного года.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки - портфолио).
Формы контроля и учета достижений:
- диагностические работы на начало учебного года;
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексные диагностические и контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка;
- индивидуальные накопительные портфолио обучающихся;
Для оценки предметных образовательных достижений младших школьников проводятся предметные итоговые работы.
Для оценки предметных и метапредметных образовательных результатов проводится мониторинг УУД по рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» Т.В. Меркулова
В качестве письменных работ используются итоговые работы по предметам и комплексная работа (Мои достижения. Итоговые комплексные работы /О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.- М.: Просвещение 2015).
Критерии и нормы оценочной деятельности.
Критерии и нормы оценочной деятельности учащихся составлены в соответствии с
методическими рекомендациями по нормам объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования.( письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998 г.)
положением о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, о нормах выставления оценок и ведении отчётной документации по результатам аттестации учащихся МБОУ «Лицей «Эрудит»
Положением об оценке достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ для начальной школы на основе ФГОС в МБОУ «Лицей «Эрудит»
требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы, предъявляемыми ФГОС
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1.усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3.показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5.не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6.испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7.отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8 обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1.не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2.не делает выводов и обобщений.
3.не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4.или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии оценивания работ по технологии:
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся умеетсамостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок в выполнении технологических операций.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся не умеетсамостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, неэкономно и нерационально выполняет разметку; допускает серьёзные нарушения ТБ при работе ручными инструментами; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно.
II. Планируемые результаты
для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования по технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные результаты:
Будут сформированы
– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
– уважение к чужому труду и результатам труда;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Получат возможность для сформированности
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
– широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
– готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Будут сформированы
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Получат возможность для сформированности
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словеснологическом уровнях;
– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные УУД:
Будут сформированы
– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– владеть общими приемами решения задач;
– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
– находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Получат возможность для сформированности
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
– вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– делать выписки из используемых источников информации;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД:
Будут сформированы
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
Получат возможность для сформированности
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Будут сформированы
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Получат возможность для сформированности
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Будут сформированы
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Получат возможность для сформированности
– выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
– прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование
Будут сформированы
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
Получат возможность для сформированности
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере
Будут сформированы не менее
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
– различать устройства компьютера;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
– пользоваться калькулятором;
– создавать, изменять и сохра-нять рисунки (Paint);
– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.
Получат возможность для сформированности
– использовать по назначению основные устройства компьютера;
– понимать информацию в различных формах;
– переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
– создавать простейшие информационные объекты;
– пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
– писать и отправлять электронное письмо;
– соблюдать режим и правила работы на компьютер
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
В результате изучения предмета русский языкна ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Ученик научится:
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Ученик: научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
• сканировать рисунки и тексты.
Ученик получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Ученик научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных.
Ученик получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Ученик научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Ученик получит возможность научиться:
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Ученик научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Ученик получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.
III. Содержание учебного курса
№ п\п |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Как работать с учебником. |
1ч |
2 |
Человек и земля |
21ч |
3 |
Человек и вода |
3ч |
4 |
Человек и воздух |
3ч |
5 |
Человек и информация |
6ч |
Раздел «Как работать с учебником» (1 час)
Вводное занятие. Техника безопасности на уроках технологии
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Раздел «Человек и земля» (21 час)
Элементы графической грамоты. Архитектура.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Раздел «Человек и вода» 3ч
Мосты. Водный транспорт. Фонтаны. Моделирование водного транспорта.
Раздел «Человек и воздух» 3ч
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Раздел «Человек и информация» 6ч
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
IV. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
урока |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Тип урока , вид деятельности, формы и методы обучения |
Планируемые образовательные результаты изучения раздела |
Обеспечение: методическое, материально-техническое |
|||||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||||||||
1 |
Как работать с учебником. Систематизация знаний о материалах и инструментах. |
1 |
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия : технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы. |
04.09-08.09 |
Вводный урок Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой; Формы: работа в малой группе; |
Осознание необходимости бережногообращенияс книгой. |
Ориентированиепоразделам учебника; |
Знакомство с технологическими картами и критериямивыполнения работы |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл |
||||||
«Человек и земля» 21 час |
|||||||||||||||
2 |
Вагоностроительный завод. |
1 |
Знакомство с историей развития железных работ в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона |
11.09-15.09 |
Урок изучения новых знаний Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях. |
Находитьи отбирать информацию; определять этапы проектной деятельности; |
Овладевать основами черчения; анализировать конструкцию изделия; выполнять разметку деталей при помощи линейкиициркуля,раскрой деталей при помощи ножниц; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
3 |
Вагоностроительный завод. |
1 |
Проектная и групповая работа, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. |
18.09-22.09 |
Урок закрепления знаний Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
распределять ролии обязанности при выполнении проекта; помогать участникамгруппы проводитьоценку этапов работыи на ееоснове контролировать свою деятельность |
соблюдать правила безопасного использования инструментов |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||
4 |
Полезные ископаемые. Буровая вышка. |
1 |
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. |
25.09-29.09 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
Осмысление необходимости бережного использования природных богатств. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; применять на практике алгоритм построения деятельностив проекте; распределять роли и обязанности в ходе выполненияпроекта; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||
5 |
Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. |
1 |
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой раб |
02.10-06.10 |
Урок закрепления и систематизации знаний Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
проводитьоценку этапов работыи на ееоснове контролировать свою деятельность |
Анализировать конструкцию реального объекта; соотносить детали конструкциии способы соединения; составлять план изготовленияизделия; заполнять технологическую карту |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||
6 |
Автомобильный завод |
1 |
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. |
09.10-13.10 |
Урок новых знаний. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий |
Распределять роли и обязанности при выполнениипроекта; организовывать рабочее место; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказдля презентации изделия, отвечатьна вопросыпо презентации. |
Анализировать конструкцию реального объекта; определять основные элементы конструкции; соотносить детали конструкции и способы соединения; выбирать необходимые виды соединений; пользоваться гаечным ключом и отверткой. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
7 |
Автомобильный завод. |
1 |
16.10-20.10 |
Урок закрепления и систематизации знаний. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) Методы: проектной деятельности, практический метод: работа с книгой(чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||||||
8 |
Монетный двор. |
1 |
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. |
23.10-27.10 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Методы: практический метод: работа с книгой(чтение чертежа); частично- поисковый метод; Формы: работа в малой группе; |
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказдля презентации изделия, отвечатьна вопросыпо презентации. |
Знакомство с основами чеканкимедалей; овладениеновымприемом- тиснениепо фольге; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл. |
||||||
9 |
Монетный двор. |
1 |
06/11-10/11 |
Урок закрепления и систематизации знаний Освоитьправила теснения фольги. Методы: практический метод: работа с книгой(чтение чертежа); частично- поисковый метод; Формы: работа в малой группе; |
Знакомство с основами чеканкимедалей; овладениеновымприемом- тиснениепо фольге; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл |
|||||||||
10 |
Фаянсовый завод. |
1 |
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. |
13.11-17.11 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Методы: проектной деятельности, практический метод: работа с книгой (составление орнамента) Формы: работа в группе; |
Формирование эстетических потребностей, ценностейи чувств. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; |
Знакомствос основами изготовления фаянсовой посуды; изготовление изделия с соблюдением отдельных этаповтехнологиисоздания изделий изфаянса; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл |
||||||
11 |
Фаянсовый завод. |
1 |
20.11-24.11 |
Урок закрепления и систематизации знаний Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Методы: проектной деятельности, практический метод: работа с книгой (составление орнамента) Формы: работа в группе; |
Проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации; |
Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производствуфаянса. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||||
12 |
Швейная фабрика. |
1 |
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помоши него разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, -ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. |
27.11-01.12 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (создание лекала) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование целостного , социально- ориентированного взгляда намир. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации; |
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей; определение размера одежды при помощи сантиметровойленты; работа с текстильными материалами; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл |
||||||
13 |
Швейная фабрика. |
1 |
04.12-08.12 |
Урок закрепления и систематизации знаний Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (создание лекала) Формы: работа в группе; |
соблюдениеправилработы с иглой,ножницами, циркулем. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||||
14 |
Обувное производство. |
1 |
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. |
11.12-15.12 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (правила снятия мерки) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; развитие навыков сотрудничества. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации; |
Знакомствос историей создания обуви; знакомство с технологическим процессом производства обуви; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
15 |
Обувное производство. |
1 |
18.12-22.12 |
Урок закрепления и систематизации знаний Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (профессии на обувной фабрике) Формы: работа в группе |
создание модели обувииз бумаги; знакомство с профессией обувщик. |
||||||||||
16 |
Деревообрабатывающее производство. |
1 |
Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. |
25.12-28.12 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (создание рамки для картины) Формы: работа в группе; |
Осмысление значения древесины для производства и жизни человека; формирование уважительного отношения к людям различных профессий. |
Находить и отбирать информацию; объяснять назначение инструментов; организовывать рабочее место; |
Знакомствос новым материалом-древесиной, правиламиработы столярным ножом и последовательностью изготовленияизделий из древесины; знакомство со свойствами древесины; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
17 |
Деревообрабатывающее производство. |
1 |
11.01-12.01 |
Урок закрепления и систематизации знаний Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (создание рамки для портрета) Формы: работа в группе; |
применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||||
18 |
Кондитерская фабрика. |
1 |
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование. |
15.01-19.01 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Методы: проектной деятельности, практический метод: работа с различными источниками(здоровая пища) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации; |
Знакомствос историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколадаизкакао-бобов; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
19 |
Кондитерская фабрика. |
1 |
22.01-26.01 |
Урок закрепления и систематизации знаний Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Методы: проектной деятельности, практический метод: работа с различными источниками(профессия кондитера) Формы: работа в группе; |
знакомство с профессией людейработающих на кондитерских фабриках; чтениеинформации на этикеткео производителе и составепродукта. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||||
20 |
Бытовая техника. |
1 |
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. |
29.01-02.02 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (чтение и создание простой электрической цепи) Формы: работа в малой группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; |
Знакомствос понятием «бытоваятехника»; знакомство с правилами эксплуатациибытовой техники; освоение приемов работыв технике«витраж» |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
21 |
Бытовая техника. |
1 |
05.02-09.02 |
Урок закрепления и систематизации знаний Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (чтение и создание простой электрической цепи) Формы: работа в малой группе; |
определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||||
22 |
Тепличное хозяйство. |
1 |
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. |
12.02-16.02 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. Методы: практический метод: работа с книгой (знакомство с профессиями агронома, овощевода, садовода) Формы: работа в малой группе; |
Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека; формирование уважительного отношения к людям различных профессий. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Знакомствос видамии конструкциями теплиц; выбор семяндля выращивания рассады; выращивание рассады в домашнихусловиях. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
Человек и вода (3ч) |
|||||||||||||||
23 |
Водоканал. |
1 |
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и cnoco6o!vi экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. |
19.02-22.02 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи.Методы: практический метод: работа с различными источниками информации (создание минипроекта: "Вода - источник жизни. Береги её") Формы: работа в малой группе; |
Осмысления значения воды в жизничеловека и растений, необходимости бережного отношенияк воде; |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации о значении воды и способах еёочистки. |
Знакомствос системой водоснабжения города; освоение способаочистки воды в бытовых условиях; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
24 |
Порт. |
1 |
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, локер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. |
26.02-02.03 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. Методы: практический метод: работа с различными источниками информации (знакомство с профессиями: швартовщик , такелажник, лоцман) Формы: работа в малой группе |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия, используятекстучебника; составлять рассказ для презентации. |
Знакомствос работойпорта и профессиямилюдей, работающих в порту; освоение способов крепления припомощи морскихузлов; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
25 |
Узелковое плетение. |
1 |
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. |
12.03-16.03 |
Урок новых знаний. Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». Методы: практический метод: работа с различными источниками информации: словарь (понятие "макраме") Формы: работа в малой группе |
Формирование уважительного отношения кистории и культуре других народов. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации |
Знакомствос правилами работыи последовательностью создания изделийвтехнике «макраме»; сравнение способов вязания морских узлов и узлов втехнике«макраме». |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
Человек и воздух 3ч |
|||||||||||||||
26 |
Самолетостроение. Ракетостроение |
1 |
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. |
19.03-23.03 |
Урок новых знаний. Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (профессия авиаконструктора, картограф, космонавт) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. |
Находить и отбирать информацию; |
Первоначальныесведенияо самолетостроении,о функции самолетов и ракет; изготовлениемодели самолета изконструктора.,; изготовлениемодели |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
27 |
Самолетостроение. Ракетостроение. Ракета-носитель. |
1 |
02.04-06.04 |
Урок новых знаний. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие ракеты. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (профессия авиаконструктора, картограф, космонавт) Формы: работа в группе; |
объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
|||||||||
28 |
Самолетостроение. Ракетостроение. Летательный аппарат . Воздушный змей. |
1 |
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. |
09.04-13.04 |
Урок закрепления и систематизации знаний Находить и отмечать на карте России космические полигоны Методы: объяснительно-иллюстративный, практический метод: работа с книгой (чтение чертежа) Формы: работа в группе; |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. |
применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы |
ракеты избумаги и картона; освоение правилразметки деталейизбумаги и картона сгибанием. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
Человек и информация 4ч |
|||||||||||||||
29 |
Создание титульного листа. |
1 |
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. |
16.04- 20.04 |
Урок новых знаний Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделятьэтапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Методы: практический метод: работа с различными источниками информации: словарь (понятие "корректор") Формы: работа в малой группе |
Осмысление местаи значения информациив жизни человека; |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять напрактике алгоритмдеятельности в проекте; определятьэтапыпроектной деятельности; проводить совместную оценкуэтапов работы; |
Знакомствос работой издательства,технологией создания книги, профессиями людей. Участвующихв создании книги; элементы книги и использование ее особенностей прииздании. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
30 |
Работа с таблицами. |
1 |
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец. |
23.04- 27.04 |
Урок закрепления и систематизации знаний Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord. |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. |
Помогатьодноклассникамво времяработына компьютере; соблюдать правилаработы на компьютере. |
Знание и соблюдение правил работы на компьютере
создание таблиц в программеWriter. |
1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой«Технология» |
||||||
31 |
Создание содержания книги. |
1 |
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец. |
30.04 – 04.05 |
Урок закрепления и систематизации знаний Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord Методы: практический метод: работа с различными источниками информации: словарь (понятие таблица, строка, столбец.) Формы: работа в малой группе |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. |
Помогатьодноклассникамво времяработына компьютере; соблюдать правилаработы на компьютере. |
Знание и соблюдение правил работы на компьютере создание таблиц в программеWriter. |
1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
32 |
Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». |
1 |
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». |
07.05-11.05 |
Урок новых знаний Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Методы: практический метод: работа с различными источниками информации: (история создания книг.) Формы: работа в малой группе |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование эстетических потребностей, ценностейи чувств; развитие навыков сотрудничества. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; |
Знакомствос переплетными работами; способсоединениялистов; изготовлениепереплета. |
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл 1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» |
||||||
33 |
Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». |
1 |
Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги.Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». |
14.05-18.05 |
Урок новых знаний Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Методы: практический метод: работа с различными источниками информации: (история создания книг.) Формы: работа в малой группе |
Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование эстетических потребностей, ценностейи чувств; развитие навыков сотрудничества. |
Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; |
Знакомствос переплетными работами; способсоединениялистов; изготовлениепереплета. |
|||||||
34 |
Итоговый урок |
1 |
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. |
21.05- 25.05 |
Урок обобщения и систематизации знаний Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Методы: проектной деятельности метод: работа с различными источниками информации: (Презентация своих работ) Формы: работа в малой группе |
формирование эстетических потребностей, ценностейи чувств; развитие навыков сотрудничества. |
Оценивание своей работы с помощью учителя; презентацияработ. |
Анализсвоейработына уроках; подведение итогов года. |
V. Описание материально-технического оборудования и учебно-методического обеспечения
В календарно-тематическом планировании в разделе ИКТ и медиаресурсы номерами указаны сведения об использовании следующего учебно-лабораторного оборудования:
-
Библиографический список методических и учебных пособий:
УМК «Школа России»
1.1 Сборник рабочих программ «Школа России» А.А.Плешаков, авторы: С.В Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и другие ,
Москва «Просвещение» 2011г
1.2 Учебник «Технология» для 4 кл. нач. шк: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М. : Просвещение, 2013
1.3 Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» Москва, « Просвещение» 2013г
2. Оборудование:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
- настенная магнитная доска;
- ноутбук
- интерактивная доска;
-проектор мультимедийный с креплением и кабелем
-принтер
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета информатики
3.1 конструктор «ПервоРоботNXT» с ПО и датчиками;
3.2 микроскоп цифровой;
3.3 интерактивный USB-микроскоп
3.4 документ-камера;
3.5 датчик температуры;
3.6 адаптер;
3.7 датчик частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр);
3.8 датчик содержания кислорода;
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета географии
4.1 компас –азимут
4.2 компас школьный
4.3 электронный термометр с фиксацией максимального и минимального значений
4.4 визирная линейка
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета биологии
5.1 микроскоп,
5.2 лупа
5.3 секундомер
5.4 термометр
5.5 сантиметровая лента
5.6 муляжи животных
5.7 муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов»
5.8 набор моделей по анатомии растений
5.9 модели цветков различных семейств
6 Дидактические материалы:
6.1 муляжи овощей, грибов, фруктов
6.2 коллекция полезных ископаемых
7. Цифровые образовательные ресурсы:
7.1 программа « Интегрированный УМК для начальной школы»
7..2 компакт диск «Детская энциклопедия КиМ»
7.3 компакт диск «Большая энциклопедия»
7.4 компакт диск «Детская энциклопедия « Мне интересно всё»
7.5 компакт диск «Анатомия для детей»
7.6 компакт диск «Мир вокруг нас. Как устроен город»
8. Интернет-ресурсы:
8.1 Сайт "Безопасность в интернете"
8.3 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
8.4 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
8.5 Сайт "Детские электронные книги и презентации"
8.7 Сетевое сообщество"ИнтерГуРу"
8.8 Образовательный портал "Мой университет"
8.9 Сайт "Занков.RU"
8.10 Сайт "Сеть творческих учителей. ИКТ в начальной школе"
8.12 Сайт "Я иду на урок"
8.13Сайт "1сентября "Начальная школа"
8.14 http://www.ug.ru/ "Учительская газета".
8.15http://wunderkinder.narod.ru/ Wunderkinder.
8.17 http://www.vgf.ru/ Вентана-граф.
8.18 http://nsc.1september.ru/ Начальная школа
8.19http://www.zankov.ru/ Развивающая система обучения Л. Занкова.
8.20http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей.
8.21http://som.fio.ru СОМ. Сетевое объединение методистов в помощь учителю
8.22http://www.astersoft.net/ru/ Умные программы для умных детей.
8.23http://www.brozer.narod.ru Учитель.
8.24http://www.books.si.ru/ Ювента.
8.25http://www.n-shkola.ru/ Электронная версия журнала «Начальная школа»
9. Литература для учащихся:
Энциклопедии для детей « Я познаю мир» , «Всё обо всем», «Что есть что», «Чудеса открытий», «Путешествие в древний мир»
Приложение
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Эколого-валеологический аспект |
Межпредметные связи |
1. |
Как работать с учебником. |
1ч |
Безопасность труда |
ИЗО Роспись глиняных игрушек Окр. мир исторические памятники |
2 |
Человек и земля |
21ч |
Охрана окружающей среды Безопасность труда |
Окр.мир (цветы, животные). ИЗО (натюрморт ) |
3 |
Человек и вода |
3ч |
Безопасность труда Человек и природа |
ИЗО (Пейзаж) Музыка Окр. мир растения |
4 |
Человек и воздух |
3ч |
Безопасность труда Человек и природа Охрана окружающей среды |
Литература Загадки Окр.мир растения Окр.мир космос обитатели моря |
5 |
Человек и информация |
6ч |
Безопасность труда Человек и природа |
окр.мир (животные, хвойные растения) |