12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена350
Россия, Рязанская обл., Кораблино
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»

Рабочая программа

по технологии

для 11 класса (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05. 03. 2004г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), авторской программы «Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2012».

Компоненты используемого УМК:

Учебник: Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. «Технология. 10-11 классы: базовый уровень». Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ. 2013.

Общая характеристика

Программа позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся.

Основным предназначением образовательной области «Технология» является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения, графики, дизайна;

творческая, проектная деятельность;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Цели изучения технологии в 11 классе

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Место предмета в учебном плане

Учебным планом на изучение предмета «Технология » в 11 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Тематический план

п\п

Содержание тем

К-во часов

В том числе практических работ

В том числе проектных работ

1

Производство, труд и технологии

Организация производства

11

Посещение промышленного предприятия

 

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

11

Планирование деятельности по учебному проектированию

Создание банка идей и предложений

 

3

Профессиональное самоопределение и карьера

4

Составление резюме.

Составление анкеты.

 

4

Творческая проектная деятельность

8

 

Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера

Самые востребованные профессии на рынке труда.

Профессиональный успех

Профессия и время.

ИТОГО:

34

5

4

Ш. Содержание тем

Производство, труд и технологии (11 ч)

Организация производства

Структура современного производства

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Нормирование и оплата труда

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Научная организация труда

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы:

Посещение промышленного предприятия.

Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг (11 ч)

Функционально - стоимостной анализ

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Основные закономерности развития искусственных систем

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Защита интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Презентация результатов проектной деятельности

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы:

Планирование деятельности по учебному проектированию.

Создание банка идей и предложений.

Профессиональное сомоопределение и карьера (4 ч)

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Планирование профессиональной карьеры

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы:

Составление резюме.

Составление анкеты.

Творческая проектная деятельность ( 8 ч)

Проектная деятельность. Исследовательский этап выполнения проекта. Технологический этап выполнения проекта. Оформление проекта. Анализ проектной деятельности. Презентация проектной деятельности. Защита проектов.

Темы проектов:

Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера.

Самые востребованные профессии на рынке труда.

Профессиональный успех.

Профессия и время.


 

IV.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения технологии на ученик должен:

знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие;

составляющие современного производства товаров или услуг;

способы снижения негативного влияния производства на окру­жающую среду;

способы организации труда, индивидуальной и коллективной ра­боты;

основные этапы проектной деятельности;

источники получения информации о путях получения профессио­нального образования и трудоустройства;

уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг;

изучать потребности потенциальных покупателей на рынке това­ров и услуг;

составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

использовать методы решения творческих задач в технологиче­ской деятельности;

проектировать материальный объект или услугу; оформлять про­цесс и результаты проектной деятельности;

организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реали­зации проекта;

выполнять изученные технологические операции;

планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профес­сиональной деятельности;

рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

составления резюме и проведения презентации.

V. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка проверочных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3", или если правильно выполнил менее половины работы.

При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы. Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия


 

При выполнении тестов

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 50 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 50 % работы


 

VI. Список литературы

А.В.Жадаева, А.В.Пяткова Технология творческие проекты: организация работы – Волгоград: Учитель, 2011.

Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина Школьная проектная лаборатория – Волгоград: Учитель, 2011

VII. Материально- техническое обеспечение:

Компьютер

Принтер

 

Календарно-тематическое планирование

11 класс

урока

урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

про-

веде

ния/план

фактич

Производство, труд и технологии. Организация производства (11 ч)

1

1

Сферы профессиональной деятельности

Урок усвоения новых знаний

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона

Знать:

Определение понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»;

Сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»

Перспективы экономического развития региона

Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе

Уметь:

Приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям

Реферат

Учебник 2, глава 3 п.2

Учебник 3 глава 4, п.3

   

2

2

Предприятия и их объединения

Урок усвоения новых знаний

Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса

Знать:

Определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»;

Виды предприятий по классификациям;

Классификацию предприятий

Виды хозяйственных объединений

Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса

Уметь:

Приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона различных видов

Фронтальный устный опрос

Конспект

   

3

3

Юридический статус современных предприятий

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Решение ситуационных задач

Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, открытые, закрытые акционерные общества, холдинги. Формы руководства предприятиями

Знать:

Определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»

Формы руководства предприятиями

Виды предприятий различных форм собственности

Уметь:

Объяснять отличия различных видов предприятий

 

Учебник 2, глава 4 п.4

   

4

4

Разделение и специализация труда

Урок усвоения новых знаний

Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления

Знать:

Определения понятий «разделение труда», «специализация труда»

Сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»

Формы разделения труда

Уметь:

Анализировать формы разделения труда на конкретном примере;

Приводить примеры разделения и специализации труда

 

Учебник 2,

Глава 3,

П.1

   

5

5

Профессиональная специализация и профессиональная мобильность

Урок усвоения новых знаний

Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности

Знать:

Сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»

Формы современной кооперации труда

Уметь:

Анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии

Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕКТС)

Учебник 2

Глава 3

П.7

   

6

6

Нормирование труда

Урок усвоения новых знаний

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм. Технически обоснованные нормы, опытно-статистические, аналитические нормы труда

Знать:

Определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»;

Методы установления норм

Уметь:

Выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ

Индивидуальный письменный опрос

Конспект

   

7

7

Оплата труда

Урок усвоения новых знаний

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда

Знать:

Определение понятия «оплата труда»;

Сущность основных форм оплаты труда

Уметь:

Сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда;

Определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда;

Выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности

Фронтальный устный опрос

Конспект

   

8

8

Эффективность деятельности организации. Культура труда

Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция

Факторы влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда

Знать:

Сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»;

Определение понятий «рентабельность», «Эффект», «культура труда», «научная организация труда»;

Основные компоненты культуры труда

Роль менеджмента в деятельности организации;

Возможные варианты повышения качества товаров и услуг

Индивидуальный письменный опрос

Учебник 2,

Глава 3

П.3

   

9

9

Научная организация труда

Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Комбинированный урок

Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ

Знать:

Определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»

Основные направления научной организации труда;

Условия рациональной организации рабочего места

Уметь:

Использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности;

Анализировать состояние своего рабочего места

Разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ

Фронтальный устный опрос

Учебник 3,

Раздел 4,

П.5

   

10

10

Профессиональная этика

Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Лекция с элементами беседы

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики

Знать:

Определение понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»

Общие нормы профессиональной этики

Фронтальный устный опрос

Учебник 2

Глава 3,

П.4

   

11

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Организация производства»

Урок обобщения и систематизации знаний

   

Фронтальный опрос

     

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (11 ч)

12

1

Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества

Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Проблемная лекция

Цели и задачи функционально-стоимостного анализа. ФСА как комплексный метод технического творчества. Этапы ФСА

Знать:

Определение понятия «функционально-стоимостной анализ»;

Цель ФСА

Историю создания ФСА

Главные принципы ФСА

Область применения ФСА

Основные этапы ФСА

Фронтальный устный опрос

Учебник 2,

Глава 1

П.11

   

13

2

Использование ФСА при решении практических задач

Урок формирования новых знаний, навыков, и умений.

Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения

Уметь:

Применять метод ФСА при решении практических задач

Практическая работа

Учебник 2,

Глава 1

П.11

   

14

3

Искусственные системы

Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Решение практических задач

Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия

Знать:

Сущность понятия «искусственная система»;

Основные признаки технических систем

Структурные составляющие технической системы;

Определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие»

Сущность понятий «главная полезная функция» (ГПФ);

«идеальный конечный результат»;

Уметь:

Приводить примеры искусственных систем;

Определять структурные элементы простейших технических систем;

Определять ГПФ системы

Индивидуальный устный опрос

Конспект

   

15

4

Законы развития искусственных систем

Урок усвоения навыков, и умений. Решение практических задач.

Основные закономерности развития искусственных систем

Знать:

Основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»;

Сущность понятия «линия жизни системы»

Уметь:

Приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем и определять направления их совершенствования

Индивидуальный устный опрос

Конспект

   

16

5

История развития техники

Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений.

История развития техники с точки зрения законов развития технических систем. Выдающиеся открытия и изобретения, их авторы

Знать:

Основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем

Уметь:

Приводить примеры выдающихся открытий и изобретений

Фронтальный письменный опрос

Конспект

Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Перспективы развития науки и техники

   

17

6

Развитие технических систем и научно-технический прогресс

Урок усвоения навыков, и умений. Деловая игра.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса

Знать:

Возможные направления развития систем

Уметь:

Описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития;

Прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся

Фронтальный устный опрос

Конспект

   

17

7

Интеллектуальная собственность

Урок усвоения новых знаний

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. публикации

Знать:

Определение понятия «интеллектуальная собственность»

Виды интеллектуальной собственности

Сущность понятия «авторское право»

Способы защиты авторских прав

Основы законодательства по защите авторских прав

Фронтальный устный опрос

Конспект

Научный и технические отчеты. Депонирование рукописей

   

19

8

Патентная защита авторских разработок

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение промышленный образец и полезная модель

Знать:

Определение понятий «Изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»

Сущность патентной защиты авторских разработок

Фронтальный устный опрос

Учебник 2

Глава 1

П.13

   

20

9

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция

Товарный знак и знак обслуживания. Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания

Знать:

Определения понятий «товарный знак», «знак обслуживания»

Виды товарных знаков и требования к ним

Правила регистрации товарных знаков

Индивидуальный устный опрос

     

21

10

Рационализаторское предложение

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Рационализаторское предложение

Знать:

Определение понятия «рационализаторское предложение»

Порядок оформления и регистрации рационализаторского предложения

Уметь:

Оформлять заявление на рационализаторское предложение

Индивидуальный опрос

Конспект

   

22

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «технология проектирования и создания материальных объектов и услуг

Урок обобщения и систематизации знаний

   

Фронтальный опрос

     

Профессиональное самоопределение и карьера (4 ч)

23

1

Рынок труда

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Способы изучения рынка труда: конъюктура рынка труда, спрос и предложение работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи

Знать:

Определения понятий «рынок труда», «конъюктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда

Способы изучения конъюктуры рынка труда;

Особенности регионального рынка труда;

Функции Центра занятости населения

Наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда

Уметь:

Объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда

Находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда

 

Конспект

   

24

2

Профессиональное образование

Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации о рынке образовательных услуг

Знать:

Виды и формы получения профессионального образования;

Особенности регионального рынка образовательных услуг

Источники информации о рынке образовательных услуг

Уметь:

Находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями

Фронтальный устный опрос

Учебник 2

Глава 3

П.7

   

25

3

Профессиональный рост

Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали

Знать:

Определение понятия «профессиональный рост»;

Возможные пути получения профессионального образования;

Виды карьерного роста

Уметь:

Приводить примеры различных путей получения профессионального образования;

Сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями;

Обосновывать свой выбор вида карьеры

Фронтальный устный опрос

Конспект


 

Возможности квалификационного и служебного роста

   

26

4

Самопрезентация

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Формы самопрезентации. Содержание резюме

Знать:

Определение понятий «самопрезентация», «резюме»;

Формы самопрезентации;

Структуру и содержание резюме

Виды резюме

Уметь:

Составлять резюме, используя различные его виды

Фронтальный письменный опрос

Конспект

   

Творческая проектная деятельность(8 ч)

27

1

Проектная деятельность

Урок усвоения знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий

Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области

Знать:

Сущность проектной деятельности;

Типы проектов;

Основные этапы выполнения проектов;

Содержание этапов выполнения проекта

Уметь:

Формулировать проблему проекта;

Обосновывать актуальность проблемы;

Формулировать тему проекта;

Обосновывать тип проекта

Фронтальный устный опрос

Работа над проектом

   

28

2

Исследовательский этап выполнения проекта

Урок применения знаний, умений и навыков.

Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта

Уметь:

Формулировать задачи проекта;

Планировать проектную деятельность;

Определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта;

Выявлять и исследовать основные параметры и ограничения;

Разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта;

Обосновывать выбор базового варианта проекта

Индивидуальный письменный опрос

Работа над исследовательским этапом проекта

   

29-30

3-4

Технологический этап выполнения проекта

Урок применения знаний, умений и навыков.

Особенности выполнения технологического этапа для различных типов проекта

Знать:

Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов

Уметь:

Осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта;

Корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта

Собеседование

Работа над технологическим этапов проекта

   

31

5

Оформление проекта

Урок применения знаний, умений и навыков.

Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы

Знать:

Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы;

Уметь:

Оформлять пояснительную записку своего проекта

 

Оформление пояснительной записки проекта

   

32

6

Анализ проектной деятельности

Урок применения знаний, умений и навыков.

Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта

Знать:

Сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»;

Критерии оценки качества материального объекта или услуги;

Критерии оценивания соблюдения технологического процесса;

Критерии оценки результатов проектной деятельности

Уметь:

Осуществлять анализ проделанной работы;

Оценивать качество результатов собственной проектной деятельности;

Делать выводы по результатам проекта;

Анализировать практическую востребованность проекта

Индивидуальный устный опрос

Заключительный этап выполнения проекта

   

33

7

Презентация результатов проектной деятельности

Урок применения знаний, умений и навыков.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта

Знать:

Возможные формы презентации;

Особенности восприятия вербальной и визуальной информации;

Методы подачи информации при презентации

Уметь:

Определять цели презентации;

Выбирать форму презентации;

Использовать технические средства в процессе презентации;

Лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонента на защите проекта

Индивидуальный устный опрос

Подготовка к защите проекта

   

34

8

Защита проектов

Урок контроля знаний

Защита проектов, разработанных учащимися

         


 


 


 

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.