Рабочая программа
по технологии
для 11 класса (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05. 03. 2004г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), авторской программы «Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2012».
Компоненты используемого УМК:
Учебник: Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. «Технология. 10-11 классы: базовый уровень». Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ. 2013.
Общая характеристика
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основным предназначением образовательной области «Технология» является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
творческая, проектная деятельность;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели изучения технологии в 11 классе
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета «Технология » в 11 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Тематический план
№ п\п |
Содержание тем |
К-во часов |
В том числе практических работ |
В том числе проектных работ |
1 |
Производство, труд и технологии Организация производства |
11 |
Посещение промышленного предприятия |
|
2 |
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг |
11 |
Планирование деятельности по учебному проектированию Создание банка идей и предложений |
|
3 |
Профессиональное самоопределение и карьера |
4 |
Составление резюме. Составление анкеты. |
|
4 |
Творческая проектная деятельность |
8 |
Мои жизненные планы и профессиональная карьера Самые востребованные профессии на рынке труда. Профессиональный успех Профессия и время. |
|
ИТОГО: |
34 |
5 |
4 |
Ш. Содержание тем
Производство, труд и технологии (11 ч)
Организация производства
Структура современного производства
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Нормирование и оплата труда
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Научная организация труда
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практические работы:
Посещение промышленного предприятия.
Технология проектирования и создания материальных
объектов или услуг (11 ч)
Функционально - стоимостной анализ
Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Основные закономерности развития искусственных систем
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Защита интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Презентация результатов проектной деятельности
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практические работы:
Планирование деятельности по учебному проектированию.
Создание банка идей и предложений.
Профессиональное сомоопределение и карьера (4 ч)
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Планирование профессиональной карьеры
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практические работы:
Составление резюме.
Составление анкеты.
Творческая проектная деятельность ( 8 ч)
Проектная деятельность. Исследовательский этап выполнения проекта. Технологический этап выполнения проекта. Оформление проекта. Анализ проектной деятельности. Презентация проектной деятельности. Защита проектов.
Темы проектов:
Мои жизненные планы и профессиональная карьера.
Самые востребованные профессии на рынке труда.
Профессиональный успех.
Профессия и время.
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения технологии на ученик должен:
знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
• решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения презентации.
V. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка устного ответа
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка проверочных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3", или если правильно выполнил менее половины работы.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования |
Оценка «5» ставится, если учащийся: |
Оценка «4» ставится, если учащийся: |
Оценка «3» ставится, если учащийся: |
Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта |
Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами |
Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. |
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта |
Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. |
Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность |
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. |
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. |
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. |
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения |
Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании |
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения |
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению |
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия |
Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия |
Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается |
Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению |
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
При выполнении тестов
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 50 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 50 % работы
VI. Список литературы
А.В.Жадаева, А.В.Пяткова Технология творческие проекты: организация работы – Волгоград: Учитель, 2011.
Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина Школьная проектная лаборатория – Волгоград: Учитель, 2011
VII. Материально- техническое обеспечение:
Компьютер
Принтер
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля Измерители |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Дата про- веде ния/план |
фактич |
||
Производство, труд и технологии. Организация производства (11 ч) |
|||||||||||
1 |
1 |
Сферы профессиональной деятельности |
Урок усвоения новых знаний |
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона |
Знать: Определение понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; Сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства» Перспективы экономического развития региона Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе Уметь: Приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям |
Реферат |
Учебник 2, глава 3 п.2 Учебник 3 глава 4, п.3 |
||||
2 |
2 |
Предприятия и их объединения |
Урок усвоения новых знаний |
Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса |
Знать: Определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»; Виды предприятий по классификациям; Классификацию предприятий Виды хозяйственных объединений Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса Уметь: Приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона различных видов |
Фронтальный устный опрос |
Конспект |
||||
3 |
3 |
Юридический статус современных предприятий |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Решение ситуационных задач |
Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, открытые, закрытые акционерные общества, холдинги. Формы руководства предприятиями |
Знать: Определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо» Формы руководства предприятиями Виды предприятий различных форм собственности Уметь: Объяснять отличия различных видов предприятий |
Учебник 2, глава 4 п.4 |
|||||
4 |
4 |
Разделение и специализация труда |
Урок усвоения новых знаний |
Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления |
Знать: Определения понятий «разделение труда», «специализация труда» Сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда» Формы разделения труда Уметь: Анализировать формы разделения труда на конкретном примере; Приводить примеры разделения и специализации труда |
Учебник 2, Глава 3, П.1 |
|||||
5 |
5 |
Профессиональная специализация и профессиональная мобильность |
Урок усвоения новых знаний |
Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности |
Знать: Сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность» Формы современной кооперации труда Уметь: Анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии |
Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕКТС) |
Учебник 2 Глава 3 П.7 |
||||
6 |
6 |
Нормирование труда |
Урок усвоения новых знаний |
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм. Технически обоснованные нормы, опытно-статистические, аналитические нормы труда |
Знать: Определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; Методы установления норм Уметь: Выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ |
Индивидуальный письменный опрос |
Конспект |
||||
7 |
7 |
Оплата труда |
Урок усвоения новых знаний |
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда |
Знать: Определение понятия «оплата труда»; Сущность основных форм оплаты труда Уметь: Сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; Определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; Выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности |
Фронтальный устный опрос |
Конспект |
||||
8 |
8 |
Эффективность деятельности организации. Культура труда |
Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция |
Факторы влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда |
Знать: Сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; Определение понятий «рентабельность», «Эффект», «культура труда», «научная организация труда»; Основные компоненты культуры труда Роль менеджмента в деятельности организации; Возможные варианты повышения качества товаров и услуг |
Индивидуальный письменный опрос |
Учебник 2, Глава 3 П.3 |
||||
9 |
9 |
Научная организация труда |
Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Комбинированный урок |
Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ |
Знать: Определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн» Основные направления научной организации труда; Условия рациональной организации рабочего места Уметь: Использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; Анализировать состояние своего рабочего места Разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ |
Фронтальный устный опрос |
Учебник 3, Раздел 4, П.5 |
||||
10 |
10 |
Профессиональная этика |
Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Лекция с элементами беседы |
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики |
Знать: Определение понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика» Общие нормы профессиональной этики |
Фронтальный устный опрос |
Учебник 2 Глава 3, П.4 |
||||
11 |
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Организация производства» |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Фронтальный опрос |
|||||||
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (11 ч) |
|||||||||||
12 |
1 |
Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества |
Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Проблемная лекция |
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа. ФСА как комплексный метод технического творчества. Этапы ФСА |
Знать: Определение понятия «функционально-стоимостной анализ»; Цель ФСА Историю создания ФСА Главные принципы ФСА Область применения ФСА Основные этапы ФСА |
Фронтальный устный опрос |
Учебник 2, Глава 1 П.11 |
||||
13 |
2 |
Использование ФСА при решении практических задач |
Урок формирования новых знаний, навыков, и умений. |
Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения |
Уметь: Применять метод ФСА при решении практических задач |
Практическая работа |
Учебник 2, Глава 1 П.11 |
||||
14 |
3 |
Искусственные системы |
Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. Решение практических задач |
Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия |
Знать: Сущность понятия «искусственная система»; Основные признаки технических систем Структурные составляющие технической системы; Определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие» Сущность понятий «главная полезная функция» (ГПФ); «идеальный конечный результат»; Уметь: Приводить примеры искусственных систем; Определять структурные элементы простейших технических систем; Определять ГПФ системы |
Индивидуальный устный опрос |
Конспект |
||||
15 |
4 |
Законы развития искусственных систем |
Урок усвоения навыков, и умений. Решение практических задач. |
Основные закономерности развития искусственных систем |
Знать: Основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»; Сущность понятия «линия жизни системы» Уметь: Приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем и определять направления их совершенствования |
Индивидуальный устный опрос |
Конспект |
||||
16 |
5 |
История развития техники |
Урок усвоения новых знаний, навыков, и умений. |
История развития техники с точки зрения законов развития технических систем. Выдающиеся открытия и изобретения, их авторы |
Знать: Основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем Уметь: Приводить примеры выдающихся открытий и изобретений |
Фронтальный письменный опрос |
Конспект Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Перспективы развития науки и техники |
||||
17 |
6 |
Развитие технических систем и научно-технический прогресс |
Урок усвоения навыков, и умений. Деловая игра. |
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса |
Знать: Возможные направления развития систем Уметь: Описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития; Прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся |
Фронтальный устный опрос |
Конспект |
||||
17 |
7 |
Интеллектуальная собственность |
Урок усвоения новых знаний |
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. публикации |
Знать: Определение понятия «интеллектуальная собственность» Виды интеллектуальной собственности Сущность понятия «авторское право» Способы защиты авторских прав Основы законодательства по защите авторских прав |
Фронтальный устный опрос |
Конспект Научный и технические отчеты. Депонирование рукописей |
||||
19 |
8 |
Патентная защита авторских разработок |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков |
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение промышленный образец и полезная модель |
Знать: Определение понятий «Изобретение», «промышленный образец», «полезная модель» Сущность патентной защиты авторских разработок |
Фронтальный устный опрос |
Учебник 2 Глава 1 П.13 |
||||
20 |
9 |
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция |
Товарный знак и знак обслуживания. Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания |
Знать: Определения понятий «товарный знак», «знак обслуживания» Виды товарных знаков и требования к ним Правила регистрации товарных знаков |
Индивидуальный устный опрос |
|||||
21 |
10 |
Рационализаторское предложение |
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий |
Рационализаторское предложение |
Знать: Определение понятия «рационализаторское предложение» Порядок оформления и регистрации рационализаторского предложения Уметь: Оформлять заявление на рационализаторское предложение |
Индивидуальный опрос |
Конспект |
||||
22 |
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «технология проектирования и создания материальных объектов и услуг |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Фронтальный опрос |
|||||||
Профессиональное самоопределение и карьера (4 ч) |
|||||||||||
23 |
1 |
Рынок труда |
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа |
Способы изучения рынка труда: конъюктура рынка труда, спрос и предложение работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи |
Знать: Определения понятий «рынок труда», «конъюктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда Способы изучения конъюктуры рынка труда; Особенности регионального рынка труда; Функции Центра занятости населения Наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда Уметь: Объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда Находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда |
Конспект |
|||||
24 |
2 |
Профессиональное образование |
Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий |
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации о рынке образовательных услуг |
Знать: Виды и формы получения профессионального образования; Особенности регионального рынка образовательных услуг Источники информации о рынке образовательных услуг Уметь: Находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями |
Фронтальный устный опрос |
Учебник 2 Глава 3 П.7 |
||||
25 |
3 |
Профессиональный рост |
Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий |
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали |
Знать: Определение понятия «профессиональный рост»; Возможные пути получения профессионального образования; Виды карьерного роста Уметь: Приводить примеры различных путей получения профессионального образования; Сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; Обосновывать свой выбор вида карьеры |
Фронтальный устный опрос |
Конспект
Возможности квалификационного и служебного роста |
||||
26 |
4 |
Самопрезентация |
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа |
Формы самопрезентации. Содержание резюме |
Знать: Определение понятий «самопрезентация», «резюме»; Формы самопрезентации; Структуру и содержание резюме Виды резюме Уметь: Составлять резюме, используя различные его виды |
Фронтальный письменный опрос |
Конспект |
||||
Творческая проектная деятельность(8 ч) |
|||||||||||
27 |
1 |
Проектная деятельность |
Урок усвоения знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий |
Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области |
Знать: Сущность проектной деятельности; Типы проектов; Основные этапы выполнения проектов; Содержание этапов выполнения проекта Уметь: Формулировать проблему проекта; Обосновывать актуальность проблемы; Формулировать тему проекта; Обосновывать тип проекта |
Фронтальный устный опрос |
Работа над проектом |
||||
28 |
2 |
Исследовательский этап выполнения проекта |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта |
Уметь: Формулировать задачи проекта; Планировать проектную деятельность; Определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; Выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; Разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; Обосновывать выбор базового варианта проекта |
Индивидуальный письменный опрос |
Работа над исследовательским этапом проекта |
||||
29-30 |
3-4 |
Технологический этап выполнения проекта |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Особенности выполнения технологического этапа для различных типов проекта |
Знать: Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов Уметь: Осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; Корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта |
Собеседование |
Работа над технологическим этапов проекта |
||||
31 |
5 |
Оформление проекта |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы |
Знать: Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы; Уметь: Оформлять пояснительную записку своего проекта |
Оформление пояснительной записки проекта |
|||||
32 |
6 |
Анализ проектной деятельности |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта |
Знать: Сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; Критерии оценки качества материального объекта или услуги; Критерии оценивания соблюдения технологического процесса; Критерии оценки результатов проектной деятельности Уметь: Осуществлять анализ проделанной работы; Оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; Делать выводы по результатам проекта; Анализировать практическую востребованность проекта |
Индивидуальный устный опрос |
Заключительный этап выполнения проекта |
||||
33 |
7 |
Презентация результатов проектной деятельности |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта |
Знать: Возможные формы презентации; Особенности восприятия вербальной и визуальной информации; Методы подачи информации при презентации Уметь: Определять цели презентации; Выбирать форму презентации; Использовать технические средства в процессе презентации; Лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонента на защите проекта |
Индивидуальный устный опрос |
Подготовка к защите проекта |
||||
34 |
8 |
Защита проектов |
Урок контроля знаний |
Защита проектов, разработанных учащимися |