РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИИ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от « 30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО
| СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР
«30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» Приказ№81от 30 августа 2024г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по труду (технологии)
начального общего образования
для 2 класса
Рабочую программу составила
Пазыч Т.С.
учитель начальных класс
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Мною сделан выбор УМК «Школа России» по следующими причинами:
Комплекс охватывает все образовательные области и имеет полное программно-методическое обеспечение.
В УМК учтены принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, и постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.
Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено в практике отечественной школы.
Одна из главных задач — развитие у ребёнка интереса к познанию.
Средствами учебного предмета происходит духовно-нравственное развитие ребёнка.
Программа усваивается учащимися легче за счёт алгоритмов и чётких формулировок правил.
Комплекту свойственна способность впитывать в себя новые общедидактические и методические идеи.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)»– 34 часа (1 час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | | | ||
Раздел 1. Технологии, профессии и производства. | |||||||
1.1 | Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров. Мир профессий. Мастера и их профессии | 5 | | | | | |
Итого по разделу | 5 | | | ||||
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование. | |||||||
2.1 | Технология и технологические операции ручной обработки материалов | 4 | | | | | |
2.2 | Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) | 1 | | | | | |
2.3 | Элементы графической грамоты. Мир профессий | 2 | | | | | |
2.4 | Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке | 3 | | | | | |
2.5 | Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику | 1 | | | | | |
2.6 | Циркуль – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем | 2 | | | | | |
2.7 | Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение деталей изделия | 5 | | | | | |
2.8 | Машины на службе у человека. Мир профессий | 2 | | | | | |
2.9 | Технология обработки текстильных материалов. Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей. Мир профессий | 2 | | | | | |
2.10 | Технология изготовления швейных изделий. Лекало. Строчка косого стежка и ее варианты | 6 | | | | | |
Итого по разделу | 28 | | | ||||
Раздел 3. Итоговый контроль за год | |||||||
3.1 | Проверочная работа | 1 | 1 | | | | |
Итого по разделу | 1 | | | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 | | |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах, порядке, периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и переводе обучающихся
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология, 2 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие с поурочными разработками Лутцева Е.А., Зуева Т.П. 2 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/20/05
Наглядная школа. Технология. 1-4 классы ООО "ЭКЗАМЕН- МЕДИА" http://examen-media.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО Н.В.Дунай | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Ю.Ю.Разумова «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» А.В.Алексеева Приказ№81от 30 августа 2024г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмета Труд (технология)
для 2 класса
Разработано учителем
Пазыч Т.С.
2024-2025 учебный год
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | ||
план | факт | ||||
| | | Раздел1. Технологии, профессии и производства (5ч.) | | |
1 | 05.09 | | Мастера и их профессии. Повторение и обобщение пройденного в первом классе | 1 | |
2 | 12.09 | | Средства художественной выразительности: цвет, форма, размер. Общее представление | 1 | |
3 | 19.09 | | Средства художественной выразительности: цвет в композиции | 1 | |
4 | 26.09 | | Виды цветочных композиций (центральная, вертикальная, горизонтальная) | 1 | |
5 | 03.10 | | Светотень. Способы ее получения формообразованием белых бумажных деталей | 1 | |
| | | Раздел2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование (28ч.) | | |
6 | 10.10 | | Биговка – способ сгибания тонкого картона и плотных видов бумаги | 1 | |
7 | 17.10 | | Биговка по кривым линиям | 1 | |
8 | 24.10 | | Изготовление сложных выпуклых форм на деталях из тонкого картона и плотных видов бумаги | 1 | |
9 | 07.11 | | Конструирование складной открытки со вставкой | 1 | |
10 | 14.11 | | Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) | 1 | |
11 | 21.11 | | Линейка – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) | 1 | |
12 | 28.11 | | Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) | 1 | |
13 | 05.12 | | Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке | 1 | |
14 | 12.12 | | Конструирование усложненных изделий из бумаги | 1 | |
15 | 19.12 | | Конструирование усложненных изделий из бумаги | 1 | |
16 | 26.12 | | Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику | 1 | |
17 | 09.01 | | Циркуль. Его назначение, конструкция, приемы работы. Круг, окружность, радиус | 1 | |
18 | 16.01 | | Чертеж круга. Деление круглых деталей на части. Получение секторов из круга | 1 | |
19 | 23.01 | | Подвижное и соединение деталей. Шарнир. Соединение деталей на шпильку | 1 | |
20 | 30.01 | | Подвижное соединение деталей шарнирна проволоку | 1 | |
21 | 06.02 | | Шарнирный механизм по типу игрушки-дергунчик | 1 | |
22 | 13.02 | | «Щелевой замок» - способ разъемного соединения деталей | 1 | |
23 | 20.02 | | Разъемное соединение вращающихся деталей | 1 | |
24 | 27.02 | | Транспорт и машины специального назначения | 1 | |
25 | 06.03 | | Макет автомобиля | 1 | |
26 | 13.03 | | Натуральные ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы | 1 | |
27 | 20.03 | | Виды ниток. Их назначение, использование | 1 | |
28 | 03.04 | | Строчка косого стежка. Назначение. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Зашивания разреза | 1 | |
29 | 10.04 | | Разметка и выкраивание прямоугольного швейного изделия. Отделка вышивкой | 1 | |
30 | 17.04 | | Сборка, сшивание швейного изделия | 1 | |
31 | 24.04 | | Лекало. Разметка и выкраивание деталей швейного изделия по лекалу | 1 | |
32 | 08.05 | | Изготовление швейного изделия с отделкой вышивкой | 1 | |
33 | 15.05 | | Изготовление швейного изделия с отделкой вышивкой | 1 | |
| | | Раздел3. Итоговый контроль за год (5ч.) | | |
34 | 22.05 | | Промежуточная аттестация | 1 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | |