Рабочая программа по ручному труду (2 класс)
Рабочая программа по ручному труду.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по ручному труду реализуется на основании нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании».
Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа по ручному труду разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».
Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.
При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. На уроках себя организовать и выполнить задания самостоятельно не может, требует постоянной индивидуальной направляющей помощи. Слабо пользуется карандашом, не умеет обводить по трафарету, слабо пользуется ножницами. Он не может организовывать свою деятельность, не использует образца. Отсутствует и с трудом формируется основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, ему не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися элементарными знаниями она не умеет пользоваться в практической деятельности.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе отводится трудовому обучению, где он овладевает элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо осознанных условиях. Выполнение различных операций ставит обучающего перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различия предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
Цель, решаемая при реализации программы: Формирование личных качеств, привычки к трудовому усилию, способности работать в коллективе, развитию физического состояния, работоспособности, координации движений, необходимые для дальнейшей социально-трудовой адаптации ребенка.
Работа по ручному труду решает следующие задачи:
* привитие интереса к ручному труду;
* обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности;
* коррекция недостатков познавательной эмоционально-волевой сферы, ручной и мелкой моторики;
* обучение приемам элементарного планирования, организации и выполнения работы с помощью учителя;
* формирование умения контролировать свою работу: сравнивать поделку, изделие с образцом, определять правильность действий и результатов с помощью учителя;
* формирование умений и навыков работы с инструментами с помощью учителя;
* развитие эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру;
* воспитание положительных качеств личности.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется в различных видах содержательной деятельности: игра, конструирование, ручной труд.
При оценке результатов трудовой деятельности учащегося применяется система безотметочного обучения. Отметка в баллах не выставляется. Учитель оценивает деятельность ребенка сообразно его индивидуальным возможностям и способностям, отмечаются даже незначительные успехи ребенка. На положительную оценку может рассчитывать ребенок. При выполнении трудовых задач учитель выражает одобрение и поощрение успехов ребенка словом, жестом, фишками, игрушками, знаками и символами. Речь учителя должна включать слова, стимулирующие деятельность ребенка, его собственные достижения («Молодец», «Правильно» и т.п.) Обязательно поощряется и хорошее поведение ребенка.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий.
На предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 63 урока за год.
Учебный предмет входит в образовательную область – технологии. Является федеральным и региональным компонентом.
Контрольных работ проводить не планируется, проводятся практические работы, экскурсии.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации учебного процесса – урок. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение знаний познавательного характера, он изучает технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда.
В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.
Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.
Работа по ручному труду включает: работа с природным материалом, лепка, работа с бумагой и картоном, работа с нитками.
Для развития умения элементарного планирования и самоконтроля необходимо использовать модели поэтапного выполнения изделия и графические карты-схемы последовательного выполнения трудовых операций, что не исключает совместной с учителем работы, его организующей помощи и постоянного контроля за деятельностью учащегося.
Уроки ручного труда должны быть тесно связаны с уроками развития речи, математики, рисования. На занятиях по ручному труду закрепляются многие понятия, используются знания, умения и навыки, полученные на уроках по различным образовательным курсам. Такая взаимосвязь труда и обучения приводит к более осознанному усвоению учебного материала, обогащению речи учащегося и развитию его мышления.
Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.
Тематическое планирование.
№п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий). |
|||
1 четверть – 17 часов |
||||||
1. |
Правила работы на уроках ручного труда. |
1 |
Вводный урок. Оборудование на уроках. |
|||
2. |
Лепка шариков. |
1 |
Пластилин, образец. Упражнения в раскатывании прямыми и круговыми движениями между ладонями. |
|||
3. |
Лепка тарелки. |
1 |
Пластилин, образец. Упражнения в сплющивании между ладонями. |
|||
4. |
Лепка вишен, яичек. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки. Упражнения в скатывании мелких шариков. |
|||
5. |
Лепка колец бубликов, кренделей. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки. Упражнения в раскатывании столбиков и соединения в кольца, сплетения. |
|||
6. |
Лепка пирожков. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки. Упражнения в отщипывании пальцами рук кусочков. |
|||
7. |
Лепка блюдца, составление композиции. |
1 |
Упражнения в защипывании края формы. |
|||
8. |
Лепка тарелки. Составление композиции «Вишни на тарелке» |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
9. |
Лепка огурца, моркови. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки. Упражнения в вытягивании формы. |
|||
10. |
Лепка матрешки. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки. Упражнения в соединении частей, плотно прижимая одну часть к другой. |
|||
11. |
Лепка по образцу тарелки из одного куска пластилина. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
12. |
Лепка по образцу чашки с ручкой из двух кусков. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
13. |
Лепка по образцу овощей: моркови. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
14. |
Лепка овощей по образцу: помидор. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
15. |
Лепка по образцу фруктов: яблоко. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
16. |
Лепка по образцу фруктов: вишня. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
17. |
Лепка рыбки по образцу. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
2 четверть – 14 часов. |
||||||
18. |
Лепка инструментов: лопата по образцу. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
19. |
Лепка тарелки с продуктами. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
20. |
Лепка изученных букв. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
21. |
Лепка изученных цифр. |
1 |
Пластилин, образец, предметные картинки |
|||
22. |
Упражнения в сгибании, разгибании бумаги по прямым линиям. |
1 |
Бумага, ножницы |
|||
23. |
Упражнения в сгибании, разгибании бумаги совмещая углы и стороны. |
1 |
Бумага, картон |
|||
24. |
Изготовление «Наборная линейка» без сгиба боковых сторон. |
1 |
Цветная бумага |
|||
25. |
Изготовление мебели из бумаги «Стол» без клея. |
1 |
Цветная бумага, ножницы |
|||
26. |
Изготовление мебели из бумаги «Скамейка» без клея. |
1 |
Цветная бумага, ножницы |
|||
27. |
Конструирование из бумаги «Домик» |
1 |
Цветная бумага, клей, ножницы |
|||
28. |
Наклеивание геометрических фигур. |
1 |
Гуммирован. Бумага, ножницы, клей. Знакомство с гуммированной бумагой |
|||
29. |
Складывание и наклеивание «Елочные украшения» |
1 |
Клей, ножницы, бумага |
|||
30. |
Елочные украшения «Фонарик» |
1 |
Клей, ножницы, бумага |
|||
31. |
Складывание и наклеивание «Флажки» |
1 |
Клей, ножницы, бумага |
|||
3 четверть – 16 часов. |
||||||
32. |
Наклеивание: лист большой, лист маленький. |
1 |
Сухие листья, клей |
|||
33. |
Наклеивание листьев от разных деревьев. |
1 |
Сухие листья ,клей |
|||
34. |
Натюрморт с цветами. |
1 |
Цветная бумага, сухие листья. Наклеивание деталей на картон. |
|||
35. |
Кораблик. |
1 |
Образец, цветная бумага, сухие листья. Подбор материала, вырезание деталей. |
|||
36. |
Наклеивание фигур, чередуя по форме и цвету. |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей, геометрические фигуры. |
|||
37. |
Складывание и наклеивание фигур «Домик с крышей» |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей |
|||
38. |
Складывание и наклеивание «Грибок». |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей |
|||
39. |
Складывание и наклеивание «Пирамидка». |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей |
|||
40. |
Складывание и наклеивание «Яблоки груши» |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей |
|||
41. |
Аппликация «Тележка с игрушками». |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей, трафареты |
|||
42. |
Аппликация «Пирамидка из шаров». |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны. |
|||
43. |
Аппликация «Букет из цветов» |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей. работа трафаретами. |
|||
44. |
Наклеивание аппликации «летящих самолетов» |
1 |
Образец, цветная бумага, ножницы, клей. работа с трафаретами. |
|||
45. |
Упражнения в сортировки ниток по цвету. |
1 |
Образец, цветные нитки |
|||
46. |
Упражнения в разрывании ниток разной толщины и длины. |
1 |
Образец, цветные нитки |
|||
47. |
Упражнения в наматывании ниток на клубок. |
1 |
Образец, цветные нитки |
|||
4 четверть – 16 часов |
||||||
48. |
Золотая рыбка. |
1 |
Образец, бумага, сухие листья. Подготовка материла, фона для работы. |
|||
49. |
Золотая рыбка. |
1 |
Образец, бумага, сухие листья. Вырезание деталей рыбки, сборка, наклеивание на фон. |
|||
50. |
Иллюстрирование сказки «Колобок» |
1 |
Образец, бумага, сухие листья, сказка. Чтение сказки, выбор сюжета для аппликации, подготовка фона. |
|||
51. |
Иллюстрирование сказки «Колобок» Составление героев сказки, наклеивание на фон. |
1 |
Образец, бумага, сухие листья, сказка |
|||
52. |
Иллюстрирование сказки «Колобок» |
1 |
Образец, бумага, сухие листья, сказка. Оформление работы. |
|||
53. |
Панно из цветов. Наклеивание готовых засушенных цветов на подложку. |
1 |
Образец, бумага, сухие цветы. |
|||
54. |
Упражнения в наклеивании цветных ниток на картон. |
1 |
Цветной картон, нитки |
|||
55. |
Изготовление неваляшки из ниток (наматывание ниток на клубок) |
1 |
Образец, форма неваляшки, нитки |
|||
56. |
Изготовление неваляшки. Соединения частей изделия. |
1 |
Образец, форма неваляшки, нитки |
|||
57. |
Изготовление собачки. Наматывание на контур из картона. |
1 |
Контур собачки, цветные нитки |
|||
58. |
Наматывание на контур. Изготовление собачки. |
1 |
Контур собачки, цветные нитки |
|||
59. |
Изготовление машины. Наматывание на контур из картона. |
1 |
Контур машины, цветные нитки |
|||
60. |
Наматывание на контур. Изготовление машины. |
1 |
Контур машины, цветные нитки |
|||
61. |
Плетение шнура из двух толстых ниток. |
1 |
Цветные нитки, образец |
|||
62. |
Плетение косички из цветных толстых ниток. |
1 |
Цветные нитки, образец |
|||
63. |
«Разноцветные косички»плетение косичек, составление композиции. |
1 |
Цветные нитки, образец |
Ресурсное обеспечение программы.
Список литературы для обучающихся:
Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург, филиал издательства "Просвещение". 2006.
Список литературы для учителя:
Программа предмета «Ручной труд» для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983 год)» для 3 класса и «Трудовое обучение» 4 класс,
Программа обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи «Центр лечебной педагогики»г.Пскова.,2004 г.
3.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
4.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
5.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
6.Методическое руководство к учебнику Л.А. Кузнецовой Ручной труд.
7.Баряева Л.Б., Гаврилушкина ,О.П.,Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-е изд., перераб. и доп.-СПб.:КАРО,2007.
8. Смирнова.И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
9.Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге ,для души. -М.:ООО ТД «Издательство Мир книги»,2010.
Материально-техническое обеспечение
1.СD (серия «Музыкальные обучалочки»)-,Игровая гимнастика- Игровые комплексы. Для детей 2-4 лет. (Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»,)2007 год
2.CD «Пальчиковые игры» -развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления для детей 2-5 лет., (Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»,)2007 год
3.Клей.
4.Кисти для клея.
5.Подкладочные доски.
6.Наборы цветной бумаги и цветного картона.
7.Набор цветной фольги.
8.Наборы пластилина.
9.Природный материал: листья, мох ,шишки, семена, желуди ,пух ,веточки, ракушки и т.д.
10.Скотч
11.Ножницы,степлер,стеки, иглы,спицы.
12Ленты,ткань различной фактуры.
13.Гофрированная бумага.
14.Телевизор.
15.CD-DVD проигрыватель.
16 Альбомы для рисования.
17.Нитки,шпагат.