12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Халилова Елена Сабитовна291 |
Рабочая программа по учебнику «География. Начальный курс., 5 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1имени П. П. Балахнина»
«Утверждаю» Директор школы ___________________/Ф.Ф. Санникова/ Приказ № ___от ________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(по ФГОС)
5 «А», «В» классы
Педагог–реализатор: Халилова Е.С.
учитель географии
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Предмет «География» в учебном плане МБОУ «Куединская СОШ №1 – БШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Количество часов | ||
по плану | по факту | |
I четверть | 8,5 | |
II четверть | 7.5 | |
III четверть | 10,5 | |
IV четверть | 8,5 | |
ВСЕГО | 35 |
Результаты освоения предмета
Базовый уровень:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.
Повышенный уровень:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях.
Содержание тем учебного курса
№ п.п. | Наименование разделов (с подробным содержанием тем) | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Раздел 1.Что изучает география (4ч) Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; | Работа с учебником, ЭОР, подготовка презентацией, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, выполнение практических работ. |
2 | Раздел 2.Как люди открывали Землю (4ч) Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю. | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая группы сменного состава; организация самостоятельной работы; | Самостоятельная работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка и выступление с презентацией,поиск информации в различных источниках,обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов,анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнениепрактических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов,фотографирование географических объектов и явлений |
3 | Раздел 3.Земля во Вселенной (6ч) Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П .Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин. | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая организация самостоятельной работы; | Самостоятельная работа с учебником, атласом подготовка и презентацией, поиск информации в различных источниках, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, участие в конференциях, в диспутах, подготовка выступлений и докладов и проектов. |
4 | Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли. (6ч) Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана. | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая организация самостоятельной работы; | Самостоятельная работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка презентаций, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение практических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов, фотографирование географических объектов и явлений. |
5 | Раздел 5.Природа Земли (13ч) Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Итоговый урок. Резерв4 ч | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | Работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка презентаций, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение практических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов, фотографирование географических объектов и явлений. |
Итого - 35часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов (по плану) | Кол-во часов (по факту) | Дата | Формы контроля |
1 четверть | |||||
1. | Раздел 1. Что изучает география Мир, в котором мы живем | 4 1 | 5-9 сентября | ||
2. | Науки о природе | 1 | 12-16 сентября | ||
3. | География – наука о Земле. | 1 | 19-23 сентября | ||
4. | Методы географических исследований. | 1 | 26-30 сентября | Проверочная работа | |
5. | Раздел 2. Как люди открывали Землю. Географические открытия древности и Средневековья. | Р | 3-7 октября | ||
6. | Важнейшие географические открытия. | 1 | 10-14 октября | ||
7. | Открытия русских путешественников. | 1 | 17-21 октября | ||
8. | Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю» | 1 | 24-28 октября | Тест | |
2 четверть | |||||
9. | Раздел 3. Земля во Вселенной Изучение Вселенной | 6 1 | 8-11 октября | ||
10. | Соседи Солнца. Планеты-гиганты | 1 | 14-18 октября | ||
11. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | 21-25 октября | ||
12. | Мир звезд | 1 | 28окт-2декаб | Проверочная работа | |
13. | Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса | 1 | 5-9 декабря | ||
14. | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 | 12-16 декабря | Тест | |
15. | Раздел 4.Виды изображений поверхности Земли. Стороны горизонта | 6 1 | 19-23 декабря | ||
16. | Ориентирование Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. | 1 | 26-28 декабря | Практическая работа | |
17. | Резерв | 1 | |||
3 четверть | |||||
18. | План местности. Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию» | 1 | 11-13 января | Практическая работа | |
19. | Географическая карта. | 1 | 16-20 января | ||
20. | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 1 | 23-27 января | 23-27 января | |
21. | Раздел 5. Природа Земли Как возникла Земля | 13 1 | 30янв-3 февраля | ||
22. | Внутренне строение Земли | 1 | 6-10 февраля | ||
23. | Землетрясения и вулканы Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов | 1 | 13-17 февраля | Практическая работа | |
24. | Материки | 1 | 20-22 февраля | Тест | |
25. | Вода на Земле. Практическая работа № 6 Характеристика океанов | 1 | 27 февр-3марта | Практическая работа | |
27. | Воздушная одежда Земли Практическая работа № 7. Составление карты стихийных природных явлений. | 1 | 6-10 марта | Практическая работа | |
28 | Резерв | 1 | 13-17 марта | ||
4 четверть | |||||
28. | Погода | 1 | 3-7 апреля | ||
29. | Климат | 1 | 10-14апреля | ||
30. | Живая оболочка Земли | 1 | 17-21апреля | Проверочная работа | |
31. | Почва – особое природное тело | 1 | 24-28апреля | ||
32. | Человек и природа | 1 | 2-5 мая | ||
33. | Обобщающий урок по теме «Природа земли» | 1 | 10-12 мая | Контрольная работа | |
34-35 | Резервное время | 2 | 15-26 мая | ||
Итого | 35 |