Рабочая программа по предмету «География. Начальный курс. 5 класс» (УМК «Классическая линия»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1имени П. П. Балахнина»
«Утверждаю» Директор школы ___________________/Ф.Ф. Санникова/ Приказ № ___от ________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(по ФГОС)
5 «А», «В» классы
Педагог–реализатор: Халилова Е.С.
учитель географии
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Преподавание предмета ведется по учебнику «География. Начальный курс. 5 класс», авторы: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.П. Сонин.М.: Дрофа, 2012 год
Предмет «География» в учебном плане МБОУ «Куединская СОШ №1 – БШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Количество часов |
||
по плану |
по факту |
|
I четверть |
8,5 |
|
II четверть |
7.5 |
|
III четверть |
10,5 |
|
IV четверть |
8,5 |
|
ВСЕГО |
35 |
Результаты освоения предмета
Базовый уровень:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.
Повышенный уровень:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях.
Содержание тем учебного курса
№ п.п. |
Наименование разделов (с подробным содержанием тем) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Раздел 1.Что изучает география (4ч) Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; |
Работа с учебником, ЭОР, подготовка презентацией, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, выполнение практических работ. |
2 |
Раздел 2.Как люди открывали Землю (4ч) Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю. |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая группы сменного состава; организация самостоятельной работы; |
Самостоятельная работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка и выступление с презентацией,поиск информации в различных источниках,обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов,анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнениепрактических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов,фотографирование географических объектов и явлений |
3 |
Раздел 3.Земля во Вселенной (6ч) Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П .Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин. |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая организация самостоятельной работы; |
Самостоятельная работа с учебником, атласом подготовка и презентацией, поиск информации в различных источниках, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, участие в конференциях, в диспутах, подготовка выступлений и докладов и проектов. |
4 |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли. (6ч) Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана. |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая организация самостоятельной работы; |
Самостоятельная работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка презентаций, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение практических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов, фотографирование географических объектов и явлений. |
5 |
Раздел 5.Природа Земли (13ч) Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Итоговый урок. Резерв4 ч |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Работа с учебником, ЭОР, атласом подготовка презентаций, поиск информации в различных источниках, обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов, анализ карт, графиков, таблиц, схем, проблемных ситуаций, выполнение практических работ, составление плана, тезисов, резюме, участие в конференциях, в диспутах, подготовка докладов и проектов, фотографирование географических объектов и явлений. |
Итого - 35часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов (по плану) |
Кол-во часов (по факту) |
Дата |
Формы контроля |
1 четверть |
|||||
1. |
Раздел 1. Что изучает география Мир, в котором мы живем |
4 1 |
5-9 сентября |
||
2. |
Науки о природе |
1 |
12-16 сентября |
||
3. |
География – наука о Земле. |
1 |
19-23 сентября |
||
4. |
Методы географических исследований. |
1 |
26-30 сентября |
Проверочная работа |
|
5. |
Раздел 2. Как люди открывали Землю. Географические открытия древности и Средневековья. |
Р |
3-7 октября |
||
6. |
Важнейшие географические открытия. |
1 |
10-14 октября |
||
7. |
Открытия русских путешественников. |
1 |
17-21 октября |
||
8. |
Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю» |
1 |
24-28 октября |
Тест |
|
2 четверть |
|||||
9. |
Раздел 3. Земля во Вселенной Изучение Вселенной |
6 1 |
8-11 октября |
||
10. |
Соседи Солнца. Планеты-гиганты |
1 |
14-18 октября |
||
11. |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты |
1 |
21-25 октября |
||
12. |
Мир звезд |
1 |
28окт-2декаб |
Проверочная работа |
|
13. |
Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса |
1 |
5-9 декабря |
||
14. |
Обобщающий урок по теме «Вселенная» |
1 |
12-16 декабря |
Тест |
|
15. |
Раздел 4.Виды изображений поверхности Земли. Стороны горизонта |
6 1 |
19-23 декабря |
||
16. |
Ориентирование Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. |
1 |
26-28 декабря |
Практическая работа |
|
17. |
Резерв |
1 |
|||
3 четверть |
|||||
18. |
План местности. Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию» |
1 |
11-13 января |
Практическая работа |
|
19. |
Географическая карта. |
1 |
16-20 января |
||
20. |
Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» |
1 |
23-27 января |
23-27 января |
|
21. |
Раздел 5. Природа Земли Как возникла Земля |
13 1 |
30янв-3 февраля |
||
22. |
Внутренне строение Земли |
1 |
6-10 февраля |
||
23. |
Землетрясения и вулканы Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов |
1 |
13-17 февраля |
Практическая работа |
|
24. |
Материки |
1 |
20-22 февраля |
Тест |
|
25. |
Вода на Земле. Практическая работа № 6 Характеристика океанов |
1 |
27 февр-3марта |
Практическая работа |
|
27. |
Воздушная одежда Земли Практическая работа № 7. Составление карты стихийных природных явлений. |
1 |
6-10 марта |
Практическая работа |
|
28 |
Резерв |
1 |
13-17 марта |
||
4 четверть |
|||||
28. |
Погода |
1 |
3-7 апреля |
||
29. |
Климат |
1 |
10-14апреля |
||
30. |
Живая оболочка Земли |
1 |
17-21апреля |
Проверочная работа |
|
31. |
Почва – особое природное тело |
1 |
24-28апреля |
||
32. |
Человек и природа |
1 |
2-5 мая |
||
33. |
Обобщающий урок по теме «Природа земли» |
1 |
10-12 мая |
Контрольная работа |
|
34-35 |
Резервное время |
2 |
15-26 мая |
||
Итого |
35 |