Рабочая программа по географии в 6 классе по УМК «Классическая линия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы МБОУ – СОШ № 8 г. Клинцы , Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы, авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин (Рабочие программы. География. 5-9 классы, сост. С.В.Курчина, М.: Дрофа, 2014),, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте.
Планируемые результаты:
Предметные результаты обучения.
Обучающийся должен уметь:
– называть методы изучения Земли;
– называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
– объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
– приводить примеры географических следствий движения Земли– объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
– называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
– приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
– находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
– читать план местности и карту;
– определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
– производить простейшую съемку местности;
– классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
– ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
– определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
– называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
– называть и показывать основные географические объекты; границы Брянской области,
– работать с контурной картой;
– называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
– приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
– определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
– классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
– объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
– измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
– составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
– описывать погоду и климат своей местности;
– называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
– называть меры по охране природы.
– рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
– приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
– составлять описание природного комплекса;
– приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения.
Обучающийся должен уметь:
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
– работать в соответствии с предложенным планом;
– участвовать в совместной деятельности;
– сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
– оценивать работу одноклассников;
– выделять главное, существенные признаки понятий;
– определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
– сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
– высказывать суждения, подтверждая их фактами;
– классифицировать информацию по заданным признакам;
– искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
– работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
– классифицировать информацию;
– создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения.
Обучающийся должен обладать:
– ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– опытом участия в социально значимом труде;
– осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
– коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
– пониманием ценности здорового образа жизни;
– основами экологической культуры.
Рабочая программа включает курс «Природа Брянского края»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
Введение
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли
План местности.
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практические работы № 1, 2, 3.
Географическая карта.
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практическая работа № 4.
Строение Земли. Земные оболочки
Литосфера.
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа № 5.
Гидросфера.
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 6.
Атмосфера.
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практические работы № 7, 8.
Биосфера. Географическая оболочка.
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Население Земли
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Программой предусмотрено выполнение в данном курсе практических работ:
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
5. Составление описания форм рельефа.
6. Составление описания внутренних вод.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
Модуль «Природа Брянского края»
Введение (2 часа)
Географическое положение Брянской области .
Практическая работа №1 . Составление карты-схемы «Географическое положение Брянской области».
Геологическое строение и рельеф (3ч)
Особенности рельефа Брянской области. Полезные ископаемые области.
Практическая работа №2: нанесение на контурную карту основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.
Погода и климат(2 часа)
Характерные особенности климата Брянской области. Влияние климата на хозяйство области. Погода и причины ее изменения, типы погоды.
Вода(2часа)
Поверхностные воды Брянской области: реки, озера, болота. Режим питания .Подземные воды. Водные ресурсы нашей области.
Почвы, растительность и животный мир( 2ч)
Почвы , факторы почвообразования. Распространения основных типов почв: дерново-подзолистых, серых лесных, черноземных, болотистых, пойменных. Факторы, определяющие особенности растительного покрова Брянской области. Растительные сообщества : лесные, болотные, луговые. Редкие и исчезающие растения Брянской области.
Особенности животного мира. Редкие и исчезающие виды.
Ландшафтные и охраняемые территории(2ч)
Естественные и антропогенные ландшафты. Антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Государственный заповедник «Брянский лес».
Экология и население (3 ч)
Современная экологическая обстановка , главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы.
Население области. Численность, динамика численности населения, национальный состав, особенности населения и его размещения по территории области.
Учебно-тематический план
Раздел |
Тема |
Количество |
Практические работы |
В том числе контр. раб. |
I |
Введение |
1 |
- |
- |
II |
Виды изображений поверхности Земли. Географическая карта |
9 |
4 |
1 |
III |
Строение Земли. Земные оболочки |
22 |
4 |
1 |
IV |
Население Земли |
3 |
1 |
|
Природа Брянского края |
17 |
4 |
1 |
|
Резерв |
||||
Итого |
52 |
14 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||||||
Введение 1 |
|||||||||||
1 |
1 |
Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля планета Солнечной системы |
1 |
П 1,2 р.т п1,2 |
|||||||
Виды изображений поверхности Земли 4ч |
|||||||||||
2 |
1 |
Понятие о плане местности. Масштаб Практическая работа № 1. Изображение здания школы |
1 |
П 3,4 р.т п 3,4 |
|||||||
3 |
2 |
Стороны горизонта. Ориентирование Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности |
1 |
П 5 р.т п 5 |
|||||||
4 |
3 |
Изображение на плане неровностей земной поверхности |
1 |
П 6 р.т п 6 |
|||||||
5 |
4 |
Составление простейших планов местности Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки |
1 |
П 7 р.т п7 |
|||||||
Географическая карта 5 ч |
|||||||||||
6 |
1 |
Форма и размеры Земли. Географическая карта |
1 |
П 8,9 р.т п 8,9 |
|||||||
7 |
2 |
Градусная сеть на глобусе и картах |
1 |
П 10 р.т п10 |
|||||||
8 |
3 |
Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам |
1 1 |
П 11,12 р.т п11,12 Стр. 39-40 |
|||||||
9 |
4 |
Изображение на физических картах высот и глубин |
1 |
П 13 р.т п13 |
|||||||
10 |
5 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» |
1 |
Вопросы стр 42 |
|||||||
Литосфера 5 ч |
|||||||||||
11 |
1 |
Земля и ее внутреннее строение |
1 |
П 14 р.т п14 сообщение о вулкане |
|||||||
12 |
2 |
Движения земной коры. Вулканизм |
1 |
П 15р.т п15 |
|||||||
13 |
3 |
Рельеф суши. Горы |
1 |
П 16 р.т п16 контурная карта |
|||||||
14 |
4 |
Равнины суши Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа |
1 |
П 17 р.т п17 контурная карта |
|||||||
15 |
5 |
Рельеф дна Мирового океана |
1 |
П 18 р.т п18 определения |
|||||||
Гидросфера 6 ч |
|||||||||||
16 |
1 |
Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана |
1 |
П 19,20 р.т п19,20 |
|||||||
17 |
2 |
Движение воды в океане |
1 |
П 21 р.т п21 контурная карта |
|||||||
18 |
3 |
Подземные воды |
1 |
П 22 р.т п22 |
|||||||
19 |
4 |
Реки |
1 |
П 23 р.т п23 контурная карта |
|||||||
20 |
5 |
Озера Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод |
1 |
П 24 р.т п24контурная карта |
|||||||
21 |
6 |
Ледники |
1 |
П 25 р.т п25 |
|||||||
Атмосфера 7ч |
|||||||||||
22 |
1 |
Атмосфера: строение, значение, изучение |
П 26 р.т п26 |
||||||||
23 |
2 |
Температура воздуха Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры |
1 |
П 27 р.т п27 |
|||||||
24 |
3 |
Атмосферное давление. Ветер Практическая работа № 8. Построение розы ветров |
1 |
П 28 р.т п28 |
|||||||
25 |
4 |
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки |
1 |
П 29р.т п29 |
|||||||
26 |
5 |
Погода |
1 |
П 30 стр 125-127 вопрос3 стр . 128 |
|||||||
27 |
6 |
Климат |
1 |
П30 стр 127-128 р.т. 30 |
|||||||
28 |
7 |
Причины, влияющие на климат |
1 |
П 31 р.т п31 |
|||||||
Биосфера . Географическая оболочка . население 7 ч |
|||||||||||
29 |
1 |
Разнообразие и распространение организмов на Земле |
1 |
П 32 стр 136-141 сообщение |
|||||||
30 |
2 |
Распространение организмов в Мировом океане |
1 |
П 32 стр 141-142 |
|||||||
31 |
3 |
Природный комплекс |
1 |
П 33р.т п33 |
|||||||
32 |
4 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» |
1 |
||||||||
33 |
5 |
Население Земли |
1 |
П 34 р.т п34 сообщение |
|||||||
34 |
6 |
Человек и природа |
1 |
П 34 р.т п 34 |
|||||||
35 |
7 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» |
1 |
||||||||
Модуль « География Брянской области» -17 ч |
|||||||||||
36 |
1 |
Географическая положение Брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
37 |
2 |
Практическая работа №1.Составление карты-схемы «Географическое положение брянской области» |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
38 |
3 |
Особенности рельефа брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
39 |
4 |
Практическая работа №2 составление карты-схемы «Крупные формы рельефа» |
1 |
Записи в тетради. Сообщения о полезных ископаемых |
|||||||
40 |
5 |
Полезные ископаемые Брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
41 |
6 |
Климат Брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
42 |
7 |
Времена года. Региональные различия |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
43 |
8. |
Практическая работа №3 «составление характеристики погоды Брянской области» |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
44 |
9 |
Реки. Озера, болота, подземные воды Брянской области |
1 |
Сообщения о реках, озерах Брянской области |
|||||||
45 |
10 |
Практическая работа №4 «Гидрология Брянской области» |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
46 |
11 |
Почвы Брянской области |
1 |
Записи в тетради .сообщения о растениях и животных . |
|||||||
47 |
12 |
Растительный и животный мир Брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
48 |
13 |
Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. |
1 |
Записи в тетради. Сообщения о заповеднике. |
|||||||
49 |
14 |
Охраняемые территории и объекты. |
1 |
Записи в тетради. Сообщения о загрязнении Брянской области |
|||||||
50 |
15 |
Современная экологическая обстановка. |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
51 |
16 |
Население и его размещение по Брянской области |
1 |
Записи в тетради |
|||||||
52 |
17 |
Обобщающий урок по Брянской области |
1 |