Рабочая программа по географии в 5 классе по УМК «Классическая линия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВЕШКАЙМСКОГО РАЙОНА, УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
5 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Автор: Старостина Вера Петровна, учитель первой категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «География. Начальный курс.» для 5-ого класса, составлена на основе программы «Программа основного общего образования по географии, 5-9 классы». Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин М., Дрофа, 2015 год.
Программа полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Данную программу реализует следующий учебник «География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2015 год.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс.» рассчитан на 34 учебных часа за год обучения (1 час в неделю).
Цели и задачи курса:
Основная цель «Начального курса географии» - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе),
формирование безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
пробуждение интереса к естественным наукам.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к этому предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- развитие знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;
- объяснять, для чего изучают географию;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время, и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- пониманием ценности здорового образа жизни;
- основами экологической культуры.
Содержание учебного предмета.
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем.
Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе.
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле.
Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований.
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья.
Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия.
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работа № 1 «Географические открытия древности и Средиземноморья».
Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия».
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца.
Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля.
Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса.
Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин. Описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта.
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование.
Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта.
Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практическая работа № 3 «Ориентирование по плану и карте»
Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности».
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля.
Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам.
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле.
Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли.
Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли.
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело.
Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа.
Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Тема урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Дата проведения |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
План |
Факт |
|||
1 |
Мир, в котором мы живём. |
Объяснять значение понятий: «Живая природа», «неживая природа», «явления природы». |
Формулирование приёмов работы с учебником. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. |
Формирование ответственного отношения к окружающей среде. |
|||
2 |
Науки о природе. |
Объяснять значение понятий: «астрономия», «физика, химия, география, биология, экология». |
Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. |
Овладение опытом участия в социально значимом труде |
|||
3 |
География – наука о Земле. |
Объяснить значение понятий: «наука - география». |
Умение планировать свою деятельность под руководством учителя. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
4 |
Методы географических исследований. |
Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими естественными науками, объяснять характерные черты методов географических исследований. |
Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учётом познавательных интересов. |
|||
5 |
Обобщение знаний по теме. |
Объяснять значение понятий. Выполнение тестовых заданий. |
Умение планировать свою деятельность самостоятельно. |
Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни. |
|||
6 |
Географические открытия древности и средневековья. П.Р.№ 1. Географические открытия древности и средневековья. |
Объяснять какой вклад в развитие науки внесли древние учёные. Показывать по карте маршруты путешествий первооткрывателей. |
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях. |
Формирование ответственного отношения к учению. |
|||
7 |
Важнейшие географические открытия. П.Р. № 2 Важнейшие географические открытия. |
Объяснять какой вклад в развитие науки внесли древние учёные. Показывать по карте маршруты путешествий первооткрывателей. |
Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. |
|||
8 |
Открытия русских путешественников. |
Показывать по карте маршруты путешествий. Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. |
Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию |
|||
9 |
Обобщение по теме. |
Объяснять значение понятий. Выполнение тестовых заданий. |
Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни. |
|||
10 |
Как древние люди представляли себе Вселенную. |
Описывать представления древних людей о Вселенной. |
Планировать свою деятельность под руководством учителя. |
Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. |
|||
11 |
Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. |
Описывать представления древних людей о Вселенной. |
Уметь сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника. |
Уметь использовать знания в реальной жизни. |
|||
12 |
Соседи Солнца. |
Объяснять значение понятия «солнечная система», «Меркурий», «Венера», «Земля», «Луна», «Марс». |
Участвовать в совместной деятельности |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. Развитие речи учащихся. |
|||
13 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
Объяснение понятий «Юпитер», «Сатурн», «Нептун», «Уран», «Плутон», называть методы изучения Солнечной системы. |
Умение организовать свою деятельность. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. |
Формирование целостного мировозрения,соответствующего современному уровню развития науки. |
|||
14 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
Объяснять значения понятий «Астероид», «Комета», «Метеорит», «Метеор». |
Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное. Грамотно пользоваться учебником, классифицировать информацию по заданным признакам |
Овладение осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению. |
|||
15 |
Мир звёзд. |
Объяснение понятий «звезда», классифицировать звёзды по размерам |
Умение анализировать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
16 |
Уникальная планета Земля. |
Объяснять опираясь на факты, возможна ли жизнь на Земле. |
Выделять существенные признаки доказательства уникальности планеты. |
Формирование целостного мировозрения,соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира. |
|||
17 |
Современные исследования космоса. |
Объяснение понятий «телескоп», «ракета», называть имена отечественных учёных в изучении космоса. |
Уметь сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника. |
Развитие речи учащихся. Формирование ответственного отношения к учению. |
|||
18 |
Обобщение по теме. |
Объяснять значение понятий. Выполнение тестовых заданий. |
Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Развитие речи учащихся. |
|||
19 |
Стороны горизонта. |
Объяснять значение понятий «горизонт, линия горизонта», «ориентирование», умение объяснять своё местоположение. |
Уметь сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, выбору с учётом познавательных интересов. |
|||
20 |
Ориентирование. |
Объяснять значение понятий «компас», называть способы ориентирования. |
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве. |
Формирование ответственного отношения к учению. |
|||
21 |
План местности. П.Р. № 3. Ориентирование по плану. |
Объяснять значение понятий «план местности», «условные знаки». Составлять простейшие планы местности, наносить условные знаки. |
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве. |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. |
|||
22 |
Географическая карта. |
Объяснять значение понятий «географическая карта», «меридианы». «параллели», «экватор» показывать по карте географические объекты. |
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. |
|||
23 |
Обобщение по теме. П.Р. № 4 Составление простейшего плана местности. |
Составлять простейшие планы местности, наносить условные знаки. |
Формирование умения ставить учебную цель. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование любви к своей местности. |
|||
24 |
Как возникла Земля. |
Называть особенности гипотез Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Д. Джинса, О.Ю. Шмидта |
Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
25 |
Внутреннее строение Земли. |
Объяснять значение понятий «ядро», «мантия», «горные породы», «минералы». |
Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи под руководством учителя. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование чувства личной ответственности и за природу Земли. |
|||
26 |
Землетрясения и вулканы. |
Объяснять значение понятий «землетрясение», «вулкан», «очаг», «эпицентр», «сейсмически активная зона», уметь объяснять причину возникновения землетрясения |
Высказывать суждения, подтверждая их фактами, планировать свою деятельность под руководством учителя. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
27-28 |
Путешествие по материкам. |
Объяснение понятий «материк, континент, остров», «Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная и Южная Америка», называть и показывать по карте. |
Планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивать работу одноклассников. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. |
|||
29 |
Вода на Земле. |
Объяснение понятий «гидросфера», «океан», «море», «айсберг» называть и показывать по карте |
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. |
|||
30 |
Воздушная одежда Земли. |
Объяснять значение понятий «атмосфера», «ветер», «облака», «осадки», «гром», «гроза», называть причины, влияющие на климат. |
Выделять главное, и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
31 |
Живая оболочка Земли. |
Объяснять значение понятий «биосфера», называть имена учёных; называть меры по охране природы. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя, выделять главное, существенные признаки понятий. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. |
|||
32 |
Почва – особое природное тело. |
Объяснять значение понятий «почва, природный комплекс, географическая оболочка», называть основные типы природных комплексов, называть меры по охране природы. |
Выделять главное, существенные признаки понятий, создавать описательные тексты. |
Формирование ответственного отношения к учёбе. Развитие речи учащихся. |
|||
33 |
Человек и природа. |
Объяснять значение понятий «Красная книга», «заповедник», «заказник», «национальный парк». |
Оценивать работу одноклассников. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
|||
34 |
Обобщение и контроль знаний. |
Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и к/картой. |
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с имеющейся ситуацией. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Освоение знаний об основных географических понятиях, методах географических исследований, представления о Вселенной, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы.
Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту.
Называть и/или показывать:
Важнейшие географические открытия.
Планеты Солнечной системы.
Существенные признаки плана местности, географической карты.
Строение Земли.
Современные исследования космоса.
На глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан.
Основные земные сферы.
Гипотезы возникновения Земли.
Характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры.
Части Мирового океана.
Правила поведения в природе.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Антарктида, Африка, Азия, Европа, Америка.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое.
Евразия: Российская Федерация, горы Гималаи, г. Джомолунгма, Памир, Тянь-Шань, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность, река Янцзы, озеро Байкал.
Африка: г. Килиманджаро, пустыня Сахара, река Нил.
Северная Америка: горы Кордильеры, г. Мак-Кинли, река Миссисипи, Великие озёра (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио).
Южная Америка: горы Анды, река Амазонка.
Австралия: река Муррей, озеро Эйр.
Приводить примеры:
Методы технологий географических исследований.
Представления о возникновении Земли.
Планет земной группы и планет-гигантов.
Освоение космоса.
Характерных природных явлений.
Ориентирования по признакам.
Использования плана местности и географических карт.
Строения Земли.
Горных пород и минералов, их использование человеком.
Жизнь на разных материках.
Из истории географических исследований и открытий.
Определять:
Пути первых путешественников.
Планеты солнечной системы.
Стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам.
По карте географическое положение объектов.
По образцам: осадочные и магматические горные породы.
Фенологические сроки начала времён года.
Описывать:
Географические объекты и явления на местности (рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком.
Дать оценку экологического состояния.
Объяснять:
Что такое линия горизонта.
В чём различие между метеорами и метеоритами.
Какие меры применяют для охраны природы.
Особенности рельефа, , окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Предметные результаты:
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - по результатам наблюдений ( в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания. |
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; - читать аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ; - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств их простейшую классификацию; - использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий. |
Метапредметные результаты:
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться: |
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; - представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; - в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащую в них противоречивую информацию. |
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания научно-популярной литературе и СМИ; - создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. |
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Критерии оценки учебной деятельности по географии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, при ответе не повторяет дословно тект учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей сопровождающих ответ: использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Хорошо знает карту и использует её, верно решает географические задачи.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий даёт неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определённой последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их исправлять самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании факторов обобщает, делает выводы, устанавливает внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует научные термины.
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
Ответ самостоятельный.
Наличие неточностей в изложении географического материала.
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности их изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
Понимание основных географических взаимосвязей.
Знание карты и умение ей пользоваться.
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно чёткие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорией.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное) или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
Знания карты недостаточные, показ на ней сбивчивый.
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе ( на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправлять даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объясняется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочётов;
- допустил не более одного недочёта.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
- или не более двух недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;
- или не более двух-трёх негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочётов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10% всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные работы.
Критерии выставления оценок за текст, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 минут
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за текст, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 минут.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3»- 10-13, «2» - не менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5».
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдение необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4».
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельно выполнения работы.
Допускается неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3».
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2».
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.