Рабочая программа по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
| УТВЕРЖДАЮ | 
| Заместитель директора по УВР | 
| Э.И.Федорченко | 
| 
			 «30» августа 2016 г.  | 
		
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
дисциплины
ОП.08 «Метрология и стандартизация»
код и наименование дисциплины
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»
Код и наименование специальности
Товаровед-эксперт
Квалификация выпускника
 
 
Санкт-Петербург 2016г.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Организация разработчик:
ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции».
Разработчик:
Никифорова А.Н., преподаватель ГБОУ СПО «СПб ТКУиК».
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии экономики и коммерции
Протокол № от ___ _________________ 2016г.
Председатель П(Ц)К _________________/И.И Егорова/
СОДЕРЖАНИЕ| 
			 стр.  | 
		|
			
  | 
			
			 4  | 
		
			
  | 
			
			 5  | 
		
			
  | 
			
			 12  | 
		
			
  | 
			
			 13  | 
		
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена для специальности СПО: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», составленной в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл в состав общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
приводить несистемные единицы измерения в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные понятия метрологии;
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
формы подтверждения соответствия;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системы единиц СИ.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Проводить товароведную экспертизу.
ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 74 часа;
самостоятельной работы студента 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| 
			 Вид учебной работы  | 
			
			 Объем часов  | 
		
| 
			 Максимальная учебная нагрузка (всего)  | 
			
			 72  | 
		
| 
			 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  | 
			
			 48  | 
		
| 
			 в том числе:  | 
			|
| 
			 лабораторные работы  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 практические работы  | 
			
			 16  | 
		
| 
			 контрольные работы  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 курсовая работа (проект)  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 Самостоятельная работа студента (всего)  | 
			
			 24  | 
		
| 
			 в том числе:  | 
			|
| 
			 самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  | 
			|
| 
			 решение ситуационных задач  | 
			|
| 
			 подготовка сообщений  | 
			|
| 
			 реферативная работа  | 
			|
| 
			 сравнительный анализ  | 
			|
| 
			 Итоговая аттестация в форме экзамена  | 
		|
| 
			 Наименование разделов и тем  | 
			
			 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)  | 
			
			 Объем часов  | 
			
			 Уровень усвоения  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 Введение  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности. Ключевые понятия дисциплины: стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. Профессиональная значимость дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 Самостоятельная работа студентов Подготовить доклад на тему: Роль Д.И. Менделеева в метрологии  | 
			
			 2  | 
			||
| 
			 Раздел 1. Основы метрологии  | 
			
			 16  | 
		||
| 
			 Тема 1.1 Основы теории измерений  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			
			 2  | 
		|
| 
			 Метрология: основные понятия. Структурные элементы метрологии. Цели и задачи. Разделы метрологии: теоретическая, практическая и законодательная метрология. Принципы метрологии. Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. Применение знаний основ метрологии в коммерческой деятельности. Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Общность объектов метрологии с объектами коммерческой деятельности. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные, фактические.  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 Измерения – основа метрологической деятельности. Определение. Виды измерений. Отличие измерений от обнаружений по назначению и применяемым средствам. Средства измерений: определение, классификация, назначение. Средства измерений по техническим устройствам, их краткая характеристика. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. Определение, краткая характеристика. Методы измерений. Понятие. Классификация методов по видам измерений, их характеристика. Преимущества и недостатки разных методов. Выбор методов измерений. Погрешности. Определение. Классификация погрешностей. Причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения при однократных и многократных измерениях. Правило «трех сигм». Доверительные интервалы и границы погрешности результата измерений.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщения по теме: «История возникновения метрологии в России и за рубежом»  | 
			
			 2  | 
			||
| 
			 Тема 1.2 Объекты и субъекты метрологии  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			
			 2  | 
		|
| 
			 Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Общность объектов метрологии с объектами коммерческой деятельности. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные, фактические. Единицы физических величин. Понятие. Основные и производные единицы измерений. Кратные и дольные единицы. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России. Субъекты метрологии: Госстандарт России, Государственные научные метрологические центры и службы, ЦСМ, метрологические службы юридических лиц. Их права, обязанности и функции. Международные и региональные метрологические организации (МБМВ, МОЗМ и др.). Цели, задачи, структура.  | 
			
			 1,2  | 
		||
| 
			 Практическая работа 1. Перевод национальных неметрических единиц измерения в единицы СИ.  | 
			
			 2  | 
			||
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: «Международные и региональные метрологические организации». Экскурсия в Музей метрологии  | 
			
			 4  | 
		||
| 
			 Тема 1.4 Государственная система обеспечения единства измерений  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Правовые основы обеспечения единства измерений. Федеральные законы и организационно – методические документы. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений. Поверка и калибровка: понятие, назначение. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Способы подтверждения соответствия средств измерения: поверочные клейма и свидетельства. Область применения поверки.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Государственный метрологический контроль и надзор. Понятие. Виды, сферы распространения. Государственный метрологический надзор за количеством товаров. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках при производстве и продаже: основные понятия, требования к упаковочным единицам, товарным партиям и средствам их измерения. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Ответственность за нарушение действующего законодательства.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 Практическая работа 2. Изучение закона РФ «О единстве измерений». Решение ситуаций. Ознакомление с видами ответственности за нарушение закона. Практическая работа 3. Изучение закона РФ «О техническом регулировании». Решение ситуаций. Изучение порядка поверки средств измерений.  | 
			
			 4  | 
			||
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Решить ситуационные задачи по теме «Обеспечение единства измерений» используя закон «Об обеспечении единства измерений».  | 
			
			 4  | 
		||
| 
			 Раздел 2. Основы стандартизации  | 
			|||
| 
			 Тема 2.1 Методологические основы стандартизации  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Цели и задачи стандартизации. История возникновения стандартизации в России. Основные направления ее развития. Объекты стандартизации: понятия, классификация.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 Принципы стандартизации. Определение. Научные принципы: эффективность, динамичность, комплексность, взаимовыгодность, перспективность, обязательность. Организационные принципы: экономичность, применимость, совместимость, взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды. Краткая характеристика отдельных принципов. Организационные принципы: экономичность, применимость, совместимость, взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды и др.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 Функции стандартизации, их характеристика. Методы стандартизации: унификация, типизация, систематизация, симплификация, селекция, агрегатирование, оптимизация. Взаимосвязь принципов и методов.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Субъекты стандартизации: организации, органы и службы. Определение. Уровни субъектов: международный, региональный (межгосударственный), национальный. Подуровни национальной стандартизации. Функции, права и обязанности субъектов национальной стандартизации разных подуровней, их взаимосвязь. Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Их правовой статус, цели, задачи, состав участников и структура. Правила разработки и принятия международных стандартов.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Изучение отдельных статей ФЗ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»  | 
			
			 4  | 
			||
| 
			 Тема 2.2 Средства стандартизации  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Средства стандартизации. Нормативные документы (НД): понятие, виды, их определение. Правовая нормативная база НД. Основы технического регулирования в РФ. Регламенты и технические регламенты: понятие, назначение. Стандарты: понятие, категории и виды. Классификационные признаки. Порядок разработки, согласования, принятия, учета и применения стандартов разных категорий. Требования к структуре и содержанию стандартов разных категорий. Технические условия. Определение. Назначение. Порядок разработки, принятия, учета и применения. Информационное обеспечение стандартизации.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Практическая работа 4. Анализ структуры и содержания стандартов разных видов и категорий на соответствие требований ГОСТ Р.1.5-2014. Практическая работа 5. Изучение порядка разработки стандартов в соответствии с нормативными требованиями.  | 
			
			 2  | 
			||
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Дать сравнительный анализ содержания ГОСТ, ТР и ТУ. Ознакомиться с порядком и содержанием методов оценки уровня качества однородной продукции  | 
			
			 4  | 
		||
| 
			 Тема 2.3 Правовая и экономическая база стандартизации  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Организация работ по стандартизации в РФ. Участники работ, их функции. Финансирование работ по стандартизации. Правовая база стандартизации. Уровни нормативной документации (НД), обеспечивающие правовую базу стандартизации. Структура и требования Закона РФ «О техническом регулировании». Закон РФ «О стандартизации в РФ». Федеральные законы и подзаконные акты в области стандартизации. Организационно-методические документы в области стандартизации. Правила и нормы, регламентируемые действующими законами. Ответственность за нарушение действующего законодательства. Предписания и штрафы за нарушение обязательных требований.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Системы стандартизации: понятие, назначение, классификация. Государственная система стандартизации России: понятие, объекты, структура, назначение. Межгосударственная система стандартизации: понятие, цели, задачи, основные принципы и организация работ по межгосударственной стандартизации, объекты. Основные виды межгосударственных стандартов, их назначение. Правила разработки, принятия, внесения изменений и отмены межгосударственных стандартов. Правила их применения. Межотраслевые системы стандартизации: назначение, виды. Единые системы: конструкторской документации (ЕСКД), технической документации (ЕСТД), системы стандартов по охране труда, окружающей среды, технике безопасности (ССТБ) и др., их краткая характеристика.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Техническое регулирование. Технические регламенты. Содержание и применение технических регламентов. Разработка технических регламентов.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Практическая работа 6. Изучение и анализ структуры и основных положений Межгосударственной и Государственной систем стандартизации. Практическая работа 7. Изучение Федерального закона «О техническом регулировании» Анализ структуры технических регламентов.  | 
			
			 4  | 
			||
| 
			 Раздел 3. Основы сертификации продукции и услуг  | 
			|||
| 
			 Тема 3.1 Оценка и подтверждение соответствия  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг: понятия, виды, назначение, значение сертификации в рыночных условиях. Структурные элементы сертификации: цели и задачи, принципы, виды, объекты, субъекты, средства, методы, база. Отличия сертификации и декларации о соответствии. Субъекты – участники сертификации: федеральный, центральные и территориальные органы, испытательные лаборатории. Функции, права и обязанности. Заявители в системе сертификации, их права и обязанности. Средства сертификации. Категории и виды стандартов, другие НД для целей сертификации. Методы сертификации: методы испытаний и способы подтверждения соответствия. Сертификаты и знаки соответствия. Другие виды сертификатов: ветеринарные, фитосанитарные, качества, сфера их применения. Правовые основы сертификации. Федеральные законы России и организационно-методические документы по сертификации.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Тема 3.2 Правила проведения сертификации работ и услуг  | 
			
			 Содержание учебного материала  | 
			||
| 
			 Правила проведения сертификации и декларации о соответствии в Российской Федерации. Формы и порядок выдачи сертификатов и деклараций о соответствии. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов. Особенности сертификации работ и услуг. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и порядок их сертификации. Особенности требований к отдельным группам услуг.  | 
			
			 2  | 
			
			 1,2  | 
		|
| 
			 Практическая работа 8. Изучение порядка проведения сертификации товаров народного потребления предприятий торговли и услуг общественного питания и правил заполнения бланков сертификата.  | 
			
			 2  | 
			||
| 
			 Самостоятельная работа студентов: Сравнить схемы сертификации, выбрать наиболее оптимальные для сертификации продовольственных и непродовольственных товаров. Изучить стандарты ИСО серии 9000 на продукцию и методы контроля качества.  | 
			
			 4  | 
		||
| 
			 Экзамен  | 
			|||
| 
			 Всего:  | 
			
			 72  | 
		||
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии и стандартизации;
Оборудование учебного кабинета:
| 
			 Весоизмерительное оборудование (весы, образцовые гири, деревянные метры),  | 
		
| 
			 Калькулятор, нормативно-технические документы  | 
		
Технические средства обучения и программное обеспечение:
| 
			 Персональный компьютер, мультимедийный проектор  | 
		
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия (базовый курс): Учебник – М.: Юрайт, 2013.
Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебное пособие. – М.: Форум, 2014.
Дополнительные источники:
Пронкин Н.С. Основы метрологии. Практикум по метрологии и измерениям – М.: Логос, 2009.
Фридман А.Э. Основы метрологии. Современный курс – СПб: НПО «Профессионал», 2008.
Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие / А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook109/01/part-028.htm
http://vsempomogu.ru/metr/371-1.html
http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531800428&at=exc&n=0
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, опросов, а также выполнения студентом индивидуальных заданий.| 
			 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  | 
			
			 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  | 
		
| 
			 уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов; оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные единицы измерения в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; знать: основные понятия метрологии; задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; формы подтверждения соответствия; основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системы единиц СИ.  | 
			
			 - контроль в ходе практической работы за определением соответствия продукции требованиям нормативных документов; - проверка заполнения бланков сертификатов и деклараций; - проверка оформления бланков документов; - контроль результатов практической работы по переводу несистемных единиц измерения в системные единицы; - терминологический диктант; - устный опрос; - проверочная работа; - устный опрос; - терминологический диктант, письменный опрос. 
  |