Рабочая программа по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация»

0
0
Материал опубликован 27 December 2016 в группе

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

УТВЕРЖДАЮ
 Заместитель директора по УВР
Э.И.Федорченко

«30» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

дисциплины

ОП.08 «Метрология и стандартизация»

код и наименование дисциплины

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских

товаров»

Код и наименование специальности

Товаровед-эксперт

Квалификация выпускника


 


 

Санкт-Петербург 2016г.

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Организация разработчик:

ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции».

Разработчик:

Никифорова А.Н., преподаватель ГБОУ СПО «СПб ТКУиК».

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии экономики и коммерции

Протокол № от ___ _________________ 2016г.

Председатель П(Ц)К _________________/И.И Егорова/

СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена для специальности СПО: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», составленной в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл в состав общепрофессиональных дисциплин.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные единицы измерения в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения соответствия;

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системы единиц СИ.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Проводить товароведную экспертизу.

ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 110 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 74 часа;

самостоятельной работы студента 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

лабораторные работы

-

практические работы

16

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

 

решение ситуационных задач

 

подготовка сообщений

 

реферативная работа

 

сравнительный анализ

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология и стандартизация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

   

Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности. Ключевые понятия дисциплины: стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. Профессиональная значимость дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами.

2

1

 

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад на тему: Роль Д.И. Менделеева в метрологии

2

 

Раздел 1. Основы метрологии

 

16

Тема 1.1 Основы теории измерений

Содержание учебного материала

2

Метрология: основные понятия. Структурные элементы метрологии. Цели и задачи. Разделы метрологии: теоретическая, практическая и законодательная метрология. Принципы метрологии.

Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. Применение знаний основ метрологии в коммерческой деятельности.

Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Общность объектов метрологии с объектами коммерческой деятельности. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные, фактические.

1

Измерения – основа метрологической деятельности. Определение. Виды измерений. Отличие измерений от обнаружений по назначению и применяемым средствам.

Средства измерений: определение, классификация, назначение.

Средства измерений по техническим устройствам, их краткая характеристика. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. Определение, краткая характеристика.

Методы измерений. Понятие. Классификация методов по видам измерений, их характеристика. Преимущества и недостатки разных методов. Выбор методов измерений.

Погрешности. Определение. Классификация погрешностей. Причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения при однократных и многократных измерениях. Правило «трех сигм». Доверительные интервалы и границы погрешности результата измерений.

2

1

Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщения по теме: «История возникновения метрологии в России и за рубежом»

2

 

Тема 1.2 Объекты и субъекты метрологии

Содержание учебного материала

2

Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Общность объектов метрологии с объектами коммерческой деятельности. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные, фактические.

Единицы физических величин. Понятие. Основные и производные единицы измерений. Кратные и дольные единицы. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России.

Субъекты метрологии: Госстандарт России, Государственные научные метрологические центры и службы, ЦСМ, метрологические службы юридических лиц. Их права, обязанности и функции.

Международные и региональные метрологические организации (МБМВ, МОЗМ и др.). Цели, задачи, структура.

1,2

Практическая работа 1. Перевод национальных неметрических единиц измерения в единицы СИ.

2

 

Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: «Международные и региональные метрологические организации».

Экскурсия в Музей метрологии

4

Тема 1.4 Государственная система обеспечения единства измерений

Содержание учебного материала

 

Правовые основы обеспечения единства измерений. Федеральные законы и организационно – методические документы. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений.

Поверка и калибровка: понятие, назначение. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Способы подтверждения соответствия средств измерения: поверочные клейма и свидетельства. Область применения поверки.

2

1,2

Государственный метрологический контроль и надзор. Понятие. Виды, сферы распространения. Государственный метрологический надзор за количеством товаров. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках при производстве и продаже: основные понятия, требования к упаковочным единицам, товарным партиям и средствам их измерения. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Ответственность за нарушение действующего законодательства.

2

1

Практическая работа 2. Изучение закона РФ «О единстве измерений». Решение ситуаций. Ознакомление с видами ответственности за нарушение закона.

Практическая работа 3. Изучение закона РФ «О техническом регулировании». Решение ситуаций. Изучение порядка поверки средств измерений.

4

 

Самостоятельная работа студентов:

Решить ситуационные задачи по теме «Обеспечение единства измерений» используя закон «Об обеспечении единства измерений».

4

Раздел 2. Основы стандартизации

   

Тема 2.1 Методологические основы стандартизации

Содержание учебного материала

 

Цели и задачи стандартизации. История возникновения стандартизации в России. Основные направления ее развития.

Объекты стандартизации: понятия, классификация.

2

1

Принципы стандартизации. Определение. Научные принципы: эффективность, динамичность, комплексность, взаимовыгодность, перспективность, обязательность.

Организационные принципы: экономичность, применимость, совместимость, взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды. Краткая характеристика отдельных принципов. Организационные принципы: экономичность, применимость, совместимость, взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды и др.

2

1

Функции стандартизации, их характеристика. Методы стандартизации: унификация, типизация, систематизация, симплификация, селекция, агрегатирование, оптимизация. Взаимосвязь принципов и методов.

2

1,2

Субъекты стандартизации: организации, органы и службы. Определение. Уровни субъектов: международный, региональный (межгосударственный), национальный. Подуровни национальной стандартизации. Функции, права и обязанности субъектов национальной стандартизации разных подуровней, их взаимосвязь.

Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Их правовой статус, цели, задачи, состав участников и структура. Правила разработки и принятия международных стандартов.

2

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Изучение отдельных статей ФЗ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

4

 

Тема 2.2 Средства стандартизации

Содержание учебного материала

 

Средства стандартизации. Нормативные документы (НД): понятие, виды, их определение. Правовая нормативная база НД. Основы технического регулирования в РФ. Регламенты и технические регламенты: понятие, назначение.

Стандарты: понятие, категории и виды. Классификационные признаки. Порядок разработки, согласования, принятия, учета и применения стандартов разных категорий. Требования к структуре и содержанию стандартов разных категорий.

Технические условия. Определение. Назначение. Порядок разработки, принятия, учета и применения. Информационное обеспечение стандартизации.

2

1,2

Практическая работа 4. Анализ структуры и содержания стандартов разных видов и категорий на соответствие требований ГОСТ Р.1.5-2014.

Практическая работа 5. Изучение порядка разработки стандартов в соответствии с нормативными требованиями.

2

 

Самостоятельная работа студентов: Дать сравнительный анализ содержания ГОСТ, ТР и ТУ.

Ознакомиться с порядком и содержанием методов оценки уровня качества однородной продукции

4

Тема 2.3 Правовая и экономическая база стандартизации

Содержание учебного материала

 

Организация работ по стандартизации в РФ. Участники работ, их функции. Финансирование работ по стандартизации. Правовая база стандартизации. Уровни нормативной документации (НД), обеспечивающие правовую базу стандартизации. Структура и требования Закона РФ «О техническом регулировании». Закон РФ «О стандартизации в РФ». Федеральные законы и подзаконные акты в области стандартизации. Организационно-методические документы в области стандартизации. Правила и нормы, регламентируемые действующими законами.

Ответственность за нарушение действующего законодательства. Предписания и штрафы за нарушение обязательных требований.

2

1,2

Системы стандартизации: понятие, назначение, классификация. Государственная система стандартизации России: понятие, объекты, структура, назначение.

Межгосударственная система стандартизации: понятие, цели, задачи, основные принципы и организация работ по межгосударственной стандартизации, объекты. Основные виды межгосударственных стандартов, их назначение. Правила разработки, принятия, внесения изменений и отмены межгосударственных стандартов. Правила их применения. Межотраслевые системы стандартизации: назначение, виды. Единые системы: конструкторской документации (ЕСКД), технической документации (ЕСТД), системы стандартов по охране труда, окружающей среды, технике безопасности (ССТБ) и др., их краткая характеристика.

2

1,2

Техническое регулирование. Технические регламенты. Содержание и применение технических регламентов. Разработка технических регламентов.

2

1,2

Практическая работа 6. Изучение и анализ структуры и основных положений Межгосударственной и Государственной систем стандартизации.

Практическая работа 7. Изучение Федерального закона «О техническом регулировании»

Анализ структуры технических регламентов.

4

 

Раздел 3. Основы сертификации продукции и услуг

   

Тема 3.1 Оценка и подтверждение соответствия

Содержание учебного материала

 

Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг: понятия, виды, назначение, значение сертификации в рыночных условиях.

Структурные элементы сертификации: цели и задачи, принципы, виды, объекты, субъекты, средства, методы, база. Отличия сертификации и декларации о соответствии.

Субъекты – участники сертификации: федеральный, центральные и территориальные органы, испытательные лаборатории. Функции, права и обязанности. Заявители в системе сертификации, их права и обязанности.

Средства сертификации. Категории и виды стандартов, другие НД для целей сертификации.

Методы сертификации: методы испытаний и способы подтверждения соответствия. Сертификаты и знаки соответствия. Другие виды сертификатов: ветеринарные, фитосанитарные, качества, сфера их применения.

Правовые основы сертификации. Федеральные законы России и организационно-методические документы по сертификации.

2

1,2

Тема 3.2 Правила проведения сертификации работ и услуг

Содержание учебного материала

   

Правила проведения сертификации и декларации о соответствии в Российской Федерации. Формы и порядок выдачи сертификатов и деклараций о соответствии. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов.

Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов.

Особенности сертификации работ и услуг. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и порядок их сертификации. Особенности требований к отдельным группам услуг.

2

1,2

Практическая работа 8. Изучение порядка проведения сертификации товаров народного потребления предприятий торговли и услуг общественного питания и правил заполнения бланков сертификата.

2

 

 Самостоятельная работа студентов: Сравнить схемы сертификации, выбрать наиболее оптимальные для сертификации продовольственных и непродовольственных товаров.

Изучить стандарты ИСО серии 9000 на продукцию и методы контроля качества.

4

Экзамен

 

Всего:

72

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии и стандартизации;

Оборудование учебного кабинета:

 

Весоизмерительное оборудование (весы, образцовые гири, деревянные метры),

Калькулятор, нормативно-технические документы

Технические средства обучения и программное обеспечение:

 

Персональный компьютер, мультимедийный проектор

 

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия (базовый курс): Учебник – М.: Юрайт, 2013.

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.

Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебное пособие. – М.: Форум, 2014.

Дополнительные источники:

Пронкин Н.С. Основы метрологии. Практикум по метрологии и измерениям – М.: Логос, 2009.

Фридман А.Э. Основы метрологии. Современный курс – СПб: НПО «Профессионал», 2008.

Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие / А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook109/01/part-028.htm

http://vsempomogu.ru/metr/371-1.html

http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531800428&at=exc&n=0

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, опросов, а также выполнения студентом индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

уметь:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные единицы измерения в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения соответствия;

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системы единиц СИ.

- контроль в ходе практической работы за определением соответствия продукции требованиям нормативных документов;

- проверка заполнения бланков сертификатов и деклараций;

- проверка оформления бланков документов;

- контроль результатов практической работы по переводу несистемных единиц измерения в системные единицы;

- терминологический диктант;

- устный опрос;

- проверочная работа;

- устный опрос;

- терминологический диктант, письменный опрос.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.