Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

5
0
Материал опубликован 25 January 2019
 

                                      ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. менеджмент




 Разработал преподаватель: Горбунова Марина Викторовна




2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

для подготовки специалистов среднего звена

100120 Сервис на железнодорожном транспорте

Организация-разработчик: _ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»_

Разработчики:

_Горбунова М.В. преподаватель_____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

©

©

©

©

©

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для подготовки специалистов среднего звена

100120 Сервис на железнодорожном транспорте

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося 26 часа.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

 

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

работа над материалом учебников, конспектом лекции;

конспектирование источников;

творческие работы:

подготовка рефератов, сообщений;

поиск необходимой информации в сети Интернет

26

8

6

4

4

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

     

Тема 1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание учебного материала

12

 

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. История развития менеджмента, практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.

Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, гос. органы; факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, социально-культурные, международные события, НТП.

2

 

Практическое занятие:

Построение и анализ организационной структуры управления

1

Самостоятельная работа

Подготовка опорных конспектов по одному из направлений развития современной экономической науки.

Подготовка рефератов по истории экономической мысли.

Подготовка к практическому занятию: изучение и анализ структур управления на предприятиях торговли.

6

Тема 2.

Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

6

Сущность и взаимосвязь функций управления. Связи функций управления с другими категориям. Краткая характеристика основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии и методы планирования. Процесс стратегического планирования: миссия и цели; анализ сильных и слабых сторон, анализ внешней среды; выбор стратегии. Тактическое планирование.

Организация - функция управления. Организация работы подразделения.

Основы мотивационной политики организации. Первичные и вторичные потребности, теории мотивации: содержательные и процессуальные

Контроль, понятие и сущность: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальным результатами. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю

2

 

Практические занятия

3

Решение ситуационных задач по определению методов планирования и организации работы подразделения, мотивации трудовой деятельности персонала.

Самостоятельная работа

Подготовка докладов на тему: «Применение теории мотивации на практике».

Подготовка к практической работе: сбор информации и изучение документации по осуществлению контроля на предприятии в разных сферах деятельности.

4

Тема 3.

Система методов управления. Самоменеджмент

Содержание учебного материала

6

Системы методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, их достоинства и недостатки; характер воздействия.

2

 

Практическое занятие

2

Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента

Самостоятельная работа

Подготовка к практической работе: подбор материала и изучение документации по осуществлению различных методов воздействия субъекта управления на объект;

Подготовка докладов по теме: «Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджмента»,

«Категории менеджеров на предприятиях железнодорожного транспорта, их должностные обязанности и квалификационные требования к ним»

4

Тема 4.

Коммуникации в менеджменте

Содержание учебного материала

7

2

Понятие общения и коммуникации. Виды коммуникаций, элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации. Совершенствование коммуникации в организации. Информация и ее виды.

 

Практическое занятие

3

Решение ситуаций по этике взаимоотношений и психологии контакта

Самостоятельная работа

Анализ производственных ситуаций

4

Тема 5.

Деловое общение

Содержание учебного материала

8

Правила ведения деловых бесед. Планирование проведения данного мероприятия. Факторы повышения эффективного делового общения.

Деловое совещание, переговоры. Их организация и проведение. Техника проведения деловых переговоров

3

 

Практическое занятие

6

Составить план беседы совещания; протокол совещания; план проведения переговоров

Самостоятельная работа

Подготовка докладов и рефератов по темам: «Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе делового общения».

Анализ производственных ситуаций: «Деловое общение менеджеров с руководством, подчиненными и коллегами по работе»

4

Тема 6.

Процесс принятия решения

Содержание учебного материала

7

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Методики принятия и оценки управленческих решений

2

 

Практическое занятие

3

Решение ситуационных задач по принятию управленческих решений, используя систему методов управления

Тема 7.

Руководство: власть и партнерство

Содержание учебного материала

6

Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть примера; законная власть; экспертная власть. Имидж менеджера.

Психологическая устойчивость руководителя, как основа нормальной обстановки в организации Партнерство.

Стили руководства в управлении. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

 

Практическое занятие

2

Решение ситуационных задач на определение стилей управление, выявление лидерских качеств руководителя.

Моделирование идеального руководителя в сфере профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на темы: Лидерство – понятие, подходы к лидерству, «Модели лидеров», «Источники власти и влияния»; подготовка опорных конспектов по темам: «Правила проведения телефонных переговоров», «Проблемы собственного трудоустройства»; изучение перечня документов при постановке на учет, на биржу труда по вопросу трудоустройства

3

Всего

78

 

 

 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- раздаточный материал для выполнения практических работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студентов с\п образования- 2-е издание. М.: Издательский центр "Академия", 2014

Казначевская Г.Б., Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов -на - Дону: «Феникс», 2010. - 252 с.

3. Разу М.Л. "Менеджмент"-Кнорус,2011

4 Андропова Н.Л. "Кадровый менеджмент"- Академия,2008

5 Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ, 2009

Дополнительные источники:

1 Кабушкин М.И. Основы менеджмента: Учебное пособие - 5-е издание, стереотип: - Мн.: Новое знание, 2012

2 Воронин В.Г., Менеджмент в пищевой промышленности. - :М.: КолосС, 2003. - 280

3 ПивоваровС.Э. «Международный менеджмент»-СПб.:Питер,2010

4. Попова А.А. "Менеджмент: практикум" - Ростов:Феникс,2012

5. Драчева Е.Н. "Менеджмент: практикум» -Академия,2012

6 Журнал Менеджмент, маркетинг главный редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2

7. Журнал Экономика и управление главный редактор Гневко В. А. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 02. 12. 2008 г. ПИ № ФС 77-34634

Интернет ресурсы: http://www.garant.ru/

 

 

 

3.3 Требования к организации образовательного процесса

 

При изучении дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными и общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.7

Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10

Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным и программным обеспечением.

В усвоении содержания дисциплины используются лекционные, практические занятия, информационно-коммуникационные технологии.

Консультационная помощь обучающимся осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

Освоению данной дисциплины предшествует изучение дисциплин общеобразовательного, гуманитарного и социально- экономического, профессионального циклов учебного плана: ОДБ.05.Обществознание, ОДП.10. Экономика, ОГСЭ.01.Основы философии, ОГСЭ.02.История, ОП.01.Экономика организации.

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения – это формулировки того, что именно должен знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании программы обучения.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

- подготовка докладов и рефератов, анализ производственных ситуаций;

- устный опрос, оценка результатов выполнения практической работы

- тестирование и анализ производственных ситуаций;

- устный опрос, написание эссе и их оценка;

- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы, проверка самостоятельной работы;

- тестирование, проверка

самостоятельной работы;

- проверка самостоятельной работы, тестирование;

- оценка результатов выполнения практической работы, тестирование;

- решение профессиональных задач, устный опрос;

- решение ситуационных задач, тестирование, проверка докладов

- тестирование, проверка опорных конспектов, устный опрос;

- проверка самостоятельной работы, собеседование;

 

 

 

           

 

 

           

 

 

           

 

 

           

 

 

           

 

 

           

 

 

           
 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.