Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. менеджмент
Разработал преподаватель: Горбунова Марина Викторовна
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
для подготовки специалистов среднего звена
100120 Сервис на железнодорожном транспорте
Организация-разработчик: _ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»_
Разработчики:
_Горбунова М.В. преподаватель_____________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для подготовки специалистов среднего звена
100120 Сервис на железнодорожном транспорте
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
52 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа работа над материалом учебников, конспектом лекции; конспектирование источников; творческие работы: подготовка рефератов, сообщений; поиск необходимой информации в сети Интернет |
26 8 6 4 4 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
|||
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации |
Содержание учебного материала |
12 |
|
Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. История развития менеджмента, практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России. Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, гос. органы; факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, социально-культурные, международные события, НТП. |
2 |
||
Практическое занятие: Построение и анализ организационной структуры управления |
1 |
||
Самостоятельная работа Подготовка опорных конспектов по одному из направлений развития современной экономической науки. Подготовка рефератов по истории экономической мысли. Подготовка к практическому занятию: изучение и анализ структур управления на предприятиях торговли. |
6 |
||
Тема 2. Цикл менеджмента |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Сущность и взаимосвязь функций управления. Связи функций управления с другими категориям. Краткая характеристика основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии и методы планирования. Процесс стратегического планирования: миссия и цели; анализ сильных и слабых сторон, анализ внешней среды; выбор стратегии. Тактическое планирование. Организация - функция управления. Организация работы подразделения. Основы мотивационной политики организации. Первичные и вторичные потребности, теории мотивации: содержательные и процессуальные Контроль, понятие и сущность: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальным результатами. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю |
2 |
||
Практические занятия |
3 |
||
Решение ситуационных задач по определению методов планирования и организации работы подразделения, мотивации трудовой деятельности персонала. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка докладов на тему: «Применение теории мотивации на практике». Подготовка к практической работе: сбор информации и изучение документации по осуществлению контроля на предприятии в разных сферах деятельности. |
4 |
||
Тема 3. Система методов управления. Самоменеджмент |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Системы методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, их достоинства и недостатки; характер воздействия. |
2 |
||
Практическое занятие |
2 |
||
Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к практической работе: подбор материала и изучение документации по осуществлению различных методов воздействия субъекта управления на объект; Подготовка докладов по теме: «Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджмента», «Категории менеджеров на предприятиях железнодорожного транспорта, их должностные обязанности и квалификационные требования к ним» |
4 |
||
Тема 4. Коммуникации в менеджменте |
Содержание учебного материала |
7 |
2 |
Понятие общения и коммуникации. Виды коммуникаций, элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации. Совершенствование коммуникации в организации. Информация и ее виды. |
|||
Практическое занятие |
3 |
||
Решение ситуаций по этике взаимоотношений и психологии контакта |
|||
Самостоятельная работа Анализ производственных ситуаций |
4 |
||
Тема 5. Деловое общение |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Правила ведения деловых бесед. Планирование проведения данного мероприятия. Факторы повышения эффективного делового общения. Деловое совещание, переговоры. Их организация и проведение. Техника проведения деловых переговоров |
3 |
||
Практическое занятие |
6 |
||
Составить план беседы совещания; протокол совещания; план проведения переговоров |
|||
Самостоятельная работа Подготовка докладов и рефератов по темам: «Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе делового общения». Анализ производственных ситуаций: «Деловое общение менеджеров с руководством, подчиненными и коллегами по работе» |
4 |
||
Тема 6. Процесс принятия решения |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Методики принятия и оценки управленческих решений |
2 |
||
Практическое занятие |
3 |
||
Решение ситуационных задач по принятию управленческих решений, используя систему методов управления |
|||
Тема 7. Руководство: власть и партнерство |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть примера; законная власть; экспертная власть. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя, как основа нормальной обстановки в организации Партнерство. Стили руководства в управлении. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
2 |
||
Практическое занятие |
2 |
||
Решение ситуационных задач на определение стилей управление, выявление лидерских качеств руководителя. Моделирование идеального руководителя в сфере профессиональной деятельности |
|||
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на темы: Лидерство – понятие, подходы к лидерству, «Модели лидеров», «Источники власти и влияния»; подготовка опорных конспектов по темам: «Правила проведения телефонных переговоров», «Проблемы собственного трудоустройства»; изучение перечня документов при постановке на учет, на биржу труда по вопросу трудоустройства |
3 |
||
Всего |
78
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- раздаточный материал для выполнения практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студентов с\п образования- 2-е издание. М.: Издательский центр "Академия", 2014
Казначевская Г.Б., Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов -на - Дону: «Феникс», 2010. - 252 с.
3. Разу М.Л. "Менеджмент"-Кнорус,2011
4 Андропова Н.Л. "Кадровый менеджмент"- Академия,2008
5 Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ, 2009
Дополнительные источники:
1 Кабушкин М.И. Основы менеджмента: Учебное пособие - 5-е издание, стереотип: - Мн.: Новое знание, 2012
2 Воронин В.Г., Менеджмент в пищевой промышленности. - :М.: КолосС, 2003. - 280
3 ПивоваровС.Э. «Международный менеджмент»-СПб.:Питер,2010
4. Попова А.А. "Менеджмент: практикум" - Ростов:Феникс,2012
5. Драчева Е.Н. "Менеджмент: практикум» -Академия,2012
6 Журнал Менеджмент, маркетинг главный редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2
7. Журнал Экономика и управление главный редактор Гневко В. А. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 02. 12. 2008 г. ПИ № ФС 77-34634
Интернет ресурсы: http://www.garant.ru/
3.3 Требования к организации образовательного процесса
При изучении дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными и общими компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.7 |
Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 10 |
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь. |
Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным и программным обеспечением.
В усвоении содержания дисциплины используются лекционные, практические занятия, информационно-коммуникационные технологии.
Консультационная помощь обучающимся осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
Освоению данной дисциплины предшествует изучение дисциплин общеобразовательного, гуманитарного и социально- экономического, профессионального циклов учебного плана: ОДБ.05.Обществознание, ОДП.10. Экономика, ОГСЭ.01.Основы философии, ОГСЭ.02.История, ОП.01.Экономика организации.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения – это формулировки того, что именно должен знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании программы обучения.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения; - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента; - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс и методику принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. |
- подготовка докладов и рефератов, анализ производственных ситуаций; - устный опрос, оценка результатов выполнения практической работы - тестирование и анализ производственных ситуаций; - устный опрос, написание эссе и их оценка; - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы, проверка самостоятельной работы; - тестирование, проверка самостоятельной работы; - проверка самостоятельной работы, тестирование; - оценка результатов выполнения практической работы, тестирование; - решение профессиональных задач, устный опрос; - решение ситуационных задач, тестирование, проверка докладов - тестирование, проверка опорных конспектов, устный опрос; - проверка самостоятельной работы, собеседование; |
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|