12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бахов Рамазан Русланович110
Россия, Адыгея респ., село Красногвардейское
0

Рабочая программа по дисциплине: ОП 05 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине: ОП 05 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

по программе базовой подготовки

по профессии: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»

 

Квалификация выпускника: техник

Форма обучения: очная

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________

5

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________

6-14

3. условия реализации учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________

15

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»__

16

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» может быть использована в профессиональной подготовке специалиста.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» принадлежит к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- проводить испытания и контроль продукции;

- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

- определять износ соединений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятия, термины и определения;

- средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

- показатели качества и методы их оценки;

- системы и схемы сертификации

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа.

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

 

лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

2

   

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация в форме: экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа.

Количество часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Основы стандартизации

     

Тема 1.1. Сущность и задачи стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи изучения дисциплины. Основные понятия в области стандартизации. Нормативно-правовые документы по стандартизации. Международные стандарты ИСО

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Изучение документов в области стандартизации, чтение учебной литературы. Ответы на контрольные вопросы

1

Тема 1.2.

Основные функции и методы стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

Функции стандартизации: экономическая, социальная, коммуникативная. Принципы стандартизации, определяющие научную организацию работ. Метод опережающей и комплексной стандартизации

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Изучение принципов стандартизации, чтение учебной литературы, работа с конспектом. Ответы на контрольные вопросы

1

Тема 1.3.

Документы в области стандартизации

 

Содержание учебного материала

2

1

Документы в области стандартизации. Комплексные системы общетехнических стандартов (ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП). Категории и виды стандартов. Стандартизация и качество продукции

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Изучение комплексных систем общетехнических

стандартов. Чтение учебной литературы, работа с конспектом

1

Тема 1.4.

Взаимозаменяемость и ее виды

Содержание учебного материала

2

1

Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов.

Понятие о точности и погрешности размера. Надежность технологических систем

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом.

1

Раздел 2.

Система допусков и посадок деталей и соединений

   

Тема 2.1.

Размеры, предельные отклонения, допуск размера

Содержание учебного материала

2

1

Основные определения (ГОСТ 25.346). Размеры: номинальный, предельные, действительные. Допуск, единица допуска, графическое изображение полей допусков.

Понятие о точности и погрешности размера

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 1. Решение задач на определение заданной точности изготовления деталей. Построение схем полей допусков

2

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом, решение задач. Ответы на контрольные вопросы

2

Тема 2.2.

Основные

понятия

о допусках

и посадках

Содержание учебного материала

4

1

Системы и виды соединений типовых деталей и машин. Допуск, единица допуска, понятие о квалитетах. Графическое изображение полей допусков посадок.

2

2

Единые принципы построения систем допусков и посадок (система отверстия, система вала). Методика расчета соединений различных видов

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 2. Расчет различных видов соединений деталей машин

2

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом, решение задач на расчет соединений различных видов

3

Тема 2.3.

Единые принципы построения систем допусков и посадок

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения о системе допусков и посадок (ЕСДП). Методика построения посадок. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Обозначение предельных отклонений и допусков на чертежах

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 3. Решение задач по расчету гладких цилиндрических соединений, определение предельных размеров и отклонений

2

Практические занятия. Практическое занятие 4. Выбор и расчет посадок. Методика расчета соединений типа « вал-втулка». Работа со справочной литературой

2

Контрольные работы. Контрольная работа №1. Расчет соединений гладких цилиндрических поверхностей, построение схем полей допусков, обозначение посадок

2

Самостоятельная работа обучающихся. Расчетно-графическая работа №1. Расчет гладких цилиндрических соединений. Работа со справочной литературой

4

Тема 2.4.

Нормы геометрической

точности

изделий

Содержание учебного материала

4

1

Классификация отклонений геометрических параметров деталей. Система нормирования отклонения формы и расположения поверхности. Обозначение на чертежах допуска формы и расположения

2

2

Шероховатость поверхности: параметры шероховатости и обозначение на чертежах. Влияние шероховатости на взаимозаменяемость машин и механизмов

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Работа с конспектом, по справочнику подбор значений шероховатости

2

Тема 2.5.

Допуски и посадки подшипников качения

Содержание учебного материала

2

1

Классы точности подшипников качения. Расположение полей допусков. Выбор посадок. Обозначение посадок на чертежах

 

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал- подшипник»

1

Раздел 3.

Точность

размерных

цепей

   

Тема 3.1.

Точность размерных цепей

Содержание учебного материала

2

1

Классификация размерных цепей. Основные термины и определения.

Задачи по обеспечению точности размерных цепей

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 5. Методы расчета размерных цепей: метод, обеспечивающий полную взаимозаменяемость, теоретико-вероятностный метод расчета

2

Практические занятия. Практическое занятие 6. Расчет размерных цепей на определение полной взаимозаменяемости (метод max-min).

2

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы ,работа с конспектом. Расчет размерных цепей для различных видов соединений

3

Раздел 4.

Системы соединений для различных деталей и механизмов

   

Тема 4.1

Система допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений

Содержание учебного материала

4

1

Конструкции шпонок. Виды и характеристики посадок. Обозначение на чертежах.

Подбор и расчет шпоночных соединений. Обозначение на чертежах

2

2

Основные параметры прямобочных шлицевых соединений, способы центрирования и

рекомендуемые посадки. Обозначение допусков на чертежах шлицевых соединений. Выбор способа центрирования и расчет шлицевых соединений

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 7. Расчет шпоночных и шлицевых соединений для различных машин и механизмов

2

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа со справочниками. Расчет различных видов шпоночных и шлицевых соединений

3

Тема 4.2.

Допуски резьбовых соединений

Содержание учебного материала

4

2

1

Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к резьбовым соединениям.

Методы подбора и характеристика крепежных резьб

2

Общие принципы обеспечения взаимозаменяемости цилиндрических резьб.

Взаимозаменяемость резьбовых соединений с зазором и натягом

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 8. Расчет резьбовых соединений различных видов. Влияние точности изготовления резьбы на прочность резьбовых соединений

2

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, специальной литературы. Выбор и расчет резьбовых соединений

3

Тема 4.3.

Нормирование точности зубчатых колес и передач

Содержание учебного материала

2

1

Основные эксплуатационные требования к зубчатым передачам. Система допусков для зубчатых колес и передач

2

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, ответы на контрольные вопросы

1

 

Раздел 5.

Основы метрологии и технические измерения

   

Тема 5.1.

Понятие о метрологии.

Основы теории измерений

Содержание учебного материала

4

1

Основные положения в области метрологии. Государственная система обеспечения

единства измерения (ГСИ). Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости изделий. Воспроизведение и передача размеров физических величин

2

2

Средства измерений и их метрологические характеристики. Метрологическое обеспечение изделий на разных стадиях их жизненного цикла. Выбор средств измерения и контроля

2

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, специальной литературы. Изучение средств измерения и контроля

2

Тема 5.2.

Гладкие калибры и их допуски

Содержание учебного материала

4

1

Классификация и маркировка калибров. Конструкции гладких калибров. Технические

условия на калибры, материалы калибров Допуски калибров.

2

2

Методика расчета исполнительных размеров калибров для деталей типового соединения.

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия. Практическое занятие 9. Расчет исполнительных размеров калибров

2

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Работа со справочной литературой. Расчет исполнительных размеров калибров

2

Раздел 6.

Основы сертификации.

Подтверждение соответствия

   

Тема 6.1

Показатели и системы качества продукции

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные определения в области сертификации. Стандарты ИСО 9000. Добровольная и обязательная сертификация.

 

Лабораторные работы.

-

 

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Оформление документации в соответствии с требованиями ИСО

2

 

Всего:

96 часов.

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- обучающие стенды,

- таблицы;

- плакаты;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- методические указания для проведения лабораторных и практических работ;

- аудиовизуальные;

- компьютерные;

- измерительные приборы.

3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2005.

2. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Издательство: Юрайт- Издат, 2007

Интернет-ресурсы:

Дополнительные источники:

Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы - М., 2009.

Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. – М.: ДМК Пресс, 2010.

Соколова Т. Ю. AutoCAD 2010. Учебный курс. СПб.: Питер, 2010.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия;

Текущий контроль:

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

знать:

- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор:

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации.

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- письменная контрольная работа.

Итоговый контроль в форме экзамена.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.