Рабочая программа по дисциплине: ОП 05 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: ОП 05 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
по программе базовой подготовки
по профессии: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________ |
5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________ |
6-14 |
3. условия реализации учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»_______________________ |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»__ |
16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» может быть использована в профессиональной подготовке специалиста.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
- определять износ соединений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа.
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
18 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
Итоговая аттестация в форме: экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа. |
Количество часов |
Уровень освоения |
||||||
Раздел 1. Основы стандартизации |
|||||||||
Тема 1.1. Сущность и задачи стандартизации |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Цели и задачи изучения дисциплины. Основные понятия в области стандартизации. Нормативно-правовые документы по стандартизации. Международные стандарты ИСО |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение документов в области стандартизации, чтение учебной литературы. Ответы на контрольные вопросы |
1 |
||||||||
Тема 1.2. Основные функции и методы стандартизации |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Функции стандартизации: экономическая, социальная, коммуникативная. Принципы стандартизации, определяющие научную организацию работ. Метод опережающей и комплексной стандартизации |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение принципов стандартизации, чтение учебной литературы, работа с конспектом. Ответы на контрольные вопросы |
1 |
||||||||
Тема 1.3. Документы в области стандартизации |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Документы в области стандартизации. Комплексные системы общетехнических стандартов (ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП). Категории и виды стандартов. Стандартизация и качество продукции |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение комплексных систем общетехнических стандартов. Чтение учебной литературы, работа с конспектом |
1 |
||||||||
Тема 1.4. Взаимозаменяемость и ее виды |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Понятие о точности и погрешности размера. Надежность технологических систем |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом. |
1 |
||||||||
Раздел 2. Система допусков и посадок деталей и соединений |
|||||||||
Тема 2.1. Размеры, предельные отклонения, допуск размера |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Основные определения (ГОСТ 25.346). Размеры: номинальный, предельные, действительные. Допуск, единица допуска, графическое изображение полей допусков. Понятие о точности и погрешности размера |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 1. Решение задач на определение заданной точности изготовления деталей. Построение схем полей допусков |
2 |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом, решение задач. Ответы на контрольные вопросы |
2 |
||||||||
Тема 2.2. Основные понятия о допусках и посадках |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Системы и виды соединений типовых деталей и машин. Допуск, единица допуска, понятие о квалитетах. Графическое изображение полей допусков посадок. |
2 |
|||||||
2 |
Единые принципы построения систем допусков и посадок (система отверстия, система вала). Методика расчета соединений различных видов |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 2. Расчет различных видов соединений деталей машин |
2 |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа с конспектом, решение задач на расчет соединений различных видов |
3 |
||||||||
Тема 2.3. Единые принципы построения систем допусков и посадок |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Общие сведения о системе допусков и посадок (ЕСДП). Методика построения посадок. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Обозначение предельных отклонений и допусков на чертежах |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 3. Решение задач по расчету гладких цилиндрических соединений, определение предельных размеров и отклонений |
2 |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 4. Выбор и расчет посадок. Методика расчета соединений типа « вал-втулка». Работа со справочной литературой |
2 |
||||||||
Контрольные работы. Контрольная работа №1. Расчет соединений гладких цилиндрических поверхностей, построение схем полей допусков, обозначение посадок |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Расчетно-графическая работа №1. Расчет гладких цилиндрических соединений. Работа со справочной литературой |
4 |
||||||||
Тема 2.4. Нормы геометрической точности изделий |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Классификация отклонений геометрических параметров деталей. Система нормирования отклонения формы и расположения поверхности. Обозначение на чертежах допуска формы и расположения |
2 |
|||||||
2 |
Шероховатость поверхности: параметры шероховатости и обозначение на чертежах. Влияние шероховатости на взаимозаменяемость машин и механизмов |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Работа с конспектом, по справочнику подбор значений шероховатости |
2 |
||||||||
Тема 2.5. Допуски и посадки подшипников качения |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Классы точности подшипников качения. Расположение полей допусков. Выбор посадок. Обозначение посадок на чертежах |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал- подшипник» |
1 |
||||||||
Раздел 3. Точность размерных цепей |
|||||||||
Тема 3.1. Точность размерных цепей |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Классификация размерных цепей. Основные термины и определения. Задачи по обеспечению точности размерных цепей |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 5. Методы расчета размерных цепей: метод, обеспечивающий полную взаимозаменяемость, теоретико-вероятностный метод расчета |
2 |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 6. Расчет размерных цепей на определение полной взаимозаменяемости (метод max-min). |
2 |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы ,работа с конспектом. Расчет размерных цепей для различных видов соединений |
3 |
||||||||
Раздел 4. Системы соединений для различных деталей и механизмов |
|||||||||
Тема 4.1 Система допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Конструкции шпонок. Виды и характеристики посадок. Обозначение на чертежах. Подбор и расчет шпоночных соединений. Обозначение на чертежах |
2 |
|||||||
2 |
Основные параметры прямобочных шлицевых соединений, способы центрирования и рекомендуемые посадки. Обозначение допусков на чертежах шлицевых соединений. Выбор способа центрирования и расчет шлицевых соединений |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 7. Расчет шпоночных и шлицевых соединений для различных машин и механизмов |
2 |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, работа со справочниками. Расчет различных видов шпоночных и шлицевых соединений |
3 |
||||||||
Тема 4.2. Допуски резьбовых соединений |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
2 |
|||||||||
1 |
Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к резьбовым соединениям. Методы подбора и характеристика крепежных резьб |
||||||||
2 |
Общие принципы обеспечения взаимозаменяемости цилиндрических резьб. Взаимозаменяемость резьбовых соединений с зазором и натягом |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 8. Расчет резьбовых соединений различных видов. Влияние точности изготовления резьбы на прочность резьбовых соединений |
2 |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, специальной литературы. Выбор и расчет резьбовых соединений |
3 |
||||||||
Тема 4.3. Нормирование точности зубчатых колес и передач |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Основные эксплуатационные требования к зубчатым передачам. Система допусков для зубчатых колес и передач |
2 |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, ответы на контрольные вопросы |
1 |
||||||||
Раздел 5. Основы метрологии и технические измерения |
|||||||||
Тема 5.1. Понятие о метрологии. Основы теории измерений |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Основные положения в области метрологии. Государственная система обеспечения единства измерения (ГСИ). Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости изделий. Воспроизведение и передача размеров физических величин |
2 |
|||||||
2 |
Средства измерений и их метрологические характеристики. Метрологическое обеспечение изделий на разных стадиях их жизненного цикла. Выбор средств измерения и контроля |
2 |
|||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы, специальной литературы. Изучение средств измерения и контроля |
2 |
||||||||
Тема 5.2. Гладкие калибры и их допуски |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Классификация и маркировка калибров. Конструкции гладких калибров. Технические условия на калибры, материалы калибров Допуски калибров. |
2 |
|||||||
2 |
Методика расчета исполнительных размеров калибров для деталей типового соединения. |
||||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. Практическое занятие 9. Расчет исполнительных размеров калибров |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Работа со справочной литературой. Расчет исполнительных размеров калибров |
2 |
||||||||
Раздел 6. Основы сертификации. Подтверждение соответствия |
|||||||||
Тема 6.1 Показатели и системы качества продукции |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
2 |
|||||||||
1 |
Основные определения в области сертификации. Стандарты ИСО 9000. Добровольная и обязательная сертификация. |
||||||||
Лабораторные работы. |
- |
||||||||
Практические занятия. |
- |
||||||||
Контрольные работы. |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение учебной литературы. Оформление документации в соответствии с требованиями ИСО |
2 |
||||||||
Всего: |
96 часов. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- обучающие стенды,
- таблицы;
- плакаты;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- методические указания для проведения лабораторных и практических работ;
- аудиовизуальные;
- компьютерные;
- измерительные приборы.
3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2005.
2. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Издательство: Юрайт- Издат, 2007
Интернет-ресурсы:
Дополнительные источники:
Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы - М., 2009.
Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. – М.: ДМК Пресс, 2010.
Соколова Т. Ю. AutoCAD 2010. Учебный курс. СПб.: Питер, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия; |
Текущий контроль: - устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции. |
- устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
знать: - объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения; |
- устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор: |
- устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией; |
- устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации. |
- устный индивидуальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - письменная контрольная работа. |
Итоговый контроль в форме экзамена. |