Рабочая программа по учебному предмету «физическая культура» (10 класс, УМК под ред. В.И. Ляха)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67»
г. Оренбурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«физическая культура»
Уровень (средний)
класс 10
Разработана: /учитель физической культуры
Ф.И.О./ должность
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
10- класс
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:
Демонстрировать.
Физическая способность | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 100 м, с. Бег 30 м, с. | 14,3 5,0 | 17,5 5,4 |
Силовые | Подтягивания в висе на высокой перекладине, количество раз | 10 | – |
Подтягивания из виса, лежа на низкой | – | 14 | |
Прыжок в длину с места, см | 215 | 170 | |
К выносливости | Бег 2000 м, мин | – | 10,00 |
Бег 3000 м, мин | 13,30 | – |
Содержание учебного предмета
физическая культура и основы
здорового образа жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.
Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.
Индивидуально-ориентированные здоровье сберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта. Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. Метание мяча на дальность.
Прикладная физическая подготовка
Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; плавание на груди, спине, боку с грузом в руке.
Тематическое планирование
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | | | |
Класс | | | | ||
10 | | | | ||
| Физическая культура и основы здорового образа жизни. | в процессе урока | | | |
1 | Подготовка к соревновательной деятельности. Оздоровительные системы физического воспитания. | 3 | | | |
2 | Бег на короткие и средние дистанции. | 3 | | | |
3 | Бег на длинные дистанции. | 3 | | | |
4 | Прыжки в длину с разбега. | 3 | | | |
5 | Прыжки в высоту с разбега. | 3 | | | |
6 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре. | 3 | | | |
7 | Метание мяча на дальность. Оздоровительные ходьба и бег. | 2 | | | |
8 | Контрольный урок по легкой атлетике. | 1 | | | |
9 | Совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических комбинациях. Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. | 9 | | | |
10 | Совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных гимнастических комбинациях.(на спортивных снарядах) Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц. | 8 | | | |
11 | Контрольный урок. Техника упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах) | 1 | | | |
12 | Передвижения на лыжах. Индивидуально-ориентированные здоровье сберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; | 11 | | | |
13 | Контрольный урок, передвижения на лыжах. | 1 | | | |
14 | Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (волейбол). | 17 | | | |
15 | Контрольный урок по волейболу. | 1 | | | |
16 | Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (Баскетбол) | 14 | | | |
17 | Контрольный урок по баскетболу. | 1 | | | |
18 | Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. | 9 | | | |
19 | Плавание (теория). Плавание на груди, спине, боку с грузом в руке. | 5 | | | |
20 | Зачет- 10-класс. Контрольный урок за год -11 класс. | 1 | | | 1 |
21 | Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (Футбол, мини-футбол). | 6 | | | |
| Итого | 105 | | | |
Оценочный материал
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№ п/п | физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Вег 30 м, с | 16 17 | 5,2 -и ниже 5,1 | 5,1—4,8 5,0—4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,95,3 5,9—5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координационные | Челночный бег 3 х 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0—7,7 7,9—7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3—8,7 9,3—8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195—210 205—220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170—190 170—190 | 210 и выше 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1300 и выше 1300 | 1050—1200 1050—1200 | 900 и ниже 900 | 1500 и выше 1500 | 1300—1400 1300—1400 | 1100 и ниже 1100 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9—12 9—12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12—14 12—14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8—9 9—10 | 11 и выше 12 | | | |
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | | | | б и ниже 6 | 13—15 13—15 | 18 и выше 18 |
Контрольный урок по легкой атлетике
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
Прыжок в высоту «способом перешагивания»
Метание мяча на дальность.
6- минутный бег (оценка общей выносливости).
Контрольный урок. Техника упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах)
Акробатические прыжки, юноши
Выполняются 2 акробатических упражнения.
Первое упражнение: с 2-3-х шагов разбега кувырок прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 0 - два кувырка вперёд – прыжок вверх, ноги в стороны.
Второе упражнение: два переворота в сторону - приставляя ногу, поворот направо (налево) два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом на 1800
Акробатические прыжки, девушки
Первое упражнение: кувырок-прыжок вверх с поворотом на 180 градусов – два кувырка вперёд – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.
Второе упражнение: два переворота в сторону – приставляя ногу, поворот направо (налево) – два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.
Составление комплекса упражнений с гантелями (девушки, юноши).
Используя предлагаемые упражнения на различные группы мышц, обучающийся самостоятельно составляет комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) на основе методики и показывает его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.
I. Мышцы груди.
1. Подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).
2. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).
3. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).
II. Бицепсы.
1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о колено, попеременно.
2. Сидя на наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.
III. Трицепсы.
1. Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.
2. Лежа на скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.
3. Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.
IV. Мышцы спины.
1.Тяга к поясу, в наклоне, другая рука в упоре.
2.Отведение гантелей назад вверх в наклоне.
V. Грудные мышцы.
1. Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.
2. Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.
3. Жим тяжёлых гантелей.
VI. Мышцы живота.
1. Подъём туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.
2. Подъём ног из положения лежа.
VII. Разгибание спины.
1. Наклон вперёд, гантели в руках за головой.
VIII. Мышцы бедра.
1. Присед, руки с гантелями у плеч.
2.Сидя на высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.
IX. Мышцы голени.
1. Подъём на носки, стоя на бруске.
2. Подъём на носок одной ноги, гантель внизу.
X. Упражнения на растяжку.
Контрольный урок по волейболу
Прием - передача двумя руками сверху над собой
Прием мяча снизу двумя руками
Верхняя прямая подача мяча в заднюю часть площадки
Контрольный урок по баскетболу
Обучающийся находится за лицевой линией слева от щита лицом к средней линии, мяч в руках.
По команде, с ведением мяча правой рукой (в среднем темпе) «пересекает» среднюю линию и в передовой зоне выполняет передачу двумя от груди игроку, стоящему на линии штрафного броска. С ускорением справа, в направлении к щиту, получает обратную передачу (находясь в ограниченной зоне) с остановкой прыжком и выполняет бросок одной рукой от головы.
После броска испытуемый осуществляет подбор мяча, ведет мяч правой рукой, в направлении к стойкам. Осуществляет обводку 5 стоек (в направлении к противоположному щиту). Затем производит бросок в движении с двух шагов из-под кольца одной рукой от головы. Упражнение считается законченным при касании мячом земли.
Контрольный урок передвижения на лыжах.
Передвижения на лыжах.
Методический материал
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Физическая культура».
Для организации учебного процесса по физической культуре в МОАУСОШ № 67 имеются: спортивный зал (12х24 м.), пришкольный легкоатлетический стадион (с футбольным полем), баскетбольная и волейбольная площадки, оборудованный открытый сектор для прыжка (в длину) и метаний (малого теннисного мяча и гранаты); полоса препятствий.
Перечень имеющегося учебного оборудования
Раздел программы | Учебные темы | Комплекты инвентаря и оборудования | Кол-во |
1 | 2 | 3 | 4 |
Знания о физической культуре | | Комплект наглядных плакатов | 3 |
Учебники по физической культуре | 17 | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | Гимнастика с элементами акробатики | Канат для лазания (5 м) Козел гимнастический Конь гимнастический Мат паралоновый (2 х 1 х 0,1) Перекладина гимнастическая Стенка гимнастическая Мостик гимнастический подкидной Бревно гимнастическое | 2 2 1 31 8 2 1 |
Палка гимнастическая Скамейка гимнастическая жесткая (4 м) Скакалка детская | 10 6 10 | ||
Легкая атлетика | Планка для прыжков в высоту Стойка для прыжков в высоту Секундомер Номера нагрудные Мячи для тенниса Аптечка | 1 2 1 10 10 1 2 | |
Лыжные гонки | Лыжи Лыжные палки Крепления для лыж | 10пар 10 пар 10 пар | |
| Подвижные игры Спортивные игры | Свисток судейский Сетка волейбольная Щит баскетбольный игровой Сетка для ворот по мини-футболу Мячи футбольные Мячи волейбольные Мячи баскетбольные Фишки | 1 1 4 2 2 5 10 5 |
Медицинский кабинет | Инвентарь и оборудование для медико-педагогического контроля | Ростомер Весы медицинские | 1 1 |
Методический кабинет Библиотека | Методическое обеспечение | Программно-нормативный сборник «Вестник образования» | Годовая подписка |
Учебно-методический комплекс
Для проведения уроков физической культуры используется следующая литература для учащихся:
Учебник «Физическая культура» 10–11 классы под редакцией В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник «Физическая культура» под редакцией И.М.Бутина, С.М.Масленникова - М.Владос 2003г.
Задание для подготовки к Олимпиаде под редакцией В.К.Шлыкова, И.Н.Марченко.
Олимпиада по предмету Физическая культура под редакцией Н.И.Чеснокова, В.В.Кузина, А.А.Красникова.
Физическая культура: учеб.для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / [ В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др. под редакцией В.И. Ляха - М.: «Просвещение», 2005