12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Любовь Ивановна Понкратова63 Россия, Брянская обл., Карачев |
Рабочая программа по физической культуре для 10-11 класс
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре
При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; в обучении физической культуре; положения о рабочей программе
- Учебного плана на 2018-2019 учебный год
- Рабочая программа по физической культуре для 7 класса составлена на основе ФГОС ОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования»
- указа президента (от 24 марта 2014года) «о введении с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО»
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования МОУ Тёпловская СОШ;
- Авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
Содействовать гармоничному физическому развитию, выработать умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
Формировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, быстроты и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к | службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Учебно-методический комплект:
Физическая культура. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237с.: ил. – ISBN 978-5-09-028994-8
Количество часов на которые рассчитана рабочая программа:
В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет и на его преподавание отводится 3 часа в неделю (105 часов в год).
Содержание образования
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. В данной рабочей программе вариативная часть включает в себя программный материал по кроссовой подготовке, гимнастике с элементами акробатики, легкой атлетике.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделятся время в процессе урока.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 10-11 классов
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
Класс | |||
10
| 11 | ||
1 | Базовая часть | 86 | 87 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе урока | |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 16 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 22 | 22 |
1.4 | Легкая атлетика | 21 | 20 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 | 18 |
1.6 | Баскетбол | 9 | 9 |
2 | Вариативная часть | 19 | 18 |
2.1 | Кроссовая подготовка | 17 | 15 |
2.2 | ГТО | 2 | 3 |
Итого | 105 | 105 |
Распределения учебных часов по четвертям
№ | Четверти | Кол-во часов |
1 | первая | 25 |
2 | вторая | 22 |
3 | третья | 31 |
4 | четвертая | 26 |
год | 105 |
Социокультурные основы
10класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятий. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
11класс.Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции
10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.
Волейбол
10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейболом.
Гимнастика с элементами акробатики
10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение и воспитание волевых качеств гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Самоконтроль при занятиях гимнастикой. Выполнение обязанностей помощника судьи. Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений.
Баскетбол
10-11 классы. Терминология спортивной игры, техника владения мячом (ловля, передача, ведение мяча, бросков), техника передвижения, остановок, стоек и поворотов, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия. Воспитание нравственных и волевых качеств. Помощь в судействе. Техника безопасности при занятиях баскетболом, подготовка мест занятий. Развитие координационных и кондиционных способностей. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Упражнения на развитие физических способностей.
Легкая атлетика
10-11 классы. Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований. Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Кроссовая подготовка
10-11классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие двигательных качеств.
Лыжная подготовка
10-11 классы. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании средней школы учащийся сдает обязательный зачет по физической культуре. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями прикладной и оздоровительной направленности;
особенности обучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить
самостоятельные занятия физическими упражнениями прикладной и оздоровительной направленности;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений.
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 100м/с | 14,3 | 17,5 |
Бег 30 м/с | 5,0 | 5,4 | |
Силовые | Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз | 10 | - |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз | - | 14 | |
Прыжок в длину с места, см | 215 | 170 | |
К выносливости | Бег 2000 м, мин, с | - | 10.00 |
Бег 3000 м, мин, с | 13.50 | - |
Двигательные умения, навыки и способности
В метании на дальность и на меткость:
метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов;
метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5х2,5 м с 10-12 м (девушки) и 15 – 25 м (юноши);
метать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1 м с 10 м (девушки) и 15 – 20 м (юноши)
В гимнастических и акробатических упражнениях:
выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или брусьях (девушки);
выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой115-125 см (юноши);
выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем (девушки);
выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов;
лазать по канату на скорость (юноши).
В единоборствах:
проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши)
В спортивных играх:
демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр;
Физическая подготовленность:
должна соответствовать среднему уровню показателей развития основных физических способностей (таблица)
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни;
осуществлять коррекцию недостатков физического развития;
Способы спортивной деятельности:
участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
Уровень физической подготовленности учащихся
№ | Физические способности | Контрольное упражнение | Возраст | Уровень | ||||||
Юноши | Девушки | |||||||||
Низкий | Средн. | Высок. | Низкий | Средн. | Высок. | |||||
1 | Скоростные | Бег 30м | 16 | 5,2 | 5,1-4,8 | 4,4 | 6,1 | 5,9-5,3 | 4,8 | |
17 | 5,1 | 5,0-4,7 | 4,3 | 6,1 | 5,9-5,3 | 4,8 | ||||
2 | Координацион. | Бег 3х10м | 16 | 8,2 | 8,0-7,7 | 7,3 | 9,7 | 9,3-8,7 | 8,4 | |
17 | 8,1 | 7,9-7,5 | 7,2 | 9,6 | 9,3-8,7 | 8,4 | ||||
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места | 16 | 180 | 195-210 | 230 | 160 | 170-190 | 210 | |
17 | 190 | 205-220 | 240 | 160 | 170-190 | 210 | ||||
4 | Выносливость | Бег 6 мин. м | 16 | 1100 | 1300-1400 | 1500 | 900 | 1050-1200 | 1300 | |
17 | 1100 | 1300-1400 | 1500 | 900 | 1050-1200 | 1300 | ||||
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя | 16 | 5 | 9-12 | 15 | 7 | 12-14 | 20 | |
17 | 5 | 9-12 | 15 | 7 | 12-14 | 20 | ||||
6 | Силовые | Подтягиван. на перекладине | 16 | 4 | 8-9 | 11 | 6 | 13-15 | 18 | |
17 | 5 | 9-10 | 12 | 6 | 13-15 | 18 |
Планируемые результаты освоение учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Обучающийся научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Обучающийся получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование обучающийся научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.