Рабочая программа по физической культуре для 10–11 класса по УМК под ред. В.И. Ляха

1
0
Материал опубликован 24 March 2019

Пояснительная записка

к рабочей программе по физической культуре

При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; в обучении физической культуре; положения о рабочей программе 

- Учебного плана на 2018-2019 учебный год 

- Рабочая программа по физической культуре для 7 класса составлена на основе ФГОС ОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования»

- указа президента (от 24 марта 2014года) «о введении с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО»

- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования МОУ Тёпловская СОШ;

- Авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

Содействовать гармоничному физическому развитию, выработать умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состо­яния здоровья, противостояния стрессам;

Формировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, быстроты и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;

формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к | службе в армии;

закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Учебно-методический комплект:

Физическая культура. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237с.: ил. – ISBN 978-5-09-028994-8

Количество часов на которые рассчитана рабочая программа:

В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет и на его преподавание отводится 3 часа в неделю (105 часов в год).

Содержание образования

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. В данной рабочей программе вариативная часть включает в себя программный материал по кроссовой подготовке, гимнастике с элементами акробатики, легкой атлетике.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделятся время в процессе урока.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 10-11 классов

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

10


 


 


 

11

1

Базовая часть

86

87

1.1

Основы знаний о физической культуре

в процессе урока

1.2

Спортивные игры (волейбол)

16

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

22

22

1.4

Легкая атлетика

21

20

1.5

Лыжная подготовка

18

18

1.6

Баскетбол

9

9

2

Вариативная часть

19

18

2.1

Кроссовая подготовка

17

15

2.2

ГТО

2

3

 

Итого

105

105

Распределения учебных часов по четвертям

Четверти

Кол-во часов

1

первая

25

2

вторая

22

3

третья

31

4

четвертая

26

 

год

105

Социокультурные основы

10класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.

11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы со­ставления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятий. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

11класс.Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Приемы саморегуляции

10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.

Волейбол

10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейболом.

Гимнастика с элементами акробатики

10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение и воспитание волевых качеств гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Самоконтроль при занятиях гимнастикой. Выполнение обязанностей помощника судьи. Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений.

Баскетбол

10-11 классы. Терминология спортивной игры, техника владения мячом (ловля, передача, ведение мяча, бросков), техника передвижения, остановок, стоек и поворотов, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия. Воспитание нравственных и волевых качеств. Помощь в судействе. Техника безопасности при занятиях баскетболом, подготовка мест занятий. Развитие координационных и кондиционных способностей. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Упражнения на развитие физических способностей.

Легкая атлетика

10-11 классы. Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований. Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Кроссовая подготовка

10-11классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие двигательных качеств.

Лыжная подготовка

10-11 классы. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.


 

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании средней школы учащийся сдает обязательный зачет по физической культуре. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Объяснять

роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

 

Характеризовать

индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями прикладной и оздоровительной направленности;

особенности обучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

 

Соблюдать правила

личной гигиены и закаливания организма;

организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом

культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

 

Проводить

самостоятельные занятия физическими упражнениями прикладной и оздоровительной направленности;

контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью;

приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;

приемы массажа и самомассажа;

занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

судейство соревнований по одному из видов спорта.

 

Составлять

индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

планы-конспекты индивидуальных занятий.

 

Определять

уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма;

дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений.

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 100м/с

14,3

17,5

Бег 30 м/с

5,0

5,4

Силовые

Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз

10

-

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз

-

14

Прыжок в длину с места, см

215

170

К выносливости

Бег 2000 м, мин, с

-

10.00

Бег 3000 м, мин, с

13.50

-

Двигательные умения, навыки и способности

В метании на дальность и на меткость:

метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов;

метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5х2,5 м с 10-12 м (девушки) и 15 – 25 м (юноши);

метать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1 м с 10 м (девушки) и 15 – 20 м (юноши)

В гимнастических и акробатических упражнениях:

выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или брусьях (девушки);

выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой115-125 см (юноши);

выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем (девушки);

выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов;

лазать по канату на скорость (юноши).

В единоборствах:

проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши)

В спортивных играх:

демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр;

Физическая подготовленность:

должна соответствовать среднему уровню показателей развития основных физических способностей (таблица)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни;

осуществлять коррекцию недостатков физического развития;

Способы спортивной деятельности:

участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

Уровень физической подготовленности учащихся

Физические способности

Контрольное упражнение

Возраст

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средн.

Высок.

Низкий

Средн.

Высок.

1

Скоростные

Бег 30м

16

5,2

5,1-4,8

4,4

6,1

5,9-5,3

4,8

17

5,1

5,0-4,7

4,3

6,1

5,9-5,3

4,8

2

Координацион.

Бег 3х10м

16

8,2

8,0-7,7

7,3

9,7

9,3-8,7

8,4

17

8,1

7,9-7,5

7,2

9,6

9,3-8,7

8,4

3

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места

16

180

195-210

230

160

170-190

210

17

190

205-220

240

160

170-190

210

4

Выносливость

Бег 6 мин.

м

16

1100

1300-1400

1500

900

1050-1200

1300

17

1100

1300-1400

1500

900

1050-1200

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя

16

5

9-12

15

7

12-14

20

17

5

9-12

15

7

12-14

20

6

Силовые

Подтягиван. на перекладине

16

4

8-9

11

6

13-15

18

17

5

9-10

12

6

13-15

18

Планируемые результаты освоение учебного предмета «Физическая культура»

Знания о физической культуре

Обучающийся научится:

• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;

• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Обучающийся научится:

• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Обучающийся получит возможность научиться:

• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование обучающийся научится:

• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться:

• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации