Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 6 им. И.Н.Ульянова»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель кафедры Заместитель директора Директор Средней школы
начального общего по УВР № 6 им. И.Н.Ульянова
образования
_________ Н.Г. Густова ________ С.Ю. Данилова _______ Е.В. Малюгина
«___»___________2020г. «___»____________2020г. «___»___________2020г.
Пр.№ ______ Пр.№ ______
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
3 Б класса
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Кузововой Натальи Николаевны
2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю- 1 час
Предметная область – «Искусство»
Учебный предмет – «Изобразительное искусство»
Год обучения - третий
Программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Основной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа № 6 им. И.Н.Ульянова»
Основной программы начального общего образования и авторской программы Н.М.Сокольниковой, С.П.Ломова "Изобразительное искусство" (УМК «Планета знаний»)
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». - М.: АСТ: Астрель, 2015.
2. Н. М.Сокольникова, С.П.Ломов. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. М.:
АСТ: Астрель, 2013.
3. Обучение в 3 классе по учебнику Сокольникова Н.М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
Учебный план. 3 класс
| I триместр 10 недель | II триместр 11 недель | III триместр 13 недель |
Изучение основного материала | 9 | 10 | 12 |
Проектная деятельность | 1 | 1 | 1 |
Итого | 10 | 11 | 13 |
Цели:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
—освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребёнка;
—воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
—эмоционально - развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально - чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
—ценностно - ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно - нравственным и эстетическим критериям;
—арт - терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников
и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Задачи:
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;
—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;
—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры,
умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—обучить основам народного и декоративно - прикладного искусства;
—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля) — развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
· основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· называть и различать основные виды изобразительного искусства;
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно -прикладного искусства);
· правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
· моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
· подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· продумывать план действий при работе в паре;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· различать многообразие форм предметного мира;
· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
· конструировать по свободному замыслу;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
· моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· высказывать собственное мнение о художественно - творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
«Мир изобразительного искусства» (13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью - Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Мир изобразительного искусства | 13 ч. |
2 | Мир народного искусства | 6 ч. |
3 | Мир декоративного искусства | 9 ч. |
4 | Мир архитектуры и дизайна | 6 ч. |
5 | Итого | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. С. 4–10 | 1 | 03.09 | |
2 | Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. Инструктаж по ТБ С. 10–15 | 1 | 10.09 | |
3 | Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба. С. 16–23 | 1 | 17.09 | |
4 | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). С. 24–25 | 1 | 24.09 | |
5 | Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров. С. 26 | 1 | 01.10 | |
6 | Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. | 1 | 15.10 | |
7 | Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). С. 36–37 | 1 | 22.10 | |
8 | Портрет как жанр. Автопортрет. С. 38–45, 48–49 Проектная работа | 1 | 29.10 | |
9 | Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш) С. 46–47 | 1 | 05.11 | |
10 | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки. С. 50–53 | 1 | 12.11 | |
11 | Портреты сказочных героев. Силуэт. С. 54–57 | 1 | 26.11 | |
12 | Необычные портреты. Школа коллажа. С. 58–59 | 1 | 03.12 | |
13 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 60–61 | 1 | 10.12 | |
Мир народного искусства (6 ч ) | ||||
14 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.С.66–71 | 1 | 17.12 | |
15. | Проект «Изобразительное искусство». Богородские игрушки. «Мишка – дергун». Школа народного искусства. С. 72–77 | 1 | 24.12 | |
16 | Жостовские подносы. Школа народного искусства. С. 78–83 | 1 | 14.01 | |
17 | Павлово-Посадские платки. С. 84 - 85 | 1 | 21.01 | |
18 | Скопинская керамика. Школа народного искусства. Лепка сосуда – рыбы. С. 86–89 | 1 | 28.01 | |
19 | Проверочный урок. Твои творческие достижения С. 90–91 Проектная работа | 1 | 04.02 | |
Мир декоративного искусства (9 ч ) | ||||
20 | Декоративная композиция. Стилизация С. 94–97 | 1 | 11.02 | |
21 | Замкнутый орнамент. С. 98 - 99 | 1 | 25.02 | |
22 | Декоративный натюрморт. Коллаж "Игрушки" С. 100–101 | 1 | 04.03 | |
23 | Декоративный пейзаж. | 1 | 11.03 | |
24 | Декоративный портрет. Школа декора. С. 104–105 | 1 | 18.03 | |
25 | Маски из папье – маше. Школа декора. С. 106–107 | 1 | 25.03 | |
26. | Проект «Народное и декоративное искусство». Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. С. 108–109 | 1 | 01.04 | |
27 | Праздничный декор. Писанки. С. 110–111 | 1 | 08.04 | |
28 | Проверочный урок. Твои творческие достижения С. 112–113 Проектная работа | 1 | 15.04 | |
Мир архитектуры и дизайна (6 ч ) | ||||
29 | Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. С. 118–121 | 1 | 22.04 | |
30 | Школа дизайна. Мобиль. Декоративная свеча. С. 122–123 | 1 | 29.04 | |
31 | Форма спирали. Архитектура и дизайн. С. 124–127 | 1 | 06.05 | |
32 | Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек. | 1 | 13.05 | |
33 | Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративной открытки. Коробочка для печенья. С. 130–133, 135 | 1 | 20.05 | |
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения С. 136–137 | 1 | 27.05 | |