Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
Рабочая программа
предмета «Изобразительное искусство»
для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для НОО обязательной предметной области «Искусство» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2010 г. № 1067, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству: приказ Минобрнауки России от 06 д.10 2009 г. № 373.
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
информативно-методических материалов:
7. Примерные программы по изобразительному искусству. Начальная школа. В 2 ч. 41 – 5 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
8. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Автор: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. – М.: «Просвещение», 2011 год.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета:
Личностные
У выпускника будут сформированы:
Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание);
Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание);
Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные:
Познавательные УУД
Выпускник научится:
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
Определять существенный признак для классификации;
Использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного);
Выпускник получит возможность научиться:
Классифицировать изучаемые объекты;
Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках изученного);
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
Понимать цель познавательной деятельности;
Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
Готовить небольшие публичные выступления;
Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;
Овладение умениями работать с информацией:
Выпускник научится:
Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного типа, Интернет);
Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
Использовать схемы, таблицы для представления информации;
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники)
Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
Выпускник научится:
Понимать и принимать цель совместной деятельности;
Проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Первоклассник получит возможность научиться:
Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
Распределять роли в совместной деятельности,
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.
Выпускник научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности
Учебно - исследовательская и проектная деятельность младших школьников один из инструментов разработки и реализации предмета окружающий мир, проведения педагогического исследования и руководства исследовательской деятельностью младших школьников.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Результаты проектной деятельности
Проект «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы».
Предметные результаты
Выпускник научится:
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:
понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;
понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;
ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;
воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;
уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;
создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;
овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;
использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе;
- овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.
Выпускник получит возможность научиться:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни.
Содержание курса
4 класс (34 ч)
Изображение на плоскости.
Изображение природы и событий из жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости.
Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся художников.
Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные темы.
Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни.
Особенности работы в живописных и графических техниках.
Изображение в объёме.
Образно-выразительные особенности скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор.
Изображение в объеме: композиционное построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и деталей изображаемого объекта.
Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.
Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов.
Декоративная работа, художественное конструирование.
Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в одежде, жилище.
Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства.
Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений архитектуры.
Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Творчество художника и творчество зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей).
Богатство, многообразие и особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее).
Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Предмет «Изобразительное искусство»
4 класс |
|||||
№ п. п. |
Тема |
Виды деятельности обучающихся |
|||
Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов |
|||||
1 |
Пейзаж родной земли |
Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. |
|||
2 |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». |
Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
|||
3 |
Деревня - деревянный мир. |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. |
|||
4 |
Украшение деревянных построек и их значение |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
|||
5 |
Образ традиционного русского дома (избы) |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. |
|||
6 |
Образ красоты человека (женский образ). |
Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. |
|||
7 |
Образ красоты человека (мужской образ). |
Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. |
|||
8 |
Народные праздники (обобщение темы) |
Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. |
|||
Раздел «Древние города нашей земли» - 7 часов |
Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. |
||||
9 |
Образ древнего русского города |
Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. |
|||
10 |
Древние соборы |
Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. |
|||
11 |
Города Русской земли |
Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. |
|||
12 |
Древнерусские воины-защитники |
Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину). |
|||
13 |
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов |
Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города |
|||
14 |
Узорочье теремов |
Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. |
|||
15 |
Пир в тюремных палатах (обобщение темы) |
Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. |
|||
Раздел «Каждый народ – художник» – 11 часов |
|||||
16 |
Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры Японии. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
|||
17(2) |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. |
|||
18(3) |
Японские праздники: «Праздник цветения вишни». |
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
|||
19(4) |
Народы гор и степей |
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
|||
20(5) |
Города в пустыне. |
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
|||
21(6) |
Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции |
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
|||
22(7) |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. |
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
|||
23(8) |
Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. |
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. |
|||
24(9) |
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
|||
25(10) |
Средневековая архитектура Западной Европы. |
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. |
|||
26(11) |
Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). |
Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
|||
Раздел «Искусство объединяет народы» – 8 часов |
|||||
27(1) |
Все народы воспевают материнство. |
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
|||
28(2) |
Тема материнства – вечная тема в искусстве. |
Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. |
|||
29(3) |
Все народы воспевают мудрость старости. |
Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
|||
30(4) |
Сопереживание. |
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. |
|||
31(5) |
Сопереживание – великая тема искусства. |
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
|||
32(6) |
Герои, борцы, защитники. |
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
|||
33(7) |
Юность и надежды. |
Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
|||
34(8) |
Искусство народов мира (обобщение темы). |
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
|||
4 класс (34 часа)
№ п/п |
№ в четвер ти |
№ по разделу |
ТМА УРОКА |
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ФОРМЫ ОРГАНИЗА ЦИИ ПРОЦЕССА |
1 четверть 8 часов |
|||||||
Истоки родного искусства - 8 часов |
|||||||
1 |
1 |
1 |
Пейзаж родной земли |
Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум |
2 |
2 |
2 |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум |
3 |
3 |
3 |
Деревня - деревянный мир |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум. Конструирование |
4 |
4 |
4 |
Украшение деревянных построек и их значение |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Конструирование. Коллективная работа |
5 |
5 |
5 |
Образ традиционного русского дома (избы) |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Уток коллективной работы. Выставка работ. |
6 |
6 |
6 |
Образ красоты человека (женский образ). |
Приобретать представление об особенностях национального образа женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Веницианова,М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова |
Практикум |
7 |
7 |
7 |
Образ красоты человека (мужской образ). |
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Вени-цианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова |
Практикум |
8 |
8 |
8 |
Народные праздники (обобщение темы) |
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздник. Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. |
Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. |
Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; музыкальное оформление: частушки; Н. А. Римский- Корсаков, фрагменты опер |
Выставка работ |
2 четверть 7 часов |
|||||||
Древние города нашей земли – 7 часов |
|||||||
9 |
1 |
1 |
Образ древнего русского города. |
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. |
Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. |
Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города |
Практикум. (Лепка или конструирование). |
10 |
2 |
2 |
Древние соборы |
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм. |
Моделировать или изображать древнерусский храм. |
Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: соборы Московского кремля, соборы Новгорода |
Практикум (Лепка или макет). |
11 |
3 |
3 |
Города Русской земли |
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Кн. 11, 12, 13, 15, репродукции картин Н. Рериха, А. Васнецова |
Практикум |
12 |
4 |
4 |
Древнерусские воины-защитники |
Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (В,Васнецов, И. Билибин, П.Корин). |
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам |
Практикум |
13 |
5 |
5 |
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов |
Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Создавать образ древнерусского города. |
Создавать образ древнерусского города. |
В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов, ЭЭ, ПК |
Практикум |
14 |
6 |
6 |
Узорочье теремов |
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. |
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. |
В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов. |
Практикум |
15 |
7 |
7 |
Пир в тюремных палатах (обобщение темы) |
Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. |
Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. |
Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского- Корсакова, М. Глинки |
Выставка работ |
3 четверть 11 часов |
|||||||
Каждый народ - художник – 11 часов |
|||||||
16 |
1 |
1 |
Образ художественной культуры Японии. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК |
Практикум |
17 |
2 |
2 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. |
Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов |
Коллективная работа. Создание панно. |
18 |
3 |
3 |
Японские праздники: «Праздник цветения вишни». |
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов |
Практикум |
19 |
4 |
4 |
Народы гор и степей |
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. |
Практикум |
20 |
5 |
5 |
Города в пустыне. |
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. |
Практикум. Аппликация. |
21 |
6 |
6 |
Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции |
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся |
Практикум. Моделирование. |
22 |
7 |
7 |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. |
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся. |
Практикум. |
23 |
8 |
8 |
Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. |
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. |
Создавать коллективное панно. |
Слайды с изображением средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 6, 8, 9,15 |
Проект . Создание панно. |
24 |
9 |
9 |
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. |
Практикум. |
25 |
10 |
10 |
Средневековая архитектура Западной Европы. |
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. |
Практикум. |
26 |
11 |
11 |
Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). |
Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
Работы учащихся. |
Выставка работ. |
4 четверть 8 часов |
|||||||
Искусство объединяет народы – 8 часов |
|||||||
27 |
1 |
1 |
Все народы воспевают материнство. |
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
Тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен |
Практикум |
28 |
2 |
2 |
Тема материнства – вечная тема в искусстве. |
Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни |
Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. |
Икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль. Сикстинская мадонна; М. Савицкий. Партизанская мадонна. |
Практикум |
29 |
3 |
3 |
Все народы воспевают мудрость старости. |
Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына» |
Практикум |
30 |
4 |
4 |
Сопереживание. |
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание |
Н Некрасов. Плач детей. |
Практикум |
|
31 |
5 |
5 |
Сопереживание – великая тема искусства. |
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы |
Практикум |
|
32 |
6 |
6 |
Герои, борцы, защитники. |
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
Репродукции памятников героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения 19 и 20 веков. |
Практикум. Лепка. |
33 |
7 |
7 |
Юность и надежды. |
Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряковой; музыкальные записи песен о Родине, детстве |
Практикум |
34 |
8 |
8 |
Искусство народов мира (обобщение темы). Контрольная работа за 4 год обучения. |
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
Лучшие работы учащихся за год, |
Выставка работ |