12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Савельева Анна Константиновна Аккаунт удалён Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
КТП по дисциплине «ИЗО», 4 класс
Рабочая программа
предмета «Изобразительное искусство»
для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для НОО обязательной предметной области «Искусство» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2010 г. № 1067, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству: приказ Минобрнауки России от 06 д.10 2009 г. № 373.
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
информативно-методических материалов:
7. Примерные программы по изобразительному искусству. Начальная школа. В 2 ч. 41 – 5 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
8. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Автор: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. – М.: «Просвещение», 2011 год.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета:
Личностные
У выпускника будут сформированы:
Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание);
Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание);
Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные:
Познавательные УУД
Выпускник научится:
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
Определять существенный признак для классификации;
Использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного);
Выпускник получит возможность научиться:
Классифицировать изучаемые объекты;
Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках изученного);
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
Понимать цель познавательной деятельности;
Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
Готовить небольшие публичные выступления;
Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;
Овладение умениями работать с информацией:
Выпускник научится:
Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного типа, Интернет);
Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
Использовать схемы, таблицы для представления информации;
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники)
Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
Выпускник научится:
Понимать и принимать цель совместной деятельности;
Проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Первоклассник получит возможность научиться:
Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
Распределять роли в совместной деятельности,
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Выпускник научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.
Выпускник научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности
Учебно - исследовательская и проектная деятельность младших школьников один из инструментов разработки и реализации предмета окружающий мир, проведения педагогического исследования и руководства исследовательской деятельностью младших школьников.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Результаты проектной деятельности
Проект «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы».
Предметные результаты
Выпускник научится:
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:
понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;
понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;
ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;
воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;
уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;
создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;
овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;
использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе;
- овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.
Выпускник получит возможность научиться:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни.
Содержание курса
4 класс (34 ч)
Изображение на плоскости.
Изображение природы и событий из жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости.
Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся художников.
Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные темы.
Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни.
Особенности работы в живописных и графических техниках.
Изображение в объёме.
Образно-выразительные особенности скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор.
Изображение в объеме: композиционное построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и деталей изображаемого объекта.
Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.
Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов.
Декоративная работа, художественное конструирование.
Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в одежде, жилище.
Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства.
Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений архитектуры.
Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Творчество художника и творчество зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей).
Богатство, многообразие и особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее).
Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Предмет «Изобразительное искусство»
4 класс | |||||
№ п. п. | Тема | Виды деятельности обучающихся | |||
Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов | |||||
1 | Пейзаж родной земли | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. | |||
2 | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | |||
3 | Деревня - деревянный мир. | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. | |||
4 | Украшение деревянных построек и их значение | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | |||
5 | Образ традиционного русского дома (избы) | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. | |||
6 | Образ красоты человека (женский образ). | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | |||
7 | Образ красоты человека (мужской образ). | Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | |||
8 | Народные праздники (обобщение темы) | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | |||
Раздел «Древние города нашей земли» - 7 часов | Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | ||||
9 | Образ древнего русского города | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | |||
10 | Древние соборы | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | |||
11 | Города Русской земли | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | |||
12 | Древнерусские воины-защитники | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину). | |||
13 | Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов | Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города | |||
14 | Узорочье теремов | Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | |||
15 | Пир в тюремных палатах (обобщение темы) | Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. | |||
Раздел «Каждый народ – художник» – 11 часов | |||||
16 | Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры Японии. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. | |||
17(2) | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. | |||
18(3) | Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | |||
19(4) | Народы гор и степей | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. | |||
20(5) | Города в пустыне. | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | |||
21(6) | Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | |||
22(7) | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | |||
23(8) | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. | |||
24(9) | Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | |||
25(10) | Средневековая архитектура Западной Европы. | Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. | |||
26(11) | Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). | Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | |||
Раздел «Искусство объединяет народы» – 8 часов | |||||
27(1) | Все народы воспевают материнство. | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. | |||
28(2) | Тема материнства – вечная тема в искусстве. | Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | |||
29(3) | Все народы воспевают мудрость старости. | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. | |||
30(4) | Сопереживание. | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. | |||
31(5) | Сопереживание – великая тема искусства. | Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | |||
32(6) | Герои, борцы, защитники. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. | |||
33(7) | Юность и надежды. | Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | |||
34(8) | Искусство народов мира (обобщение темы). | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | |||
4 класс (34 часа)
№ п/п | № в четвер ти | № по разделу | ТМА УРОКА | ПРЕДМЕТНЫЕ УУД | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ФОРМЫ ОРГАНИЗА ЦИИ ПРОЦЕССА |
1 четверть 8 часов | |||||||
Истоки родного искусства - 8 часов | |||||||
1 | 1 | 1 | Пейзаж родной земли | Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина | Практикум |
2 | 2 | 2 | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина | Практикум |
3 | 3 | 3 | Деревня - деревянный мир | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина | Практикум. Конструирование |
4 | 4 | 4 | Украшение деревянных построек и их значение | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина | Конструирование. Коллективная работа |
5 | 5 | 5 | Образ традиционного русского дома (избы) | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина | Уток коллективной работы. Выставка работ. |
6 | 6 | 6 | Образ красоты человека (женский образ). | Приобретать представление об особенностях национального образа женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Веницианова,М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова | Практикум |
7 | 7 | 7 | Образ красоты человека (мужской образ). | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Вени-цианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова | Практикум |
8 | 8 | 8 | Народные праздники (обобщение темы) | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздник. Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. | Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. | Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; музыкальное оформление: частушки; Н. А. Римский- Корсаков, фрагменты опер | Выставка работ |
2 четверть 7 часов | |||||||
Древние города нашей земли – 7 часов | |||||||
9 | 1 | 1 | Образ древнего русского города. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. | Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. | Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города | Практикум. (Лепка или конструирование). |
10 | 2 | 2 | Древние соборы | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм. | Моделировать или изображать древнерусский храм. | Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: соборы Московского кремля, соборы Новгорода | Практикум (Лепка или макет). |
11 | 3 | 3 | Города Русской земли | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. | Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. | Кн. 11, 12, 13, 15, репродукции картин Н. Рериха, А. Васнецова | Практикум |
12 | 4 | 4 | Древнерусские воины-защитники | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (В,Васнецов, И. Билибин, П.Корин). | Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. | Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам | Практикум |
13 | 5 | 5 | Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Создавать образ древнерусского города. | Создавать образ древнерусского города. | В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов, ЭЭ, ПК | Практикум |
14 | 6 | 6 | Узорочье теремов | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. | Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. | В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов. | Практикум |
15 | 7 | 7 | Пир в тюремных палатах (обобщение темы) | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. | Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. | Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского- Корсакова, М. Глинки | Выставка работ |
3 четверть 11 часов | |||||||
Каждый народ - художник – 11 часов | |||||||
16 | 1 | 1 | Образ художественной культуры Японии. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. | Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК | Практикум |
17 | 2 | 2 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. | Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов | Коллективная работа. Создание панно. |
18 | 3 | 3 | Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов | Практикум |
19 | 4 | 4 | Народы гор и степей | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. | Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. | П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. | Практикум |
20 | 5 | 5 | Города в пустыне. | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. | Практикум. Аппликация. |
21 | 6 | 6 | Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся | Практикум. Моделирование. |
22 | 7 | 7 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся. | Практикум. |
23 | 8 | 8 | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. | Создавать коллективное панно. | Слайды с изображением средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 6, 8, 9,15 | Проект . Создание панно. |
24 | 9 | 9 | Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. | Практикум. |
25 | 10 | 10 | Средневековая архитектура Западной Европы. | Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. | Практикум. |
26 | 11 | 11 | Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). | Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | Работы учащихся. | Выставка работ. |
4 четверть 8 часов | |||||||
Искусство объединяет народы – 8 часов | |||||||
27 | 1 | 1 | Все народы воспевают материнство. | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. | Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. | Тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен | Практикум |
28 | 2 | 2 | Тема материнства – вечная тема в искусстве. | Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | Икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль. Сикстинская мадонна; М. Савицкий. Партизанская мадонна. | Практикум |
29 | 3 | 3 | Все народы воспевают мудрость старости. | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. | Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. | Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына» | Практикум |
30 | 4 | 4 | Сопереживание. | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание | Н Некрасов. Плач детей. | Практикум | |
31 | 5 | 5 | Сопереживание – великая тема искусства. | Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы | Практикум | |
32 | 6 | 6 | Герои, борцы, защитники. | Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. | Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. | Репродукции памятников героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения 19 и 20 веков. | Практикум. Лепка. |
33 | 7 | 7 | Юность и надежды. | Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряковой; музыкальные записи песен о Родине, детстве | Практикум |
34 | 8 | 8 | Искусство народов мира (обобщение темы). Контрольная работа за 4 год обучения. | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | Лучшие работы учащихся за год, | Выставка работ |