Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса

2
0
Материал опубликован 6 January 2019

Рабочая программа

предмета «Изобразительное искусство»

для 4 класса

 

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для НОО обязательной предметной области «Искусство» разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2010 г. № 1067, г. Москва.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству: приказ Минобрнауки России от 06 д.10 2009 г. № 373.

6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.

7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

информативно-методических материалов:

7. Примерные программы по изобразительному искусству. Начальная школа. В 2 ч. 41 – 5 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

8. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Автор: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. – М.: «Просвещение», 2011 год.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета:

Личностные

У выпускника будут сформированы:

Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание);

Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);

Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание);

Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).

Метапредметные:

Познавательные УУД

Выпускник научится:

Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

Определять существенный признак для классификации;

Использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного);

Выпускник получит возможность научиться:

Классифицировать изучаемые объекты;

Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках изученного);

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

Понимать цель познавательной деятельности;

Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Выпускник получит возможность научиться:

Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

Готовить небольшие публичные выступления;

Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;

 

Овладение умениями работать с информацией:

Выпускник научится:

Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного типа, Интернет);

Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

Использовать схемы, таблицы для представления информации;

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники)

Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

Выпускник научится:

Понимать и принимать цель совместной деятельности;

Проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Первоклассник получит возможность научиться:

Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

Распределять роли в совместной деятельности,

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

Выпускник научится:

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

• рисовать изображения на графическом планшете;

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

• заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

• создавать диаграммы, планы территории и пр.;

• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

• представлять данные;

• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

 

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;

• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

• моделировать объекты и процессы реального мира.

Выпускник научится:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

 

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности

Учебно - исследовательская и проектная деятельность младших школьников один из инструментов разработки и реализации предмета окружающий мир, проведения педагогического исследования и руководства исследовательской деятельностью младших школьников.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Результаты проектной деятельности

Проект «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы».

Предметные результаты

Выпускник научится:

В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:

понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;

понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;

ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;

объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;

воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;

понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;

владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;

уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;

создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;

овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;

использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе;

- овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.

Выпускник получит возможность научиться:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и

явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни.

Содержание курса

4 класс (34 ч)

Изображение на плоскости.

Изображение природы и событий из жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости.

Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся художников.

Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные темы.

Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни.

Особенности работы в живописных и графических техниках.

Изображение в объёме.

Образно-выразительные особенности скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор.

Изображение в объеме: композиционное построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и деталей изображаемого объекта.

Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.

Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов.

Декоративная работа, художественное конструирование.

Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в одежде, жилище.

Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства.

Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений архитектуры.

Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство.

Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Творчество художника и творчество зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей).

Богатство, многообразие и особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее).

Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Предмет «Изобразительное искусство»

4 класс

 

п. п.

Тема

Виды деятельности обучающихся

 

Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов

 

1

Пейзаж родной земли

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

 

2

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Характеризовать красоту природы родного края.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

 

3

Деревня - деревянный мир.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

 

4

Украшение деревянных построек и их значение

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

 

5

Образ традиционного русского дома (избы)

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

 

6

Образ красоты человека (женский образ).

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

 

7

Образ красоты человека (мужской образ).

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

 

8

Народные праздники (обобщение темы)

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

 

Раздел «Древние города нашей земли» - 7 часов

 

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

9

Образ древнего русского города

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги.

 

10

Древние соборы

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

 

11

Города Русской земли

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

 

12

Древнерусские воины-защитники

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину).

 

13

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов

Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

 

14

Узорочье теремов

Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

 

15

Пир в тюремных палатах (обобщение темы)

Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

 

Раздел «Каждый народ – художник» – 11 часов

 

16

Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры Японии.

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

 

17(2)

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

 

18(3)

Японские праздники: «Праздник цветения вишни».

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства,

Развивать живописные и графические навыки.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

 

19(4)

Народы гор и степей

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе.

 

20(5)

Города в пустыне.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

 

21(6)

Образ художественной культуры Древней Греции.

Храмы Древней Греции

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

 

22(7)

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

 

23(8)

Образ художественной культуры

Средневековой Западной Европы.

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

 

24(9)

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

 

25(10)

Средневековая

архитектура Западной Европы.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

 

26(11)

Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы).

Осознавать цельность каждой культуры.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

 

Раздел «Искусство объединяет народы» – 8 часов

 

27(1)

Все народы воспевают

материнство.

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

 

28(2)

Тема материнства – вечная тема в искусстве.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

 

29(3)

Все народы воспевают мудрость старости.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека.

 

30(4)

Сопереживание.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

 

31(5)

Сопереживание – великая тема искусства.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

 

32(6)

Герои, борцы, защитники.

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям.

 

33(7)

Юность и надежды.

Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

 

34(8)

Искусство народов мира (обобщение темы).

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства.

Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

 
       

4 класс (34 часа)

п/п

в четвер

ти

по разделу

ТМА УРОКА

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФОРМЫ ОРГАНИЗА

ЦИИ ПРОЦЕССА

1 четверть 8 часов

Истоки родного искусства - 8 часов

1

1

1

Пейзаж родной земли

Характеризовать красоту природы родного края.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Слайды: де­ревянные ан­самбли (Ки-жи), репро­дукции кар­тин И. Леви­тана, К. Ко­ровина; стихи С. Есенина

Практикум

2

2

2

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Слайды: де­ревянные ан­самбли (Ки-жи), репро­дукции кар­тин И. Леви­тана, К. Ко­ровина; стихи С. Есенина

Практикум

3

3

3

Деревня - деревянный мир

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Слайды: де­ревянные ан­самбли (Ки-жи), репро­дукции кар­тин И. Леви­тана, К. Ко­ровина; стихи С. Есенина

Практикум.

Конструирование

4

4

4

Украшение деревянных построек и их значение

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Слайды: де­ревянные ан­самбли (Ки-жи), репро­дукции кар­тин И. Леви­тана, К. Ко­ровина; стихи С. Есенина

Конструирование.

Коллективная работа

5

5

5

Образ традиционного русского дома (избы)

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Овладевать навыками конструирования.

Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности.

Слайды: де­ревянные ан­самбли (Ки-жи), репро­дукции кар­тин И. Леви­тана, К. Ко­ровина; стихи С. Есенина

Уток коллективной работы.

Выставка работ.

6

6

6

Образ красоты человека (женский образ).

Приобретать представление об особенностях национального образа женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Репродукции: русский на­родный кос­тюм, репро­дукции кар­тин А. Веницианова,М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова

Практикум

7

7

7

Образ красоты человека (мужской образ).

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Репродукции: русский на­родный кос­тюм, репро­дукции кар­тин А. Вени-цианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова

Практикум

8

8

8

Народные праздники (обобщение темы)

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздник.

Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно.

Овладевать на апрактике элементарными основами композиции.

Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно.

Овладевать на апрактике элементарными основами композиции.

Репродукции картин Б. Кустодие­ва, К. Юона, Ф. Малявина;

музыкальное оформление: частушки;

Н. А. Римский- Корсаков, фрагменты опер

Выставка работ

2 четверть 7 часов

Древние города нашей земли – 7 часов

9

1

1

Образ древнего русского города.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Репродукции картин

А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского го­рода

Практикум. (Лепка или конструирование).

10

2

2

Древние соборы

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм.

Моделировать или изображать древнерусский храм.

Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: со­боры Мос­ковского кремля, собо­ры Новгорода

Практикум (Лепка или макет).

11

3

3

Города Русской земли

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Интересоваться историей своей страны.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Интересоваться историей своей страны.

Кн. 11, 12, 13, 15, репродук­ции картин Н. Рериха, А. Васнецова

Практикум

12

4

4

Древнерусские воины-защитники

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (В,Васнецов, И. Билибин, П.Корин).

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Интересоваться историей своей страны.

Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам

Практикум

13

5

5

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Создавать образ древнерусского города.

Создавать образ древнерусского города.

В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изо­бражением древних го­родов, ЭЭ, ПК

Практикум

14

6

6

Узорочье теремов

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров.

Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат.

Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат.

В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изо­бражением древних го­родов.

Практикум

15

7

7

Пир в тюремных палатах (обобщение темы)

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Репродукции

В. Васнецова,

К. Коровина,

музыка

А. Римского-

Корсакова,

М. Глинки

Выставка работ

3 четверть 11 часов

Каждый народ - художник – 11 часов

16

1

1

Образ художественной культуры Японии.

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Японское ис­кусство, фо­то, ЭЭ, ПК

Практикум

17

2

2

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Развивать живописные и графические навыки.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов

Коллективная работа. Создание панно.

18

3

3

Японские праздники: «Праздник цветения вишни».

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства,

Развивать живописные и графические навыки.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Развивать живописные и графические навыки.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов

Практикум

19

4

4

Народы гор и степей

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе.

П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.

Практикум

20

5

5

Города в пустыне.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.

Практикум.

Аппликация.

21

6

6

Образ художественной культуры Древней Греции.

Храмы Древней Греции

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Мифы Древ­ней Греции; слайды с изо­бражением скульптуры,

вазописи; работы уча­щихся

Практикум. Моделирование.

22

7

7

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

Мифы Древ­ней Греции; слайды с изо­бражением скульптуры,

вазописи; работы уча­щихся.

Практикум.

23

8

8

Образ художественной культуры

Средневековой Западной Европы.

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Создавать коллективное панно.

Слайды с изображени­ем средневе­ковых горо­дов, старин­ные шпале­ры, кн. 4, 6, 8, 9,15

Проект . Создание панно.

24

9

9

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры.

Практикум.

25

10

10

Средневековая

архитектура Западной Европы.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры.

Практикум.

26

11

11

Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы).

Осознавать цельность каждой культуры.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Работы учащихся.

Выставка работ.

4 четверть 8 часов

Искусство объединяет народы – 8 часов

27

1

1

Все народы воспевают материнство.

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Те­матическая подборка ре­продукций мадонн Лео­нардо да Вин­чи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен

Практикум

28

2

2

Тема материнства – вечная тема в искусстве.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль. Сикстинская мадонна; М. Савицкий. Партизанская мадонна.

Практикум

29

3

3

Все народы воспевают мудрость старости.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека.

Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына»

Практикум

30

4

4

Сопереживание.

 

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание

Н Некрасов. Плач детей.

Практикум

31

5

5

Сопереживание – великая тема искусства.

 

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Репродукции памятников героям ВОВ, картин Дави­да, П. Пикас­со, А. Дейнеки, посвя­щенных ВОВ, панорамы Сталинград­ской битвы

Практикум

32

6

6

Герои, борцы, защитники.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям.

Приводить примеры памятников героям отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям.

Репродукции памятников героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения 19 и 20 веков.

Практикум. Лепка.

33

7

7

Юность и надежды.

Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Изображения основных скульптур города; ре­продукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряко­вой; музыкальные записи песен о Родине, детстве

Практикум

34

8

8

Искусство народов мира (обобщение темы).

Контрольная работа за 4 год обучения.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства.

Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Лучшие работы уча­щихся за год,

Выставка работ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.