Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 3 класс
МБОУ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ
КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Тематическое планирование
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
3 класс
(1 час в неделю × 34 недели – 34 часа)
Составитель: Комарова Е.Г.
№ урока п/п |
Раздел программы |
Тема урока |
Дата |
Основные виды деятельности |
Планируемые результаты (по разделу) |
|||
Предметные |
Метапредметные |
|||||||
УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные) |
Личностные |
ИКТ-компетентность; чтение, работа с текстом |
||||||
1. |
Осень «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 часов) |
Осенний вернисаж. «Земля одна, а цветы на ней разные.» |
Слушание музыки; знакомство с материалами и инструментами; знакомство с правилами организации рабочего места; беседа; демонстрация приёмов работы; практическая работа; выставка работ учащихся; |
Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой |
Познавательные: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
-Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
|
Поиск информации, Моделирование, создание алгоритма деятельности, работа с иллюстрациями |
|
2. |
«В жостовском подносе все цветы России». Русские лаки |
Теоретическая подготовка, Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». |
Научиться: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи. |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, |
||||
3. |
О чём может рассказать русский расписной поднос |
Проверка готовности к уроку, беседа: Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии. Актуализация знаний учащихся; |
Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство, уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. |
|||||
4. |
«Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт |
Проверка готовности к уроку; рассказ учителя о отличии изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. |
Научиться определять «натюрморт», организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя. |
|||||
5. |
«Лети, лети, бумажный змей». Орнамент народов мира. |
Проверка готовности учащихся к уроку; рассказ учителя о орнаменте; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги |
Научиться видеть орнамент, познакомиться с основами орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи), пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. |
|||||
6. |
«Чуден свет – мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. |
Проверка готовности учащихся к уроку; Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). практическая работа |
Научиться: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи). |
|||||
7. |
«Живописные просторы Родины». Пейзаж: пространство и цвет |
Проверка готовности учащихся к уроку; рассказ учителя о пейзаже; беседа; этапы выполнения рисунка; практическая работа,выставка |
Научиться организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя. |
|||||
8. |
«Родные края в росписи гжельской майолики». Русская майолика: традиции мастерства |
Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. |
Научиться: правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке. |
|||||
9. |
Двор, что город, изба, что терем. |
знакомство творчеством народных мастеров; слушание музыки; практическая работа; выставка работ. |
Научиться: понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. |
|||||
10. |
То ли терем, то ли царёв дворец. |
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). |
Научиться смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. |
|||||
11. |
«Каждая птица своим теремом красуется». |
Слушание музыки; практическая работа; выставка работ учащихся. актуализация знаний |
Научится: правилам работы с акварелью. |
|||||
12. |
Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри..» (10 часов) |
Зимний вернисаж. «Каждая изба удивительных вещей полна» |
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. |
Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг |
Познавательные : - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
|
13. |
«Русская зима». Пейзаж в графике. |
Актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа. |
Объяснять смысл понятий штрихи, линии Рисовать свой белый либо черный узор на цветной бумаге |
|||||
14. |
Зима не лето, в шубу одета. |
знакомство с орнаментами народов мира актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся. |
Иметь представление о красоте узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека |
|||||
15. |
Зима за морозы, а мы за праздники |
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. |
Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг |
|||||
16. |
Всякая красота фантазии да уменья требует… |
Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения практическая работа, работа над проектом. |
Научится различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. |
|||||
17. |
«В каждом посадке в своем наряде». Русский народный костюм |
Знакомство с понятиями узоры-обереги, актуализация знаний учащихся; практическая работа; |
Научиться различать разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора. Уметь последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы |
|||||
18. |
Жизнь костюма в театре. |
Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую |
Научиться выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками |
|||||
19 |
«Россия державная». В мире народного зодчества |
многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм,практическая работа; выставка работ учащихся |
Научиться распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа, самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. |
|||||
20. |
«Город чудный..» Памятники архитектуры |
Вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся |
Научиться узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке |
|||||
21. |
Защитники земли Русской |
актуализация знаний учащихся; практическая работа; выставка работ учащихся |
Научиться понятию «живопись». Умет: применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с учётом замысла. |
|||||
22. |
Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри..» (5 часов) |
Весенний пейзаж. «Дорогие, любимые, родные». Женский портрет |
Вводная беседа; актуализация |
научить понимать приёмы письма красками;. Уметь: самостоятельно выполнять эскиз; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета и насыщенности оттенков.
|
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Поиск информации, Моделирование, создание алгоритма деятельности, работа с иллюстрациями |
|
23. |
Широкая Масленица |
актуализация знаний композиция, практическая работа |
Научиться самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на тему. |
|||||
24. |
Красота и мудрость народной игрушки |
Вводная беседа; Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. |
Научиться правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа |
|||||
25-26 |
Герои сказки глазами художника |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся |
Научиться самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства |
|||||
27. |
Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 часов) |
Летний вернисаж. Водные просторы России |
Проверка готовности к уроку; Первоначальные навыки коллективной работы над панно. актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся. |
Научиться сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение |
Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). |
Поиск информации, Моделирование, создание алгоритма деятельности, работа с иллюстрациями |
|
28. |
Цветы России на павловских платках и шалях |
Проверка готовности к уроку; изучение нового материала; беседа; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ |
Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории,быта своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. |
|||||
29. |
Всяк на свой манер |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся. |
Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Поиск информации, Моделирование, создание алгоритма деятельности, работа с иллюстрациями |
||
30. |
В весеннем небе – салют Победы! |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся. |
Научится: самостоятельно выбирать сюжет темы, наблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. |
|||||
31. |
Гербы городов Золотого кольца России. |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся. |
Научиться основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. |
|||||
32. |
Сиреневые перезвоны. |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; выставка работ учащихся |
Научится: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников. |
Поиск информации, Моделирование, создание алгоритма деятельности, работа с иллюстрациями |
||||
33. |
У всякого мастера свои затеи |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; работа над проектом, выставка работ учащихся |
Научиться правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. |
|||||
34. |
«Наши достижения». Я знаю. Я могу. |
Проверка готовности к уроку; вводная беседа; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся |
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |