Рабочая программа по учебному предмету «Немецкий язык»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»
Людиновского района Калужской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического совета Протокол №__ от «__»______________2018г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Старненкова И.В. ______________.. «______»________________2018г |
Рабочая программа учебного предмета
немецкому языку
срок реализации 1 год
Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна
д. Игнатовка
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Второй иностранный язык» (немецкий) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Рабочая программа по второму иностранному языку включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты освоения предмета, содержание; тематическое планирование, материально-техническое обеспечение, планируемые результаты освоения учебного курса.
Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 359-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Примерная программа среднего образования по иностранному языку;
«Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты»5-9 классы /
Нормативно – правовое обеспечение
Горецкий и др.).
Предметная область: немецкий язык
Цели учебного предмета:
• обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы МКОУ «Игнатовская основная школа» средствами учебного предмета «русский язык» и ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, страны изучаемого языка
• формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, т.е. в рамках сфер, ситуаций и тематики, предусмотренных программой по иностранному языку для начальной школы;
• личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а так же формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецко- говорящих стран.
• формирование практических умений и навыков в изучении немецкого языка;
• воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;
• развитие у детей интереса и любви к изучаемому предмету;
• приобщение обучающихся к языку и культуре другого народа;
• развитие психических, эмоциональных творческих качеств детей, их фантазии, способности к социальному взаимодействию (уметь играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером).
Рабочая программа по учебному курсу конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам курса, последовательность изучения тем в соответствии с календарно-тематическим планированием и учетом возрастных особенностей детей. В реализации данной дополнительной образовательной программы
Сроки реализации программы: 1 год
Количество часов: 34ч
Основные принципы отбора материала
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
меньшее количество выделяемых на него учебных часов; • более сжатые сроки его изучения.
К особенностям содержательного плана относятся:
его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранных языков (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) со стороны не только родного языка, но и первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
наряду с этим возникают большие возможности опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы.
Положительный перенос имеет место на четырёх уровнях:
на уровне речемыслительной деятельности: чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная память, механизмы восприятия — зрительно и на слух, механизмы выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и др.);
на уровне языка: сходные лингвистические явления в родном языке и ИЯ1 переносятся учащимися на ИЯ2 и облегчают тем самым их усвоение;
на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения как родного языка, так и ИЯ1, —они переносятся на овладение ИЯ2 и тем самым существенно облегчают процесс усвоения;
на социокультурном уровне: социокультурные знания, приобретённые в процессе изучения ИЯ1, и на их основе новые социокультурные поведенческие навыки также могут быть объектами переноса, особенно при наличии близости западноевропейских культур (если изучаются два европейских языка).
Чтобы предотвратить интерференцию и способствовать положительному переносу, необходим контрастивный подход к изучению второго иностранного языка, побуждающий учащихся к сравнению (сопоставлению) изучаемых иностранных языков на всех указанных выше уровнях, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать процесс эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и в обучении первому.
Планируемые результаты освоения по учебному предмету "Немецкий язык"
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
9.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства, страны изучаемого языка.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах иностранного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Содержание по учебному предмету
Все основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)».
«Маленькая перемена» и «Большая перемена», страноведческий блок о России, немецко-русский словарь:
Мой дом / Mein Zuhause
Это вкусно / Das schmeckt gut
Мое свободное время / Meine Freizeit
Маленькая перемена/Kleine Pause
Смотрится отлично / Das sieht gut aus
Вечеринки / Partys
Мой город /Meine Stadt
Каникулы / Ferien
Большая перемена / Große Pause
Страноведение России для учащихся / Landeskunde
Немецко-русский словарь/Deutsch-russisches Wörterbuch
Основное содержание
1 Предметное содержание устной и письменной речи.
Дом/квартира, описание комнаты, обязанности по дому; еда и напитки, названия блюд завтрака, обеда, ужина, особенности национальной кухни; планирование свободного времени, каникулы; внешность, мода, одежда, покупки; праздники, приглашение и поздравление; ориентир в городе; планы на предстоящие каникулы/отдых.
1.1. Продуктивные речевые умения.
Умения диалогической речи.
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным текстом:
диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
диалог-расспрос – уметь задавать вопросы;
диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения.
Объем диалогического высказывания — 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Умения монологической речи.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о доме (квартире), своей комнате, домашних обязанностях, о своих привычках в еде, о планировании свободного времени, описание внешности, своего родного города или города, где уже был или хотел бы побывать, выражение собственного мнения о моде и одежде, повествование о праздниках, о планах на предстоящий отдых.
Объем монологического высказывания – 7-10 фраз.
1.2. Рецептивные речевые умения.
Умения восприятия на слух.
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных текстов, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – 1-2 минуты.
Умения чтения.
Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 50-100 слов (без учета артиклей).
Умения письменной речи.
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов. Написание с опорой на образец поздравления, личного письма.
2.1 Графика и орфография, произносительная сторона речи.
Все буквы немецкого алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
2.2 Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 200-250 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецко говорящих стран. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации, словосложении, конверсии. Интернациональные слова.
2.3 Грамматическая сторона речи.
Дательный падеж существительных с определенным артиклем, множественное число имени существительного; нулевой и отрицательный артикль; предлоги места, отвечающие на вопрос дательного падежа «Где?», предлоги с дательным падежом (управление), предлоги времени (im, am, um), предлоги (in, aus); личные местоимения в винительном падеже, неопределенно-личное местоимение man; модальные глаголы müssen, wollen в настоящем времени, повелительное наклонение, прошедшее время Präteritum глаголов haben, sein, прошедшее время Perfekt слабых, сильных и некоторых неправильных глаголов, употребление вспомогательных глаголов haben, sein в Perfekt; прямой и обратный порядок слов в простом предложении, порядок слов в сложносочиненном предложении (с deshalb), формы отрицания в предложении, формы отрицания в предложении на отрицательный вопрос (doch), формы утверждения в предложении.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В результате изучения немецкого языка в шестом классе ученик должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
уметь:
в области восприятия на слух:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, отдельные знакомые слова и простые фразы в медленном и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения; в области говорения:
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника, в рамках известных тем;
кратко рассказывать о себе, о месте, где проживает, о своей семье, друге, о местонахождении предметов, о своем распорядке работы и отдыха;
составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу; в области чтения:
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; в области письма и письменной речи:
списывать текст на немецком языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать краткое письмо о себе, заканчивая предложение или с опорой на образец;
писать простые открытки,
заполнять формуляры,
вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок.
Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями немецкого языка в доступных пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
ознакомления с зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на немецком языке;
более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
Тематическое планирование
№ | Название и содержание тем | Кол-во занятий |
1 | 1 тема: “Привет!” | 17 занятий |
| 1А. “Как тебя зовут?” | 5 |
| 1 В. “Моя семья” | 5 |
| 1 С. “Мои друзья” | 5 |
| Повторение | 2 |
2 | 2 тема: “Дети живут по-разному” | 17 занятий |
| 2 А. “Мой дом” | 5 |
| 2 В. “Наша квартира” | 5 |
| 2 С. “Моя комната” | 6 |
| Повторение | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | ||
| “Привет!” | | |
| 1А. “Как тебя зовут?” | | |
| 1 В. “Моя семья” | | |
| 1 С. “Мои друзья” | | |
2. | Введение букв Аа, Оо, Ii, Nn. Быстрые и медленные слова. | | |
3. | Введение букв Mm, Tt. Реплики “да”, “нет” | | |
4. | Чтение имен собственных. Вопрос сомненья. | | |
5. | Формулы приветствия: “Добрый день! (утро, вечер)” | | |
| 1 В. “Моя семья” | | |
6. | Местоимения мой/ твой. Работа над текстом песенки. | | |
7. | Введение букв Kk, Pp. Чтение имен собственных. | | |
8. | Введение букв Ee, Ll, буквосочетание (-ch). | | |
9. | Работа над языком. Слушание стихов. | | |
10. | Рассказ о своей семье. | | |
| 1С. “Мои друзья” | | |
11. | Устное введение лексики по теме. | | |
12. | Устная работа над текстом. | | |
13. | Введение букв Bb, Rr. Счет до пяти. | | |
14. | Работа над языком. Чтение коротких предложений. | | |
15. | Введение букв Dd, Uu, Ss. Ударные слоги. | | |
1617 | Повторение по теме “Привет!” Зачет. | | |
| 2 тема: “Дети живут по-разному” | | |
| 2А. “Мой дом” | | |
| 2В. “Наша квартира” | | |
| 2С. “Моя комната” | | |
| Повторение | | |
| 2А. “Мой дом” | | |
18. | Постепенное введение лексики по теме. Просмотр рисунков. | | |
19. | Введение буквы Hh. Дифтонги ei, au, (ай, ой.). Ударение в слоге. | | |
20. | Введение букв Gg,Vv. Звуки. Дифтонг ie. | | |
21. | Устное изучение текста с опорой на рисунки. | | |
22. | Закрепление лексики по подтеме: “Мой дом” | | |
| 2В. “Наша квартира” | | |
23. | Введение и закрепление лексики с помощью рисунка. | | |
24. | Введение букв Ww, Zz.Закрепление в словах. | | |
25. | Введение буквы Ff в словах. Чтение коротких текстов. | | |
26. | Дифтонг eu (ой) буквосочетание - sp (шп). | | |
27. | Введение буквы -(эсцэт)-ss. Рассказ о своей квартире | | |
| 2С. “Моя комната” | | |
28. | Лексика по теме. Счет до 20. | | |
29. | Введение буквы Jj, буквосочетания -sch. (ш.) | | |
30. | Мини-диалоги. Буквы а - умляут, у - умляут. Цвета. | | |
31. | Буквосочетания st, qu. Вопрос где? Предлоги д.п. | | |
32. | Закрепление пройденного материала. Чтение коротких текстов. | | |
33. | Рассказ о своей комнате. Игра с кубиком. | | |
34. | Повторение по теме: “Дети живут по-разному”. | | |
| “Еда и напитки” | | |
| 3А. “Что ты любишь?” | | |
| 3В. “Мы накрываем стол ” | | |
| 3С. “Мы делаем фруктовый салат” | | |
| Повторение | | |