Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)» (9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Факт.адрес 242033 Брянская область Жирятинский район с.Воробейня ул.Школьная д.11 тел.(48344)3-27-60 e-mail Worobeynja- shkola@ya.ru
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УР Директор школы
__________________ ________Поленок О.М. _________Сахарова Г.Л.
Протокол № 1 «__» сентября 2020 год Приказ № 149 от 15.09.2020г.
«__» августа 2020 год
ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)»
9 класс: 2-й год обучения (ФГОС)
(наименование предмета, курса)
Основное общее образование
(уровень образования)
| Учитель иностранного языка высшая квалификационная категория Сахарова Галина Леонидовна |
| |
2020-2021 учебный год
Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык (немецкий)» разработана для 9 класса (2-й год обучения) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ,на основе авторской программы Аверина М.М., Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (Москва,«Просвещение», 2019 г.).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;_
10 )умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
1)формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2)формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического заnаса ,дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3)достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4)создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
• умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
Аудировании
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио и видео текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио-и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтении
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
* читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция(владение языковыми средствами и действиями с ними):
• применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования(аффиксация, словосложение, конверсия);
• понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и не речевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; ихприменениевстандартныхситуацияхформальногоинеформальногомежличностногоимежкультурногообщения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
• представление об особенностях образа жизни, быта культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики
В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
• представление о целостном поли язычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т.д.;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
2.Содержание учебного предмета
Mein Zuhause/ Мой дом (5 часов). Введение в лексику.
Местоположение предметов в комнате.
Контраст звучания высказываний с различными смысловыми акцентами.
Подготовка к проекту «Дом моей мечты». Проект «Дом моей мечты».
Повелительное наклонение. Систематизация и обобщение полученных знаний и умений.
Контрольная работа.
Das schmeckt gut/ Это вкусно (5 часов). Введение в тему. Работа с диалогами.
Спряжение слабых глаголов в наст. вр. в ед. числе. Моё любимое меню.
Речевой образец es gibt. Национальная кухня Германии, Австрии, Швейцарии.
Традиционные блюда нашей семьи.
Знакомство с примерами австрийского варианта немецкого языка. В школьном кафе.
Обобщение знаний, повторение пройденного материала.
Meine Freizeit/Моё свободное время (5 часов). Введение лексики.
Знакомство со структурой электронного письма. Глагол wollen.
Интервью «Наше свободное время».
Пишем электронное письмо. Школьные традиции в Германии, Австрии,
Швейцарии.
Повторение и обобщений грамматических лексических знаний по теме.
Kleine Pause/Маленькая перемена. Повторение (1 час). Повторение изученного.
Das sieht gut aus/Смотрится отлично (5 часов). Смотрится отлично. Части тела.
Одежда и мода. Работа с карточками по темам «Части тела», «Одежда».
Личные местоимения в винительном падеже.
Систематизация образования множественного числа имен существительных.
Описание человека по фотографии. Работа над портфолио.
Контрольная работа.
Partys/Вечеринки (4часа). Введение лексики.
Приглашение к празднованию дня рождения. Мы приглашаем и поздравляем.
Предложения с союзом deshalb.
Подготовка к проекту «Мы планируем вечеринку».
Проект «Мы планируем вечеринку».
Простое прошедшее время глаголов haben и sein. Говорим, поём, повторяем.
Праздник в нашей школе.
Meine Stadt/Мой город (4 часа). Введение лексики. Мой путь в школу.
Предлоги, требующие дательного падежа. Фразовое ударение.
Подготовка к проект «Наш город».
Проект «Наш город». Сложное разговорное прошедшее время Perfekt.
Выходные во Франкфурте. Сравнение Präteritum и Perfekt.
Повторение и обобщение лексико-грамматического материала, изученного за четверть.
Ferien/Каникулы (4часа). Введение лексики. Мы собираем чемодан в дорогу.
Подготовка к проекту «Пять дней в …». Проект «Пять дней в …».
Распорядок дня на отдыхе.
Учиться во время каникул: за или против. Вспомогательные глаголы haben и sein в Perfekt.
Открытки с места отдыха. Моя самая интересная поездка.
Повторение и обобщение лексико-грамматического материала.
Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы.
Выполнение работы над ошибками. Каникулы в России.
Große Pause/Большая перемена (1 часов). Повторение изученного за год.
№ п/п | Название раздела, темы | | |
Всего: | Контрольные работы | ||
1. | Mein Zuhause | 5 | 1 |
2. | Das schmeckt gut | 5 | 0 |
3. | Meine Freizeit | 5 | 1 |
4. | Kleine Pause | 1 | 0 |
5. | Das sieht gut aus | 5 | 1 |
6. | Partys | 4 | 0 |
7. | Meine Stadt | 4 | 0 |
8. | Ferien | 4 | 1 |
9. | Große Pause | 1 | 0 |
| Итого: | 34 | 4 |
| | | |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов |
Тема №1. Mein Zuhause / Мой дом (5 часов). | |||
1. | | Активизация ЛЕ по данной теме. | |
2. | | Местоположение предметов в комнате | |
3. | | Контраст звучания высказываний с различными смысловыми акцентами | |
4. | | Повелительное наклонение . Подготовка к проекту «Дом моей мечты» | |
5. | | Контрольная работ №1 «Мой дом». Анализ контрольной работы. | |
Тема №2. Das schmeckt gut/ Это вкусно (5 часов). | |||
6. | | Введение в тему | |
7. | | Моё любимое меню. Речевой образец es gibt | |
8. | | Национальная кухня Германии, Австрии, Швейцарии. | |
9. | | Традиционные блюда нашей семьи. | |
10. | | В школьном кафе. | |
Тема №3. Meine Freizeit/Моё свободное время (5 часов | |||
11. | | Активизация ЛЕ по данной теме. | |
12. | | Интервью «Наше свободное время». Глагол wollen. | |
13. | | Пишем электронное письмо. Знакомство со структурой электронного письма. | |
14. | | Школьные традиции в Германии, Австрии, Швейцарии. | |
15. | | Контрольная работ №2 «Meine Freizeit». Анализ контрольной работы. | |
Kleine Pause/Маленькая перемена. Повторение (1 час. | |||
16. | | Повторение и обобщений грамматических лексических знаний по теме. | |
Тема №4. Das sieht gut aus/ Смотрится отлично (5 часов). | |||
17. | | Активизация ЛЕ по данной теме. Части тела. | |
18. | | Одежда и мода. Работа с карточками по темам «Части тела», «Одежда». | |
19. | | Личные местоимения в винительном падеже. | |
20. | | Систематизация образования множественного числа имен существительных. | |
21. | | Описание человека по фотографии. Работа над портфолио. | |
| | Контрольная работ № 3 «Das sieht gut aus». Анализ контрольной работы | |
Тема № 5. Partys/ Вечеринки (4 часа | |||
22. | | Активизация ЛЕ по данной теме. Приглашение к празднованию дня рождения | |
23. | | Предложения с союзом deshalb | |
24. | | Проект «Мы планируем вечеринку». Простое прошедшее время глаголов haben и sein. | |
25. | | Повторение и обобщение лексико-грамматического материала. Праздник в нашей школе. | |
Тема № 6. Meine Stadt/Мой город (4 часа) | |||
26. | | Активизация ЛЕ по данной теме. Мой путь в школу. | |
27. | | Выходные во Франкфурте. Сравнение Präteritum и Perfekt. Предлоги, требующие дательного падежа. | |
28. | | Проект «Наш город». Сложное разговорное прошедшее время Perfekt. | |
29. | | Повторение и обобщение лексико-грамматического материала. | |
| Тема №7. Ferien/Каникулы (4часа) | ||
30. | | Активизация ЛЕ по данной теме. Мы собираем чемодан в дорогу. | |
31. | | Распорядок дня на отдыхе. Открытки с места отдыха. | |
32. | | Проект «Моя самая интересная поездка ». Вспомогательные глаголы haben и sein в Perfekt. | |
33. | | Контрольная работ № 4 «Ferien». Анализ контрольной работы | |
Große Pause/Большая перемена (1 часов). | |||
34. | | Повторение и обобщение лексико-грамматического материала. | |
Материально-техническое обеспечение.
Литература.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по немецкому языку.
2.Примерная программа основного общего образования по немецкому языку.
3 Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. – М. : Просвещение.
4. Аверин М.М, Джин Ф. – Горизонты. Немецкий язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение: Cornelsen, 2018.
5.Горизонты. Немецкий язык. Рабочая тетрадь 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (аудио курс CD mp 3) М.: Просвещение, 2017
Основные Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.1september.ru – газета «Немецкий язык», издательство «Первое сентября»;
http://www.openclass.ru – методические рекомендации по использованию ЦОР;
http://www.goethe.de – сайт Гёте-института;
http://www.vitaminde.de/ – журнал для изучающих немецкий язык;
http://www.kaleidos.de – страноведческие материалы.
Печатные пособия:
1.Наборы карточек с упражнениями.
2.Плакат с буквами и звуками немецкого алфавита
3. Рабочие листы (на сайте для скачивания) на сайте :www. prosv.ru / umk/horizonte.
Технические средства обучения:
1.Ноутбук;
2.Колонки;
3.Мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия:
1.CD диск УМК «Немецкий язык. Горизонты.6класс (Второй иностранный язык)» авторы Аверин М.М, Джин Ф.