Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — М. : Просвещение, 2016.)
Планируемые результаты учебного предмета «Обществознание»
«Обществознание» 6 класс
Личностные результаты:
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
Осознавать и проявлять себя гражданином своей страны: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства;
Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
умения планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации используя ИКТ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
владение устной и письменной речью;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Регулятивные УУД:
умения оценивать степень и способы достижения цели в учебной и жизненной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки;
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
овладение основными способами создания текстов для решения различных задач общения;
умения различать в речи оппонента мнения, доказательства, факты, гипотезы
аксиомы, теории.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию;
Систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы.
Ученик получит возможность научиться:
Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам
(нравственным, патриотическим общечеловеческим);
2. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
3. Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты. Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки).
«Обществознание» 7 класс
Личностные результаты:
Осознавать свои познавательные интересы, учебные мотивы;
Осваивать основные ценности общества, их значимость для развития личности;
Формировать ценностные ориентации, ответственность за поступки;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Умение самостоятельно определять цели своей деятельности
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи
Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Познавательные:
Умения осуществлять поиск необходимой информации;
Определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
Способности анализировать реальные социальные ситуации;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую; выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
Оценке различных позиций участников группы, организовывать сотрудничество;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Овладение различными видами аргументации и презентации своих сообщений;
Предметные результаты:
Ученик научится:
Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.
Добывать и критически оценивать информацию;
Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.
Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.
Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.
Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.
Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков
«Обществознание» 8 класс
Личностными результатами являются:
сформированность гражданско-патриотических качеств, российской гражданской идентичности;
овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества;
сформированность уважительного отношения к иному мнению, толерантность;
развитие самостоятельности и личной ответственности, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о гражданско-правовых нормах;
самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства.
умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки (собственные и других людей);
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (эмпатия);
умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и результат творческого труда (своего и других людей);
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
ставить и формулировать цель на четверть, год учебного характера, самосовершенствования, цель проекта, исследования.
самостоятельно анализировать условия достижения цели.
прогнозировать, предвосхищение результатов.
составлять сложный план.
составлять алгоритм решения задач, уравнений; структурно-логических схем к описанию различных видов знания (понятий, явлений, фактов, законов).
понимать роль самооценки в развитии личности.
разрабатывать критерии оценки отдельных видов работ, отдельных умений.
рецензировать (устное и письменное) ответы товарища и осуществлять взаимооценивание.
понимать термины «рефлексия», «самоанализ».
осознавать роль анализа - как способа глубокого познания действительности.
развивать письменную и устную рефлексию событий, отношений, процессов познания.
Коммуникативные:
осознавать роль, ценности общения, важности наличия настроенности, расположенности к общению.
развивать способность адекватно выражать и передавать необходимые эмоции, мысли, ощущения, быть внимательным к психологическому состоянию партнеров по общению.
развивать способности к самоконтролю в общении.
разрабатывать правила общения в группе и выполнять их.
развивать навыки невербального общения, изучение языка жестов, мимики, пластики.
передавать текст адекватно, подробно, сжато, выборочно; в составлении текстов различных жанров и их передачи.
осознавать критерии оценивания высказываний и суждений в ходе дискуссии - точность, ясность, доказательность.
разрабатывать правила ведения диспута и их применять.
понимать различия видов вопросов (гипотетические, побуждающие, поощряющие, зондирующие).
Познавательные
проводить наблюдение и социальный эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
давать определение понятиям.
устанавливать причинно-следственные связи.
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
обобщать понятия .
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Предметные результаты: Ученик научится:
понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на
основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
характеризовать собственные основные социальные роли;
использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
проводить несложные социологические исследования.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
«Обществознание» 9 класс
Личностными результатами являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
регулятивные
ставить перспективные цели, разбивать цель на ряд конкретных задач, выделять приоритетные задачи.
расширять представления о личностных ценностях.
формулировать отзывы на творческие работы товарища.
понимать термины «корректировка» и «самокоррекция».
понимать самообладание как элемент самоконтроля, саморегуляции (контроль желаний, эмоций, склонностей, самообладания и воли).
углублять в понимании суть процессов рефлексии и самоанализа.
осмысливать роль различных видов анализа: проблемного, атрибутивного, морфологического.
развивать навыки анализа, рефлексии собственных поступков, действий, склонностей, потребностей, причин успехов и неудач.
Коммуникативные
Развивать умение анализировать свой и чужой опыт общения и творчески использовать его.
Анализировать трудности общения.
Различать стили, модели общения.
Овладевать навыками вербального и невербального общения.
Овладевать ораторскими приемами.
Развивать культуру ведения дебатов.
Различать технику пассивного и активного слушания.
Познавательные
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
реализовывать проектно-исследовательскую деятельность.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета
Предметные результаты Ученик научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
различать факты и мнения в потоке информации.
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
распознавать и различать явления духовной культуры;
описывать различные средства массовой информации;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
характеризовать явление ускорения социального развития;
описывать многообразие профессий в современном мире;
характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
извлекать социальную информацию из доступных источников;
применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
осуществлять рефлексию своих ценностей.
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Содержание курса обществознания в 6 классе
Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей .
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни .
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговый модуль .Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Содержание курса обществознания в 7 классе
Введение в курс обществознание
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиться успехов в работе в классе и дома.
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.
«Что значит жить по правилам»
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
«Права и обязанности граждан».
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
«Почему важно соблюдать законы».
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе.
Закон и справедливость.
«Защита Отечества».
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.
Важность подготовки к исполнению воинского долга.
«Для чего нужна дисциплина».
Дисциплина необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная с специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
«Виновен - отвечай».
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
«Кто стоит на страже закона».
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях .
«Экономика и ее основные участники»
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
«Мастерство работника»
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
«Виды и формы бизнеса»
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
«Обмен, торговля, реклама»
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
«Деньги и их функции»
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
«Экономика семьи»
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа .
«Человек – часть природы»
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и
деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
«Охранять природу – значит охранять жизнь»
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
«Закон на страже природы»
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.
Участие граждан в природоохранной деятельности.
Итоговый модуль (3 ч).
Содержание курса обществознания в 8 классе.
Введение
Тема 1. Личность и общество .
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры .
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.
Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и много конфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика
Содержание курса обществознания в 9 классе
Введение .
Политика .
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право .
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование.
Тематическое планирование по классам.
6 класс
№ п/п |
Название темы |
Срок прохождения программы |
Количество часов |
1 |
Человек в социальном измерении |
14 |
|
2 |
Человек среди людей |
10 |
|
3 |
Нравственные основы жизни |
10 |
|
4 |
Повторение |
1 |
|
Итого |
35 |
7 класс
№ п/п |
Название темы |
Срок прохождения программы |
Количество часов |
1 |
Регулирование поведения людей в обществе |
15 |
|
2 |
Человек в экономических отношениях |
15 |
|
3 |
Человек и природа |
4 |
|
4 |
Итоговое повторение |
1 |
|
Итого |
35 |
8 класс
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
1 |
Личность и общество |
6 |
2 |
Сфера духовной культуры |
9 |
3 |
Социальная сфера |
5 |
4 |
Экономика |
14 |
5 |
Итоговое повторение |
1 |
Итого |
36 |
9 класс
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Политика |
11 |
2 |
Право |
22 |
3 |
Итоговое повторение |
1 |
Итого |
34 |