Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 9 классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Согласовано_______________________ Утверждаю_______________
Зам. директора по УВР Директор
«_____»____________ г. «_____»______________г.
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
для 9 классов
Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ,6-9 классы, допущенной Министерством образования РФ, Москва «Владос»,под редакцией В.В. Воронковой.
Нижний Новгород
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Обществознание» составлена на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» .
2.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29 – 2065 – п)
3.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
4. Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения на 2017 – 2018 учебный год.
Целью данного курса является — создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи данного курса:
1.Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам;
Освоить на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Овладеть умениям и познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
Формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
5.Выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Настоящий курс «Обществознание» предназначен для воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Направлена на всестороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания учащиеся познакомятся с современной политической жизнью страны, получат основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся, специфических нарушений. В рабочей программе основными принципами являются:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основные типы учебных занятий:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении предмета «Обществознание» является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Рабочая программа рассчитана в 9 классе на 34 ч, 1 ч в неделю, 34 учебные недели.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В ходе изучения предмета обучающиеся получат возможность приобрести следующие личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Регулятивные действия:
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться работать по предложенному плану
Коммуникативные действия:
- уметь слышать, слушать и понимать собеседника
- правильно выражать свои мысли в речи
Предметные результаты
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения курса «Обществознание», готовность их применения.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями:
Минимальный уровень:
знание названия страны, в которой мы живем, государственных символов России;
представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
знание о том, что Конституция Российской Федерации является основным законом, по которому мы живем;
знаний основных прав и обязанностей гражданина РФ;
умение (с помощью педагога) написать заявление, расписку, оформлять стандартные бланки
Достаточный уровень:
знание, что такое мораль, право, государство, Конституция, кто такой гражданин;
представление о правонарушениях, и видах правовой ответственности;
знание, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ;
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
знание основных терминов (понятий) и их определений;
умение написать заявление, расписку, просьбу, ходатайство;
умение оформлять стандартные бланки;
умение обращаться в соответствующие правовые учреждения;
умение проводить поиск информации в разных источниках.
5. Содержание учебного предмета
В содержании учебного материала выделены основные блоки:
9 класс
Повторение 2 часа
Права и обязанности гражданина России 32 часов
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в РФ.
Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
9 класс
№ |
Тема |
Количество часов по темам |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. |
Повторение |
2 |
Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Отработка картографических навыков. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. |
2 |
Права и обязанности гражданина России |
32 |
Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Самопроверка и взаимопроверка Анализ таблиц, схем, Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Обобщение усвоенного на уроке. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения |
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература для учителя
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
Н.Н. Гавриленко Обществоведение. 9 класс: система уроков по программе В.В. Воронковой Волгоград: учитель,
А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова Обществознание М.: Русское слово, 2009
Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 5 класс М.: Вако.
Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 6 класс М.: Вако.
Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 7 класс М.: Вако.
Трудовой кодекс
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Новосибирск,
Правила дорожного движения
Семейный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
А.В. Хорошенкова Основы права Издательство «Панорама», 2006
Государственная символика Российской Федерации М.: изд. «Экзамен», 2003
Словарь ювенальных терминов
В.О. Мушинский «Обществознание» М.;2000
Обществознание Поурочные разработки 9 класс Волгоград
Мультимедийные средства
Обществознание Большая детская энциклопедия, 2009
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
8. Планируемые результаты
Учащиеся должны научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе
I четверть
№ п\п |
тема |
дидактические задачи |
коррекционные задачи |
содержание \методы и приемы\ |
вид урока |
дата |
1. |
Что такое государство? |
Расширить имеющиеся знания об основных признаках государства; |
Развивать познавательные способности в процессе усвоения правовых знаний; |
Словесный: рассказ учителя, пересказ, обсуждение, фронтальная беседа; Наглядный: схема образования государства; Практический: анализ основных понятий с «опережением»; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
2. |
Гражданство РФ |
Актуализировать и дополнить сведения о приеме в гражданство РФ; |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: беседа по пройденному, рассказ учителя, объяснение, аналитическая беседа; Наглядный: ГК РФ, паспорт, Конституция РФ; Практический: анализ ГК РФ, индивидуальные задания; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
3. 4. |
Конституционные обязанности граждан. РФ. Конституционные права граждан РФ |
Обобщить и систематизировать знания основных прав и обязанностей граждан РФ, научить практическим навыкам их применения; |
Создать условия для самостоятельного выполнения заданий, развивать умения планировать свою работу, систематизировать и обобщать изученный материал; |
Словесный: объяснение,обсуждение,вербальные инструкции; Наглядный: различные схемы, Конституция РФ; Практический: решение ситуационных задач; |
Практическая работа |
9 «А» 9 «Б» |
5 |
Труд и трудовые отношения. |
Дать представление о трудовых обязанностях граждан РФ; |
Способствовать формированию умений давать собственную оценку, развивать умения решать познавательные задачи в ходе коллективной деятельности; |
Словесный: рассказ учителя, объяснение, пересказ, фронтальная беседа; Наглядный: КЗоТ РФ; Практический: анализ стаей из КЗоТа РФ; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
6. |
КЗОТ. Право на труд. |
Ознакомить с основными разделами КЗОТа и правилами его применения (трудовой договор); |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: беседа по пойденному, рассказ учителя, обсуждение, обобщающая беседа; Наглядный: КЗоТ РФ; Практический: отыскивание по заданию и оглавлению статей и разделов; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
7. |
Дисциплина труда. Продолжительность рабочего времени. |
Ознакомить с дисциплинарными требованиями, правилами поведения на рабочем месте; |
Учить использовать при выполнений заданий приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать навыки самостоятельной работы; |
Словесный: беседа, рассказ учителя, обсуждение, аналитическая беседа; Наглядный: КЗоТ РФ; Практический: заполнение трудового договора с опорой на КЗоТ; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
8. |
Прекращение трудового договора |
Ознакомить с правилами перевода на другую работу, со своими правами в этих случаях; |
Создавать условия для самостоятельного выполнения заданий, продолжать развивать умения работать в коллективе, по инструкции, слушать мнение и анализировать |
Словесный: рассказ учителя. пересказ, обсуждение, фронтальная беседа; Наглядный: КЗоТ; Практический: индивидуальные задания; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
II четверть
№ п\п |
тема |
дидактические задачи |
коррекционные задачи |
содержание \методы и приемы\ |
вид урока |
дата |
9. |
Трудовые права несовершеннолетних |
Дать представление о правах несовершеннолетних (особенно совместительство учебы и работы); |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: беседа по пройденному, объяснение, пересказ, фронтальная беседа; Наглядный: КЗоТ; Практический: решение ситуационных задач; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
10. |
Собственность и имущественные отношения |
Формировать категориально-понятийный аппарат; |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: рассказ учителя, обсуждение, обобщающая беседа; Наглядный: Практический: |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
11. |
Земельная собственность |
Дать представление о собственности земельного участка, познакомить с необходимыми документами, дать элементарные знания и умения проведения сделки по оформлению земельного участка; |
Закреплять навыки работы с заданиями; продолжать развивать умения поддерживать беседу по обсуждению правовых законов и норм; |
Словесный: аналитическая беседа, рассказ учителя, пересказ, обсуждение; Наглядный: ГК РФ, ЛОС; Практический: закрепление материала по следам анализа, составление плана, решение ситуационных задач; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
12. |
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних |
Уточнять и формировать знания о своих имущественных правах; |
Учить выражать свои мысли и суждения на уроке; |
Словесный: рассказ учителя, обсуждение, пересказ, фронтальная беседа; Наглядный: ГК РФ, Конституция РФ; Практический: решение проблемных ситуаций; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
13. |
Этика семейных отношений (в т.ч. ведение домашнего хозяйства) |
Познакомить с наиболее распространенными точками зрения на социальные роли женщины и мужчины, способствовать развитию представлений о будущей семейной жизни, об элементарных семейных обязанностях и поведения с супругом; |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: рассказ учителя, сообщение, обсуждение, аналитическая беседа; Наглядный: СК РФ, Конституция РФ; Практический: тренинг «Идеальный муж; идеальная жена»; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
14. |
Правовые основы семейно-брачных отношений |
Показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений, раскрыть правовые основы заключения брака; |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: беседа по пройденному, рассказ учителя, обсуждение; Наглядный: СК РФ, объявления из СМИ; Практический: тренинг «Брачное объявление»; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
15. |
Контрольная работа |
Систематизировать знания и умения по разделу «Собственность и имущественные отношения», закрепить и обобщить представление о браке, брачном договоре, правовых основах семьи; |
Выявить знания основного фактического материала опираясь на все виды внимания, восприятия, запоминания; продолжать активизировать познавательную деятельность; |
Словесный: объяснение, вербальные инструкции; Наглядный: ГК РФ, СК РФ, КЗоТ, Конституций РФ; Практический: индивидуальные задания; |
Систематизация и обобщение знаний |
9 «А» 9 «Б» |
IIIчетверть
№ п\п |
тема |
дидактические задачи |
коррекционные задачи |
содержание \методы и приемы\ |
вид урока |
дата |
16. |
Права ребенка. Декларация прав ребенка |
Дать представление о личном имуществе ребенка, его правах; развивать умения отстаивать свои права и использовать знания их при необходимости; |
Способствовать развитию познавательных способностей в процессе изучения нового материала; |
Словесный: рассказ учителя, пересказ, обсуждение; Наглядный: Декларация ООН; Практический: моделирование ситуаций, ролевая игра «Мои личные права…»; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
17. |
Лишение родительских прав |
Дать представление об основных причинах лишения прав родителей; развить систему представлений о дальнейшем окружении ребенка (опекунство); |
Развивать внимание память, мышление, устную связную речь в ходе беседы; |
Словесный: беседа по пройденному, рассказ учителя, обсуждение; Наглядный: СК РФ, схема «Пути и средства помощи ребенку, лишенного родителей»; Практический: решение ситуативных задач, анализ статей из СК РФ; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
18. |
Алименты |
Показать отрицательные социально-психологические последствия развода на ребенка, раскрыть юридические условия и порядок прекращения брачного союза, охарактеризовать имущественные отношения супругов после развода; |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: беседа по пройденному, рассказ учителя, пересказ, фронтальная беседа; Наглядный: СК РФ, образец заявления; Практический: ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи», заполнение заявления; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
19. |
Социальные права человека |
Дать представление о праве человека на образование, медицинское обслуживание, познакомить с документами, необходимыми для информирования по правам социальной сферы, научить ими пользоваться; |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: рассказ учителя,объяснение,обсуждение; Наглядный: схема «Социальные права человека», копия медицинского полиса; Практический: анализ схемы; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
20. |
Жилищное право: квартирный вопрос |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: рассказ учителя, пересказ, аналитическая беседа; Наглядный: ГК РФ; Практический: заполнение образца заявления,решение ситуативных задач |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
|
21. |
Жилищные споры |
Учить выражать свои мысли и суждения на уроке; |
Словесный: беседа по пройденному, объяснение, обсуждение; Наглядный: ГК РФ Практический:заполнение образца заявления |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
22. |
Наследование |
Развивать внимание память, мышление, устную связную речь в ходе беседы; |
Словесный: повторительная беседа, обсуждение, обобщающая беседа; Наглядный: Практический:решение ситуативных задач,заполнение образца заявления |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
23.. |
Защита прав потребителя |
Раскрыть юридическое значение понятия «потребитель», показать значение и познакомить с содержанием «Закона о защите прав потребителя», познакомить с основными формами защиты: судебной и внесудебной; |
Способствовать развитию познавательных способностей в процессе изучения нового материала; |
Словесный: рассказ учителя,объяснение,обсуждение, фронтальная беседа; Наглядный: «Закон о защите прав потребителя», образец заявления; Практический: решение ситуативных задач, заполнение заявления; |
Сообщение новых знаний |
9 «А» 9 «Б» |
24. |
Право на медицинское обслуживание |
Закрепить и расширить знания о праве на медицинское обслуживание, о необходимых документах, научить ими пользоваться; |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: объяснение,обсуждение,обобщающая беседа; Наглядный: Конституция РФ, копия медицинского полиса; Практический: решение ситуативных задач; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
25. |
Право на социальное обеспечение |
Закрепить и расширить знания своих прав на социальную государственную поддержку, дать перечень документов, необходимых для оформления пособий; |
Учить выражать свои мысли и суждения на уроке; |
Словесный: объяснение, пересказ, обсуждение; Наглядный: образец заявления, ГК РФ; Практический: заполнение заявления, индивидуальные карточки; |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
26. |
Политические права и свободы |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: рассказ учителя,обсуждение,обобщающая беседа; Наглядный:Конституция РФ Практический:решение ситуативных задач,заполнение таблицы |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
IV четверть
№ п\п |
тема |
дидактические задачи |
коррекционные задачи |
содержание \методы и приемы\ |
вид урока |
дата |
27. |
Право на духовную и религиозную свободу |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: рассказ учителя, обсуждение, фронтальная беседа; Наглядный:Конституция РФ Практический: |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
28. |
Право на образование |
Закрепить и расширить систему знаний о своем праве на образование, познакомить и научить пользоваться документами, на которые можно опереться для правовой защиты; |
Развивать познавательные способности в ходе анализа законов, научить высказывать свое мнение подтверждая аргументами; |
Словесный: беседа по пройденному, пересказ,объяснение,аналитическая беседа; Наглядный:Конституция РФ Практический |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
29. 30. |
Самообразование. Система образования в РФ |
Развивать познавательные способности, использовать дополнительные материалы при ответах, беседе; умение составлять связный и развернутый ответ, привлекать к решению проблемных задач; |
Словесный: рассказ учителя, обсуждение, обобщающая беседа; Наглядный:Конституция РФ Практический:индивидуальные карточки |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
31. |
Поручения. |
Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление; продолжать развивать навыки работы с конспектом; |
Словесный: рассказ учителя, пересказ, обсуждение, фронтальная беседа; Наглядный: ГК РФ Практический |
Сообщение новыхзнаний |
9 «А» 9 «Б» |
|
32. |
Займы |
Развивать познавательные способности, умение составлять связный и развернутый ответ, привлекать к решению проблемных задач; |
Словесный: беседа по пройденному, объяснение, обсуждение; Наглядный: ГК РФ Практический:индивидуальные карточки |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
33. |
Защита чести и достоинства |
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; корригировать и развивать мнестические процессы, внимание, умение слушать и планировать свою работу |
Словесный: рассказ учителя, пересказ, обсуждение, обобщающая беседа; Наглядный:ГК РФ Практический:индивидуальные карточки,решение ситуативных задач |
Комбинированный |
9 «А» 9 «Б» |
|
34. |
Контрольная работа |
Систематизировать знания по разделу «Права и обязанности гражданина России», формировать практические навыки решения проблемных ситуаций, использовать знания законов; |
Выявить знания основного фактического материала опираясь на все виды внимания, восприятия, запоминания; продолжать активизировать познавательную деятельность; |
Словесный: объяснение, вербальные инструкции; Наглядный: СК РФ, ГК РФ, Конституция РФ, Декларация прав ребенка, «Закон о защите прав потребителя»; Практический: ролевая игра «Юристы и клиенты»; |
Систематизация и обобщение знаний |
9 «А» 9 «Б» |