12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ия Юрьевна Цыганкова909
Цыганкова Ия Юрьевна, 1982 года рождения, образование высшее, окончила физико-математический факультет Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в 2004 году по специальности «математика и экономика»
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе

авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9», издательство «Русское слово», 2011 г.

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 уч. год

Учебного плана МБОУ Мадеевская ООШ

Положения о рабочей программе МБОУ Мадеевская ООШ, утвержденного приказом № 63 от 08.11.2012 г.

Этот курс явля­ется составной частью системы изучения дисциплин социаль­но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите­ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде­ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре­альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции. Данная дисцип­лина призвана помочь им также ориентироваться в текущих со­бытиях общественно-политической жизни.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро­логии.

Функции курса обществознания для 9 класса заключают­ся в следующем:

обучить людей правилам пользования науч­ными инструментами, теориями и методами,

сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя­тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду­щей профессиональной деятельности,

воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Курс состоит из 3 разделов: политическая сфера, человек и его права, духовная сфера.

Цели и задачи курса обществознания в средней школе.

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

на использование элементов причинно-следственного анализа;

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольных работ

1

Политическая сфера

13

1

2

Человек и его права

12

1

3

Духовная сфера.

8

1

4

Итоговый урок

 

1

 

Содержание программного материала

Глава I. Политическая сфера

Власть.

Сила, авторитет, власть, влияние.

Государство

Государство, политическая система.

Национально-государственное устройство

Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство.

Формы правления

Формы правления, республика

Политические режимы

Авторитаризм.

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество, гражданство, правовое государство

Голосование, выборы, референдум

Электорат. Выборы.

Политические партии

Политическая партия, политическая программа. Партийная система.

Глава II. Человек и его права

Право

Права человека, гражданские права. Защита прав человека.

Закон и власть

Закон, правовая культура.

Конституция

Право и имущественные отношения

Отрасли права

Потребитель и его права

Юридическое и физическое лицо

Труд и право

Семья и право. Права ребенка. Конвенция.

Правонарушения и виды юридической ответственности

Преступление, уголовная ответственность, суд, правоспособность. Правоохранительные органы, санкции, правосознание, презумпция невиновности.

Глава III. Духовная сфера.

Культура

Культура, культурный комплекс, культурное наследие

Формы культуры

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура

Религия

Религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, христианство, ислам, буддизм, культ предков.

Искусство

Искусство, художественное творчество.

Образование

Образование, школа, институт, университет.

Наука

Наука, академия.
 

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

на использование элементов причинно-следственного анализа;

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Календарно – тематическое планирование

урока

Название темы

Количество часов

Дата проведения

План

Фактически

Политическая сфера

1

Вводное занятие. Власть

1

   

2

Государство. Входной контроль.

1

   

3

Функции государства

1

   

4

Национально-государственное устройство

1

   

5

Формы правления

1

   

6

Политические режимы

1

   

7

Демократические режимы

1

   

8

Гражданское общество и правовое государство

1

   

9

Голосование, выборы, референдум

1

   

10

Типы избирательных систем

1

   

11

Политические партии

1

   

12

Основная классификация политических партий

1

   

13

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества»

1

   

Человек и его права

14

Право

1

   

15

Отрасли права

1

   

16

Закон и власть

1

   

17

Конституция

1

   

18

Право и имущественные отношения

1

   

19

Потребитель и его права

1

   

20

Труд и право

1

   

21

Труд несовершеннолетних

1

   

22

Семья и право. Права ребенка.

1

   

23

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

   

24

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

   

25

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Человек и его права»

1

   

Духовная сфера.

26

Культура

1

   

27

Культурные нормы

1

   

28

Формы культуры

1

   

29

Религия

1

   

30

Искусство

1

   

31

Образование

1

   

32

Наука

1

   

33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества»

1

   

34

Итоговое занятие

1

   

Литература

Перечень учебно – методического обеспечения

Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2011.

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.