Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» предметной области «Технология» (подготовка младшего обслуживающего персонала) 5 класс

5
0
Материал опубликован 26 June в группе

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»

протокол от 29.08.2023 г. № 1 от 30.08.2023 г. № 01-02-











Рабочая программа

по учебному предмету «Профильный труд»

предметной области «Технология»

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

5 класс









                                                                  Составил: Е. Г. Гончарова,

                                                                     учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории









КУРСК – 2023

Пояснительная записка


Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.


Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» предметной области «Технология» (подготовка младшего обслуживающего персонала) разработана на основе Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
, учебников «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 классов авторов - А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская, Издательство - «Современные образовательные технологии», Самара, 2017г.

Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) разработана для обучающихся 5 классов. Основной контингент составляют обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2).

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 5 классе предметной области «Технология» - подготовка младшего обслуживающего персонала - разработана на один учебный год на основании нормативных документов:

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года),

- Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,

- Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».


Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Для обучающихся, получающих образование ФАООП УО (вариант 2), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.


Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, Тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.


Содержание программы

Сохранение и поддержка здоровья

Объекты работы: самообслуживание.

Теоретические сведения:

-понятие «личная гигиена»;

-гигиена рук, гигиена рук в течение дня; как правильно мыть руки; уход за руками;

-предметы и средства личной гигиены; правила личной гигиены;

Умения: следить за личной гигиеной, за чистотой тела, рук; правильно мыть руки;

Теоретические сведения:

-специальная (рабочая) одежда, назначение, виды одежды; выбор рабочей одежды;

-защита рук и головы во время работы;

-правила ухода за одеждой и обувью; приспособления для чистки верхней одежды;

- приспособления для стирки;

- ручная стирка одежды; средства для ручной стирки одежды; свойства хозяйственного мыла;

-стирка носков: подготовка к стирке, правила стирки, особенности сушки тонких и шерстяных носков;

-ежедневный уход за обувью; обувь из разных материалов;

-правила ухода за обувью (сушка мокрой обуви);

-правила хранения одежды; хранение спецодежды и обуви;

-правила выбора одежды и обуви (по назначению, по сезону);

Умения: стирать в ручную мелкие вещи личного гардероба (носки, носовые платки); ухаживать за одеждой и обувью (чистить, сушить, мыть); правильно хранить свою одежду и обувь;

Работа на пришкольной территории

Объекты работы: дорожки, газоны, спортплощадка, территория вокруг школьных строений, грунтовые дорожки с асфальтовым и бетонным покрытием.

Теоретические сведения:

-устройство пришкольной территории,

-изменение территории в разные сезоны; работа на территории в разное время года;

-отходы природы и человека, бытовой мусор, подготовка бытовых отходов к переработке их сортировка, утилизация; запрет сжигания мусора;

-уборка опавших листьев и пуха;

-уличный смёт;

-уход за газоном и цветниками в разные сезоны;

-уход за дорожками с твёрдым покрытием;

-уход дорожек с сыпучим и сборным покрытием;

-уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка; особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием.

-скол льда и устранение скользкости дорожек; меры предосторожности при использовании антигололёдных средств;

-инвентарь для уборки территории (метла, лопата, грабли, совки, носилки, скребок, лом, движок), устройства, назначение, рабочие позы, приёмы работы; выбор инвентаря в соответствии с сезоном;

-подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование;

-спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение; выбор одежды для работы на пришкольном участке;

-качества характера, помогающие хорошо работать;

-комплекс работ по уборке территории;

-асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства;

-приемы работы, не нарушающие дорожное покрытие;

-правила безопасной работы на проезжей части дороги.

Умение: ориентирование на пришкольном участке, обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, скребком, ломом; коллективное обсуждение последовательности действий.

Уход за комнатными растениями

Объекты работы: комнатные цветы в кабинете.

Теоретические сведения:

-комнатные растения, названия;

-условия, необходимые для жизни и роста;

-требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения;

-уход за растениями; обрезка сухих листьев, полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы;

-ёмкости и инвентарь для комнатных растений; приспособления для опрыскивания;

-правила обрезки растений;

Умение: правильно проводить обрезку сухих листьев, поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья от пыли.

Уборка помещений, мытьё полов

Объекты работы: полы в коридорах, классе.

Теоретические сведения:

-помещения школы, периодичность влажной уборки школьных помещений;

-пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом, плиточный);

-средства для мытья пола, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием; особенности мытья полов из разных материалов;

-рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход;

-порядок мытья полов;

-уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щётка, тряпка, швабра): назначение, пользование, бережное обращение; подготовка к хранению, порядок хранения; маркировка уборочного инвентаря;

-рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход;

-влияние моющих веществ на здоровье;

-правила безопасности при подготовке к уборке полов; техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов;

Умения: работать щёткой, шваброй.


Календарно-тематическое планирование уроков

профессионально-трудового обучения

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

5 класс (2 часа в нед. - 68 часов в год)

п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата


I четверть




1.

2.

Вводное занятие

Знакомство с учебным предметом.

Задачи обучения, план работы на год и четверть.

Правила работы в кабинете. Распределение рабочих мест.


2



3.

4.

Сохранение и поддержание здоровья Личная гигиена. Гигиена рук.

Гигиена рук в течение дня.


2


5.

6.

Уход за руками.

Предметы и средства личной гигиены.

2



7.

8.

Уход за одеждой и обувью

Назначение рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы. Правила ухода за одеждой и обувью.


2


9.

10.

Ручная стирка одежды.

Средства для ручной стирки одежды.

2


11.

12.

Подготовка к стирке носков.

Стирка носков.

2


13.

14.

Ежедневный уход за обувью.

Сушка мокрой обуви.

2


15.

16.

Хранение одежды.

Хранение спецодежды и обуви.

2




17.

18.

II четверть

Вводное занятие

Знакомство с основными видами работ на уроках. Повторение правил безопасной работы в кабинете.



2



19.

20.

Работа на пришкольной территории

Устройство пришкольного участка.

Ориентирование на пришкольном участке.


2


21.

22.

Территория школьного участка в разные сезоны.

Режимы работы на территории.

2


23.

24.

Одежда для работы на пришкольном участке.

Инвентарь для уборки территории.

2


25.

26.

Отходы природы и человека.

Подготовка бытовых отходов к переработке

2


27.

28.

Сортировка бытовых отходов.

Упражнения в сортировке отходов.

2


29.

30.

Дидактическая игра «Сортировка мусора».

Подготовка фишек и кубика для дидактической игры.

2


31.

32.

Инвентарь для уборки территории.

Утилизация природных отходов.

2




33.

34.

III четверть

Вводное занятие

Знакомство с основными видами работ на уроках.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы в кабинете.


2



35.

36.

Работа на пришкольной территории

Уличный смет.

Уход за газоном.

2


37.

38.

Дорожки с твердым покрытием.

Дорожки и сыпучим и сборным покрытием.

2


39. 40.

Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка.

Скол льда и устранение сколькозти дорожек.

2


41. 42.

Работа на территории в зависимости от сезона и погоды.

Работа по уборке территории.

2



43. 44.

Уход за комнатными растениями

Условия жизни комнатных растений.

Комнатные цветы в жизни человека.


2


45. 46.

Растения необходимые для жизни человека. Особенности листьев комнатных растений.

2


47. 48.

Ёмкости и инвентарь для комнатных растений

Уход за комнатными растениями.

2


49. 50.

Режим ухода за комнатными растениями.

Упражнения по уходу за комнатными растениями.

2


51.

52.

Уход за комнатными растениями в помещениях школы.

Уход за комнатными растениями.

2




53.

54.

IV четверть

Вводное занятие

Знакомство с основными видами работ на уроках. Повторение правил безопасной работы в кабинете.




2



55.

56.

Уборка помещений. Мытьё полов.

Помещения школы.

Периодичность влажной уборки помещений.



2


57.

58.

Уборочный инвентарь для мытья полов.

Маркировка уборочного инвентаря.

2


59.

60.

Влияние моющих средств на здоровье.

Техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов.

2


61.

62.

Виды полов.

Особенности мытья полов из разных материалов.

2


63. 64.

Мытье полов.

Упражнения по мытью полов.

2


65. 66.

Средства защиты при мытье полов.

Способы предотвращения загрязнения помещений.

2


67.

68.

Анализ работы.

Подведение итогов года.

2




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 5 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2019.

Рабочая тетрадь: к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2014.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.