Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса
г.Шахты
территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ СОШ № 23
Приказ от 02.09.2019г. № 172
Подпись руководителя__________Ранова А.А. Печать |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
1-а класс_________________
(полное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33
Учителя: Климова Ангелина Александровна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы курса «Технология 1-4 класс» Н.М. Конышевой.
Издательство: -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г. (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по Технологии для 1-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
* Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
* Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
* Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
* Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
* Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
* Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
* Примерная программа по Технологии.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской рабочей программы «Технология» Н.М. Конышевой «Школа России» 1-4 классы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г. в полном объеме без изменений и дополнений.
УМК: Рабочая программа «Технология 1-4 классы». Учебник. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г.
Выбор УМК «Школа России» обусловлен тем, что данный УМК реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой нового стандарта.
Цели изучения технологии в начальной школе:
-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
-духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
-развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
-формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
-развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
-развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
-развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
-формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
-обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
-формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
-формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
-формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
-формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Цели и задачи не противоречат миссии нашей школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях.
Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека – созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира – в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.
Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Методы обучения:
• словесные (беседа, сообщение),
• наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
• практические,
• методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
• методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках:
• коллективное составление плана предстоящей деятельности;
• самостоятельная организация деятельности;
• работа в паре;
• конструирование и моделирование.
• применение мультимедийного материала
• проектная деятельность
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
-Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
-Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
-Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
-Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
1 класс (33 ч)
№п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Узнаём, как работают мастера (1 ч)
Знакомство с учебным предметом. |
1 |
|
2 |
Учимся работать с разными материалами (11 ч) Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Чудо-дерево». |
1 |
|
3 |
Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Мышиное семейство». |
1 |
|
4 |
Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Дары осени». |
1 |
|
5 |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание тюльпана. «Цветущий луг». |
1 |
|
6 |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Колоски. Хлебный букет». |
1 |
|
7 |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Собачка. Веселые друзья». |
1 |
|
8 |
Формы и образы природы. Аппликация из засушенных листьев «Золотая осень». |
1 |
|
9 |
Формы и образы природы. Аппликация из засушенных листьев «Образы осени». |
1 |
|
10 |
Лепка из фольги. Разные формы. Елочные украшения. |
1 |
|
11 |
Лепка из фольги. «Серебряный паучок». |
1 |
|
12 |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (14 ч) Разметка детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». |
1 |
|
13 |
Разметка по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. |
1 |
|
14 |
Образы зимней сказки. «Новогодняя сказка». |
1 |
|
15 |
Образы зимней сказки. «Сказочный заяц». |
1 |
|
16 |
Работа с крепированной бумагой. «Вьюнок». |
1 |
|
17 |
Работа с крепированной бумагой. «Цветок кактуса» . |
1 |
|
18 19 |
Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка к Дню защитника Отечества. |
2 |
|
20 21 |
Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка для мамы. |
2 |
|
22 |
Учимся работать с нитками и иглой. Кисточки-веснянки. |
1 |
|
23 |
Учимся работать с нитками и иглой. Пришивание пуговиц. |
1 |
|
24 |
Учимся работать с нитками и иглой. Лучистая рамка. |
1 |
|
25 |
Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. |
1 |
|
26 |
Конструируем и решаем задачи (9 ч) Аппликация из геометрических фигур «Парусник». |
1 |
|
27 |
Узор из симметричных деталей. |
1 |
|
28 |
Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Аппликация-задача «Птица». |
1 |
|
29 |
Новые приемы бумагопластики в конструировании. Домик хитрого гнома. |
1 |
|
30 |
Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Салют». |
1 |
|
31 |
Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Букет». |
1 |
|
32 |
Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Правила работы. Приемы сборки простых узлов. |
1 |
|
33 |
Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Решение конструкторских задач. |
1 |
|
Материально-техническое обеспечение
1 класс
Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
Н.М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
С.В. Петрушина. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
Н.М. Конышева. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1-4 классов (планируется к изданию).