Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коношская средняя школа имени Н.П.Лавёрова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
(направление: обще – интеллектуальное)
2 (А,Б,В,Г,Д) класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы: Серова Л. А.
п. Коноша
2022 год
Раздел 1. Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
2 класс
Личностные результаты освоение программы курса:
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении.
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
– определять автора книги и ее название;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по её иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг.
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с новым произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в тематическом плане.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативных качеств ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Работа с детской книгой : ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг: определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.
Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» рассчитана на четыре года.
2 класс Содержание занятий курса:
Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверятах» Е. И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», В. Ю. Драгунского из сборника «Денискины рассказы», рассказы о красоте природы, сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера). В круг чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий – «Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.
Формы организации внеурочной деятельности:- практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки;
- путешествия по страницам книг;
- проекты- тесты;
- конкурс рисунков.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проектов, консультация.
Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии:
- технология проектного обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационные образовательные технологии
Виды учебной деятельности:
- участие в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивание поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывание своего суждения об оформлении и структуре книги;
- участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдение правил общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Раздел 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» 2 класс (9 часов).
2 класс
№ урока | Тема занятия | Основные знания | Виды деятельности |
1 | Лучшие книги, прочитанные летом. | Рассказ о книге. | Пересказ. Характеристика героев. Главная мысль. |
2 | Творчество поэтов и писателей родного края. РС. | Знакомство с поэтами и писателями Архангельской области и Коношского района. | Чтение стихов наизусть. Пересказ. Рассказ об авторе. |
3 | Рассказы о детях. Страна фантазеров – рассказы Н.Носова Рассказы В. Ю. Драгунского. На все цвета радуги – рассказы и сказки Е. Пермяка. Н. Артюхова о детях. | Выразительное чтение. Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. Инсценирование. | Выставка книг. Игровые |
4 | Сказки зарубежных писателей. Король сказок Г.Х.Андерсен Сказки из Германии – сказки братьев Гримм Волшебные сказки Ш.Перро | Давать характеристику главному герою Уметь пересказывать прочитанное, выразительно читать, инсценировать.. Составлять вопросы к викторине. | Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе. Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!» Выставка книг. Викторина «Знаешь ли ты?» |
5 | Рассказы и сказки о природе. Рассказы о животных – Б.С.Житков Сказочник леса – Н.И.Сладков Жили – были еж, белка – книги И. Акимушкина. Сказки – несказки В.В. Бианки Собаки – мои друзья – по книгам М. Пришвина. Дресированные животные – Л. Дуров «Мои звери». Моя первая зоология по книгам Е. Чарушина. | Научится рассказывать о собственном опыте общения с природой. Научится выразительно читать произведение. Выразительно пересказывать прочитанное, инсенировать. Слушание, выразительное чтение, словесное рисование | Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Творческое иллюстрирование. |
7 | Почемучкины книжки. | Уметь работать с детскими энциклопедиями. Уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении, составлять вопросы для викторины. Уметь работать в группе | Выставка энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа – игра «Что ? Где? Когда?» |
8 | Мифы и легенды разных народов мира. | Чтение, слушание Умение пересказывать.. | Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг. |
9 | Хоровод журналов. Давайте знакомые книги откроем! | Уметь представлять журнал. Знать основные особенности журналов. Уметь составлять вопросы к викторине. Инсценирование. | Выставка детских журналов. Принципы работы с журналами. Соревнования в парах, групповая работа. Литературная викторина, инсценирование. |