Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 Г.БЕЛЕБЕЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 28.08.2017 г. Руководитель ШМО _________Федорова Р.Р. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/ Евдокимова О.Г. 29.08.2017г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №15 _____________ Е.П. Золотко Приказ № 490 от 30.08.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
направление «Интеллектуальное»
начальное общее образование
1-4 классы
УРОВЕНЬ: общеобразовательный
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:1 года
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:
2 класс – 1 час
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:
2 класс – 34 часа
Программа « Занимательная математика»
авторы: Е.Э.Кочурова
Разработчик:
Ахсанова Земфира Магалимовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Белебей, 2017 г.
I. Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
установление причинно-следственных связей;
моделирование;
ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывание предметов и выражение результата числом;
умение слушать и вступать в диалог.
Предметные: Обучающиеся к концу года обучения должны
знать/ понимать:
количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
замкнутые и незамкнутые линии;
внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
прямой угол;
многоугольники и их виды;
измерение длины отрезка;
знаки больше (>), меньше (<), равно;
знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием,умножением и делением (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое и т.д.);
переместительный закон сложения,умножения;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
Уметь:
читать и записывать все однозначные числа и числа до 100;
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
воспроизводить и применять переместительное свойство умножения;
распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
определять прямые углы с помощью угольника;
определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
Учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика»
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
-Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
-Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
-Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
-Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
-Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
-Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
-Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
-Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
-Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
-Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
-Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
-Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
-Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
-Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
-Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Универсальные учебные действия
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
-Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.
-Использовать критерии для обоснования своего суждения.
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
II. Содержание программы внеурочной деятельности
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Работа с конструкторами
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного пособия «Математика и конструирование».
III. Тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
Сроки проведения |
||
Дата по плану |
Дата по факту |
|||||
1. |
Проект «Удивительная снежинка» |
1 |
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
|||
2 |
Конкурс «Крестики-нолики» |
1 |
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20) |
|||
3 |
Математические игры |
1 |
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
|||
4 |
Прятки с фигурами |
1 |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
|||
5 |
Экскурсия в компьютерный класс. Компьютерные игры |
1 |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
|||
6 |
Проект "Удивительный квадрат" |
1 |
Работа над проектом |
|||
7-8 |
Логические задачи |
2 |
Готовимся к олимпиаде |
|||
9 |
Конкурс "Геометрический калейдоскоп" |
1 |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
|||
10 |
Конкурс "Числовые головоломки" |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
|||
11 |
Игра «Шаг в будущее» |
1 |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
|||
12 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
|||
13 |
Путешествие точки |
1 |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
|||
14 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
Знакомство с Архимедом и Пифагором. |
|||
15 |
Тайны окружности |
1 |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
|||
16 |
Игра "Математическое путешествие" |
1 |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 |
|||
17 |
Конкурс «Новогодний серпантин» |
1 |
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
|||
18 |
Математические игры |
1 |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
|||
19 |
Проект "Узоры геометрии" |
1 |
Работа над проектом |
|||
20 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
Задания на разрезание и составление фигур. |
|||
21 |
Экскурсия в магазин. |
1 |
Знакомство с монетами |
|||
22 |
Секреты задач |
1 |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
|||
23 |
Конкурс «Что скрывает сорока?» |
1 |
Решение и составление ребусов, |
|||
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
|||
25 |
Конкурс Дважды два — четыре |
1 |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
|||
26 |
Игра Дважды два — четыре |
1 |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
|||
27 |
Проект "В царстве смекалки" |
1 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|||
28 |
Конкурс "Интеллектуальная разминка" |
1 |
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|||
29 |
Экскурсия в библиотеку. Это было в старину. |
1 |
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. |
|||
30-31 |
Конкурс "Мир занимательных задач" |
2 |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
|||
32 |
Игра "Математические фокусы" |
1 |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
|||
33 |
Турнир "Математическая эстафета" |
1 |
Решение олимпиадных задач |
|||
34 |
Проект "Математика-царица наук" |
1 |
Обобщение пройденного материала |