Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивной секции «Волейбол»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» в г.Артеме
(Филиал ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г.Артеме)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
«ВОЛЕЙБОЛ»
Артем 2022
Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций: программы, рекомендации» Москва «Центр развития спорта» Российской Федерации волейбола 2022 г.
Составитель: Коваль Дмитрий Сергеевич, тренер – преподаватель
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у студентов формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому студенты смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Студенты, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Цели и задачи:
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы — углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие студентам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по волейболу;
- подготовка студентов к соревнованиям по волейболу;
Содержание программы:
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе, студент должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности преподавателя и студента. Занятия необходимо строить так, чтобы студенты сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
№ |
ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ |
Всего: |
|
1 |
История развития волейбола. Общие основы волейбола. |
6 ч |
|
2 |
Правила игры и методика судейства |
6 ч |
|
3 |
Техническая подготовка волейболистов |
9 ч |
|
4 |
Физическая подготовка |
9 ч |
|
5 |
Методика тренировки волейболистов |
9 ч |
|
Изучение техники игры в волейбол |
|||
Техника нападения: |
|||
6 |
Перемещения |
9 ч |
|
7 |
Стойки |
9 ч |
|
8 |
Подачи |
9 ч |
|
9 |
Передачи |
9 ч |
|
10 |
Нападающие удары |
9 ч |
|
Техника защиты: |
|
||
11 |
Перемещения |
9 ч |
|
12 |
Прием мяча |
9 ч |
|
13 |
Блокирование |
9 ч |
|
|
Изучение тактики игры в волейбол |
|
|
Тактика нападения: |
|
||
14 |
Индивидуальные действия |
9 ч |
|
15 |
Групповые действия |
9 ч |
|
16 |
Командные действия |
9 ч |
|
Тактика защиты: |
|||
17 |
Индивидуальные действия |
9 ч |
|
18 |
Групповые действия |
9 ч |
|
19 |
Командные действия |
9 ч |
|
20 |
Игра по правилам с заданием |
9 ч. |
|
Итого: |
174 ч. |
№ занятия |
Количество часов
|
Темы |
Содержание материала
|
№ 1-2 |
6 |
История развития волейбола |
Становление волейбола как вида спорта. Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола. |
№ 3-4 |
6 |
Правила игры и методика судейства |
Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. |
№ 5-7 |
9 |
Техническая подготовка волейболиста
|
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка — необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость). Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка. |
№ 8-10 |
9 |
Физическая подготовка |
Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. «Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. |
№ 11-13 |
9 |
Методика тренировки волейболистов |
Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. |
№ 14-16 |
9 |
Техника игры в волейбол
Освоение техники перемещений в нападении |
Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападений. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. |
№ 17-19
|
9
|
Стартовые стойки Освоение техники стоек волейболиста в нападении |
Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). |
№ 20-22
|
9 |
Обучение технике подачи в нападении |
- подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; - подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; - подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для -обучения верхней прямой подаче; - подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для -обучения верхней боковой подаче; -специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность;
|
№ 23-25 |
9 |
Обучение передач в нападении Обучения технике верхних передач
Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).
Обучение технике передач снизу
|
Техника передачи двумя сверху. Техника передачи в прыжке над собой, назад.
- подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением;
- подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу
|
№ 26-28 |
9 |
Обучение технике нападающего удара в нападении
Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе
|
- подводящие упражнения прыжковые упражнения: 1. Напрыгивание на препятствие, либо прыжки через препятствие, например, через гимнастическую скамейку, тумбу 2. Прыжки через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты. 3.Напрыгивание на подвешенные предметы. 4. Серийные прыжковые упражнения на гимнастической стенке 5. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360 6. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.
Упражнения для изучения ударного движения: Метанием мяча одной и двумя руками из различных положений Броски мяча через сетку в прыжке, без прыжка волейбольных, набивных мячей Броски мяча в парах Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч 5. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями - одной (правой, левой) и двумя руками из положения руки вверх. 6. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем для плечевого пояса. 7. Жим штанги лежа. 8. Броски набивного мяча весом 1 - 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой («крюком») 9. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в руках; то же с прыжком вверх. 10. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. 11. Спрыгивание (высота 40 - 80 см.) с последующим прыжком вверх. 12. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара 13. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке. 15. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу. 16. Нападающий удар с передачи. 17.Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.
Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. |
№ 29- 31 |
9 |
Техника защиты: Обучение техники перемещений в защите
|
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. |
№ 32 - 34 |
9 |
Обучение техники приема мяча в защите
Обучение технике приема мяча с падением |
упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки;
- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки — грудь
|
№ 35 -37 |
9 |
Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)
|
упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)
|
Изучение тактики игры в волейбол. Тактика нападения: |
|||
№ 38- 40 |
9 |
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Обучение индивидуальным тактическим действиям
Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар
Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока
|
Характеристика индивидуальных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений
Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.
Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. |
№ 41-43 |
21 |
Обучение и совершенствование групповых действий
Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями
|
Групповые взаимодействия. Характеристика индивидуальных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. |
№ 44 - 46 |
9 |
Обучение и совершенствование командных действий
|
Командные действия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. |
Тактика защиты: |
|||
№ 47- 49 |
9 |
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач
Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов
Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов
Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего
|
Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра.
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра.
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра.
Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра.
|
№ 50 - 52 |
9 |
Обучение групповым действиям в защите через игрока передней линии |
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в защите через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. |
№ 53 - 55 |
9 |
Обучение командным действиям в защите |
Учебная игра с заданием. |
№ 56 - 58 |
9 |
Игра по правилам с заданием. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях |
Учебная игра с заданием по правилам. |
Материально-техническое обеспечение занятий
Для проведения занятий должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Сетка волейбольная — 1 шт.
Стойки волейбольные — 2 шт.
Гимнастические стенки — 4 шт.
Гимнастические скамейки — 3-4 шт.
Гимнастические маты — 3 шт.
Скакалки — 30 шт.
Мячи набивные (масса 1 кг) — 20 шт.
Мячи волейбольные (для мини-волейбола) — 30 шт.
Рулетка-2 штуки.
Список литературы
Литература для педагогов
1.«Волейбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И. Нестеровский М., ИЦ «Академия,2019»
2.«Волейбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А. Водянникова, В.Б. Гаптов, Москва,2020.
3.«Физическая культура» Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях-М.: Просвещение, 2018.
4.«Физическая культура» В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов М.: Просвещение,2019.
5.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя/В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов.-М.: Просвещение, 2020.
6.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И. Погадаев ФиС, 2019.
7.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань», 2020.
8.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтикевич, Г.И. Погадаев ИЦ «Академия»,2018.
9.«Общая педагогика физической культуры и спорта » - М.:ИД «Форум» , 2020