Рабочая программа по вреурочному предмету «Риторика» для начальной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Риторика»
1-4 класс
|
Разработала: Самойлова Т.М. учитель начальных классов. |
2016 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Риторика»
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание программы
1 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Тематическое планирование
1 класс (31)
№ |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
ОБЩЕНИЕ |
15 |
|
1. |
Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. |
1 |
2. |
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. |
2 |
3. |
Вывески, их информационная роль. |
1 |
4. |
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. |
1 |
5. |
Давайте договоримся |
1 |
6. |
Говорим – слушаем, читаем – пишем. |
1 |
7. |
Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. |
2 |
8. |
Правила разговора по телефону. |
1 |
9. |
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. |
1 |
10. |
Прощаемся в разных ситуациях общения. |
1 |
11. |
Правила вежливого поведения во время разговора. |
1 |
12. |
Благодарим за подарок, услугу. |
1 |
13. |
Повторение и обобщение. |
1 |
Текст |
16 |
|
14. |
Текст – что это такое? О ком? О чём? |
1 |
15. |
Тема текста. |
1 |
16. |
Заголовок. |
1 |
17. |
Разные заголовки. |
1 |
18. |
Извинение. |
1 |
19. |
Очень важные слова. |
1 |
20. |
Знакомые незнакомцы. |
1 |
21. |
Ключ к тексту (основная мысль текста). |
1 |
22. |
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. |
3 |
23. |
Как построен текст. |
2 |
24. |
Обращение. |
2 |
30. |
Повторение и обобщение. Общение – практикум. |
1 |
Итого |
31 |
2 класс (34)
№ |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
ОБЩЕНИЕ |
17 |
|
1. |
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) |
1 |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
3 |
|
2. |
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания. |
1 |
3. |
Говорит–пишет. |
1 |
4. |
Твои речевые роли. |
1 |
КАК МЫ ГОВОРИМ |
4 |
|
5. |
Темп. Громкость. (Повторение.). |
1 |
6. |
То же слово, да не так бы молвить (тон речи). |
1 |
7. |
Настроение, чувства и тон говорящего. |
1 |
8. |
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
1 |
9. |
Мы слушаем – нас слушают. |
1 |
10. |
Сигнал принят, слушаю! |
1 |
11. |
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. |
1 |
12. |
Слушаем, как говорят. |
1 |
13. |
Слушаем на уроке, слушаем целый день! |
1 |
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
2 |
|
14. |
Вежливая просьба. |
1 |
15. |
Скрытая просьба. |
1 |
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
2 |
|
16. |
О чём нам говорит шрифт. |
1 |
17. |
Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… |
1 |
Текст |
17 |
|
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
3 |
|
18. |
Тема, основная мысль, заголовок. |
1 |
19. |
Опорные слова. |
1 |
20. |
Повторение. |
1 |
ПЕРЕСКАЗ |
3 |
|
21. |
Подробный пересказ. |
1 |
22. |
Краткий пересказ. |
1 |
23. |
План. |
1 |
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
2 |
|
24. |
Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. |
1 |
25. |
Ответы на отказ. |
1 |
ТИПЫ ТЕКСТОВ |
1 |
|
26. |
Типы текстов |
1 |
РАССУЖДЕНИЕ |
3 |
|
27. |
Рассуждение. Примеры в рассуждении. |
1 |
27. |
Ссылка на правило, закон. |
1 |
29. |
Точные и неточные объяснения. |
1 |
ОПИСАНИЕ |
2 |
|
30. |
Описание, признаки предмета. |
1 |
31. |
Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. |
1 |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
2 |
|
32. |
Было или придумано, части рассказа. |
1 |
33. |
Хочу вам рассказать. |
1 |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ |
1 |
|
34. |
Чему мы научились на уроках риторики? |
|
Итого |
34 |
3 класс (34)
№ |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
ОБЩЕНИЕ НАУКА РИТОРИКА |
17 |
|
1. |
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. |
1 |
2. |
Твои речевые роли. (Повторение.) |
1 |
3. |
С какой целью? Зачем? |
1 |
4. |
Задачи общения. |
1 |
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ |
4 |
|
5. |
Неподготовленная речь. |
1 |
6. |
Подготовленная речь. |
1 |
7. |
Приёмы подготовки. |
1 |
8. |
Говорим подробно, кратко. |
1 |
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) |
1 |
|
9. |
Похвала (комплимент). |
1 |
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ |
2 |
|
10. |
Слушаем, вдумываемся. |
1 |
11. |
Слушаем по-разному. |
1 |
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ |
3 |
|
12. |
Читаем учебные тексты. |
1 |
13. |
Учимся писать, редактировать. |
1 |
14. |
Как исправить текст? (Правка текста.) |
1 |
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ |
2 |
|
15. |
Что такое вежливость. |
1 |
16. |
Добрые дела – добрые слова. |
1 |
Текст |
17 |
|
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ |
2 |
|
17. |
Проверь себя. Тексты разные нужны. |
1 |
18. |
Диалог и монолог. |
1 |
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ |
3 |
|
19. |
Пиши правильно! |
1 |
20. |
Произноси правильно! |
1 |
21. |
Употребляй слова правильно! |
1 |
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА |
4 |
|
22. |
Пересказ. |
1 |
23. |
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) |
1 |
24. |
Цитата в пересказе. |
1 |
25. |
Кратко о книге (аннотация). |
1 |
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… |
2 |
|
26. |
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? |
1 |
27. |
С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! |
1 |
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ |
2 |
|
28. |
Рассуждение, вывод в рассуждении. |
1 |
29. |
Правило и цитата в доказательстве. |
1 |
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ |
3 |
|
30. |
Сравни и скажи. |
1 |
31. |
Правила сравнения. |
1 |
32. |
Как строятся сравнительные тексты. |
1 |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ |
1 |
|
33. |
Риторический праздник. |
1 |
Итого |
34 |
4 класс (34)
№ |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
ОБЩЕНИЕ |
||
1. |
Речевая ситуация. |
1 |
2. |
Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. |
1 |
3. |
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). |
1 |
4. |
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. |
2 |
5. |
Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить – поддержать. |
2 |
6. |
Какой я слушатель. |
1 |
7. |
Я – читатель. |
1 |
ТЕКСТ |
||
8. |
Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац. |
3 |
9. |
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. |
3 |
10. |
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. |
2 |
11. |
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. |
2 |
12. |
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. |
3 |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ |
||
13. |
Словарная статья. |
2 |
14. |
Рассказ. Хочу рассказать. |
2 |
15. |
Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. |
4 |
ОБОБЩЕНИЕ |
||
16. |
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. |
4 |
Итого |
34 |