Рабочая программа по математике предмету «Математика» для 1 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)

1
0
Материал опубликован 16 May 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, Примерной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Математика», 1-4 кл., автор В.Н. Рудницкая / Сборник Программа Математика «Начальная школа XXI века», Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017 – 2018 учебный год, утверждённым приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О

Цель:- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и фор­мирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск ин­формации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в ок­ружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изяще­ство математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №1» (раздел «Учебный план») на изучение предмета «Математика» отводится 132 часа (4 часа в неделю при 33 учебных неделях).

Планируемые результаты освоения учебного предмета учебного предмета «Математика»

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образова­ния в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с це­лью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обуче­ния всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у уча­щихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково­символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систе­матизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирова­ние элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое зна­чение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универ­сального учебного действия.

Личностными результатами изучения курса «Математика» в первом классе явля­ется формирование следующих умений и качеств:

- самостоятельности мышления; умения устанавливать, с какими учебными задачами

ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовности и способности к саморазвитию;

- мотивации к обучению;

- способности характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовности использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способности к самоорганизованности;

- способности высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- приемов владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в па­рах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

- приемов владения основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимания и принятия учебной задачи, поиска и нахождения способов ее решения;

- планирования, контроля и оценки учебных действий;

- определения наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнения учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);

- умения создавать модели изучаемых объектов с использованием знаково-символи­ческих средств;

- понимания причины неуспешной учебной деятельности и способности конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватного оценивания результатов своей деятельности;

- активного использования математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовности слушать собеседника, вести диалог;

- умения работать в информационной среде.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе явля­ется формирование следующих учебных действий:

- приемов владения основами логического и алгоритмического мышления, пространст­венного воображения и математической речи;

- умений применять полученные математические знания для решения учебно-познава­тельных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяс­нения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и про­странственных отношений;

- владения устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распо­знавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умения работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.

В I классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения математике в первом классе.

Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Качественная оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых первоклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это математические (арифметические) диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для оценивания знаний первоклассников служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых работ.

Перечень обязательных контрольных и других видов работ

 

Самостоятельная работа по теме «Число и счет. Арифметические действия».

 

 

Самостоятельная работа по теме «Прибавление и вычитание чисел первого и второго десятков»

Самостоятельная работа по теме «Сравнение чисел»

Самостоятельная работа по теме «Прибавление и вычитание чисел первого и второго десятков»

 

Самостоятельная работа по теме «Выполнение действий в выражениях со скобками».

 

 

Итоговая контрольная работа

Содержание учебного предмета «Математика»

Предметы и их свойства

Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством.

Множества и отношения

Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов Отношения между предмета­ми, фигурами Соотношение размеров предме­тов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по разме­рам; длиннее, короче, такой же длин (ширины, высоты).

Отношения между множествами предметов Соотношения множеств предме­тов по их численностям. Поня­тия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); боль­ше, меньше (на несколько пред­метов). Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел.

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись резуль­татов пересчёта предметов циф­рами.

Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц). Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы. Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных. Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.

Свойства сложения и вычитания. Сложение, вычитание в пределах 20. Смысл сложения, вычитания. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков «=», «+», «-». Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).

Сложение и вычитание в пределах 10.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Свойства сложения и вычитания Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.

Сравнение чисел

Взаимное расположение предметов. Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Логические понятия.

Понятия: все, не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из, любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера.

Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток

Сложение и вычитание как взаимно обратные действия Приёмы сложения и вычитания в случаях вида: 10 +8,18- 8, 13- 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).

Текстовая арифметическая задача и её решение Понятие арифметической зада­чи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократно­го применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в со­ответствии с заданными усло­виями.

Симметрия

Осевая симметрия. Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Геометрические фигуры.

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар. Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Множество предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Сравнение предметов

25 часов

 

Закрепление навыка сравнения предметов

 
 

Направления движения. Называем по порядку

 
 

Ознакомление с таблицей

 
 

Отработка навыка сравнения

 
 

Работа с числами от 1 до 5

 
 

Работа с числами от 6 до 9

 
 

Конструируем

 
 

Учимся выполнять сложение

 
 

Находим фигуры

 
 

«Шагаем» по линейке вправо-влево

 
 

Готовимся выполнять вычитание

 
 

Сравнение способом составления пар

 
 

Сравнение способом составления пар. На сколько больше или меньше

 
 

Готовимся решать задачи

 
 

Готовимся решать задачи

 
 

Складываем числа

 
 

Вычитаем числа

 
 

Различаем числа и цифры

 
 

Знакомимся с числом и цифрой 0

 
 

Измерение длины в сантиметрах

 
 

Измерение длины в сантиметрах

 
 

Увеличение и уменьшение числа на 1

 
 

Увеличение и уменьшение числа на 2

 
 

Работаем с числом 10

 

Числа и счет

Измеряем длину в дециметрах

20 часов

 

Знакомимся с многоугольниками

 
 

Знакомимся с задачей

 
 

Решаем задачи

 
 

Отработка решения задач

 
 

Числа от 11 до 22

 
 

Числа от 11 до 22

 
 

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

 
 

Составляем задачи

 
 

Работаем с числами от 1 до 20Работаем с числами от 1 до 20

 
 

Готовимся выполнять умножение

 
 

Готовимся выполнять умножение Готовимся выполнять умножение

 
 

Составление и решение задач

 
 

Работаем с числами от 1 до 20Работаем с числами от 1 до 20

 
 

Умножение чисел

 
 

Умножаем числа

 
 

Решение задач

 
 

Решение задач

 
 

Проверяем верно ли ..

 
 

Учимся выполнять деление

 

Арифметические действия и их свойства

Делим числа

15 часов

 

Делим числа

 
 

Сравнение математических объектов

 
 

Работаем с числами

 
 

Решаем задачи

 
 

Решаем задачи

 
 

Складываем и вычитаем

 
 

Складываем и вычитаем числа

 
 

Умножаем и делим числа

 
 

Решаем задачи разными способами

 
 

Повторение по теме «Число и счёт»

 
 

Повторение по теме «Арифметические действия»

 
 

Проверочная работа

 
 

Перестановка чисел при сложении

 
 

Перестановка чисел при сложении

 

Свойства сложения и вычитания Свойства сложения и вычитания

Шар. Куб

10 часов

 

Сложение с числом 0

 
 

Сложение с числом 0

 
 

Свойства вычитания

 
 

Из меньшего числа нельзя вычесть большее

 
 

Вычитание числа 0

 
 

Деление на группы по несколько предметов

 
 

Повторение по теме «Свойства арифметических действий»

 
 

Повторение по теме «Свойства арифметических действий».Самостоятельная работа

 
 

Сложение с числом 10

 

Сложение и вычитание в пределах ста

Прибавление и вычитание числа 1. Сумма и разность

21 час

 

Прибавление числа 2

 
 

Прибавление числа 2

 
 

Вычитание числа 2

 
 

Вычитание числа 2

 
 

Прибавление числа 3

 
 

Прибавление числа 3

 
 

Вычитание числа 3

 
 

Вычитание числа 3

 
 

Прибавление числа 4

 
 

Прибавление числа 4

 
 

Вычитание числа 4

 
 

Вычитание числа 4

 
 

Вычитание числа 4

 
 

Прибавление числа 5

 
 

Вычитание числа 5

 
 

Прибавление числа 6

 
 

Вычитание числа 6

 
 

Повторение по теме «Прибавление и вычитание чисел первого и второго десятка»

 
 

Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». Урок-путешествие

 
 

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6»

 

Сравнение чисел

Сравнение чисел

10 часов

 

Сравнение чисел

 
 

Сравнение чисел. Результат сравнения

 
 

На сколько больше или меньше

 
 

На сколько больше или меньше

 
 

Увеличение числа на несколько единиц

 
 

Увеличение числа на несколько единиц

 
 

Уменьшение числа на несколько единиц

 
 

Повторение по теме «Сравнение чисел»

 
 

Проверочная работа по теме: «Сравнение чисел

 

Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток

Прибавление числа 7, 8, 9

11 часов

 

Прибавление числа 7, 8, 9

 
 

Вычитание числа 7, 8, 9

 
 

Вычитание числа 7, 8, 9

 
 

Связь сложения с вычитанием

 
 

Повторение по теме «Прибавление и вычитание 7, 8, 9 с переходом через десяток»

 
 

Проверочная работа по теме: «Прибавление и вычитание 7, 8, 9 с переходом через десяток»

 
 

Сложение и вычитание. Скобки

 
 

Сложение и вычитание. Скобки

 
 

Сложение и вычитание как взаимно обратные действия

 
 

Проверочная работа по теме: «Выполнение действий в выражениях со скобками»

 

Симметрия

Зеркальное отражение предметов

8 часов

 

Ось симметрии

 
 

Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников

 
 

Построение фигуры, симметричной данной

 
 

Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии

 
 

Итоговая контрольная работа

 
 

Работа над ошибками

 
 

Обобщающий урок по темам года

 

Повторение и закрепление пройденного

Повторение и закрепление пройденного материала

12 часов


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации