Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ритора»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ритора»
Направленность программы: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Учебный год: 2016 - 2017
Разработала:
Никулина Татьяна Геннадьевна, к.п.н., преподаватель русского языка
2017 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Школа ритора" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Риторика" для 5-11 классов// Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2014. Стр. 94 - 107. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Основная цель – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
Учебные задачи:
1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами современного русского языка.
2. Научить проводить риторический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей.
3. Научить анализировать речевые образцы, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения их содержания и языкового оформления, эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения
4. Научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
2. Развитие речевой культуры, сознательного отношения к языку.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2. Воспитание интереса и любви к русскому языку.
3. Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи.
4. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях
Изучение русского языка в школе позволяет школьнику овладеть знаниями о языке, сформировать лингвистическое мировоззрение, осознать нормы русского языка, но для обучения общению необходимо преподавание риторики. Риторика открывает для ребенка систему речевой деятельности, средством которой является родной язык. Речь человека – как письменная, так и устная – является показателем его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Риторику необходимо рассматривать как науку интеграционную по своим функциям, универсальную по характеру применения и прикладную по своей направленности. В основе изучения риторики лежит коммуникативный принцип. На занятиях риторики формируются интеллектуально-речевые умения, которые, как известно, делятся на умения, связанные с анализом речи, и умения, необходимые в самостоятельной речевой деятельности.
Введение курса риторики или элементов риторики в учебную деятельность школьников позволяет учителю совершенствовать их интеллектуально-речевые умения, неразрывно связанные с прочими общеучебными умениями, прежде всего, логическими и рефлексивными. Работа над интеллектуально-речевыми умениями даёт обучающемуся то основание, ту базу, на которой возможно формирование всех групп общеучебных умений.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Школа ритора», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Инновационный характер программы определяется содержанием и применяемыми технологиями. Содержанием обучения является речь вокруг нас: выступления школьников, доклады, сообщения, защита проектов. Важным является использование материалов выступления публичных лиц и СМИ, что позволяет формировать модель поведения и активизировать внимание на современной жизни общества.
Практическая значимость программы: предложенная программа предполагает практическое применение полученных знаний в повседневной жизни при решении коммуникативных задач; успешное освоение обучающимися данного курса направлено на повышение успеваемости по ряду школьных дисциплин, в частности по русскому языку и литературе, а в дальнейшем помочь при выборе профиля обучения.
Общая характеристика программы
В программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение»;
– второй – «Речевые жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Речевой жанр – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Предмет обучения в школе - наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). В результате обучающиеся используют этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики ведётся так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы для 5–9 классов.
Методы, приемы и формы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Для достижения поставленной цели большая часть времени на занятиях отводится такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.
Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.
Формы работы: круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности " Школа ритора"
личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом программой предусмотрено изучение предмета 1 часа в неделю (34 учебных часа в год, всего - 170 часов).
Сроки реализации программы – 5 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная задача.
Виды общения
Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение. Несловесное общение. Твой голос. Мимика, жесты. Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся слушать
Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Учимся читать
Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Учимся писать
Правка текста. Виды правки.
Учимся говорить
Голос, каким он может быть. Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Речь правильная и хорошая
Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори – пиши точно.
Учимся редактировать
Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Будь вежлив Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть — льстивые слова.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Тексты и речевые жанры
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Вторичные тексты
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Объявление
Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Рассказы
Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Сказки и притчи
Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку. Понятие о притче. Уместность ее использования.
6 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение
Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся слушать
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Побеседуем
Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать
Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.
Учимся читать
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Речь правильная и хорошая
Клише, штампы. Находки.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Учимся редактировать
Редактирование изучаемых речевых жанров.
Тексты и речевые жанры
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Вторичные тексты
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Рассказы
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Спор
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Сказки и притчи
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Личное письмо
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Интервью
Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
7 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся?
Виды общения
Личное – публичное, их особенности.
Несловесные средства
Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. Помощники слова: взгляд, улыбка.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Устная речь
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная.
Учимся отвечать
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Качества речи
Коммуникативные качества речи. Уместность.
Учимся читать учебную литературу
Изучающее чтение (учебная литература).
Риторика уважения
Знакомство. Совет. Вежливое возражение.
Редактирование
Этапы редактирования. Культура цитирования.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Речевые жанры
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). Особенности делового стиля. Заявление. Объяснительная записка.
Публичная речь
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная
Учимся спорить
Тезисы и аргументы.
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные). Культура спора.
Вторичные тексты
Отзыв. Рецензия на сочинение товарища.
Необычные (поликодовые) тексты
Понятие о поликодовом тексте, его особенности.
Прецедентные тексты
Чужая речь в тексте.
Бытовые жанры
Беседа и разговор.
Газетные жанры
Хроника. Заметка. Репортаж.
8 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): 1) изобретение; 2) расположение; 3) выражение; 4) запоминание; 5) произнесение.
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля.
Виды общения
Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.
Несловесные средства
Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение.
«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.
Молчание – золото?
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Устная речь
Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.
Учимся отвечать
Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее высказывание).
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Качества речи
Качества речи. Выразительная речь.
Учимся читать учебную литературу
Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный).
Риторика уважения
Утешение.
Редактирование
Лингвистические словари. Словарная статья.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Речевые жанры
Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).
Публичная речь
Информационная речь: ее разновидности.
Учимся спорить
Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия.
Вторичные тексты
Инсценировка.
Необычные (поликодовые) тексты
История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.
Прецедентные тексты
Понятие о прецедентных текстах.
Бытовые жанры
Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.
Газетные жанры
Портретный очерк, его особенности.
9 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. Профессионально ориентированные риторики. Контакт. Коммуникабельность. Самооценка коммуникабельности. Эффективность речи (критерии).
Несловесные средства
Голос – одежда нашей речи.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Устная речь
Стили публичного общения. Взаимопроникновение стилей.
Учимся отвечать
Ответ на экзаменах.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Качества речи
Развитие основных риторических качеств речи.
Учимся читать учебную литературу
Речь и средства массовой информации.
Риторика уважения
Этикет в наше время. Правила хорошего тона.
Редактирование
Компьютер и редактирование.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Речевые жанры
Роды, виды, жанры. Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).
Публичная речь
Экскурсионная речь. Риторические фигуры.
Учимся спорить
Диспут. Дебаты. Полемика. Дискуссия.
Вторичные тексты
Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.
Необычные (поликодовые) тексты
Газетные зарисовки с фотографиями.
Прецедентные тексты
Способы введения прецедентных текстов.
Бытовые жанры
Автобиографическое повествование. Анекдот.
Газетные жанры
Путевой очерк.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Тема занятия |
Понятийные и инструментальные знания |
Всего часов |
Всего часов |
Виды занятия |
|||||||
Теоретические |
Практические |
|||||||||||
Тема 1. Общение – 9 часов |
||||||||||||
1-2 |
Риторика. Общение |
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Коммуникативная задача. Собеседники, партнеры, коммуниканты. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
||||||
3-4 |
Виды общения. Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение. |
Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Межличностное, групповое, массовое общение. Твой голос. Мимика, жесты. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
5-6 |
Вежливость. |
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
7-9 |
Этикетный диалог. |
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора. |
3 |
1 |
2 |
Ролевая игра |
||||||
Итого |
9 |
4 |
5 |
|||||||||
Тема 2. Речевая деятельность – 8 часов |
||||||||||||
10-11 |
Учимся слушать |
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
12-13 |
Учимся читать |
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
14-15 |
Учимся писать |
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.) |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
16-17 |
Учимся говорить |
Голос, каким он может быть. Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
Итого |
8 |
4 |
4 |
|||||||||
Тема 3. Качества речи - 6 часов |
||||||||||||
18-20 |
Речь правильная и хорошая |
Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности. |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
||||||
21-23 |
Учимся редактировать |
Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. |
3 |
1 |
2 |
Практикум |
||||||
Итого |
6 |
2 |
4 |
|||||||||
Тема 4. Речевые жанры – 11 часов |
||||||||||||
24-26 |
Тексты и речевые жанры |
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
||||||
27-28 |
Вторичные тексты |
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко. Степень сжатия текста. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
29-30 |
Объявление |
Речь деловая. Секреты устных объявлений. Письменные объявления. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
31-32 |
Рассказы |
Речь художественная. Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы. |
2 |
1 |
1 |
Диспут |
||||||
33-34 |
Сказки и притчи |
Речь художественная. Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку. Понятие о притче. Уместность ее использования. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
||||||
Итого |
11 |
5 |
6 |
6 класс
№ Тема |
Понятийные и инструментальные знания |
Всего часов |
Всего часов |
Виды занятия |
|||||||||
Теоретические |
Практические |
||||||||||||
Тема 1. Общение – 7 часов |
|||||||||||||
1-2 |
Общение. Адресат речи |
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|||||||
3-5 |
Виды общения |
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. |
3 |
1 |
2 |
Диспут |
|||||||
6-7 |
Несловесное общение |
Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
|||||||
Итого |
7 |
3 |
4 |
||||||||||
Тема 2. Речевая деятельность – 8 часов |
|||||||||||||
8-9 |
Учимся слушать |
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
|||||||
10-11 |
Побеседуем |
Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
|||||||
12-13 |
Учимся отвечать |
Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|||||||
14-15 |
Учимся читать |
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
|||||||
Итого |
8 |
4 |
4 |
||||||||||
Тема 3. Качества речи – 4 часа |
|||||||||||||
16-17 |
Речь правильная и хорошая |
Речь правильная и хорошая |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
|||||||
18-20 |
Учимся редактировать |
Редактирование изучаемых речевых жанров. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
|||||||
Итого |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
Тема 4. Речевые жанры – 14 часов |
|||||||||||||
21-22 |
Тексты и речевые жанры |
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
|||||||
23-24 |
Вторичные тексты |
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
|||||||
25-26 |
Рассказы |
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|||||||
27-28 |
Спор |
Как управлять спором. Если ты – ведущий. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
|||||||
29-30 |
Сказки и притчи |
Понятие о притче. Уместность ее использования. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
|||||||
31-32 |
Личное письмо |
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
|||||||
33-34 |
Интервью |
Интервью |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
|||||||
Итого |
14 |
7 |
7 |
7 класс
№ |
Тема |
Понятийные и инструментальные знания |
Всего часов |
Всего часов |
Виды занятия |
|||||||
Теоретические |
Практические |
|||||||||||
Тема 1. Общение – 6 часов |
||||||||||||
1-2 |
Общение |
Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
3-4 |
Виды общения |
Личное – публичное, их особенности. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
5-6 |
Несловесные средства |
Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. Помощники слова: взгляд, улыбка. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
Итого |
6 |
3 |
3 |
|||||||||
Тема 2. Речевая деятельность – 4 часа |
||||||||||||
7-8 |
Устная речь |
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
9-10 |
Учимся отвечать |
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
Итого |
4 |
2 |
2 |
|||||||||
Тема 3. Качества речи – 8 часов |
||||||||||||
11-12 |
Качества речи |
Коммуникативные качества речи. Уместность. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
13-14 |
Учимся читать учебную литературу |
Изучающее чтение (учебная литература). |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
15-16 |
Риторика уважения |
Знакомство. Совет. Вежливое возражение. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
17-18 |
Редактирование |
Этапы редактирования. Культура цитирования. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
Итого |
8 |
4 |
4 |
|||||||||
Тема 4. Речевые жанры – 16 часов |
||||||||||||
19-20 |
Речевые жанры |
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). Особенности делового стиля. Заявление. Объяснительная записка. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
21-22 |
Публичная речь |
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
23-24 |
Учимся спорить Тезисы и аргументы. |
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные). Культура спора. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
25-26 |
Вторичные тексты |
Отзыв. Рецензия на сочинение товарища. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
27-28 |
Необычные (поликодовые) тексты |
Понятие о поликодовом тексте, его особенности. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
29-30 |
Прецедентные тексты |
Чужая речь в тексте. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
31-32 |
Бытовые жанры |
Беседа и разговор. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
33-34 |
Газетные жанры |
Хроника. Заметка. Репортаж. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
Итого |
16 |
8 |
8 |
8 класс
№ |
Тема |
Понятийные и инструментальные знания |
Всего часов |
Всего часов |
Виды занятия |
|||||||
Теоретические |
Практические |
|||||||||||
Тема 1. Общение – 6 часов |
||||||||||||
1-2 |
Общение |
Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): 1) изобретение; 2) расположение; 3) выражение; 4) запоминание; 5) произнесение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
3-4 |
Виды общения |
Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
5-6 |
Несловесные средства |
Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах. Молчание – золото? |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
Итого |
6 |
3 |
3 |
|||||||||
Тема 2. Речевая деятельность – 4 часа |
||||||||||||
7-8 |
Устная речь |
Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
9-10 |
Учимся отвечать |
Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
Итого |
4 |
2 |
2 |
|||||||||
Тема 3. Качества речи – 8 часов |
||||||||||||
11-12 |
Качества речи |
Качества речи. Выразительная речь. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
13-14 |
Учимся читать учебную литературу |
Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный). |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
15-16 |
Риторика уважения |
Риторика уважения |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
17-18 |
Редактирование |
Лингвистические словари. Словарная статья. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
Итого |
8 |
4 |
4 |
|||||||||
Тема 4. Речевые жанры – 16 часов |
||||||||||||
19-20 |
Речевые жанры |
Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
21-22 |
Публичная речь |
Информационная речь: ее разновидности. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
23-24 |
Учимся спорить |
Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
25-26 |
Вторичные тексты |
Инсценировка. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
27-28 |
Необычные (поликодовые) тексты |
История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
29-30 |
Прецедентные тексты |
Понятие о прецедентных текстах. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
31-32 |
Бытовые жанры |
Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
33-34 |
Газетные жанры |
Портретный очерк, его особенности. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
Итого |
16 |
8 |
8 |
9 класс
№ |
Тема |
Понятийные и инструментальные знания |
Всего часов |
Всего часов |
Виды занятия |
|||||||
Теоретические |
Практические |
|||||||||||
Тема 1. Общение – 4 часа |
||||||||||||
1-2 |
Общение. Виды риторик. |
Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. Профессионально ориентированные риторики. Контакт. Коммуникабельность. Самооценка коммуникабельности. Эффективность речи (критерии). |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
3-4 |
Несловесные средства |
Голос – одежда нашей речи. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
Итого |
4 |
2 |
2 |
|||||||||
Тема 2. Речевая деятельность – 4 часа |
||||||||||||
5-6 |
Устная речь |
Стили публичного общения. Взаимопроникновение стилей. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
7-8 |
Учимся отвечать |
Ответ на экзаменах. |
2 |
1 |
1 |
Диспут |
||||||
Итого |
4 |
1 |
1 |
|||||||||
Тема 3. Качества речи – 10 часов |
||||||||||||
9-11 |
Качества речи |
Развитие основных риторических качеств речи. |
3 |
1 |
2 |
Практикум |
||||||
12-13 |
Учимся читать учебную литературу |
Речь и средства массовой информации. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
14-15 |
Риторика уважения |
Этикет в наше время. Правила хорошего тона. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
||||||
16-18 |
Редактирование |
Компьютер и редактирование. |
3 |
1 |
2 |
Практикум |
||||||
Итого |
10 |
4 |
6 |
|||||||||
Тема 4. Речевые жанры – 12 часов |
||||||||||||
19-20 |
Речевые жанры |
Роды, виды, жанры. Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры). |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
21-22 |
Публичная речь |
Экскурсионная речь. Риторические фигуры. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
23-24 |
Учимся спорить |
Диспут. Дебаты. Полемика. Дискуссия. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
25-26 |
Вторичные тексты |
Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||||||
27-28 |
Необычные (поликодовые) тексты |
Газетные зарисовки с фотографиями. |
2 |
1 |
1 |
Деловая игра |
||||||
29-30 |
Прецедентные тексты |
Способы введения прецедентных текстов. |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
||||||
Итого |
12 |
6 |
6 |
|||||||||
Тема 5. Речевые жанры – 4 часа |
||||||||||||
31-32 |
Бытовые жанры |
Автобиографическое повествование. Анекдот. |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
||||||
33-34 |
Газетные жанры |
Путевой очерк. |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия |
||||||
Итого |
4 |
1 |
1 |
Литература
Основная
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998 (Риторика. Кн. 1-ая, гл. 1-2; Кн. 2-я, гл.1).
2. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998
3. Аннушкин В. И. Первая русская «Риторика» (Из истории риторической мысли). – М., 1998
4. Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя: Учебное пособие к спецкурсу. – Ярославль, 1998
5. Десяева Н. Д., Ассуирова Л. В., Лебедева Т. А., Хаймович Л. В., Максимкина О. И. Теоретические и прикладные аспекты педагогического общения. – Саранск, 1999
6. Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. – М., 2003
7. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998
8. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998
9. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.; Нальчик, 1996
10. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997
11. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002
12. Матвеева Т. В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учебный словарь. – М., 2003
13. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998
14. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2000
15. Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. – М., 1997
16. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М., 2001
17. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. И. А. Ипполитовой. – М., 2001
18. Педагогическая риторика: Практикум / Под ред. И. А. Ипполитовой. – М., 2003
19. Риторика: Методология и практика: Сборник программ. / Составители и редакторы М. И. Панов, Л. Е. Тумина. – М.; Ярославль, 2003
20. Сборник упражнений по культуре речи, риторике и стилистике / Сост. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург, 1997
21. Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999
22. Филиппова О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация. – М., 2001
Дополнительная
1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. – М., 1989
2. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991
3. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991
4. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993
5. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учимся быстро читать: Книга для учащихся старших классов. – М., 1991
6. Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики. – М., 1991
7. Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. – Тверь, 1993
8. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2004
9. Веселов П. А. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. – М., 1993
10. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993
11. Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1995
12. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991
13. Граудина Л. К., Мискевич Г. Теория и практика русского красноречия. – М., 1991
14. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988
15. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988
16. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993
17. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980
18. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998
19. Горелов И. Н., Енгалычев Н. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991
20. Далецкий И. Б. Риторика: заговори, и я сказу, кто ты: Учебное пособие. - М., 2004
21. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования: Сб. научно-аналитических обзоров. / Отв. ред. Н. А. Безменова. – М., 1991
22. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М., 1984
23. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.. 1982
24. Жинкин Н. И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. – М., 1985. - № 1
25. Жинкин Н. И. Язык и творчество. Изб. труды. – М., 1998
26. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998
27. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. – М., 1983
28. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992
29. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. – М., 2002
30. Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. – М., 1995. - № 3
31. Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Ознакомительное чтение // Русский язык в школе. – М., 1999. - № 2
32. Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Изучающее чтение // Русский язык в школе. – М., 1999. - № 1
33. Ипполитова Н. А., Саввова М. Р., Князева О. Ю. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2004
34. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. – М., 1982
35. Князьков А. А. О суггестивности педагогического голоса // Педагогическое образование. – М., 1990. – Вып. 2
36. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982
37. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988
38. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992
39. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М., 1998
40. Леонтьев А. А. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977
41. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон; Аристотель. – М., 1993
42.Ломоносов: Хрестоматия / Авт.- сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. – Пермь,1994
43. Львов М. Р. Основы теории течи. – М., 2000
44. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990
45. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991
46. Мурашова А. А. Основы педагогической риторики. – М., 1996
47. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. – М., 1996
48. Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К. Ф. Седов. – М., 2004
49. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. – М., 1982
50. Ораторы Греции. – М., 1985
51. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991
52. Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1991
53. Платон. Федр // Платон. Избранные диалоги. - // М., 1965
54. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – М., 1996
55. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / Под общ. ред. В. К. Радзиховской. – М., 2003
56. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1980
57. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. – Гл.1
58. Русская риторика: Хрестоматия / Автор-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996
59. Смелкова З. С. Словарь делового человека. – М., 1996
60. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996
61. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1996
62. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992
63. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. – М., 1988
64. Стоунс Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения / Пер. с анг. под ред. Н. Ф. Талызиной. – М., 1984
65. Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. – М., 1991
66. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М., 1989
67. Тумина Л. Е. Повествование в истории русского риторического учения ХУ11 – ХХ вв. – М., 1998
68. Тумина Л. Е. Обучение слушанию на уроках риторики в У классе // Русская словесность. – М., 1996. - № 3
69. Тумина Л. Е. К проблеме профессионального педагогического слушания // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1997. - № 2
70. Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1998. - № 1-2
71. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997
72. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989
73. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов-н/Д., 1994
74. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994
75. Цицерон. Об ораторе// Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994
76. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М., 2003
77. Юнина Е. А., Сагач Г. Общая риторика (Современная интерпретация). – Пермь, 1992
Риторика в школе
1. Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 1994
2. Детская риторика: I - IV классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1992-1997
3. Кохтев Н. Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М., 1994
4. Ладыженская Т. А. и др. Концепция и программа детской риторики: 1-1У классы // Начальная школа. – М., 1994. - № 7
5. Ладыженская Т. А. Курс школьной риторики: У-Х1 классы // Русская словесность. – М., 1996. - № 2
6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М., 2000
7. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. ФГОС. – М.: Ювента, 2013. -160 с.
8. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. ФГОС. – М.: Ювента, 2013. -160 с.
9. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 6 класс. Учебник. В 2 частях. Часть1. Часть 2. ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2013. – 160 с.
10. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 частях. ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2009.- 416 с.
11. Ладыженская Т.А. Риторика. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 частях. ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2009.- 384 с.
12. Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. Учебное пособие. – М.: Ювента, Баласс, 2012.- 272 с.
13. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 9 класс: Методические рекомендации. – М.: Ювента, 1999. – 160 с.
14. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 8 класс: Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2005. – 128 с.
15. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2001. – 112 с.
16. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 6 класс: Методические рекомендации. – М.: Ювента, 1999. – 128 с.
17. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2001. – 128 с.
18. Львов М. Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся Х-Х1 классов. – М., 1995
19. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Т. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1994
20. Речь. Речь. Речь / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1990
21. Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ / Авт.-сост. Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург, 1997
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://rusgram.narod.ru/
http://www.mapryal.org
http://www.ropryal.ru
http://imwerden.de/cat/modules
http://ekislova.ru/russian/irlya18-20
http://danefae.org/djvu/istrusla/
http://rus.1september.ru/
http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm
http://www.gramota.ru/biblio/
http://feb-web.ru/
http://korunb.nlr.ru/
http://www.ruscorpora.ru/
http://www.edu.ru
http://www.rvb.ru/18vek
http://slovoopolku.ru/
http://www.lihachev.ru
http://www.ruthenia.ru
http://www.inforeg.ru
http://www.incampus.ru
http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup