Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях
МИНИСТЕРСТВО образования РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский нефтяной колледж
|
Рабочая ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01
Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях
Специальности 20.02.02 Защита в ЧС
2016г.
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
ПЦК автомобильных дисциплин и ЧС Заместитель директора по УР
Протокол № _______ ________________ Ф.А. Бадикшина
Председатель ПЦК «____» _______________ 20 ____
_________________ С.Д. Гребенкин
«___» ____________ 20 _________
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена 20.02.02 Защита в ЧС (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГАПОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж
Автор:
Галлямов Р.В. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
|
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
|
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля |
|
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
|
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 20.02.02 защита в чрезвычайных ситуациях в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающий должен:
иметь практический опыт:
• участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты;
• мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
• разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;
уметь:
• определять источники получения информации на местах чрезвычайных ситуаций;
• организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в том числе осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций;
• планировать и рассчитывать доставку личного состава на места чрезвычайных ситуаций;
• использовать средства связи и оповещения, приборы и технические средства для сбора и обработки оперативной информации;
• осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;
• применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении аварийно-спасательных работ;
• поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;
• идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера;
• определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
• определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций;
• организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов;
• принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты;
• оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших;
• рассчитывать и проводить математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий;
• применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта;
знать:
• причины, последствия, характер и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
• технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования;
• источники оперативного получения информации;
• основы организации кинологического обследования объектов и местности;
• способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций;
• технические возможности и правила применения средств связи;
• устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования;
• нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях;
• характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду;
• поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях;
• нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности и технические возможности данных систем;
• порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях;
• психологические основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях;
• методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций и определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 812 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 560 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 374 часов.
самостоятельной работы обучающегося –186 часов
производственной практики – 252 часа
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯРезультатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях. |
ПК 1.2. |
Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации. |
ПК 1.3. |
Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
ПК 1.4. |
Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
ПК 1.5. |
Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Наименование результатов обучения приводится в соответствие с текстом вышеназванных ФГОС СПО
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
ПК 1.1-1.3 |
Раздел 1. Тактика спасательных работ в чрезвычайных ситуациях |
560 |
374 |
100 |
186 |
||||||||
Практика |
252 |
252 |
|||||||||||
Всего: |
812 |
252 |
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Раздел 1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций. |
|
|||||
МДК 01. 01 Тактика спасательных работ |
||||||
Раздел 1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций. |
Содержание |
|||||
|
Введение в дисциплину: Тактика спасательных работ. Организация спасательных работ. |
2 |
2 |
|||
|
Характеристики чрезвычайных ситуаций. |
2 |
2 |
|||
|
Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций. |
2 |
2 |
|||
|
Поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях. |
2 |
2 |
|||
|
Определение зон безопасности при ликвидации завалов в условиях обрушения зданий.. |
2 |
2 |
|||
|
Психологические основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях. |
2 |
3 |
|||
|
Статус спасателей. |
2 |
2 |
|||
|
Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени |
2 |
2 |
|||
|
Причины, последствия, характер и условия возникновения землятресений. Классификация землятресений в зависимости от причин их возникновения. |
2 |
3 |
|||
|
Определение, причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения наводнений. Основные характеристики зоны наводнения.. |
2 |
2 |
|||
|
Причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения цунами |
2 |
2 |
|||
|
Заторы и зажоры льда на реках |
2 |
3 |
|||
|
Практическая работа № 1. Выбор технологии ликвидации ледяных заторов. |
2 |
3 |
|||
|
Причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения селевых потоков. |
2 |
2 |
|||
|
Понятие, причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения снежных лавин. |
2 |
3 |
|||
|
Практическая работа №2. Расчет вероятного развития чрезвычайных ситуаций. |
2 |
2 |
|||
|
Определение, причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения оползней. |
2 |
2 |
|||
|
Причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения ураганов, бурь , штормов. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №3. Изучение характеристик ветрового режима по шкале «Бофорта» |
2 |
3 |
|||
|
Источники техногенных чрезвычайных ситуаций и их характеристики. |
2 |
2 |
|||
|
Радиационное загрязнение. Причины, последствия, классификация, характер и условия возникновения радиационных аварий. |
2 |
3 |
|||
|
Практическая работа №4. Методы получения информации о чрезвычайной ситуации. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 5. Анализ информации об угрозе природного и техногенного характера. |
2 |
2 |
|||
|
Химические аварии. Классификация, поражающие факторы. Предельно допустимая концентрация (ПДК) |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №6. Измерение предельно-допустимых концентраций. Составление таблиц. |
2 |
2 |
|||
|
Особенности распространения паров ОХВ на местности и в городе. Хлор, аммиак, ртуть. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №7 Применение способов защиты от ХОВ путем установки водных и паровоздушных завес. |
2 |
3 |
|||
|
Пожары и взрывы, определение, классы жидкостей по пожарной опасности. Категории пожарной опасности. |
2 |
2 |
|||
|
Гидродинамические аварии. Поражающие факторы, причины. Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №8. Планирование и расчет доставки личного состава на места чрезвычайных ситуаций. |
2 |
3 |
|||
|
Аварии на электроэнергетических системах. Причины и последствия. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей. |
2 |
2 |
|||
|
Характеристика основных видов оружия массового поражения. |
2 |
2 |
|||
|
Поражающие факторы ядерного оружия. |
2 |
3 |
|||
|
Практическая работа №9. Расчет степени защищенности убежищ. |
2 |
2 |
|||
|
Световое излучение ядерного взрыва. Поражения наносимые световым излучением. |
2 |
2 |
|||
|
Проникающая радиация ядерного взрыва(СИЯВ). Источник, поражающее действие проникающей радиации, лучевая болезнь. |
2 |
3 |
|||
|
Электромагнитный импульс (ЭМИ). Поражающие факторы, и действие на человека. |
2 |
2 |
|||
|
Ударная волна, определение, основные параметры, характер и степень поражения людей. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №10. Организация оказания помощи пострадавшим при возникновении ожогов кожных покровов. |
2 |
2 |
|||
|
Радиоактивное заражение. Радиационные характеристики зон радиоактивного заражения при наземных ядерных взрывах. |
2 |
2 |
|||
|
Химическое оружие, определение, характеристика химического заражения, поражающие факторы ХО. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №11. Организация оказания помощи пострадавшим при возникновении возможных механических травм. (переломы) |
2 |
2 |
|||
|
Классификация и характеристика отравляющих веществ по характеру действия ОВ на организм. |
2 |
2 |
|||
|
Современные обычные средства поражения и новые виды оружия. Зажигательное оружие, боеприпасы объемного взрыва (БОВ). Новые виды оружия. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 12. Организация оказания помощи пострадавшим при стрессовых ситуациях и психологических расстройствах. |
2 |
2 |
|||
Раздел 2. Технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования |
|
Устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования. Полноприводные автомобили. |
2 |
2 |
||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации: Фильтровальная станция ВФС-2,5 |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации: Электростанция инженерная ЭСБ-8И |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №13 Отработка приемов транспортировки пострадавших и самоспасения. Закрепление спасательной веревки. Вязка одинарной и двойной спасательной петли, вязка узлов.. Меры безопасности. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Дезинфекционно-душевая установка ДДА-66 |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Мастерская химическая ПРХМ-1 |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа№ 14. Извлечение пострадавшего из автомобиля и перенос его в безопасное место, с предварительным наложением шины на шейный отдел позвоночника. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации: Автоцистерна АВЦ-1,7 (тыл) |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №15. Применение пневмопластырей для устранения разливов опасных жидкостей. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации: Передвижная буровая установка ПБУ-50 |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 16. Выполнение правил и мер безопасности при эксплуатации техники связи и АСУ |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации: Подвижных ремонтных мастерских МТО-АТ, МРС-АТ, МРМ, МТО-И, МРИВ. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №17. Составление плана развертывания мастерских в полевых условиях. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Комплекта мостостроительных средств КМС-Э |
2 |
2 |
|||
|
|
Практическая работа №18. Составление плана монтажа Комплекта КМС-Э при преград. преодолении рвов, канав и водных |
2 |
2 |
||
|
Приемы эксплуатации и технические возможности: одноковшовый экскаватор ЭО-2621 (МТЗ-82) |
2 |
2 |
|||
|
Приемы эксплуатации, технические возможности и устройство: Универсальная дорожная машина УДМ |
2 |
2 |
|||
|
Приемы эксплуатации, технические возможности и устройство: Универсальная дорожная машина УДМ |
2 |
3 |
|||
|
Аварийно-спасательная техника. АСМ сверхлегкого, легкого, среднего, тяжелого, сверхтяжелого класса. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 19. Выбор аварийно-спасательной техники при чрезвычайных ситуациях со взрывом. |
2 |
2 |
|||
|
Технические возможности, устройство и условия применения аварийно-спасательного автомобиля АСМ 41-01 |
2 |
3 |
|||
|
Технические возможности, устройство и условия применения химической разведывательной машины УАЗ - 3152РХ |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 20. Определение защищенности автомобиля от радиационных и химических веществ. |
2 |
2 |
|||
|
Технические возможности, устройство и условия применения: Разведывательно-спасательная машина РСМ-02 (санитарный автомобиль) |
2 |
2 |
|||
|
Технические возможности, устройство и условия применения траншейной машины БТМ-3 |
2 |
3 |
|||
|
Практическая работа № 21. Планирование инженерных сооружений, исходя из возможностей машины. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Путепрокладчик БАТ-М |
2 |
3 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Аварийно-спасательная машина АСМ-5827 (КамАЗ-4310) |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 22. Эвакуация пострадавшего из опасной зоны. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Подъемник АКП-30 |
2 |
2 |
|||
|
Устройство и принцип действия, безопасные приемы эксплуатации : Машина разграждения ИМР-2М |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 23. Технические возможности , при эксплуатации в разных климатических зонах. |
2 |
2 |
|||
|
Робототехнические средства и техника ВС РФ, применяемые для ведения АСДНР. |
2 |
3 |
|||
|
Аварийно-спасательное оборудование. Гидравлический, пневматический, электрический инструмент, мотоинструмент. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 24. Выбор и обоснование применения гидравлического и моторизированного оборудования в условиях обрушения зданий. |
2 |
2 |
|||
|
Приборы поиска пострадавших в ЧС. Акустические, индукционные, тепловые приборы. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 25. Расчет возможностей поисковых приборов. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации гидравлического оборудования. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пневматического оборудования. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 26. Выбор и обоснование применения пневматического оборудования. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации электрического оборудования. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 27. Выбор условий применения и безопасных приемов работы оборудования. |
2 |
2 |
|||
|
Устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации мотоинструмента. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 28. Электрический инструмент. Назначение, технические характеристики, устройство и возможности электроинструмента: перфораторов углошлифовальных машин. Требования по безопасному применению. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 29. Мотопилы и бензорезы. Изучить штатный инструмент с двигателями внутреннего сгорания. Соблюдение техники безопасности. |
2 |
2 |
|||
|
Принцип действия и технические возможности систем пожаротушения. |
2 |
2 |
|||
|
Принцип действия и технические возможности огнетушителей. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 30. Системы и средства пожаротушения. Изучить правила применения огнетушителей и аварийных систем пожаротушения. |
2 |
2 |
|||
|
Технические возможности и правила применения средств связи. |
2 |
2 |
|||
|
Принцип действия и технические возможности средств связи. Мобильные и носимые радиостанции. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №31. Применение переносных и мобильных радиостанций, технические возможности, дальность приема. |
2 |
2 |
|||
|
Принцип действия и технические возможности средств оповещения. Сирены стационарные и переносные, сигнальные ракеты. |
2 |
2 |
|||
|
Основы организации кинологического обследования объектов. |
2 |
2 |
|||
|
Организация кинологического обследования местности. |
2 |
2 |
|||
|
Средства оповещения населения о ЧС. Виды, классификация, технические характеристики. |
2 |
2 |
|||
|
Основы инженерной разведки и оснащения подразделений. |
2 |
2 |
|||
|
Инженерная разведка маршрутов движения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Примерное оснащение подразделений разведки дорог. |
2 |
2 |
|||
|
Инженерная разведка источников водоснабжения. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 32. Составление карточки инженерной разведки водной преграды. |
2 |
2 |
|||
|
Инженерная разведка водных преград. Карточка инженерной разведки. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 33. Разведка водных преград. |
2 |
2 |
|||
Раздел 3. Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ |
|
Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ. |
2 |
2 |
||
|
Содержание, цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ. |
2 |
2 |
|||
|
Обстановка в районах разрушительных землетрясений. |
2 |
2 |
|||
|
Характеристика разрушений зданий. Классификация степеней разрушения. |
2 |
2 |
|||
|
Оценка инженерной обстановки в районе разрушительных землетрясений |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 34. Составление примерного варианта оснащения подразделений разведки дорог. |
2 |
2 |
|||
|
Основные цели аварийно-спасательных работ |
2 |
2 |
|||
|
Организация управления ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ при землетрясениях. |
2 |
2 |
|||
|
Организация разведки при землетрясениях |
2 |
2 |
|||
|
Способы и технология поиска пострадавших |
2 |
2 |
|||
|
Деблокирование пострадавших способом разбора завала сверху, устройством лаза и проходки галерей в завале и под завалом. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 35. Расчет затрат ручного труда и машинного времени. |
2 |
2 |
|||
|
Нормативы на разборку завала. Затраты ручного труда спасателей и машинного времени. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №36. Составления графика выполнения работ при разборке завала. |
2 |
2 |
|||
|
Средства и способы устройства проездов в завалах. Технико-экономические показатели. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 37. Отработка действий по спасению пострадавшего в завале на тренажере. |
2 |
2 |
|||
|
Временное крепление конструктивных элементов разрушенных зданий, угрожающих обвалом. |
2 |
2 |
|||
|
Вскрытие заваленных убежищ и укрытий и обеспечение подачи в них воздуха. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 38. Составление перечня инструментов и принадлежностей, применяемых при устройстве лаза в завале. |
2 |
2 |
|||
|
Правила техники безопасности при выполнении инженерно-спасательных работ |
2 |
2 |
|||
|
Особенности организации обеспечения ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при землятресениях. Техническое, тыловое, обеспечение. |
2 |
2 |
|||
|
Инженерное, противопожарное, гидрометеорологическое обеспечение. |
2 |
2 |
|||
|
Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях местности |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 39. Выбор технологии спасения пострадавших, подъемом с поверхности воды на борт вертолета. |
2 |
2 |
|||
|
Организация управления и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях местности |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 40. Составление плана действий АСР при затоплениях местности. |
2 |
2 |
|||
|
Основные выводы из оценки местности, обстановки в районе (на участке), состояния погоды, времени года и суток, при затоплениях |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 41. Составление основных технологических операций по спасению пострадавших, находящихся под водой в затопленном помещении. |
2 |
2 |
|||
|
Технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях местности |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 42. Составление основных технологических операций по спасению блокированных на верхних этажах (крышах) затопленных зданий. |
2 |
2 |
|||
|
Организация ведения разведки и поиска пострадавших в условиях наводнения и катастрофического затопления. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №43. Переправа пострадавшего через водную преграду. (организация воздушной дороги). |
2 |
2 |
|||
|
Способы ведения разведки и поиска пострадавших. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 44. Составление перечня необходимых средств и мероприятий, при проведении разведки местности. |
2 |
2 |
|||
|
Способы и технологии ведения спасательных работ с поверхности воды и под водой, на плавсредстве. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 45. Составление основных технологических операций по спасению пострадавших, находящихся на отдельном местном предмете, на плавсредстве. |
2 |
2 |
|||
|
Способы и технологии выполнения других неотложных работ в условиях наводнения. |
2 |
2 |
|||
|
Организация взрывных работ с применением вертолета, при ликвидации зажоров, заторов льда и обвалов. |
2 |
2 |
|||
|
Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при оползнях, обвалах, селях, снежных лавинах, ураганах, тайфунах и смерчах. |
2 |
2 |
|||
|
Технология деблокирования пострадавших из заваленного транспортного средства |
2 |
2 |
|||
|
Технология деблокирования пострадавших из затопленных транспортных средств |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 46. Определение и выбор способа спасения из затопленных транспортных средств. |
2 |
2 |
|||
|
Технология деблокирования пострадавших из снежной лавины |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №47. Выбор эксплуатационных материалов и инструментов для спасения при сходе лавин. |
2 |
2 |
|||
|
Технология деблокирования пострадавшего, придавленного обрушившимся предметом |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа №48. Отработка действий по спасению пострадавшего в завале из транспортного средства на тренажере. |
2 |
2 |
|||
|
Правила применения средств связи. |
2 |
2 |
|||
|
Технические возможности применения средств связи. |
2 |
2 |
|||
|
Порядок организации мероприятий по охране труда при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях. |
2 |
2 |
|||
|
Меры безопасности при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 49. Выбор способов страховки при выполнении верхолазных работ. |
2 |
2 |
|||
|
Основные направления обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, системами безопасности. |
2 |
2 |
|||
|
Практическая работа № 50. Выбор действий подразделений спасателей при возникновении пожарной опасности в зданиях и сооружениях. |
2 |
2 |
|||
Раздел 4. Тактика проведения спасательных работ при ликвидации последствий природных чрезвычайных ситуаций |
|
Требования по обеспеченности транспортных средств системами безопасности. |
2 |
2 |
||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий геофизических явлений. Способы и средства, используемые для. поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий гидрологических явлений. Организация и технологии ведения аварийно-спасательных работ при наводнениях и затоплениях. Организация разведки в условиях наводнений и затоплений. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий метеорологических явлений. Организация и технологии ведения аварийно-спасательных работ при метеорологических явлениях - снег, дождь, ветер, ураган, засуха, жара, холод. Организация разведки при метеорологических явлениях. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий аварий на химических опасных объектах. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при авариях на химических опасных объектах. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
||||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий аварий на радиационных опасных объектах. Организация и порядок работы ведения аварийно-спасательных работ при авариях на радиационных опасных объектах. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
||||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с инфекцией. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуаций, связанных с инфекцией. Мероприятия, проводимые при обсервации. Мероприятия, проводимые при карантине. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ на коммунально-энергетических сетях и трубопроводах. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при авариях на коммунально-энергетических сетях, электросетях. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий аварий на транспорте. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при авариях на различных видах транспорта. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ при обрушении зданий и сооружений. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при обрушении зданий и сооружений. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для поиска и спасения пострадавших. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Тактика проведения работ по ликвидации последствий пожаров. Организация и порядок ведения аварийно-спасательных работ при пожарах. Технология ведения работ. Способы и средства, используемые для локализации и ликвидации пожаров. Техника безопасности при проведении работ. |
2 |
2 |
|||
|
Психологические основы спасательных работ. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей. Развитие нервно-психических расстройств. Классификация реакций и психогенных расстройств. Медико-психологическая защита: профилактика и устранение панических реакций; психотерапия возникших нервно-психических расстройств. |
2 |
2 |
|||
|
Требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами зашиты. Технические возможности систем безопасности транспортных средств, зданий и сооружений |
2 |
2 |
|||
|
Организация кинологического обследования объектов и местности. Организация поисковой кинологической службы МЧС России. Ведение поисково-спасательных работ подразделениями поисковой кинологической службы. |
2 |
2 |
|||
Раздел 5. Порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ в ЧС. |
|
Содержание поисковых собак в зонах чрезвычайных ситуаций. Подготовка поисковых собак. |
2 |
2 |
||
|
Требования безопасности при ведении ПСР. Правила поведения спасателей в зоне ЧС. Контроль за окружающей обстановкой. Статистика травматизма в ПСФ. Причины травматизма: личностные, технические, организационные. Типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. |
2 |
2 |
|||
|
Действия спасателя при приведении дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнению задач |
2 |
2 |
|||
|
Приведение личного состава дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнения) задачи. Оценка ситуации. Оповещение, сбор. Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для ведения ПСР, подготовка транспортных средств, средств малой механизации, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов. Погрузка в транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт). |
2 |
2 |
|||
|
Защита от воздействия опасных и вредных факторов. Охрана труда при выполнении газоопасных работ. |
2 |
2 |
|||
|
Требования охраны труда для спасателей кинологической поисково-спасательной службы, в аварийных ситуациях, перед началом работ, во время работы и по окончании. |
2 |
2 |
|||
|
Травмоопасные и вредные факторы трудовой деятельности спасателей. Безопасные условия труда. Осознание степени риска. Профессиональные заболевания спасателей. Нормативные основы охраны труда спасателей. Инструкции. Стандарты. |
2 |
2 |
|||
|
Основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителя формирований по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава. |
2 |
2 |
|||
|
Правила безопасности при ведении АСДНР и очагах поражения в зонах ЧС. Требования безопасности при работе в зоне пожаров |
2 |
2 |
|||
ы |
Организация мероприятий по охране труда и меры безопасности при работе в зоне разрушения зданий и сооружений. |
2 |
2 |
|||
|
Организация мероприятий по охране труда и меры безопасности при работе в зоне химического заражения. |
2 |
2 |
|||
|
Организация мероприятий по охране труда и меры безопасность при работе в зоне радиоактивного загрязнения. |
2 |
2 |
|||
Практика по профилю специальности |
252 |
3 |
||||
|
Организация спасательных работ. |
30 |
2 |
|||
|
Тактика действий при проведении аварийно-спасательных работ. |
80 |
3 |
|||
|
Поддержание непрерывного взаимодействия аварийно-спасательных формирований и органов управления. |
50 |
3 |
|||
|
Обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований. |
50 |
3 |
|||
|
Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. |
42 |
3 |
Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: - тактики аварийно-спасательных работ;
- аварийно-спасательной и пожарной техники;
- основ выживания в чрезвычайных ситуациях (ЧС);
Тренажеры, тренажерные комплексы
для работы на высотных объектах;
для работы в условиях разрушенных зданий и конструкций (завалов);
дымокамера;
для работы с дорожно-транспортными происшествиями.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: высотной подготовки;
Перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998.
2. Учебник спасателя. МЧС России. 1997.
3. Справочник спасателя, книга 2. ВНИИ ГОЧС. М., 1995.
4. Российская Федерация. Федеральный закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
5. Российская Федерация. Федеральный закон от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
10. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. М., 1997.
11. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. М.," Энергоиздат", 1984.
12. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших (пораженных) в очагах поражения. М., МВКУДИВ, 1997.
13. Учебное пособие по организации и ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. М. «Проспект» , 2015.
14. Учебное пособие по спасательной технике и базовым машинам. М «Проспект» 2015.
15. Учебно-методический комплекс по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
М. «Проспект» 2015.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Образовательное учреждение, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой те же
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях (ЧС). |
лабораторные работы |
Текущий контроль в форме: - контрольных работ по темам МДК. |
Собирать, информацию и оценивать обстановку на чрезвычайной ситуации. |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). |
практические занятия |
|
Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий ЧС. |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ |
практические занятия |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- демонстрация интереса к своей будущей профессии |
Интерпритация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Текущий контроль в форме: - контрольных работ по темам МДК. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
практические занятия |
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
контрольная работа |
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
контрольная работа |
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. |
контрольная работа |
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
практические занятия |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
91 ÷ 100 |
5 |
отлично |
71 ÷ 90 |
4 |
хорошо |
50 ÷ 70 |
3 |
удовлетворительно |
менее 50 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
** Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.