Творческий отчет «Инновационные формы работы с семьями обучающихся и воспитанников начальной школы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 1 им. Ферапонтова Н.И. г. о. Новокуйбышевск
___________________________________________________________________________
446201 г. о. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова 12, тел. 5-49-45, 5-36-46
Тема: «Инновационные формы работы с семьями обучающихся и воспитанников начальной школы»
Выполнил: Полозова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ гимназии №1
им. Ферапонтова Н.И.
г. Новокуйбышевска
Самарской области
2019
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей.
Все родители хотят видеть своего ребенка:
1) здоровым;
2) образованным (умным);
3) воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным);
4)подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным);
5) счастливым (семейственным, хозяйственным).
Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с родителями детей». Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Данная проблема актуальна сейчас, так как воспитание неравнодушного и совестливого человека сложно представить без влияния на него ближних родственников.
Принципы общения с родителями:
*Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни.
*Быть умной и тактичной.
*Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
*Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. *Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Основная цель взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, а также объединение их в одно целое, проникновение в проблемы каждого и успешное разрешение различного характера педагогических ситуаций.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями, определены следующие задачи:
1.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.
2.Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
3.Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы работы с родителями:
1.Индивидуальные.
2.Групповые.
3.Коллективные.
Индивидуальные формы
1. Индивидуальные консультации педагога. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
2. Приглашение в школу. Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался; для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д.
3. Посещение семьи на дому. Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
4. Переписка. Родительская почта. В работе с родителями переписка используется довольно широко. (Информация в школьном дневнике и электронном) Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с учителем, достаточно эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Групповые формы
1. Родительские лектории. Дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. ( «Поощрение и наказание в семье»,
«Домашние задания», «Трудности переходного этапа в 5 класс» и другие)
2. Тематические консультации. («Как развивать внимание», «Воспитание интереса к чтению», « Как быстро выучить таблицу умножения»; «Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания? и т.д.)
3. Классные детские мероприятия. В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.). Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы. («Папа, мама, я – спортивная семья»; «Прощай, Азбука!; «Золотая Осень!» и т.д.)
4. Поездки в музей города и библиотеки с родителями. Эта форма дает возможность увидеть родителям своего ребенка в общении с другими детьми.
Коллективные формы
1. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Классные собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.
Правила успешного проведения родительского собрания:
Благодарите!
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого — педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (триместровые) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общие родительские собрания незаменимы лишь в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем. Уместны такие собрания в начале учебного года, по окончании его, и тематические — в течение года (новых возможностях выбора дисциплин, педагогах и особенностях их преподавания, каких-либо изменениях в режиме работы школы).
На первом организационном родительском собрании в сентябре в плане сетке на год родители записываются на мероприятия и несут ответственность за его проведение. Выражается благодарность детям и родителям за помощь в организации и проведение мероприятия в письменной форме (Благодарственные письма и Грамоты). В течение года ведётся экран участия детей и родителей в мероприятиях.
2. Выставки работ. Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд (выставки рисунков, проектов, поделок с помощью родителей).
3. Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
4. Организация и проведение акций («Дети – детям», «Кусочек счастья», «Кормушка» и т.д.) позволяет родителям класса сближаться друг с другом и становиться ближе к своим детям, и лучше узнавать их.
К традиционным формам работы с семьями обучающихся и воспитанников начальной школы относятся:
1. Анкетирование и составление социального паспорта.
2. Беседы. Проводятся как индивидуальные, так и групповые. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. (Как правильно читать книгу с ребенком, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном; как готовить руку ребенка к письму и т.д.). В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
4. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
5. Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
6. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововедение». Последнее время получили распространение современные инновационные формы сотрудничества: круглые столы по проблемам воспитания, вечера вопросов и ответов, семейные клубы, семейные посиделки, семейные праздники выходного дня, акции, родительская почта, телефон доверия, информационные стенгазеты, тематические консультации. Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями:
1. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.
2. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и др. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
3. Учитывая занятость родителей, использую и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к психологу. Сотрудничество психолога, педагога и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
4. Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, педагоги, социальный педагог, остальные родители. Здесь родителям предоставляется возможность высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. Родители совместно с педагогами делают выводы или находят для всех общее компромиссное решение возникающих проблемных ситуаций. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
5. Участие родителей в Интернет - форумах и блиц-опросах. Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.
6. Интернет - страница (ПОРТФОЛИО класса). Это портфель достижений не отдельно взятого ученика, а целого классного коллектива. Портфолио позволяет фиксировать, накапливать и хранить достижения класса, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Для классного руководителя портфолио может стать одним из способов сплочения и развития ученического коллектива. Портфель достижений может быть представлен для родителей на собрании, для вновь прибывших в класс учеников или учителей-предметников. Также он может быть своеобразной визитной карточкой класса на различных конкурсах.
7. Организация совместных досуговых мероприятий (Трудовой десант - субботник). Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
8. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Мы приветствуем желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей школьного возраста.
Таким образом, взаимодействие образовательной организации с семьей можно осуществлять по-разному.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», « День Здоровья» и т.д. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, Возможно, например, проведение вечера - встречи «Хобби нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время. Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей.
«Зорко одно лишь сердце», - сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем. Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен или неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что применение инновационных форм взаимодействия благотворно влияет на обучение и воспитание ребенка.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.