12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нетесова Л.В.459
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «У меня коллега есть!»
3

Рабочая программа регионального учебного курса "География Иркутской области"

Рабочая программа

Регионального учебного курса «География Иркутской области»

8-9 класс

Уровень основного общего образования


Разработана Нетесовой Л.В.

учителем географии

Рабочая программа учебного курса «География Иркутской области» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №» п.Жигалово, радикальной программы Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С. (Иркутск, 2011 год). Изучение курса осуществляется в 8-9 классах по 0,5 часа в неделю. В 8 классе рассматривается курс физической географии Иркутской области (17 часов), в 9 классе – курс экономической и социальной географии Иркутской области (17 часов). Общий объем курса за два года обучения составляет 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);

- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;

- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;

- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Также личностными результатами освоения учебного курса являются:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информации;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательной этики;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнера, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия

Предметные результаты:

Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

оценивать воздействие географического положения Иркутской области на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

объяснять особенности компонентов природы территории Иркутской области;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей отраслевой и территориальной структуры хозяйства Иркутской области;

описывать погоду своей местности;

давать характеристику рельефа своей местности;

оценивать место и роль Иркутской области в экономике России.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства Иркутской области в связи с природными и социально-экономическими факторами;

давать характеристику климата своей области;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения Иркутской области, его половозрастной структуры;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства Иркутской области;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Иркутской области.


Содержание учебного курса

​​​​​​​ Природа Иркутской области: Территория, границы и географическое положение. История исследования территории. Геологическое строение и полезные ископаемые. Рельеф. Климатические особенности региона. Реки и озера, водохранилища. Почвы. Природные зоны. Характеристика основных природно- территориальных комплексов. Охрана природы.

Природа Жигаловского района. Топонимика. Географическое положение на карте Иркутской области. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния территории и его влияние на здоровье человека.

Население и хозяйство Иркутской области. Особенности ЭГП. Население. Природно-ресурсный потенциал. Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Внешнеэкономические связи области.

Обязательная географическая номенклатура:

Рельеф: Ербогаченская равнина, Приленское плато, Мурская низменность, Бирюсинское плато, Лено-Ангарское плато, Иркутско-Черемховская равнина, Онотская возвышенность.

Северо-Байкальское нагорье, Патомское нагорье, Восточный Саян (пик Триангуляторов – 2875м), Хамар-Дабан (г.Хан-Ула – 2371м), Приморский хребет, Байкальский хребет, хребет Кропоткина, хребет Кодар (г.Безымянная – 2999м), Ковинский кряж, Ангарский кряж.

Реки: Ангара с притоками Иркут, Китой, Белая, Ока, Уда (Чуна), Бирюса (Она), Ушаковка, Куда, Оса, Уда, Илим; Лена с притоками Илга, Киренга, Витим (притоки Мама, Мамакан), Нижняя Тунгуска (приток Непа), Чона (приток Вилюя).

Озера: Байкал.

Водохранилища: Иркутское, Братское, Усть-Илимское, Мамаканское.

Полезные ископаемые:

Уголь (Иркутский бассейн, Канско-Ачинский бассейн, Тунгусский бассейн), нефть (Верхнечонское, Ярактинское, Даниловское месторождения), газ (Ковыктинское, Братское, Атовское месторождения), Ангаро-Илимский железорудный бассейн, Восточно-Саянский железорудный бассейн, Лено-Витимское золоторудное месторождение (Бодайбинское, Сухой Лог), Онотское и Савинское месторождение магнезита, Ангаро-Ленский соленой район, Непское месторождение калийной соли, Мамско-Чуйское и Слюдянское месторождения слюды.


Тематическое планирование


Тема раздела/ урока

Количество часов

8 класс

Раздел 1. Природа Иркутской области

16 часов

Что изучает география Иркутской области?

1

Территория, границы, географическое положение Иркутской области

1

История исследования Иркутской области

1

Геологическое строение территории Иркутской области

1

Полезные ископаемые

1

Рельеф

1

Климат. Факторы климата

1

Урок практических умений по теме «Климат Иркутской области»

1

Внутренние воды. Реки

1

Озера. Байкал – бесценный дар природы

1

Водохранилища. Подземные воды. Многолетняя мерзлота

1

Почвы

1

Растительность

1

Животный мир

1

Охрана природы

1

Природа Жигаловского района

1

Контрольная работа по теме «Природа Иркутской области»

1

9 класс


Раздел 2. Население и хозяйство Иркутской области

17 часов

Экономико-географическое положение Иркутской области

1

Административно-территориальное устройство территории Иркутской области

1

История хозяйственного освоения Иркутской области

1

Население Иркутской области

1

Урок практических умений по теме «Население Иркутской области»

1

Размещение и плотность населения

1

Урок практических умений по теме «Размещение и плотность населения»

1

Природно-ресурсный потенциал Иркутской области

2

Экономика Иркутской области. Факторы развития территории

1

Добывающая промышленность и топливно-энергетический комплекс

1

Обрабатывающая промышленность

1

Сельское хозяйство

1

Транспорт

1

Внешнеэкономические связи Иркутской области

1

Обобщающее повторение

1

Контрольная работа по теме «Население и экономика Иркутской области»

1

ИТОГО часов

34 часа








Опубликовано в группе «У меня коллега есть!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.