Рабочая программа регионального учебного курса «География Иркутской области» (8–9 классы)
Рабочая программа
Регионального учебного курса «География Иркутской области»
8-9 класс
Уровень основного общего образования
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Рабочая программа учебного курса «География Иркутской области» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №» п.Жигалово, радикальной программы Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С. (Иркутск, 2011 год). Изучение курса осуществляется в 8-9 классах по 0,5 часа в неделю. В 8 классе рассматривается курс физической географии Иркутской области (17 часов), в 9 классе – курс экономической и социальной географии Иркутской области (17 часов). Общий объем курса за два года обучения составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:
- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;
- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;
- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Также личностными результатами освоения учебного курса являются:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информации;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательной этики;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнера, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия
Предметные результаты:
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
оценивать воздействие географического положения Иркутской области на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
объяснять особенности компонентов природы территории Иркутской области;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей отраслевой и территориальной структуры хозяйства Иркутской области;
описывать погоду своей местности;
давать характеристику рельефа своей местности;
оценивать место и роль Иркутской области в экономике России.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства Иркутской области в связи с природными и социально-экономическими факторами;
давать характеристику климата своей области;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения Иркутской области, его половозрастной структуры;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства Иркутской области;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Иркутской области.
Содержание учебного курса
Природа Иркутской области: Территория, границы и географическое положение. История исследования территории. Геологическое строение и полезные ископаемые. Рельеф. Климатические особенности региона. Реки и озера, водохранилища. Почвы. Природные зоны. Характеристика основных природно- территориальных комплексов. Охрана природы.
Природа Жигаловского района. Топонимика. Географическое положение на карте Иркутской области. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния территории и его влияние на здоровье человека.
Население и хозяйство Иркутской области. Особенности ЭГП. Население. Природно-ресурсный потенциал. Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Внешнеэкономические связи области.
Обязательная географическая номенклатура:
Рельеф: Ербогаченская равнина, Приленское плато, Мурская низменность, Бирюсинское плато, Лено-Ангарское плато, Иркутско-Черемховская равнина, Онотская возвышенность.
Северо-Байкальское нагорье, Патомское нагорье, Восточный Саян (пик Триангуляторов – 2875м), Хамар-Дабан (г.Хан-Ула – 2371м), Приморский хребет, Байкальский хребет, хребет Кропоткина, хребет Кодар (г.Безымянная – 2999м), Ковинский кряж, Ангарский кряж.
Реки: Ангара с притоками Иркут, Китой, Белая, Ока, Уда (Чуна), Бирюса (Она), Ушаковка, Куда, Оса, Уда, Илим; Лена с притоками Илга, Киренга, Витим (притоки Мама, Мамакан), Нижняя Тунгуска (приток Непа), Чона (приток Вилюя).
Озера: Байкал.
Водохранилища: Иркутское, Братское, Усть-Илимское, Мамаканское.
Полезные ископаемые:
Уголь (Иркутский бассейн, Канско-Ачинский бассейн, Тунгусский бассейн), нефть (Верхнечонское, Ярактинское, Даниловское месторождения), газ (Ковыктинское, Братское, Атовское месторождения), Ангаро-Илимский железорудный бассейн, Восточно-Саянский железорудный бассейн, Лено-Витимское золоторудное месторождение (Бодайбинское, Сухой Лог), Онотское и Савинское месторождение магнезита, Ангаро-Ленский соленой район, Непское месторождение калийной соли, Мамско-Чуйское и Слюдянское месторождения слюды.
Тематическое планирование
Тема раздела/ урока | Количество часов |
8 класс | |
Раздел 1. Природа Иркутской области | 16 часов |
Что изучает география Иркутской области? | 1 |
Территория, границы, географическое положение Иркутской области | 1 |
История исследования Иркутской области | 1 |
Геологическое строение территории Иркутской области | 1 |
Полезные ископаемые | 1 |
Рельеф | 1 |
Климат. Факторы климата | 1 |
Урок практических умений по теме «Климат Иркутской области» | 1 |
Внутренние воды. Реки | 1 |
Озера. Байкал – бесценный дар природы | 1 |
Водохранилища. Подземные воды. Многолетняя мерзлота | 1 |
Почвы | 1 |
Растительность | 1 |
Животный мир | 1 |
Охрана природы | 1 |
Природа Жигаловского района | 1 |
Контрольная работа по теме «Природа Иркутской области» | 1 |
9 класс | |
Раздел 2. Население и хозяйство Иркутской области | 17 часов |
Экономико-географическое положение Иркутской области | 1 |
Административно-территориальное устройство территории Иркутской области | 1 |
История хозяйственного освоения Иркутской области | 1 |
Население Иркутской области | 1 |
Урок практических умений по теме «Население Иркутской области» | 1 |
Размещение и плотность населения | 1 |
Урок практических умений по теме «Размещение и плотность населения» | 1 |
Природно-ресурсный потенциал Иркутской области | 2 |
Экономика Иркутской области. Факторы развития территории | 1 |
Добывающая промышленность и топливно-энергетический комплекс | 1 |
Обрабатывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Транспорт | 1 |
Внешнеэкономические связи Иркутской области | 1 |
Обобщающее повторение | 1 |
Контрольная работа по теме «Население и экономика Иркутской области» | 1 |
ИТОГО часов | 34 часа |