Рабочая программа учебного курса «Обществознание» в 9 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
1. ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897.
2. ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12.2015 года).
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). // Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
4. Авторская программа по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.) – М.: Просвещение, 2013 г.
5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2018/2019 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.
Программа ориентирована на УМК:
1. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова,Ю.А. Лабезниковой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Название раздела |
Количество часов |
Количество часов |
Количество часов |
По примерной программе |
По авторской программе |
По рабочей программе |
|
Введение |
- |
1 |
1 |
Политика |
16 |
9 |
10 |
Культурно-информационная среда общественной жизни |
Не менее 8 ч. |
- |
3 |
Человек в обновляющемся обществе |
Не менее 3 ч. |
- |
3 |
Право |
Не менее 11 ч. |
18 |
15 |
Повторительно - обобщающий урок по темам «Политика», «Культурно-информационная среда общественной жизни», «Человек в обновляющемся обществе», «Право». |
- |
- |
1 |
Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация. |
- |
1 |
1 |
Сокращено количество часов на преподавание блока «Политика». За счет этого выделены часы на изучение блоков «Культурно-информационная среда общественной жизни», «Человек в обновляющемся обществе», которые не предусматривает авторская программа.
Во время обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо больше уделять внимания формированию компетенций, способствующих успешной социализации этой категории обучающихся в современном обществе. Важно прививать обучающимся знания об основных социальных институтах, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, правоохранительные органы, органы соцобеспечения, ЖКХ, государственные и частные предприятия, знания о своих правах и регулярно проводить тренинги по решению проблемных ситуаций.
Система оценки достижения планируемых результатов
1. Стартовая диагностика.
Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».
2. Тематические контрольные работы по классам.
3. Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
4. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
5. Форма итоговой аттестации: контрольная работа.
6. Контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения задач, решения кроссвордов.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Содержание раздела, темы |
Характеристика деятельности обучающихся |
Формы организации учебных занятий |
Вводный урок. Стартовая работа |
1 |
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД.
|
Политика |
10 |
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре менном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общест венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. |
Характеризовать власть и политику как социальные явления. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности. Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
|
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД. Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД. Контрольный урок. Комбинированный урок. |
Право |
15 |
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность. |
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений. Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа. Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства. Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД. Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД. Контрольный урок. Комбинированный урок. |
Культурно-информационная среда общественной жизни |
3 |
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации (СМИ). Понятие «культура». Многообразие и формы культуры. Культурное взаимодействие. Книжная и экранная культура. Массовая культура. Российская культура на современном этапе. Развитие науки, образования, искусства. Сохранение самобытности отечественной культуры и развитие культурных связей с различными странами и народами.
|
Характеризовать различные СМИ. Сравнивать роль различных СМИ в обществе. Конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества. Приводить примеры расширения коммуникативного пространства благодаря Интернету. Определять сущностные характеристики понятия «культура». Извлекать информация по теме из педагогически не адаптированных источников. Переводить визуальную и текстовую информацию о культуре в табличную форму. Классифицировать и характеризовать формы культуры, иллюстрировать их конкретными примерами. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии общества и массовой культуре. Характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях. Выражать своё мнение о причинах проблем в развитии культуры и путях их преодоления. |
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД. Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий. |
Человек в обновляющемся обществе |
3 |
Ускорение социального развития и его влияние на жизнь молодых. Образование через всю жизнь. Здоровый образ жизни. Профессия и карьера. Спорт, музыка и мода в жизни молодых. Участие молодежи в общественной жизни. |
Иллюстрировать примерами тенденцию к ускорению общественного развития. Находить, извлекать и систематизировать информацию из СМИ, Интернета по проблемам молодёжи. Проводить среди одноклассников небольшие социологические опросы по проблемам выбора будущей профессии. |
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД. Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий. |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД.
|
Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
Контрольный урок.
|
Календарно-поурочное планирование
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|||
9 а план |
9 а факт |
9 б план |
9 б факт |
|||
1 |
Введение. Стартовая работа. |
1 |
05.09. |
|
05.09. |
|
2 |
Политика и власть. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика государства.
|
1 |
12.09. |
|
12.09. |
|
3 |
Государство. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. |
1 |
19.09. |
|
19.09. |
|
4 |
Политические режимы. Демократические и недемократические режимы. |
1 |
26.09. |
|
26.09. |
|
5 |
Политические режимы. Характерные черты демократического строя. Парламентаризм. Свободные выборы. Многопартийность. |
1 |
03.10. |
|
03.10. |
|
6 |
Правовое государство. |
1 |
10.10. |
|
10.10. |
|
7 |
Гражданское общество и государство. Гражданство в Российской Федерации. |
1 |
17.10. |
|
17.10. |
|
8 |
Участие граждан в политической жизни. Политические события и судьбы людей. Как повлиять на политику. Гражданская активность. Патриотизм. |
1 |
24.10. |
|
24.10. |
|
9 |
Политические партии и движения. |
1 |
07.11. |
|
07.11. |
|
10 |
Практикум по теме «Политика». |
1 |
14.11. |
|
14.11 |
|
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика». |
1 |
21.11. |
|
21.11. |
|
12 |
Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Взаимосвязь морали и права. |
1 |
28.11. |
|
28.11. |
|
13 |
Правоотношения и субъекты права. Дееспособность и правоспособность человека. Субъекты права. |
1 |
05.12. |
|
05.12. |
|
14 |
Правонарушения и юридическая ответственность. Правонарушение как основание юридической ответственности. Презумпция невиновности. Виновность. Юридическая ответственность. |
1 |
12.12. |
|
12.12. |
|
15 |
Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. |
1 |
19.12. |
|
19.12. |
|
16 |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Государственное устройство в России. Республиканский строй. Федерализм. Роль и функции Президента России. Органы законодательной и исполнительной власти. |
1 |
26.12. |
|
26.12. |
|
17 |
Права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы, их неотчуждаемость. Личные права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. |
1 |
09.01. |
|
09.01. |
|
18 |
Гражданские правоотношения. Право собственности и предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы его защиты. Гражданско-правовые споры.
|
1 |
16.01. |
|
16.01. |
|
19 |
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. |
1 |
23.01. |
|
23.01. |
|
20 |
Семейные правоотношения. Семейный кодекс Российской Федерации. Условия заключения брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Расторжение брака. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. |
1 |
30.01. |
|
30.01. |
|
21 |
Административные правоотношения. |
1 |
06.02. |
|
06.02. |
|
22 |
Уголовно-правовые отношения. Преступление. Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних. |
1 |
13.02. |
|
13.02. |
|
23 |
Социальные права. Правовое регулирование отношений в сфере образования. |
1 |
20.02. |
|
20.02. |
|
24 |
Международно-правовая защита вооруженных конфликтов. |
1 |
27.02. |
|
27.02. |
|
25 |
Практикум по теме «Право». |
1 |
06.03. |
|
06.03. |
|
26 |
Повторительно - обобщающий урок по теме «Право». |
1 |
13.03. |
|
13.03. |
|
27 |
Информационное общество. Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации (СМИ). |
1 |
20.03. |
|
20.03. |
|
28 |
Духовная культура. Понятие «культура». Многообразие и формы культуры. Культурное взаимодействие. Книжная и экранная культура. Массовая культура. |
1 |
03.04. |
|
03.04. |
|
29 |
Отечественная культура. Российская культура на современном этапе. Развитие науки, образования, искусства. Сохранение самобытности отечественной культуры и развитие культурных связей с различными странами и народами. |
1 |
10.04. |
|
10.04. |
|
30 |
Молодой человек в современном обществе. Ускорение социального развития и его влияние на жизнь молодых. Образование через всю жизнь. Здоровый образ жизни. |
1 |
17.04. |
|
17.04. |
|
31 |
Молодой человек в современном обществе. Профессия и карьера. Спорт, музыка и мода в жизни молодых. Участие молодежи в общественной жизни. |
1 |
24.04. |
|
24.04. |
|
32 |
Практикум по темам «Культурно-информационная среда общественной жизни», «Человек в обновляющемся обществе». |
1 |
08.05. |
|
08.05. |
|
33 |
Итоговое повторение. |
1 |
15.05. |
|
15.05. |
|
34. |
Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация. |
1 |
22.05. |
|
22.05. |
|
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание» в 9 классе
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Основы российского законодательства (право)
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.