Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (УМК Т. А. Ладыженской)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №7 от 29.08. 2020 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО №57 от 29.08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 8 класса
Автор - составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
7. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
9.Положения о рабочей программе.
10.Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научный редактор Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2018.
Место курса русский язык в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 8 классе в объёме 170 часов (5 часов в неделю).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Повторение изученного», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию и Всероссийскую проверочную работу.
№ п/п | Темы раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
| 8 класс | 170 | 170 |
1. | Язык и речь. Введение | 1 | 1 |
2. | Повторение ранее изученного | 11 | 11 |
3. | Синтаксис. Пунктуация | 14 | 14 |
4. | Простое предложение | 5 | 5 |
5. | Двусоставное предложение. Главные члены предложения | 12 | 12 |
Второстепенные члены предложения | 21 | 21 | |
6. | Односоставные предложения | 22 | 22 |
7. | Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения | 1 16 | 1 16 |
Обособленные члены предложения | 22 | 22 | |
8. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение | 7 | 7 |
Вводные и вставные конструкции | 13 | 13 | |
9. | Чужая речь | 12 | 12 |
10. | Повторение изученного | 13 | 11 |
11 | Промежуточная аттестация | | 1 |
| Всероссийская проверочная работа | | 1 |
Целеполагание
Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
*воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
*осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
*развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
*углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
*овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
*применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Задачи:
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Обучающийся получит возможность научиться:
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Обучающийся получит возможность научиться:
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.
Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Повторение ранее изученного.
Обучающийся научится:
*разграничивать знаки препинания по их функциям;
*пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики;
*определять вид сложного предложения, соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
*создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
*правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
*разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия;
*разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
*правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
*выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект; публично защищать свою позицию;
*участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
*понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
*создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Анализ текста
Обучающийся научится:
*находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок;
*находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре, находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Обучающийся получит возможность научиться:
*извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов)
*создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
*выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект;
*участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
*анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении результата.
Воспроизведение текста
Обучающийся научится:
*создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора;
*давать письменный анализ текста - стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
*пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста
Обучающийся научится:
*вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии;
*писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Обучающийся получит возможность научиться:
*писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету;
писать изложение (сжатое, подробное, сравнительной характеристики, с изменением формы повествования).
Словосочетание
Обучающийся научится:
*составлять разные виды словосочетаний;
*определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
*разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
*определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
*использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
*разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
*определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
*производить устный и письменный разбор словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
*составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
*разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Обучающийся научится:
*разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
*выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
*составлять графическую интонационную схему;
*находить подлежащее и определять способы его выражения;
*определять способы выражения сказуемого;
*соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
*находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые;
*находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
*разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
*определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
*интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
*употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире.
Обучающийся получит возможность научиться:
*пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
*использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Второстепенные члены предложения
Обучающийся научится:
*находить в предложении второстепенные члены;
*распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
*разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
*использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
*распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
*находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их;
*разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
*распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
*различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
*использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
*распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
*находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
*разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
*находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
*использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
*находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
*производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
*использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
*распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
*находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла.
Односоставные и неполные предложения
Обучающийся научится:
*разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
*различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
*распространять нераспространенные односоставные предложения;
*распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
*определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний);
*пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
*использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний;
*распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
*разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
*пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
*использовать определенно-личные предложения в речи;
*распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
*разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
*разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
*находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
*использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
*пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
*различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
*находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
*определять способ выражения их главного члена;
*правильно интонировать данные предложения;
*производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
*распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
*распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены; использовать неполные предложения в диалоге.
Однородные члены предложения
Обучающийся научится:
*распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
*составлять графические схемы однородных членов;
*использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
*находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними;
*использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
*правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
*использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в речевой ситуации;
*правильно расставлять знаки препинания;
*интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
*разграничивать однородные, неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
*распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
*определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского замысла;
*правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
*использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
*разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
*распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся)
*правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
*разграничивать использование
повторяющихся союзов и – и, ни-ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
*определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
*использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
*находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
*производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
*производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
*интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
*использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
*разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания.
Обособленные члены
Обучающийся научится:
*интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
*выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
*правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
*интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
*находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
*находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
*распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
*объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
*распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
*обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
*распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
*обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
*согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
*находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
*находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
*распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
*производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
*производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
*распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
*объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
*использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации.
Обращение
Обучающийся научится:
*обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
*использовать распространенные обращения в речи;
*использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо;
*определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
*распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
*подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
*интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
*определять текстообразующую роль обращений;
*определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями.
Вводные и вставные конструкции
Обучающийся научится:
*интонационно правильно произносить предложения с вводными словами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
*разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
*использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
*определять текстообразующую роль вводных слов;
*распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
*использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
*распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
*обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
*распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
*употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
*обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
*обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
*распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
*разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
*производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
*использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
*употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Чужая речь
*разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
*обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
*заменять прямую речь косвенной;
*конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
*обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
*составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
*соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
*выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
*соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
*объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
*пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
*заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
*определять текстообразующую роль цитаты;
*обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
*распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
*вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
*использовать цитаты в речи;
*исправлять речевые недочеты при цитировании;
*цитировать стихотворный текст;
*использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
*производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
*интонационно правильно произносить предложения с чужой речью;
*разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
*распространять комментирующую часть предложений с чужой речью.
Повторение изученного
Обучающийся научится:
*производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи;
*разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
*разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
*правильно употреблять форму зависимого слова при управлении.
Обучающийся получит возможность научиться:
*правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
*правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
*правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания; обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Содержание
Русский язык в современном мире (1 ч).
Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч).
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию. Выполняют дома дифференцированное задание. Знаки препинания в сложном предложении Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (14 ч).
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Виды подчинительной связи в словосочетании. Употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (5 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры. Сочинение - публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (12 ч).
Подлежащее. Сведения о подлежащем и его роли в предложении. Сказуемое. Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Составное именное сказуемое. Классификация предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (21ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Анализ морфологической выраженности дополнений. Устная характеристика личности. Роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах. Определение. Согласованные и несогласованные определения, замены определений синонимичными. Приложение. Знаки препинания при нём. Определение в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Работа над нормой употребления приложений в нужной форме. Обстоятельство. Дифференциация обстоятельства по значению. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Сочинение по групповому портрету.
Односоставные предложения (21ч).
Главный член односоставного предложения. Характеристика односоставных предложений со стороны грамматической основы. Односоставные предложения с разной грамматической основой. Назывные предложения. Наблюдение за функцией и семантикой назывных предложений. Уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. Определённо-личные предложения. Определение морфологической выраженности главного члена в определённо-личных предложениях и функции этих предложений. Неопределённо-личные предложения. Определение значения и морфологической выраженности главного члена неопределённо-личных предложений. Инструкция. Употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Безличные предложения. Перестройка двусоставных предложений в односоставные безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Определение неполных предложений и опознание их типы. Диалоги с использованием неполных предложений. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Простое осложнённое предложение (1ч).
Понятие об осложнённом предложении.
Однородные члены предложения (16ч).
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Изложение, основанное на сравнительной характеристике. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Разделительные союзы в предложениях. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Распределение предложений на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения (22ч).
Понятие об обособленности. Сущность и общие условия обособления. Выделение запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Паузы, которые выделяют обособленные члены. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (7ч).
Обращение. Назначение обращения. Основные функции обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Составление письма и моделирование разговора по телефону. Составление поздравления и текстов деловой корреспонденции на различные темы.
Вводные и вставные конструкции (13ч).
Вводные конструкции. Функции вводных конструкций в речи. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Вставные слова, словосочетания и предложения. Понятие вставных конструкций. Особенности употребления вставных конструкций. Публичное выступление. Междометия в предложении. Роль междометия в предложении. Определение в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Акцентирование внимания на междометии о, употреблённом вместе с обращением. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Чужая речь (12ч).
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Смысловые параметры комментирующей части. Интонация комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Акцентирование внимания на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Преобразование предложений с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определение стилистической выраженности диалога. Рассказ. Перестройка текста в рассказ с диалогом. Сжатое изложение. Придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Связный текст в жанре интервью. Цитата. Определение понятия цитата. Роль цитат в тексте. Ввод цитаты в авторский текст разными способами.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (13ч).
Синтаксис и морфология. Синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Частичный синтаксический разбор предложений. Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний о роли пунктуации в речи. Соотнесение синтаксиса и пунктуации. Последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания. Подробное изложение очерка на основе опорного конспекта. Синтаксис и культура речи. Исправление нарушений в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Исправление предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактирование построения сложноподчинённых предложений. Синтаксис и орфография. Формулирование вывода о связи синтаксиса и орфографии. Обобщение правила, на которые отмечены орфограммы.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходи мости) |
| 8 класс | 170 | 14 |
1. | Язык и речь. Введение | 1 | - |
2. | Повторение ранее изученного | 11 | контрольная работа, входной контроль |
3. | Синтаксис. Пунктуация | 14 | контрольная работа |
4. | Простое предложение | 5 | - |
5. | Двусоставное предложение Главные члены предложения | 12 | контрольная работа |
Второстепенные члены предложения | 21 | контрольная работа | |
6. | Односоставные предложения | 22 | диагностичес кая работа |
7. | Простое осложнённое предложение Однородные члены предложения | 1 16 | - контрольный диктант |
Обособленные члены предложения | 22 | контрольный диктант | |
8. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение | 7 | - |
Вводные и вставные конструкции | 13 | контрольная работа | |
9. | Чужая речь | 12 | контрольная работа |
10. | Повторение изученного | 13 | контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Тема урока | Дата | Дата коррек-тировки (по необходимости) |
Введение (1 ч) | ||||
1 | 1 ч | Беседа по ОТ. Русский язык в современном мире. | | |
Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч) | ||||
2 | 1 ч | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | | |
3 | 1 ч | Знаки препинания в сложном предложении. | | |
4 | 1 ч | Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. | | |
5 | 1 ч | РР.Сочинение в форме письма «Лето закончилось…» | | |
6 | 1 ч | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | | |
7 | 1 ч | РР. Описание памятника культуры. | | |
8 | 1 ч | РР.Сочинение сравнительного публицистического описания «Поэма в камне - церковь Покрова на Нерли» (по репродукциям Герасимова и Баулина). | | |
9 | 1 ч | Комплексная работа №1 «Повторение изученного в 5-7 классах» | | |
10 | 1 ч | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | | |
11 | 1 ч | Контрольный диктант: «Повторение изученного в 5-7 классах» | | |
12 | 2 ч | Всероссийская проверочная работа. | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (14 ч) | ||||
13 | 1 ч | Основные единицы синтаксиса. | | |
14 | 1 ч | Текст как единица синтаксиса. | | |
15 | 1 ч | Предложение как единица синтаксиса. | | |
16 | 1 ч | Приёмы сжатия (компрессии) типового текста. | | |
17 | 1 ч | Р.Р. Сжатое изложение по отрывку очерка К. Паустовского «Страна за Онегой» | | |
18 | 1 ч | Анализ изложения. Словосочетание как единица синтаксиса. | | |
19 | 1 ч | Виды словосочетаний | | |
20 | 1 ч | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | | |
21 | 1 ч | Урок-практикум «Виды словосочетаний по главному слову, по типу синтаксической связи» | | |
22 | 1 ч | Свободные словосочетания и фразеологические обороты | | |
23 | 1 ч | Синтаксический разбор словосочетаний. | | |
24 | 1 ч | Типичные ошибки в образовании и употреблении словосочетаний. | | |
25 | 1 ч | Комплексный анализ текста «Функции словосочетания в художественной речи» | | |
26 | 1 ч | Контрольная работа «Словосочетание» | | |
Простое предложение (5 ч) | ||||
27 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | | |
28 | 1 ч | Порядок слов в предложении. | | |
29 | 1 ч | Интонация. | | |
30 | 1 ч | Подготовка к изложению от 3-го лица (текст А.Аверченко «Проза жизни меня тяготила») | | |
31 | 1 ч | Изложение от 3-го лица (текст А.Аверченко «Проза жизни меня тяготила») | | |
Двусоставные предложения | ||||
Главные члены предложения (12 ч) | ||||
32 | 1 ч | Анализ сочинения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | | |
33 | 1 ч | Сказуемое. Способы выражения сказуемого. | | |
34 | 1 ч | Простое глагольное сказуемое | | |
35 | 1 ч | Составное глагольное сказуемое | | |
36 | 1 ч | Составное именное сказуемое | | |
37 | 1 ч | Различение составных именных сказуемых в художественном тексте. | | |
38 | 1 ч | Самостоятельная работа: «Виды сказуемого» | | |
39 | 1 ч | Роль главных членов предложения в художественной речи. | | |
40 | 1 ч | Тире между подлежащим и сказуемым | | |
41 | 1 ч | Проверочная работа «Тире между подлежащим и сказуемым» | | |
42 | 1 ч | Комплексный анализ текста «Главные члены предложения» | | |
43 | 1 ч | Контрольная работа «Главные члены предложения» | | |
Второстепенные члены предложения (21 ч) | ||||
44 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Роль второстепенных членов предложения | | |
45 | 1 ч | Прямое и косвенное дополнение. | | |
46 | 1 ч | Согласованные и несогласованные определения | | |
47 | 1 ч | Употребление согласованных и несогласованных определений | | |
48 | 1 ч | Р.Р. Написание сжатого изложения по отрывку из романа А.Н. Толстого «Пётр I» | | |
49 | 1 ч | Приложение. | | |
50 | 1 ч | Знаки препинания при приложении. | | |
51 | 1 ч | Работа над нормой употребления приложений в нужной форме. | | |
52 | 1 ч | Самостоятельная работа «Обособленные определения и приложения» | | |
53 | 2 ч | Интегрированный урок «Роль определений и приложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» | | |
54 | | | ||
55 | 1 ч | Обстоятельство. | | |
56 | 1 ч | Виды обстоятельств по значению Синтаксический разбор двусоставного предложения. | | |
57 | 1 ч | Р.Р. Характеристика человека. | | |
58 | 1 ч | Контрольно-практическая работа «Второстепенные члены предложения» | | |
59 | 1 ч | Р.Р.Подготовка к сочинению по групповому портрету (по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения») | | |
60 | 1 ч | Р.Р. Написание сочинения по групповому портрету (по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения») | | |
61 | 1 ч | Комплексная работа «Синтаксис двусоставного предложения» | | |
62 | 1 ч | Урок-обобщение «Двусоставное предложение» | | |
63 | 1 ч | Контрольный диктант «Двусоставное предложение» | | |
Односоставные предложения (22 ч) | ||||
64 | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения. | | |
65 | 1 ч | Назывные предложения. | | |
66 | 1 ч | Интегрированный урок «Назывные предложения в художественной речи и в качестве ремарок» | | |
67 | 1 ч | | | |
68 | 1 ч | Определённо-личные предложения. | | |
69 | 1 ч | Промежуточный контроль. Контрольная работа | | |
70 | 1 ч | Неопределённо-личные предложения. | | |
71 | 1 ч | Р.Р. Инструкция | | |
72 | 1 ч | Употребление односоставных предложений в жанре инструкций. | | |
73 | 1 ч | Безличные предложения | | |
74 | 1 ч | Употребление безличных предложений | | |
75 | 1 ч | Р.Р. Рассуждение. Сочинение- рассуждение «Слово делом крепи» | | |
76 | 1 ч | Анализ сочинения. Подготовка речи для публичного выступления (по картине К. Юона «Новая планета») | | |
77 | 1 ч | | | |
78 | 1 ч | Неполное предложение | | |
79 | 1 ч | Трудные случаи разграничения неполных предложений, именительных представлений. | | |
80 | 1 ч | Синтаксический разбор односоставного предложения. | | |
81 | 1 ч | Обобщающий урок «Односоставные предложения. Неполные предложения» | | |
82 | 1 ч | Контрольная работа «Односоставные предложения. Неполное предложение» | | |
83 | 1 ч | Подготовка к защите проекта «Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | | |
84 | 1 ч | Защита проектов «Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | | |
85 | 1 ч | Диагностическая работа за курс «Простое предложение» | | |
Простое осложнённое предложение (1 ч) | ||||
86 | 1 ч | Понятие об осложнённом предложении. | | |
Однородные члены предложения (16 ч) | ||||
87 | 1 ч | Понятие об однородных членах. | | |
88 | 1 ч | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация. | | |
89 | 1 ч | Р.Р. Изложение текста сравнительной характеристики. | | |
90 | 1 ч | Анализ изложения. Однородные и неоднородные определения. | | |
91 | 1 ч | Самостоятельная работа «Однородные и неоднородные определения» | | |
92 | 1 ч | Однородные и неоднородные определения в художественных текстах. | | |
93 | 1 ч | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | | |
94 | 1 ч | Р.Р. Сочинение - дискуссия по картине Ю. Пименова «Спор» | | |
95 | 1 ч | Анализ сочинения. Обобщающие слова при однородных членах, и знаки препинания при них. | | |
96 | 1 ч | Пунктуация при однородных членах в художественных текстах. | | |
97 | 1 ч | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | | |
98 | 1 ч | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | | |
99 | 1 ч | Обобщающий урок «Однородные члены предложения» | | |
100 | 1 ч | Р.Р. Отзыв в книгу посетителей дома-музея А.С. Пушкина в Михайловском (по картине В. Попкова «Осенние дожди»). | | |
101 | 1 ч | Комплексная работа «Однородные члены предложения» | | |
102 | 1 ч | Контрольная работа «Однородные члены предложения» | | |
Обособленные члены предложения (22 ч) | ||||
103 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Понятие об обособленности. | | |
104 | 1 ч | Обособленные определения. | | |
105 | 2 ч | Выделительные знаки при обособленных определениях. | | |
106 | | | ||
107 | 1 ч | Р.Р.Рассуждение на дискуссионную тему. | | |
108 | 1 ч | Понятие об обособленных приложениях. | | |
109 | 1 ч | Обособленные приложения. | | |
110 | 1 ч | Выделительные знаки при обособленных приложениях. | | |
111 | 1 ч | Самостоятельная работа «Обособленные определения и приложения» | | |
112 | 1 ч | Обособленные обстоятельства. | | |
113 | 1 ч | Выделительные знаки при обособленных обстоятельствах. | | |
114 | 1 ч | Практикум «Пунктуация. Обособленные обстоятельства» | | |
115 | 1 ч | Сравнительный оборот. | | |
116 | 1 ч | Пунктуация при сравнительном обороте. | | |
117 | 1 ч | Обособленные уточняющие члены предложения. | | |
118 | 1 ч | Выделительные знаки при обособленных уточняющих членах предложения. | | |
119 | 1 ч | Самостоятельная работа «Обособленные обстоятельства и уточнения» | | |
120 | 1 ч | Употребление обособленных и уточняющих членов в художественных текстах. | | |
121 | 1 ч | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | | |
122 | 1 ч | Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | | |
123 | 1 ч | Урок обобщения «Обособленные члены предложения» | | |
124 | 1 ч | Комплексный анализ текста «Обособленные члены в предложении» | | |
125 | 1 ч | Контрольная работа «Обособленные члены простого предложения» | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращение (7 ч) | ||||
126 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Назначение обращения | | |
127 | 1 ч | Распространённые обращения | | |
128 | 1 ч | Выделительные знаки препинания при обращении | | |
129 | 1 ч | Употребление обращений. Составление текстов деловой корреспонденции. | | |
130 | 1 ч | Подготовка к проекту «Употребление обращений в творчестве И.А. Крылова» | | |
131 | 1 ч | Оформление и защита проекта «Употребление обращений в творчестве И.А. Крылова» | | |
132 | 1 ч | | | |
Вводные и вставные конструкции (13 ч) | ||||
133 | 1 ч | Вводные конструкции. | | |
134 | 1 ч | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | | |
135 | 1 ч | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | | |
136 | 1 ч | Высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. | | |
137 | 1 ч | Р.Р. Подготовка и написание сочинения-описания с элементами повествовательного рассуждения с введением вводных конструкций по картине И.В. Шевандроновой «На террасе». | | |
138 | 1 ч | | | |
139 | 1 ч | Вставные слова, словосочетания и предложения. | | |
140 | 1 ч | Вставные конструкции в художественной речи | | |
141 | 1 ч | Анализ сочинения. Междометие в предложении. | | |
142 | 1 ч | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | | |
143 | 1 ч | Комплексный анализ «Обращения, вводные и вставные конструкции» | | |
144 | 1 ч | Урок - зачёт: «Слова, словосочетания и предложения, грамматически не связанные с членами предложения» | | |
145 | 1 ч | Контрольная работа «Обращение. Вводные и вставные конструкции» | | |
Чужая речь (12 ч) | ||||
146 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Понятие о чужой речи | | |
147 | 1 ч | Комментирующая часть | | |
148 | 1 ч | Прямая и косвенная речь | | |
149 | 1 ч | Косвенная речь | | |
150 | 1 ч | Диалог | | |
151 | 1 ч | Перестройка текста в рассказ с диалогом. | | |
152 | 1 ч | Текстологическая работа «Предложения с чужой речью» | | |
153 | 1 ч | Р.Р. Рассказ. Сочинение- интервью по сюжету картины В. Репки «Водитель Валя» | | |
154 | 1 ч | Цитата. | | |
155 | 1 ч | Синтаксический разбор предложений с чужой речью. | | |
156 | 1 ч | Комплексный анализ №6 «Предложения с чужой речью. Цитирование» | | |
157 | 1 ч | Контрольная практическая работа «Предложения с чужой речью» | | |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (13 ч) | ||||
158 | 1 ч | Анализ контрольной работы. Разделы русского языка. | | |
159 | 1 ч | Синтаксис. Морфология знаменательных частей речи | | |
160 | 1 ч | Синтаксис. Морфология служебных частей речи | | |
161 | 1 ч | Синтаксис и пунктуация. Контрольный словарный диктант | | |
162 | 1 ч | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. ВПР | | |
163 | 1 ч | Синтаксис и культура речи | | |
164 | 1 ч | | | |
165 | 2 ч | Проект «Вклад А.С. Пушкина в развитие литературного русского языка» | | |
166 | | | ||
167 | 2 ч | Р.Р. Подробное изложение по публицистическому тексту В. Пескова «Ростов Великий» | | |
168 | | | ||
169 | 1 ч | Синтаксис и орфография. | | |
170 | 1 ч | Итоговый урок. | |