Рабочая программа по русскому языку (8 класс, УМК Т. А. Ладыженской)

1
0
Материал опубликован 31 August 2021

t1630416848aa.gif

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3

- Приказа Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » от 17.12.10.

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2015 года №189 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.282110

- примерной программы для общеобразовательных учреждений Москва «ВАКО» 2015г.

-на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы «Русский язык 5-9 классы». / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский и др.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандарт

Реализуется авторскими учебниками Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной. Москва «Просвещение».

Адресат

Программа по русскому языку 8 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Место предмета «Русский язык» в базисном и школьном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для коррекционной школы предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества. Введение.

1

Повторение изученного в 5-7 классах

7(5ч.+2ч.)

Синтаксис и пунктуация.


4 (2ч.+ 2ч.)

Простое предложение

2 (1ч.+1ч.)

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

5 ч.

Второстепенные члены предложения

6 (4ч.+2ч.)

Односоставные предложения


Понятие об осложненном предложении 1ч.

8 (6ч.+2ч.)


Однородные члены предложения

10ч.(8ч.+2ч.)

Обособленные члены предложения

7ч.(6ч.+1ч.)

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

8ч.(7ч.+1ч.)

Чужая речь.

6 (5ч.+1ч.)

Повторение и систематизация изученного

в 8 классе.

3 ч.

Итого: 68 часов


Содержание тем основного учебного курса ​​​​​​​

Данная рабочая программа имеет расхождение с программой по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской и программой для общеобразовательных учреждений. На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01 2011г. №03-255” О введении федерального государственного стандарта общего образования» используются в работе учебники по ФГОС, в связи с тем, что учебный материал адаптирован под воспитанников с ОВЗ, поэтому некоторые темы будут изучаться ознакомительно, некоторые на практическом уровне.

Значительное место отводится на повторение и обобщение изученного материала. Дополнительно выделены часы на развитие связной речи.

В рабочей программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки учащихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ речи.

Рабочая программа предусматривает в 8 классе 68 часов - 2 часа в неделю. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень овладения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы.

Раздел 1. Общие сведения о языке (1)

Понятие государственного языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран

Содружества Независимых Государств.

Раздел 2. Повторение изученного в 5-7 классах 7 (5+2)

Пунктуация и орфография. Знаки завершения, разделения, выделения.

Знаки препинания в сложном предложении.

Разделительные и выделительные знаки препинания в сложном предложении.

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Р.р. Подробное изложение с грамматическим заданием по упр. 26.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Закрепление и обобщение изученного материала НЕ с разными частями речи.

Р.р. Сочинение по упр. 36.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного

в 5-7 кл.».

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация 4(2+2)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской

пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Р. р. Текст как единица синтаксиса.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое

высказывание.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения

главного слова.

Р.р. Сжатое изложение по упр.№52.

Виды словосочетаний по характеру главного слова.

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Замена словосочетаний синонимичными. Проверочная работа.

Раздел 4. Простое предложение 2 (1+1)

Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная основа

предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.Р.р. Описание архитектурного

памятника как вид текста, его языковые особенности. Зачет. Обобщение по теме

«Предложение». Проверочная работа.

Раздел 5. Двусоставные предложения 5ч.

Главные члены двусоставного предложения.

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми.

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

Раздел 6. Второстепенные члены предложения 6 (4+2)

Дополнение. Способы выражения дополнения.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Р.р. Способы сжатия текста (упр.139)

Обстоятельство. Способы его выражения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Р.р. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые

особенности.

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Раздел 7. Односоставные предложения 8(6+2)

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных

предложений.

Определенно- личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Р.Р. Инструкция

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Р.Р.Сочинение – рассуждение на свободную тему.

Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Неполные предложения.

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический

разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных

предложений (ознакомительно).

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Раздел 8. Простое осложненное предложение (1)

Понятие об осложненном предложении.

Раздел 9. Однородные члены предложения 10 (8+2)

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов

предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Р.р. Изложение (текст – сравнительная характеристика).

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

Р.р. Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения

текста.

Раздел 9. Обособленные члены предложения 7 (6+1)

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Выделительные знаки препинания при них.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление

согласованных определений.

Р. р. Рассуждение на дискуссионную тему.

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным

деепричастием.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания

при уточняющих членах предложения.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и

интонационная особенности.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

Раздел 10. Слова, грамматически не связанные с членами предложения 8 (7+1)

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении.

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Р.р. Составление делового письма.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные предложения, знаки препинания при них.

Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными

конструкциями, обращениями и междометиями».

Контрольная работа.

Раздел 11. Синтаксические конструкции с чужой речью 6 (5+1)

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки

препинания.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Диалог.

Цитаты и знаки препинания при них.

Систематизация и обобщение изученного по теме.

Р.р Рассказ.

Раздел 12. Повторение и систематизация изученного в VIII классе 3 ч.

Синтаксис и морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и орфография.

Контрольная работа. ​​​​​​​

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5-7 классах частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

С помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 8 класс/ Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс/ Г.А. Богданова. – м.: Просвещение, 2006.

Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – 2-е изд./ Л.А. Жердева. – Новосибирск – М.: Владос, 2004.

Еремеева А.С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь/ А.С. Еремеева. – Саратов: Лицей, 2005.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс/ А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера, 2002.

Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научн. редакт. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение 2002

Для учителя

Программа общеобразовательных учреждения. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009г.

Русский язык. 8 класс: учебник в 2ч. Авторы Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 200г.

Обучение русскому языку в 8 классе: Метод.рекомендации к учебнику. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2007г.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008г.

Русский язык. 8класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Автор-составитель Н.Ю. Кадашникова - Волгоград: Учитель, 2011г.

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2009 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.